Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка
статья по русскому языку

Закурдаева Регина Искандеровна

В статье рассматриваются основные методы и приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zakurdaeva.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка.

Закурдаева Регина Искандеровна, ГБОУ СОШ «Центр образования» п. Варламово м.р. Сызранский Самарской области, Россия

Алимова Елена Сергеевна, ЧОУ СОШ «Кристалл» г. Сызрань, Россия

Аннотация: в статье рассматриваются формы и методы работы, направленные на формирование орфографической зоркости младших школьников.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, проговаривание, списывание, словарная работа, визуализация, орфографическая сказка.

Современный образовательный процесс в начальной школе опирается на внедрение Федерального государственного образовательного стандарта, который создает образ идеального ученика, владеющего определенными универсальными учебными действиями. В области изучения русского языка ФГОС НОО гласит, что ученик должен овладеть «первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, овладеть учебными действиями с языковыми единицами» [1].

Таким образом, одной из главных задач на уроках русского языка становится: формирование орфографической зоркости, зоркости, умение не только обнаружить, но и распознать орфограмму в условиях зрительного и слухового восприятия. Это является залогом грамотного письма.

ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу.

Чтобы достичь результатов в формировании прочных навыков безошибочного письма, необходима регулярная работа.

Во-первых, необходима пропедевтическая работа по формированию орфографической зоркости. В соответствии с программой пропедевтическая работа по орфографии начинается с букварного периода, с работы по Прописям в процессе звуко-буквенного анализа слов.

Второй этап – этап активного становления орфографической зоркости младшего школьника.

Проговаривание - это произнесение слова так, как будто все фонемы в нём представлены своими сильными позициями. Данный приём позволяет детям писать без пропусков и искажений, а так же может выступать в качестве контрольного этапа при повторном прочтении уже написанного слова.

Письмо с пропусками букв (фонем) – ученикам даётся разрешение пропускать букву, если не знаешь, как её писать. Данный приём позволяет младшему школьнику избавиться от страха в допущении ошибки, в первую очередь при изложении собственных мыслей.

Специально организованное списывание – списывание слов (предложений, текста). Списывание может быть дано без заданий и с заданиями. Например, списывание со вставкой пропущенных букв, списывание с подчеркиванием,  списывание с заменой некоторых слов их синонимами или антонимами, списывание со вставкой, комбинированное списывание, списывания с грамматико – орфографическими заданиями [2]. В начальной школе с данными заданиями переусердствовать ненужно, так как это может отвлечь ученика от основной его работы – грамотного списывания текста.

Большое значение в развитии орфографической зоркости имеет словарная работа. Обучающиеся должны заучивать словарные слова, опираясь на толковый словарь и приёмы мнемотехники. Визуализация – это  искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Традиционным приемом работы для развития орфографической зоркости является орфографическая сказка [3]. Орфографическая сказка помогает ученикам полюбить русский язык и проявить больший интерес к этому предмету. Она не только доносит до ребёнка программный материал в легкоусвояемой форме, но и даёт возможность поработать над нравственным содержанием, которое есть в сказке.

На этапе закрепления целесообразно использовать упражнения, основанные на многократном повторении слов с чёткой артикуляцией. Например:

1) шуточные загадки и вопросы: в каких словах спрятались ноты?

2) орфографические пятиминутки: прочитай слоги и составь из них как можно больше слов.

3) упражнения с элементами какографии – замена букв в тексте.

4) устная работа с помощью сигнальных карточек.

5) выборочный диктант.

При регулярном использовании данных методов и приемов работы  на уроках русского языка уровень грамотности младших школьников значительно возрастет. Работа по формированию орфографической зоркости должна быть целенаправленная, учитель должен избегать механического усвоения тех или иных правил правописания, пассивности детей по усвоению того или иного вида орфограмм, а так же хорошо  владеть методикой проведения различных упражнений по формированию орфографической зоркости и использовать её в системе.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

2. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. -2003 - №4-С.39

3. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. -2002- №1-С.90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...

"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"

"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"...

Опытно-методическая работа "Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"

Объектом  исследования является проблема повышения орфографической грамотности учащихся младших классов. Предмет исследования – методы, приёмы, средства, направленные на развитие орфог...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания....

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий.

Грамотность- это орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. Этот материал расскажет о том, как развивать орфографическую зоркость в процессе обучения учащихс...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС....

Развитие орфографической "зоркости" младших школьников на уроках русского языка

Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися начальных классов  устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии....