Урок русского языка 3 класс. Глагол
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Садовникова Татьяна Викторовна

Урок русского языка 3 класс. Глагол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass_glagol.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:

Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе, о его роли в речи.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Познавательные УУД:

- закрепить теоретические знания о глаголе как части речи;

- формировать навыки составления предложений из заданных слов;

-расширять лексический запас путем подбора слов к заданной тематике;

- развивать умение употреблять глаголы в речи, определять его грамматические формы,  орфографическую зоркость;

-стимулировать умение сосредотачиваться, развивать интерес к выполнению упражнений.

Регулятивные УУД: 

- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;

- формулировать вопрос, затруднение, с которыми столкнулись;

- оценивать  свои ответы и ответы одноклассников.

Коммуникативные УУД: 

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в группах, веер с буквами, сигнальные карточки-машинки.

Ход урока

Этапы урока

Образовательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Проверка готовности к уроку.

II.  Актуализация знаний.

В этот весенний чудесный день предлагаю вам  отправиться  в увлекательное путешествие в страну , которая  называется Части речи.

Но эта страна очень большая, в ней много разных областей, в которых живут разные части речи.

Слова, которые живут в этой области, ужасно разговорчивы.

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы

Гор…д, ….тец, лес……ница, ж . лать, г….рох, …..льбом, л….пата.

(работа в парах – проверка)

Слова с какой орфограммой записали?

Какое слово лишнее? Почему?

Из первых букв слов составьте новое слово.Что оно обозначает?

Определите тему нашего урока. Поставьте цель нашего урока.

Глагол – это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчёркивается его особая значимость. Глаголить – значит говорить.  

(учащиеся выполняют задание)

Лишнее слово – желать, потому что это глагол, а остальные слова – имена существительные.

Обобщим  все знания о глаголе и и будем применять при выполнении разных заданий.

III.  Обобщение и систематизация знаний 

Но чтобы оказаться в области глаголов, давайте вспомним, что мы знаем о этой части речи.

Тест  (работа с буквенным веером)

  1. 1. Глагол – это…

    а) часть слова.

    б) часть речи.

    в) часть предложения.

2. Глагол отвечает на вопросы:

    а) что делает?...

    б) какой? какая?...

    в) кто? что?

3. Глагол обозначает…

    а) предмет.

    б) признак предмета.

    в) действия предметов.

4. Глагол не изменяется:

    а) по числам

    б) по падежам.  

    в) по временам.

5.  В предложении глагол является :

     а) дополнением;

     б) определением;

     в) сказуемым.

Взаимопроверка. Оцените работу.

( учащиеся выполняют тест)

IV. Применение знаний и умений

1. Выполнив задание,  вы показали, что много знаете о глаголе. Мы продолжаем путешествие. Здесь живёт много разных глаголов. Прочитаем стихотворение.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

 Вышивает или пашет,

 Или забивает гол,

 Варит, жарит, моет, чистит-            

 Все расскажет нам глагол.

Выпишите из стихотворения глаголы. Образуйте от данных глаголов глаголы  неопределённой формы.

Как образовать неопределенную форму?

Взаимопроверка. Оцените работу.

(учащиеся выполняют задание)

V. Физминутка

Глагол предлагает нам отдохнуть и проверить вас на внимательность.  Встаньте с места. Если я назову глагол, вы повторяете то движение, которое он обозначает, другую часть речи –стоите без движения.

Улыбается, вытирал, шьет, поливал, самосвал, хохочет, копают,  крокодил, выпил,  зажег, дверь оттёр, мыл,  подметал, сыр.

(учащиеся выполняют задание)

  1. 2. Мы продолжаем путешествие. Въезжаем в город на главную площадь.  Всё в этом городе особенное. На площади стоят три машины разного цвета. Как вы думаете, чем интересны эти машины? (машины времени)
  2. Как связаны машины и глаголы?
  3. Глаголы живут по трём разным временам. А какие это три времени?

(групповая работа )

1 группа: Снег теперь уже не тот

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

2 группа: Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей,

А с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

3 группа: Пройдет зима холодная,

Наступят дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

4 группа:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Выпишите глаголы, определите  время глаголов. Какие слова помогут определить время? (было, есть, будет)

Взаимопроверка. Оцените работу.

  1. 3. Игра «4 лишний» (Групповая работа ) первая группа-зеленые машины, вторая группа-красные, третья группа- желтые.

Найдите лишний глагол. Докажите, почему он лишний.

1 группа           2 группа                          3 группа              

встречает        поскрипывал                   прочитает              

празднует       бежал                                засмеётся            

отвечал           жужжит                            оживёт                  

трещит            пролетел                           удивил                  

Проверка. Вы на машине какого времени путешествуете? Докажите.

Ученики выполняют задание, комментируют свое решение.

4. Каждый день глаголы ходят на работу в Предложение.  Как вы думаете ребята, кто они по профессии?

-  Составьте из слов предложение, изменив форму прошедшего времени глагола на будущее.

Растопила, снежные, весна, сугробы.

Взаимопроверка.

- Выполните синтаксический разбор предложения.

Взаимопроверка.

-  Разберите как часть речи слово растопит.

Проверка.

5.  Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем – то связан. Подберите как можно больше глаголов к данным  именам существительным. (групповая работа)

Муравей

Роза

Ворона

Девочка

1 группа: глаголы стоят в прошедшем времени.

2 группа: глаголы стоят в настоящем времени.

3 группа: глаголы стоят в будущем времени.

4 группа: тает, бегут - в настоящем времени; повеяло – в прошедшем времени; засвищут и оденется в будущем времени.

1 группа : отвечал – прошедшее время;

2 группа: жужжит – настоящее время;

3 группа: удивил – прошедшее время;

4 группа: одевает – настоящее время.

Глагол – сказуемое.

(учащиеся выполняют задание)

(учащиеся выполняют задание)

Муравей (бежит, несет, строит)

Роза ( растёт, цветёт, пахнет)

Ворона (летит, каркает, сидит)

Девочка (идет, прыгает, шьет)

Физминутка

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

6. А сколько глаголов встречается в пословицах.

Восстановите пословицы. Объясните их смысл. (групповая работа)

Кто (не) работает,

кто ничего (не) делает.

Кто любит трудиться,

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

тому без дела (не) сидится.

(Не) ошибается тот,

тот (не) ест.

 Какая старая знакомая вам встретилась? Что вы о ней можете сказать?

(учащиеся выполняют задание)

Частица не с глаголом пишется раздельно.

V. Контрольный или творческая работа.

А настолько ли важны глаголы? Может мы обойдёмся без них?

Выполним проект «В творческой мастерской».

В данный текст вставьте  подходящие по смыслу глаголы.

       |_____ весна. В полях ____ первые проталины. |_____ грачи.  Они ____ носами поля, ____ из земли червей. Жаворонки _____ в поле зёрнышки. Скворцы ____ оживших насекомых.

Слова для справок: появились, прилетели, ковыряют, вытаскивают, собирают, ловят, наступила.

Вот и закончилось наше путешествие по области Глаголов. А чтобы вернуться  в класс, нужно указать,  какие глаголы употреблены в переносном значении.

Идет мальчик, идет время, идет кино, малыш бежит, время бежит, солнышко садится, птичка садится.

Глаголы делают речь ясной и понятной. С помощью глагола мы узнаём, как всё в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.

(учащиеся выполняют задание)

Идет время, идет кино, время бежит, солнышко садится.

VI. Рефлексия учебной деятельности

Выглянуло на небе  солнышко. А чтобы оно  весело заиграло своими лучиками, нужно продолжить фразу, написанную на каждом из лучей.

Сегодня на уроке…

  • Я вспомнил(а)…
  • Я повторил(а)…
  • У меня получилось…
  • Я хочу сказать спасибо однокласснику…, потому что…
  • Мне было трудно...
  • У меня получилось…

Использованная литература:

  1. О.И. Дмитриева поурочные разработки по русскому языку 3 класс. «ВАКО» Москва,2014г.
  2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий  Учебник по русскому языку для 3 класса. «Просвещение» Москва, 2014г.
  3. В.Волина «Весёлая грамматика» «Знание » Москва, 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы».

Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое глагол-синоним, глагол-антоним;- умет...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Глаголы-антонимы, глаголы-синонимы».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов ". 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по с...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов.Цели деятельности учителя: создание содержательных и организационн...