Отчет по теме самообразования
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Отчет по теме самообразования: «Работа со словарными словами на уроках русского языка, ка средство формирования УУД в начальных классах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования: «Работа со словарными словами на уроках русского языка, ка средство формирования УУД в начальных классах»

Используя систематическую работу со словарными словами помогает учащимся узнать много новых слов и значений, многозначности переносных значений и использование новых усвоенных слов  в своей речи.

Речь школьника становится более содержательнее, богаче и красивее. При бедности словаря учащихся тормозиться усвоение орфограмм. Непонимание смысла слова обычно ведет к непониманию всего содержания материала.

Начиная свой педагогический путь, я столкнулась с такой проблемой на уроках русского языка, как дети не желают запоминать словарные слова стандартным методом (зазубривая и проговаривая). Дети, у которых очень хорошо развита слуховая память пишут в основном словарные диктанты или употребляют эти слова в творческих работах безошибочно. Но это меньшее количество детей. Что же делать с остальными?

В своей работе я пыталась разнообразить приемы работы со словарными словами. С первого класса ,как только мы переходим к русскому языку ,каждый ученик заводит свой словарик. Слова мы записываем в словарики ,ставим ударение и выделяем зеленой ручкой непроверяемые или трудно проверяемые орфограммы.

Организация работы со словарными словами должна занимать ведущее место на уроке и тогда она поможет сформировать необходимые УУД. Это непростая работа и требует высокого уровня, прежде всего педагога.

Виды работы со словарными словами на уроках

1. Составь предложение со словарным словом

Этот вид в основном использую в 1 классе. Детям предлагается придумать предложение по заданной схеме, местонахождение словарного слова выделяю другим цветом. Например:

________ ______ ______ ___ ______ . (Черная ворона сидит на дереве.)

2.  Кроссворды, ребусы, головоломки

Этот вид работы очень нравиться детям, поэтому использую его и на уроках и в качестве домашнего задания.

3. Загадки – шутки

В каких словарных словах спрятались ноты?( дорога, помидор…)

4. Выборочный диктант

Читается текст. Дети на слух определяют словарное слово и записывают его с проговариванием. Так же можно и давать зрительный выборочный диктант и организовать групповую работу: Кто больше найдет словарных слов и запишет без ошибок

5. Комментирование с места

Предлагается найти в тексте словарные слова с пропущенными орфограммами, вставить букву и дать ей характеристику. Например:

П…НАЛ – безуд.глассная в корне слова, непроверяемая

М…ДВЕ…Ь – безуд.глассная в корне слова, непроверяемая  и парная согласная , которую можно проверить

6. «Учитель»

Дается текст, в котором присутствуют словарные слова и написаны с ошибками. Задача детей найти их и исправить ошибку. Здесь очень важно научить детей видеть ошибки в словах. Ошибка должна «резать» глаз. Детям этот вид работы очень нравится и они с удовольствием играют в учителя.

7. Угадай слово

Один из детей, не называя словарного слова, объясняет его лексическое значение, дети угадывают и записывают с проговариванием.

8. Про себя

Учитель молча, но очень четко двигая губами проговаривает словарное слово. Дети угадывают и также молча проговаривая записывает.

9. Угадывание слов по картинкам

К уроку подбираются картинки и показывая их , дети угадывают и записывают. Так же можно усложнить – учитель называет слово, а дети делают небольшую зарисовку этого словарного слова

10. Схемы

На карточках или на доске даются схемы слов с указанными словарными орфограммами

__О__О__ ( молоко, воробей, сорока..)

__Е___ДЬ ( тетрадь, медведь..)

11. Запоминалка

На доске записано 10 – 15 слов, Дается время 1 минута для запоминания слов. Затем слова закрываются и дети вспоминают и записывают как можно больше словарных слов

12.  Алфавитное шифрование

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер, это задание способствует запоминанию алфавита и правописание слов

13. Добавь гласные или согласные

Например: КПСТ (капуста), ООА (сорока, ворона) и т.д.

14. Работа с разными темами:

- измени форму числа

- образуй родственные слова

- подбери антонимы, синонимы

- допиши к словарным словам имена собственные

- собери слоги

 - чей это голос?

15. Творческая мастерская

Предлагается детям раз в неделю сочинить какую-нибудь историю, используя словарные слова

Заключение

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает интерес у учащихся к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования

«Формирование орфографического навыка через развитие познавательного интереса к предмету»...

Презентация "Отчет по теме самообразования"

В данной презентации содержится информация по теме самообразования "Развивающие игры на уроках математики"...

Отчет по теме самообразования

«Дидактическая игра как один из компонентов личностно-ориентированного  урока в начальных классах»....

Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"

В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме....

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...