Статья "Обучение чтению"
статья по русскому языку (1 класс)
В данной статье предлагаются различные приёмы работы в период обучения грамоте. Разнообразие приёмов позволяет заинтересовать ребёнка и сделать обучение успешным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_uchitelya_nachalnyh_klassov.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья учителя начальных классов
ГБОУ СОШ 262 Санкт-Петербурга
Цветковой Г.А.
Обучение чтению
Задача обучения чтению одна из главных задач начальной школы. Чтение – опора для успешного обучения другим предметам, чтение – одно из условий развития нравственных качеств, критического мышления, становления личности человека.
В первом классе стоит сложная задача – научить читать так, чтобы процесс чтения стал удовольствием, а не трудной и нудной работой.
Работа по обучению чтения строится по основному принципу дидактики от простого к сложному. Первый этап: звук, буква. Очень помогают в работе следующие упражнения:
- Нарисуйте в тетради столько палочек, сколько услышите звуков.
- Лепка из пластилина печатных букв.
- Создание групп похожих букв (Л-А, Е-Ё, В-З и т.д.)
- Создание групп совсем не похожих, например, на М (О, Ж и т.д.)
- Нахождение букв, которые являются общими для слов и печатанье этих букв (кактус, стук, кукла).
- Нахождение среди слов «лишнее» и запись его в тетради. ( сад, сам, сом, соб).
- Составление из длинного слова с помощью его букв другие слова.
- Составление слов из набора букв.
- Добавление букв к слову, чтобы получилось новое слово. ( шар-шарф, верь-дверь, вол-волк, мыл-мыло, бор-сбор и т.д.)
- Обратное задание – убрать букву. ( укол-кол, крот-рот….)
- Превратите одну букву в другую. (Л в А….)
- Добавьте гласные, чтобы получилось слово ( ВСН –ВЕСНА)
Следующий этап чтение слогов. Мне очень нравится упражнение-пение слогов.
Переходим к словам. Есть замечательное упражнение – чтение столбиков слов. Оно даёт возможность не только совершенствовать технику чтения, но и работать над характеристикой звуков, значением слов, подбором синонимов и антонимов и т.д. в зависимости от подбора слов в столбике.
Авторы Плюснина Е.М., Данилова Н.В., Ермакова Е.А, в книге «Технология словесного чтения» дают описание методики работы и материал для чтения. Приведу пример из этой книги.
Карточки. От простого к сложному.
хлеб | лодка | ананас | беседка |
море | жилет | ангина | блокнот |
баян | метод | анкета | берлога |
воля | комод | бензин | береста |
тушь | равно | аромат | браслет |
орех | шоссе | балкон | бегемот |
стая | театр | атаман | барабан |
шкаф | книга | бодать | аспирин |
лига | фасад | боксёр | антракт |
Очень мне нравятся карточки-горки также представленные в этой книге.
вы
му
азот
гавань
жакетка
саженец
лазурный
упорство
штепсель
обелиски
целлофан
квитанция
свидетельство
кораблестроение
чистосердечное
Работа с предложением и работа с текстом – это то, к чему мы стремимся.
Здесь я часто использую на уроках такие приёмы как «жужжащее чтение», то есть чтение всем классом шёпотом. Нравится детям и приём « чтение с проверкой» : читают друг другу фиксированное время и проверяют друг друга (количество ошибок).
Хорошо зарекомендовавший себя приём « чтение ручейком» - по предложению друг за другом. Использую приём – «подготовленного чтения». Ученик на уроке получает карточку с небольшим текстом и через несколько минут после подготовки про себя «выступает» перед классом. Тут уже просим не только правильно (без ошибок) прочитать текст, но и обратить внимание на выразительность прочтения, паузы, громкость.
Важно, чтобы дети понимали, что входит в понятие «хорошее» чтение. Для этого надо включать класс в процесс самооценки и взаимооценки качества чтения.
Не стоит забывать и об упражнениях, которые можно включать в физ.минутки на уроке. Они тоже помогают процессу формирования навыка чтения.
Это и упражнения на активизацию работы мышц глаз:
- Сядьте, расслабьте тело. Широко открывайте и закрывайте глаза с интервалом в 30с. Повторите 5-6 раз.
- Смотрите вдаль, переведите взгляд на палец.
- Поднимите глаза вверх. Опустите глаза. Поверните глада в правую сторону, в левую сторону.
И упражнения дыхательные, например, глубокий вдох, поднимите медленно руки до уровня груди. Задержите дыхание (внимание на середине ладоней). Медленно выдохните (руки опустите вдоль тела).
В данной статье я остановилась только на некоторых приёмах позволяющих формировать «технический навык». Это, конечно, только первая ступенька чтения. Дальше к ней присоединяются мотивация, осмысленность, получение информации, анализ произведения, чувства и эмоции. Всё, ради чего мы и читаем книги, но без хорошего умения просто читать, то есть складывать буквы в слова, по моему убеждению, не придёт и всё остальное.
Использованная литература:
- В.Н.Зайцев «Резервы обучения чтению»
- В.В.Лайло «Изучение алфавита и развитие восприятия»
- Л.Г.Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей»
- Плюснина .М., Данилова Н.В., Ермакова Е.А. «Технология словесного чтения»
- А.Л.Сиротюк «Коррекция обучения и развития школьников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».
Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....
Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку
Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".
Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...
Урок по литературному чтению 1 класс «Чтение слов с изученными буквами. Формирование навыков чтения»
Формирование навыков чтения, умения работать с текстом...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...