Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка
презентация к уроку по теме
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_mladshikh_shkolnikov_na_urokakh_russkogo.pptx | 117.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания .
Факторы формирования орфографической зоркости 1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку .
2 . Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание . Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.
Шесть этапов для решения орфографической задачи: 1) увидеть орфограмму в слове; 2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило; 3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; 4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи; 5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму; 6) написать слово в соответствии с решением задачи
Приёмы развивающие орфографическую зоркость . Памятка. 1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. 2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его. 3.Выдели орфограммы в списываемом тексте. 4. Прочитай предложение так, как оно написано. 5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать. 6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза. 7.Проверь написанное: а) читай то, что написал; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом. 1. Списывание.
2. Комментированное письмо. Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
3. Письмо с проговаривание. Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
4. Письмо с пропуском орфограмм. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать. 5. Какографические упражнения . Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
6. Скоростное письмо. Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика проведения : 1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое). 2. Самостоятельное чтение хором. 3. Объяснение орфограмм (коллективно). 4. Считают количество предложений в тексте. 5. Чтение по предложениям. 6. Орфографическое чтение. 7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.). 8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях. 9. Проверка написанного.
7. Письмо по памяти. Письмо по памяти я провожу по следующей схеме: 1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию. 2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор. 3. Упражнение в запоминании. 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами. 5. Запись. 6. Проверка.
8. Диктант Предупредительный диктант Объяснительный диктант Выборочный диктант Свободный диктант Самодиктант Зрительно-слуховые диктанты Диктант с простукиванием « Проверяю себя». Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя , как пишется то или иное слово . Словарный диктант
Правила в стихотворной форме В конце слова, без сомнения, происходит оглушение. Говорим мы – плод, проверяем плоды, Говорим мы – сад, проверяем сады.
Род мужской, конечно, мой; Мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я, То, про что скажу – моя; Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя. Средний род – оно моё; Моё окно, село моё.
Прошедшее время – то, что прошло; Вчера мы писали, солнце ушло. Настоящее время – проходит теперь Мою окно, закрываю дверь А в будущем: я полечу на ракете, Хочу побывать на далёкой планете.
Выборочный ответ. Слова. Ответы. Слова. Ответы. 1 2 3 4 1 2 3 4 б … тон а о а о ко … ектив л лл л лл г … зета о а а о а … ея лл л л лл г … рох о а о о ко … идор рр р рр р
Подбор и запись слов с иноязычными элементами авто- -колл- -грамм- автодорога коллектив грамматика автомобиль коллекция килограмм автостанция редколлегия орфограмма
Состав слова Та часть слова, что изменяется, Окончанием называется. Остальную же часть слова Именуем мы основой .
Орфографическое домино Что такое орфография? Орфография – правописание, т.е. система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний Какая орфограмма в словах? Лыжи, шило, шина, живот Гласные после шипящих ж и ш Какая орфограмма в словах? Чаща, роща, чайник, дача, щавель Гласные после шипящих ч и щ Какая орфограмма в словах? Чуковский, щука, чулки, чудеса Гласные после шипящих ч и щ Какая орфограмма в словах? Собака Дружок, кошка Мурка, телёнок Милка, Корней Иванович Чуковский Заглавная буква в фамилиях, именах, отчествах людей и кличках животных Какая орфограмма в словах? Дочка, конечно, мощный, помощник Сочетание чк , чн , щн Какая орфограмма в словах? Зерно, слова, кольцо, весло, далёкий Безударные гласные в корне Какая орфограмма в словах? Ель, сталь, пальто, уголь, зорька
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных Какая орфограмма в словах? Листья, деревья, вьюга, варенье Разделительный мягкий знак Какая орфограмма в словах? Съезд, съедобный, подъём, взъерошенный Разделительный твёрдый знак Какая орфограмма в словах? Хлеб, мороз, карандаш Парные согласные на конце слова Какая орфограмма в словах? Рыбка, ложка, загадка Парные согласные в середине слова Какая орфограмма в словах? Группа, тонна, русский, класс, килограмм Удвоенные согласные Какая орфограмма в словах? Здравствуй, солнце, сердце, поздний, чувство Непроизносимые согласные Какая орфограмма в словах? Не ушёл, не читал, не играй, не спит, не гуляет Не с глаголами Какая орфограмма в словах? Река Кама, город Казань, улица Мира, озеро Байкал
Заглавная буква в географических названиях Какая орфограмма в словах? У окна, над книгой, возле дома, к озеру, перед школой Предлог со словом Какая орфограмма в словах? Рассказ, ввинтил, рассвет, вверху, оттаял Удвоенная согласная на стыке приставки и корня Какая орфограмма в словах? Помощь, дочь, полночь, вещь, мышь Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода Какая орфограмма в словах? Вертолёт, теплоход, молоковоз, водопой, ледокол, мышеловка Сложные слова Какая орфограмма в словах? У нас, со мной, к вам, от нас, во мне Предлог с местоимением Какая орфограмма в словах? К дяде, от Казани, к осине, на кровати Правописание безударных падежных окончаний имён существительных Какая орфограмма в словах? Двухъярусный, трёхъярусный, межъярусный Разделительный твёрдый знак в сложных словах Какая орфограмма в словах? В тёплой комнате, в лунном, с хорошим настроением Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных Какая орфограмма в словах? Проводим, колем, дышит, вертим, мыслит, служим
Правописание безударных личных окончаний глаголов Какая орфограмма в словах? Решаешь, чинишь, лежишь, дышишь Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед. числа настоящего времени Правописание безударных падежных окончаний имён существительных Какая орфограмма в словах? Двухъярусный, трёхъярусный, межъярусный Разделительный твёрдый знак в сложных словах Какая орфограмма в словах? В тёплой комнате, в лунном, с хорошим настроением Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных Какая орфограмма в словах? Проводим, колем, дышит, вертим, мыслит, служим Правописание безударных личных окончаний глаголов Какая орфограмма в словах? Решаешь, чинишь, лежишь, дышишь Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед. числа настоящего времени
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка
Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...
"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"
"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"...
Опытно-методическая работа "Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"
Объектом исследования является проблема повышения орфографической грамотности учащихся младших классов. Предмет исследования – методы, приёмы, средства, направленные на развитие орфог...
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий.
Грамотность- это орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. Этот материал расскажет о том, как развивать орфографическую зоркость в процессе обучения учащихс...
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС....
Развитие орфографической "зоркости" младших школьников на уроках русского языка
Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися начальных классов устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии....
Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».
Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...