"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"
статья по русскому языку по теме
"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_mladshih_shkolnikov_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»
План.
- Значение развития орфографической зоркости младших школьников.
- Виды упражнений развития орфографической зоркости.
- Краткие выводы.
I. Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном общении.
От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Общеизвестно, что развитие орфографической зоркости (далее ОЗ) возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы.
Анализ учебников и дидактического материала по русскому языку убеждает нас в том, что в учебном классе содержится разнообразный лексический материал для развития речи и мышления, варианты основных орфограмм представлены достаточно полно, рекомендуется ряд ценных приемов на нахождение орфограммы.
Так, в учебниках Т.Г.Рамзаевой предлагаются, например, такие задания: «Назовите слова на знакомые вам правила» (2 класс); «Подчеркните 5 слов с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением» (3 класс); «Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным. Подберите и напишите 2-3 слова на это правило» (4 класс).
«Дидактический материал по русскому языку» Ш.В. Журжиной, Н.В.Костроминой для учащихся четырехлетней начальной школы дополняет упражнения на поиск орфограмм следующими заданиями:
«Объясни написание букв Ъ и Ь. Проверь по тексту слова, в написании которых сомневаешься» (3 класс); «Объедини в три группы слова в зависимости от типа орфограммы» (4 класс).
Ряд упражнений направлен на практическое обучение разным способам самоконтроля: «Проверь себя постановкой вопроса к прилагательному» (4 класс); «Выдели безударные окончания существительных первого склонения. В скобках напиши слово, подстановкой которого можно проверить правильность написания окончания».
Однако, упражнений, развивающих ОЗ, данных в учебнике, недостаточно.
Целевая направленность учебного процесса требует системы упражнений, понимания, почему именно это упражнение, именно в данное время ученик должен выполнить. Не просто разнообразие упражнений как таковое, а их целесообразность, определяемая задачами формирования ОЗ и ее неуклонного развития, дает положительный эффект.
ОЗ развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования ОЗ.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктанта, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание; резкодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки ОЗ дает комбинированное восприятие и запоминание, которое возможно в процессе комментированного письма, звуко-буквенного и орфографического разбора.
Предложенные упражнения обеспечивают сочетания фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.
Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм в ходе звуко-буквенного анализа и разбора по составу. Самоконтроль формируется на основе самопроверки и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта «Проверяй себя».
II. Рассмотрим некоторые виды упражнений, развивающих ОЗ.
- Орфографическое проговаривание.
Орфографическое проговаривание целесообразно при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому «в памяти» движений остается память движений речевого аппарата. В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а так же подключается слуховая память, усиливая слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (букв) слова. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.
Чтобы орфографическое произношение не оказало отрицательного воздействия на орфоэпическое произношение, П.С.Тоцкий рекомендует двоякое произношение: сначала – орфоэпическое, затем – орфографическое.
При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.
- Комментированное письмо.
Особенно важно научить детей комментировать свое письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.
Например: под-ле-та-ет: «В приставке пишу букву О. В корне безударная гласная Е, проверяю: перелёт. В окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределенная форма – подлетать – не на –ить, это не глагол-исключения, значит, I спряжение, пишу окончание -ет».
Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дано в учебниках русского языка, а отдельными словами – комментариями, т.е так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоит смысл и формулировку правила.
При комментировании ученик должен прежде всего найти объект объяснения, т.е. орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает ОЗ учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приемов по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработке навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.
Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается хорошая дикция.
Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
- Графическое выделение орфограмм возможно при выполнении всех письменных работ.
В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается снизу одной чертой, предшествующая или последующая буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркивается двумя чертами.
Например: дуб – дубок.
Графическое обозначение орфограмм и их количества в слове позволяет проводить орфографический разбор как самостоятельную работу и контролировать формирование ОЗ у детей. При подчеркивании орфограмм (съел, в море) ученик фиксирует свое умение обнаруживать ее, при графическом обозначении орфограммы определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при проверке домашнего задания, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.
Подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки ОЗ, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, никак не могут заметить их быстро. А некоторые подчеркивают без разбору, в том числе ударные гласные или безударные Ы, У. Учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий.
- Сигнальные карточки.
Работа с сигнальными карточками позволяет вырабатывать хорошую реакцию детей, то есть готовность к быстрым действиям. Замедленные же действия, ошибки учащихся (например, в слове стоит ученик показал не гласную О, а гласную И) свидетельствует о несформированности орфографической зоркости.
Полезно также предлагать детям для работы с сигнальными карточками слова с двумя орфограммами, например: семья, мороз. В этом случае учащиеся должны показать две карточки (например: е, ь или о, з) или спросить у учителя, о какой орфограмме идет речь.
Сигнальные карточки – эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучении, так как учитель сразу видит того, кто ошибся, и быстро помогает ученику.
- Перфокарты.
Аналогичным образом ОЗ развивается при использовании перфокарт, когда ученику надо записать не все слово, а только орфограммы.
Такую работу можно записывать в таблице, включая дополнительное задание для повторения. Например: «Укажите безударные гласные в следующих словах и определите склонение: сосна, дерево, площадь, лошадка, холод, осень, ладошка, озеро, по степи, снегирь».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
о | е | а | о | о | е | а | е | е | е |
1скл. | 2скл. | 3скл. | 1скл. | 2скл. | 4скл. | 1скл. | 2скл. | 3скл. | 2скл. |
- Предупредительный, объяснительный, зрительный диктанты, письмо по памяти.
Эти упражнения предполагают нахождение орфограмм и определение их типа.
Рассмотрим возможности зрительного диктанта для развития ОЗ.
Зрительный диктант – это такое орфографическое упражнение, перед написанием которого учащиеся в воспринимаемом зрительно тексте без пропуска орфограмм (словах, словосочетаниях, предложениях) находят изучаемые орфограммы, называют их опознавательные признаки и объясняют условия выбора написания, то есть выполняют орфографический разбор. Зрительный диктант способствует более глубокому осмыслению правил, во-первых, за счет того, что учащиеся имеют возможность опереться на зрительное восприятие, облегчающее обнаружение орфограмм и фиксирующее в памяти их графический образ; во-вторых, отработать в ходе орфографического разбора логическую последовательность операций; в-третьих, проверить качество своей подготовительной работы, которое выявит запись текста на слух по «свежим следам». Таким образом, зрительный диктант, в процессе подготовки к которому внимание учащихся сосредоточивается на орфограмме, на ее опознавательных признаках и условиях выбора написания, развивает орфографическую зоркость учащихся.
- Выборочный диктант и выборочное списывание.
Выборочный диктант и выборочное списывание при систематическом проведении дают очень хорошие результаты, так как решают сразу две задачи: организуют опознавание слов с нужной орфограммой при слуховом или зрительном восприятии текста и уплотняют возможную запись в «единицу времени» (интенсифицируют тренировку). Данные упражнения обеспечивают межпредметную связь с уроками классного и внеклассного чтения.
- Взаимосвязь звуко-буквенного анализа, разбора по составу с орфографическим разбором.
Звуко-буквенный разбор заставляет ученика сравнивать произношение и написание слова, учит видеть расхождение между ними, вызывает необходимость объяснять орфограммы. Например: «В слове зовёт слышу гласный [а], но пишу гласную О, потому что проверочное слово – зов. В слове нос слышу парный согласный [с], пишу С, так как проверочное слово – носик.
При разборе по составу, выделяя части слова, ученик орфографически, то есть побуквенно, проговаривает их и комментирует встретившиеся в них орфограммы.
- Диктант «Проверяю себя».
Постепенно формируя умения замечать орфограммы, учитель не забывает о конечной цели – каждый ученик должен научиться реагировать при письме на собственные индивидуальные затруднения. Диктант «Проверяю себя» направлен на развитие способности не только уметь обнаруживать орфограммы вообще, но и уметь определять свои затруднения. Это упражнение дает ученику право на пропуск в слове той буквы, в написании которой он не уверен, сомневается. После записи слов, предложений ученик вставляет пропущенные буквы в ходе работы с учебником, со словарем, в ходе собственного обсуждения с соседом по парте или после обращения с вопросом к учителю.
Данное упражнение (в случае сомнения пропустить букву – подчеркнуть место пропуска – поставить на полях вопрос) приучает школьника задумываться над грамотностью своего письма, помогает видеть орфографические трудности и преодолевать их, формирует орфографическое умение работать со словарем, грамотно задавать вопросы. Способность видеть трудные слова развивается у подавляющего большинства учащихся, что ведет к повышению грамотности в целом. Кроме того, меняет «климат» обучения: получив право выяснять то, чего не знаешь, ученик утрачивает страх перед орфографией, употребляет любые слова, не боясь допустить ошибку, не обедняя из-за орфографической трудности свою речь.
- Подготовка заданий на изученное правило для товарища.
В качестве домашнего задания детям предлагается записать на листочках в столбик пять или десять слов на изученное правило (например, на правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова) с пропущенными буквами – орфограммами. Для этого рекомендуется полистать учебник, словарь или книгу. Следующий урок начинается с того, что школьники, сидящие за одной партой, кладут листы с домашним заданием посередине парты и проверяют друг у друга правильность составления задания: действительно ли пропущенные буквы звонкие и глухие согласные в корне на конце слов или перед согласными.
Проверять задание следует вдвоем: автор (ученик, выполнивший задание) шепотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу:
а) ставит около слова плюс (+), если слово считает подходящим;
б) ставит знак вопроса, если не уверен, а сосед не смог его убедить (тогда с этим вопросом следует обратиться к учителю);
в) зачеркивает слово, если считает его «неподходящим» и сумел доказать автору задания его неправоту.
При выполнении таких упражнений возможен дифференцированный подход. Для сильных учащихся предлагается дополнительное орфографическое задание, например: написать пять имен существительных – названий животных с парными согласными на конце (лев, жираф, медведь, лось, волк); подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное с парным согласным на конце или перед согласными (солнечный город, интересный рассказ, заботливый друг, радостная улыбка, легкая походка, редкая книжка, крепкая веревка).
- Взаимоконтроль по процессу при работах в парах.
Учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и вполголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово. Затем второй ученик ведет пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение.
Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тетради учащегося, формирует у них умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.
- Анализ заданий и текста упражнения.
Важное значение в деле предупреждения орфографических ошибок, активизации познавательной деятельности школьников имеет правильно организованная подготовительная работа к выполнению упражнения. Важно, чтобы каждый ученик понимал целевое назначение основных компонентов упражнения ( задание, текст), осмысливая задание ( что и почему следует подчеркнуть, какие буквы вставить, какие правила следует применить и т.д.). Для развития ОЗ полезны вопросы:
- Какие слова в тексте трудные для написания?
- Почему?
- Как преодолеть эти трудности?
- Какие правила помогут вам выполнить задание?
- Корректировка письма.
ОЗ, кроме умения находить орфограммы и определять их тип, включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки (свои или чужие). С целью развития этого умения используется прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимоконтроль. Учителю следует помнить о целенаправленности различных видов самоконтроля и предлагать детям конкретные задания при проверке выполненной работы. Например: «Проверьте, правильно ли записаны слова с безударными гласными в корне». Использование взаимной проверки способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допускать ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища, что создает условия формирования ОЗ.
При проверке тетрадей учителю полезно иногда не исправлять ошибки, а только ставить на полях палочки, сигнализирующие о допущенных ошибках на строке. Ученик в этом случае самостоятельно находит ошибки и сам исправляет их.
Работу над ошибками лучше выполнять по памятке, в которой указаны название орфограммы, алгоритм орфографических действий, образец графического обозначения орфограммы и способы ее проверки.
- Все эти виды упражнений известны каждому учителю, но зачастую выполняется по традиции, без целевой установки, связанной с определением места нахождения орфограммы. Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию ОЗ учащихся может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка
Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...
Опытно-методическая работа "Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"
Объектом исследования является проблема повышения орфографической грамотности учащихся младших классов. Предмет исследования – методы, приёмы, средства, направленные на развитие орфог...
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания....
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий.
Грамотность- это орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. Этот материал расскажет о том, как развивать орфографическую зоркость в процессе обучения учащихс...
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС....
Развитие орфографической "зоркости" младших школьников на уроках русского языка
Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися начальных классов устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии....
Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».
Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...