Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД
|
I.Организационный момент | -Начнем урок русского языка со строк, которые прочитаем хором. Учите русский год от году: С душой, с усердием, с умом. Вас ждет великая награда- И та награда, в нем самом… - Интересно, какая награда может быть от урока русского языка? (высказывание детей) (Обобщение: награда – это грамотность и образованность, умение правильно излагать свою речь, мысли, тогда все тебя будут понимать, считать культурным.) - Откройте тетради, запишите число, укажите вид работы.
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию 2. Формировать умение исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника и словаря. 7. Находить ответы на вопросы в в дополнительной информации. 8. Развивать орфографическую зоркость
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом ученым материалом. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу .
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и группе.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё суждение и мнение. 2. Развивать умение оценивать определённую учебную ситуацию. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 4. Положительное отношение к изучению русского языка, умение анализировать и осмысливать свои достижения.
Метапредметный результат: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку. Предметный результат: Знать: несклоняемые имена существительные Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи.
|
II.Актуализация знаний
| -К какому государственному празднику относится этот слайд? (День Конституции) -В нашей стране 12 декабря 1993 года была принята новая Конституция, Основной закон – такой Закон, который признал высшей ценностью человека, его права и свободы. - Вспомните права человека и допишите предложение. Каждый человек имеет право на ……………………………. ( свободу слова, бесплатное образование, на работу, на бесплатную медицинскую помощь, на собственную неприкосновенность, на неприкосновенность жилья и имущества) Орфографическая минутка. - Прочитайте слова и определите, какое задание мы должны выполнить. (Вставить безударную гласную) -Какое правило вам поможет выполнить это задание? (Примеры слов: разговор, хвальба, храбрец, червяк, верхушка, землица, мясник, вражда, доброта, пятёрка.) Взаимопроверка с эталона |
III.Актуализация знаний. (Продолжение. Работа в парах)
IV.Физминутка
| -Давайте еще раз вспомним, какую тему мы изучали на предыдущих уроках? ( имя существительное) -Вспомните на какие вопросы по этой теме вы отвечали? -Предлагаю вам обсудить и подготовить вопрос для своих одноклассников. -Помните, вопрос должен быть четко сформулирован. Примеры вопросов. - Склонение имен существительных это постоянный или непостоянный признак? (постоянный)
- В какой форме должно стоять сущ-ое, чтобы у него можно было определить склонение? ( начальной, И. п)
- На какие 2 признака нужно постоянно обращать внимание, чтобы правильно определить склонение? ( Род и окончание)
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
- Есть ли склонение в том иностранном языке, который ты изучаешь?
Гимнастика для глаз. Время — 2 минуты. Презентация.
|
V. Формулирование проблемы
| -Возьмите карточку, прочитайте и выполните задание. В предложении на месте пропусков вставить слово КИНО в нужном падеже, падеж указать. Вчера мы всем классом ходили в _________.( В.п. ) Из ______( Р.п.) мы пришли поздно. Мои одноклассник были очень довольны этим ________(Т.п). Они всем рассказывали о _________(П.п.) |
VI. Открытие новых знаний | -Что у вас получилось? Что вы заметили? - Но ведь падежи разные, значит существительное кино должно изменяться? -Изменяется ли слово кино по падежам? -Чтобы ответить на данный вопрос, что должны сделать? (просклонять) -Проверим так ли это? -Просклоняем существительное кино, некоторые другие. Выполните задание, работая в группах. Образование групп: определите склонение имен существительных и распределитесь по группам. 1 группа –берёзка, Костя 2- рисунок, озеро 3- радость, речь 4 группа – кенгуру, какаду Задание для всех групп: просклоняйте имена существительные и выделите у них окончания. 1 группа – село 2 группа – ведро 3 группа – лото 4 группа – пальто Проверка: все группы показывают и объясняют выполненное задание (В 3 и 4 группе выполнение задания вызвало затруднение. Обсуждают коллективно) -Можно ли слова лото и пальто просклонять? - Почему нет? -Да, нельзя, все слово посмотрите – является основой. Слово застыло, нет окончания, не изменяется, значит не склоняется. -Какой вывод можно сделать конкретно по этому заданию. (Сущ. село и ведро склоняются, а сущ. – лото и метро – не склоняются.) - Раз они не склоняются, как их тогда можно назвать: НЕСКЛОНЯЕМЫЕ. -Вспомним проблемный вопрос? Ответили мы на него? |
VII.Уточнение темы урока | -Теперь назовите тему урока? (Несклоняемые имена существительные) -Мы узнали, что в русском языке есть несклоняемые имена существительные. Теперь мы должны научиться отличать несклоняемые имена существительные от склоняемых. А еще важно правильно употреблять несклоняемые имена существительные в устной речи. |
VIII. Развитие умений. | - Используя свой жизненный опыт, выпишите только несклоняемые имена сущ. ( Окно, метро, пианино, поле, какао, молоко, шоссе, седло, лото, сено, филе) -Проанализируйте и ответьте на вопросы: -Какого рода они всего бывают? -Какую особенность имеют? (Окончание не имеют, но в конце слова может находиться буквы о или е.) |
IX.Из истории слов | - Как вы думаете, почему одни существительные по падежам изменяются, другие нет? - Как появились эти слова, вам интересно узнать? Узнайте из текста. Несклоняемые имена существительные - слова иноязычного происхождения. Слов, пришедших к нам из других языков, немало: около 10% от всех слов русского языка. Их заимствовали из других иностранных языков. Ко многим из них мы привыкли и не задумываемся о том, что они иноязычные: библиотека, флот, шарф, антилопа и другие. Все эти слова изменяются по падежам. Несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только небольшая их часть. Чаще всего эти существительные имеют на конце гласную. Среди них есть имена нарицательные и собственные, например: бюро, депо, какао, метро, радио, кафе, жюри, колибри, какаду, кенгуру, шимпанзе, кофе,; Токио, Чикаго, Баку, Тбилиси; Гете, Дюма, Гюго. -Что вы узнали, прочитав этот текст? (Несклоняемые им. сущ. – это иноязычные слова, чаще всего они ср р.) |
X.Прослушивание отрывка из передачи «Радионяни»
|
-Послушайте песенку о несклоняемых именах существительных. - Какие несклоняемые существительные запомнили?(называют) -Эта песенка есть в дидактическом материале на С. 42 № 77. Я предлагаю вам её выучить наизусть. |
XI.Словарная работа | Можете ли вы объяснить значение слов: бюро, пенсне, кашне. -Давайте попробуем вместе.(появляются картинки, дети определяют слово) Бюро – название некоторых учреждений или конторка, стол для письменных занятий и хранения бумаг. Пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, защемляющей переносицу. Кашне – шейный шарф, платок. Некс. Ср.р Филе – кусок мяса или рыбы, очищенный от кости. Работа со словарём -Как быть, знаете значение существительного, но не можете определить – оно склоняется или не склоняется?(Обратиться к словарю. Достаточно орфографическому) -Откройте по закладкам словари, какие условные сокращение нам подскажут, что это существительные несклоняемые? (Нескл) |
XII.Закрепление | - Вспомним вторую задачу.(Учиться правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные.) - Вы много узнали нового и наверное, уже готовы выполнить самостоятельную работу на с . 148, упр. № 170 . Проверка с комментированием
|
XIII. Итог урока
| - Что нового для себя вы сегодня открыли?(Несклоняемые имена существительные.) |
XIV. Рефлексия | -Какие можно подобрать синонимы к теме сегодняшнего урока?(Заимственные, неизменяемые, склоняемые, интересные, непонятные, распространенные, несклоняемые) |
XV. Домашнее задание | Дидактический материал. с. 42, упражнение №77. Дополнительно для желающих : выписать из словаря 10 слов по изученной теме.
|
XVI.Самооценка |
Ф.И. | № | Я умею | Оценка (+ или -) | 1 | Проверять безударную гласную. |
| 2 | Находить нужную информацию в тесте, словаре. |
| 3 | Отличать несклоняемые имена существительные. |
| 4 | Работать в паре, группе. |
| 5 | Слушать и слышать другого |
|
-Заполните таблицу и оцените свою работу на уроке.
|
|