Тема урока: Текст.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предмет: русский язык
Класс 2
УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока Открытие новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 42.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по русскому языку
во 2 «Г» классе (2018 – 2019 уч. год).
УМК «Начальная школа XXI века».
Тема урока: Текст.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.
Предполагаемые результаты:
Предметные: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Метапредметные:
личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.
План урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Звучит песенка из мультфильма «Ужасно интересно…»
- Помогите мне закончить строчки стихотворения и тогда узнаете, что ждёт нас сегодня на уроке:
Ужасно интересно, все то, что ________________ ( неизвестно).
А то, что неизвестно, нам хочется ______________ (узнать).
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы _____________ (старание, внимание и т.д)
Тогда с тобою многое удастся нам __________ (понять).
- Как вы думаете, что ждёт нас сегодня на уроке? (узнаем неизвестное, новое, постараемся понять, но для этого нужно приложить старание).
- Итак, вперёд, за новыми знаниями, узнавать неизвестное.
2. Актуализация знаний и умений.
- Разгадайте ребус и определите тему нашего урока.
ТЕСТО – 100 + К + СТ = ? (ТЕКСТ)
- Тема нашего урока сегодня «Текст».
- Попробуйте объяснить значение этого слова. Что такое текст?
- Много разных мнений мы услышали. Смогли ли мы дать один ответ на этот вопрос? Почему не смогли?
- Какое затруднение возникло? Какую цель мы поставим? (Узнать что такое текст).
- Давайте попробуем прийти к общему ответу на этот вопрос «Что такое текст?»
3. Открытие нового знания.
1. - Прочитайте и сравните две записи на доске:
– Что за записи перед нами?
(В первом столбике – предложение, во втором – текст.)
- А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
- А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения?
(Текст это несколько предложений. Мысль выражена не одним, а несколькими предложениями).
– О чём рассказывается в тексте? (Об яблоньке.)
– Вы представили себе картину, с которой начинается текст?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле дома яблоньки.
– Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)
– Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Из второго: «Поднялся сильный ветер».)
– Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)
– Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от ветра яблонька?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся от ветра яблоньки (рядом с первой).
– Кто же пришёл на помощь яблоньке? (Саша.)
– Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)
– Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)
– Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька, подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?
Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации).
– Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)
– Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)
- Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям. Запишем на доске наш вывод.
Текст – это …? (высказывание), состоящее из … ? (нескольких предложений).
2. – Скажите, пожалуйста, могут ли быть в тексте любые предложения? Например: Около дома росла маленькая яблонька. В лесу росли грибы.
- Это высказывание текст? Почему нет? Ведь это же высказывание из нескольких предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли).
- Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть объединены общим смыслом, единством темы.
- А в нашем тексте, о чём говорится? (Об яблоньке). Какая тема объединяет все предложения текста? (Яблонька).
- Это тема текста.
- Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте?
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений. Предложения объединяет общая тема.
3. – Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой главный смысл хотел нам передать автор? (Спасли яблоньку).
- В каком предложении заключена основная мысль? (Яблонька была спасена.)
– Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.
- Давайте продолжим наше правило:
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений. Предложения объединяет общая тема.
Предложения связаны друг с другом по смыслу.
4. – А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли бы предложить?
- Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет самостоятельно, познакомившись с информацией на листочках.
«Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную мысль».
- Какой секрет вы узнали? (Заголовок можно подобрать по теме текста или по главной мысли).
– Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту по теме? («Маленькая яблонька»)
- А по главной мысли? («Спасение яблоньки».)
Давайте закончим наше правило:
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений. Предложения объединяет общая тема.
Предложения связаны друг с другом по смыслу.
Текст можно озаглавить по теме или по главной мысли.
Физкультминутка «Дует ветер нам в лицо…»
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работа по учебнику: № 1 (ч.2, с. 11)
-Прочитайте.
-Определите, где текст, а где не текст.
-Докажите своё мнение.
- Прочитайте первую запись. Что вы о ней можете сказать? (Это просто предложения, а не текст).
- Почему? Объясните, используя наше правило.
Правило | Аргументы с использованием правила |
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений. | - Это высказывание состоит из нескольких предложений. |
Предложения объединяет общая тема. | - Эти предложения общая тема не объединяет. Первое предложение о собаке. Второе о гигиене. Третье о зиме. Четвёртое о весенних ручейках. |
Предложения связаны друг с другом по смыслу. | - Эти предложения не связывает общая мысль. |
Текст можно озаглавить по теме или по главной мысли. | - Раз нет общей темы, нет общей мысли, значит нельзя озаглавить. Вывод: Это не текст. |
- Что вы скажете о второй записи? (Это одно предложение, но не текст).
- Что вы скажите о третьей записи? Дайте ответ, опираясь на наше правило.
Правило | Аргументы с использованием правила |
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений. | - Это высказывание состоит из нескольких предложений |
Предложения объединяет общая тема. | - Эти предложения объединяет общая тема – «Зоопарк». |
Предложения связаны друг с другом по смыслу. | - Эти предложения связывает главная мысль «Животные зоопарка» |
Текст можно озаглавить по теме или по главной мысли. | - Этот текст можно озаглавить по теме «Свиристели», или по главной мысли «Свиристели – красивые птицы» Вывод: Это текст. |
5. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах.
- На парте перед вами карточки с наборами предложений. Ваша задача - определить являются ли данные наборы текстами. Работать будете в парах. Постарайтесь вести рассуждения вместе, учитывая мнение каждого.
Карточка №1.
Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают ягоды, грибы. И каждый зверёк тоже делает свои запасы.
Карточка №2.
Деревья в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке.
Карточка №3.
Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой!
Карточка №4.
На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж. Море было тёплым, а купание веселым!
- Проверим, как вы справились с работой. Покажите номера карточек, где настоящий текст.
- А на каких карточках обычный набор предложений?
- Представьте ситуацию, когда первоклассники спрашивают вас о том, что такое текст. Как бы вы ответили на их вопрос? Как бы вы смогли объяснить окружающим, что такое текст?
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Напомните тему урока.
- Какую цель ставили?
- Какое новое правило сформулировали?
- По какому плану будем действовать, определяя текст перед нами или нет? (Как таковой план мы не предлагали, слушаем высказывания детей, определяем на каком уровне понимания материала они находятся).
7. Разноуровневое домашнее задание (Дети выбирают сами, что они смогут сделать)
- Как вы думаете, удобно ли нам будет всё время заглядывать в правило учебника, искать его на нужной странице на других уроках?
- Я предлагаю вам выучить правило дома, чтобы мы могли им быстро пользоваться, не теряя время на поиски.
Всем (задание базового уровня): выучить правило, списать из упр. 2 текст, озаглавить его и заверши предложение: «Это текст, потому что…»
Задание повышенного уровня (дополнительное): составить памятку - план как определить текст перед тобой или нет.
Директор школы Арчегова В.М.
Приложение 1.
Карточка №1.
Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают ягоды, грибы. И каждый зверёк тоже делает свои запасы.
Карточка №2.
Деревья в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке.
Карточка №3.
Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой!
Карточка №4.
На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж. Море было тёплым, а купание веселым!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.
Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....
Тема урока "Текст". 2 класс
Кружок «Риторики». 2 класс. Тема "Текст".Цели урока: учить отличать текст от других речевых единиц, учить строить текст и анализировать его....
Интегрированный урок 3 класс. Тема урока. Текст.
Тема: Текст.Интегрируемые предметы: литературное чтение, русский язык, математика и информатикаОбщее количество часов: 1Цели: Овладение навыками смыслового чтения текста, совершенствовать умения наход...
Интегрированный урок 3 класс. Тема урока. Текст.
Тема: Текст.Интегрируемые предметы: литературное чтение, русский язык, математика и информатикаОбщее количество часов: 1Цели: Овладение навыками смыслового чтения текста, совершенствовать умения наход...
Конспект урока русского языка в 1 классе Тема урока: «Текст и предложение».
Название урока и классПредложение и текст. 1 классЦельФормировать умение строить предложение, устанавливать связь между словами и предложениямиПланируемые результатыУметь распознавать текст, отдельные...
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: Текст. Основная мысль текста.
Тема урока: Текст. Основная мысль текста. Цель урока: наблюдать за текстами, определять основную мысль текста...
Русский язык. 3 класс. Тема урока. Текст. Типы текстов.
Русский . язык. ШКОЛА РОССИИ...