Открытый урок " Текст-повествование и роль в нем глаголов"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Урок по развитию речи (русский язык) с использованием информации по народным промыслам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_tekst_-_povestvovanie_i_rol_v_nyom_glagola.doc | 376 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов : Мардашева ГР
МОУ «Еленинская СОШ»
Класс: 2
Тема урока: «Текст – повествование и роль в нём глагола»
Цели урока: дать представление о тексте-повествовании и его признаках, учить выделять в тексте глаголы; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
• школьник получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников, умение передавать содержание текста своими словами. Предметные: обучающиеся получат знания о повествовательном тексте; научатся выделять особенности текста ; самостоятельно образовывать новый текст; находить информацию в тексте.
Метапредметные:
• познавательные: школьник получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно осуществлять самоконтроль при работе с текстом; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
• коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
• регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация.
Этапы Методы и приёмы | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент Словесный: слово учителя | 9:20 – 9:23 | Начинаем урок русского языка А начать мне его хочется со стихотворения М. Данилова Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому,что я владею Русским всеохватным языком. -Ребята, скажите, пожалуйста, что значит владеть русским языком? (Правильно и красиво говорить, а также грамотно и красиво писать) Этим мы и занимаемся на уроках русского языка и литературного чтения. А я вам предлагаю сделать открытия.. Вы готовы к новым открытиям? Тогда приступаем к работе. Открывает тетради, запишем число. | Приветствуют учителя Отвечают на вопросы | |
Актуализация знаний Практический: заполняют схему Словесный: слово учителя, ответы на вопросы Практический: отгадывание ребуса Наглядный: презентация | 9:23 – 9:27 | - Отгадайте ребус. (текст) Предлагаю вспомнить что такое текст? -Текст - это несколько предложений, расположенных в определенном порядке и связанных по смыслу. - Текст можно озаглавить. - В тексте можно определить тему и главную мысль. -Текст можно разделить на три части (начало, основная часть и концовка) - К тексту можно составить план. | Отвечают на вопросы Отгадывают ребус, определяют ключевое слово темы урока. Фронтальная работа | П: осознанное построение речевого высказывания П: использование знаково-символичных средств для решения учебных задач Л: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. |
Постановка учебной задачи Наглядный: уч. презентация Словесный: учебный диалог | 9:27 – 9:29 | Ребята, вы предложили столько идей, давайте попробуем определить самое главное и сформулировать тему урока, прочитав информацию о тексте. - Какие сведения о тексте вы уже знали? - Что оказалось для вас новым? - Сформулируйте тему урока. - Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на два вопроса. Давайте прочитаем их в учебнике. С.82 (Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?) -Какую цель мы поставим на уроке? -Узнать что такое текст-повествование? - Какие особенности имеет текст - повествование? Для чего используется текст- повествование и какова роль в тексте глаголов? | Читают текст, используют знаки: + - если знают сведения; - если знание для них ново. Отвечают на вопросы учителя. - Что такое текст-повествование? Определение темы урока Постановка проблемных вопросов. Определение целей урока | П: строить речевое высказывание Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане |
Решение частных задач Практический: работа над текстом в учебнике Наглядный: учебник Словесный: слово учителя | 9:29 – 9:49 | Для того, что бы ответить на наш первый вопрос (на сл: Что такое текст-повествование?), вспомним, что мы называем текстом? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу). А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте. Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!» Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. К.Ушинский. - Что мы прочитали? (Текст) - Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу) - О чем этот текст? (Этот текст о солнышке) - Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.) - Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.) - Сколько частей в этом тексте? (Три) - Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.) - Прочитайте I часть (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи) - Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста? (Солнышко выплыло и стало рассылать лучи) - Что случилось потом? (Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку) - Хорошо. А кто такой жаворонок? (Это птица.) - Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит. Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья. - О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика; Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку)
- Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика. - Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?) - А теперь представьте, что вам дали задание не рассказать, а нарисовать этот текст. Сколько картинок у вас бы получилось? (Три) - А почему три? (Потому что я бы нарисовала картинку к каждой части текста) - Подумайте, можно ли все события, происходящие в этом тексте изобразить на одной картинке? (Нет) - Верно. - Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование. Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло? - Что еще можно добавить к этому правилу? (То, что текст – повествование нельзя изобразить на одной картинке) - Какой первый вопрос мы ставили в начале урока? (Что такое текст - повествование) Ответили ли мы на этот вопрос? Как звучит второй вопрос? (Какова роль глаголов в тексте – повествования?). Постараемся ответить на этот вопрос. - Найдите и подчеркните в тексте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте (Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать) - Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов) - Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы? (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа) - Ответили ли мы на второй вопрос? Вернемся к тексту. Выпишите из текста предложение о жаворонке. (У1 у доски) Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.) - Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.) - Что еще сделал жаворонок? (Выпорхнул, поднялся и запел.) - Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре) - Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше. | Формулируют определение «Текста» Знакомство с текстом в учебнике (упр. 144) Анализ прочитанного текста по содержанию Постановка вопроса ко всему тексту. Чтение определения в учебнике Подведение итога по первому вопросу Постановка учебной задачи на данный этап урока Работа с текстом, выделение в нём глаголов Формулируют вывод Грамматический разбор предложения Подведение итога задания | П: выполнение учебного действия; осознанное чтение текст; построение речевого высказывания Р: контроль за выполнением упражнений. П: выявлять существенное: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы Л: участие в продуктивном диалоге Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности |
Физминутка | 9:49– 9:51 | Давайте встанем и немного отдохнем. Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз потянись, Окончательно проснись. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. Как пружинки, мы присели, А потом тихонько сели. | Выполняют двигательные упражнения | |
Словесный: слово учителя Презентация: Народные промыслы России | 9:51 – 9:57 | - Наверное, каждый из нас бывал в такой ситуации, когда очарованный великолепным пейзажем, потрясающим видом, мечтал «остановить прекрасное мгновение». И останавливали, кто как мог: хватались за фотоаппарат или видеокамеру, кисточку или блокнот с ручкой, чтобы запечатлеть свои эмоции на холсте или бумаге. Иногда окружающая природа настолько красива, что не хватает слов выразить свой восторг. Я хочу предложить вашему вниманию одну из таких сказок : Жили-были три девочки-подружки: Дымка, Хохлома и Гжелька. Были они красивые, весёлые, озорные. Хохотушки и мастерицы славные. Они, конечно, несли людям радость, красоту и хотели, чтобы везде царила красота и люди были счастливыми. И вот стали они искать чудеса. У какой же подружки узор будет лучше? Поскакала Дымка и нашла себе узоры: точки, мазки, круги и полоски. Дымка осталась довольной. А подружка Хохлома нашла себе чудо дивное, красоту невиданную. Рисовала травку солнечным лучиком, а цветы-огоньки красной краской от зари. А Гжелька дольше всех искала. Устала и упала на землю. Увидела над головой синее небо с белыми облаками. − Облака-облачка, словно белые лебёдушки, плывёте вы, − произнесла она. И так понравилось синее небо с лебёдушками Гжельке, что решила она создавать сине-белые чудеса. — О чём эта сказка? В чём отличие сказки от простого рассказа? (чудеса, иносказание). — И сказку, и рассказ на уроке русского языка мы рассматриваем как текст- повествование. . Россия всегда славилась своими промыслами, изделиями умельцев.(рассказ о народных промыслах) -Дымка ,Хохлома и Гжелька дарят вам «визитки». | Определение последовательность действий Самостоятельно составляют текст – повествование, используя опору. Фронтальная проверка задания Выделение глаголов в тексте. | К: выражение своего мнения с достаточной полнотой и точностью; строить сообщения в устной и письменной форме Р: контроль, коррекция ошибок П: построение речевого высказывания; выполнение учебного действия |
Закрепление изученного. | 9 57- 10 02 | - Прочитай тексты и найди, который из них текст -повествование. Спиши текст. 1)Одет король русского леса в прозрачный нарядный кафтан. Грудка у зяблика вишнёвого цвета. Хохлатая шапка на голове, клюв – голубые. На крыльях – широкие белые «зеркальца». 2) Птица (зяблик) встрепенулась. Почистила клюв о ветку. Прошлась по ней бочком. Разок-другой тенькнула по-синичьи. Приосанилась и ударила в звонкий бубен. 3) А имя у птицы немного странное – зяблик. Почему его так назвали? Возможно потому, что перед дождём его удалая песня смолкает. Он хохлится, будто зябнет. К какому тексту можно задать вопрос : Что произошло? Сколько картинок можно нарисовать к каждому тексту? Вывод: текст №2 повествование | Работа в группе. | П: выполнение учебного действия; осознанное чтение текст; построение речевого высказывания Р: контроль за выполнением упражнений. П: выявлять существенное: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы |
Итог урока Словесный: уч. диалог | 10:02 – 10:03 | - О чём вы узнали сегодня на уроке? (Мы узнали, что такое текст-повествование)о народных промыслах России) - Какой текст называют текстом-повествованием? (Это такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим.) - Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что случилось? Что произошло?) | Рефлексия по содержанию | П: выполнение учебного действия П:контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Рефлексия Словесный: слово учителя Наглядный: карточки Домашнее задание. | 10:03– 10:05 | Нарисуйте солнышко, если на уроке вам все было понятно, интересно и легко. Тучку, если какие-то задания вызвали затруднение. С первой услышанной песни, сказки, с первой игры начинается наше знакомство с культурой своего народа. Эта культура следует за нами во взрослую жизнь. Мне очень хочется, чтобы вы росли не «Иванами, не помнящими родства», а настоящими гражданами нашей России. Не забывайте обычаи ваших дедов и прадедов, передавайте их своим детям. стр 84 упр147, учить правило
| Проводят самооценку своей деятельности | П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Образование глаголов прошедшего времени от глаголов в неопределённой форме"
Конспект урока русского языка 3 класс, технология проблемного обучения...
Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа
Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа...
открытый урок по русскому языку. 4 класс. "Спряжение глагола"
На уроке я использовала презентацию и групповую форму работы. Ученики быстро и качественно усваивают тот материал, который после полученной новой информации передается другому. Члены группы помогают д...
Открытый урок на тему "Единственное и множественное число глаголов" для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 2 класс
Открытый урок на тему "Единственное и множественное число глаголов" для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 2 класс...
Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний глаголов"
Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи:Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;Развивающие: спо...
Открытый урок по русскому языку «Обобщение изученного о глаголе»
План - конспект открытого урока по русском уязыку "Обобщение изученного о глаголе" и презентация к уроку...