Методическая разработка по теме "Имя существительное как часть речи" 2 класс
методическая разработка (2 класс)

Кузнецова Наталья Мироновна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaa_razrabotka_glagol.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

Описание урока/занятия

Предмет/класс

Русский язык, 2

Тема

Глагол как часть речи

УМК

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса:  2 ч. – М:  «Просвещение», 2014.

Тип урока 

Урок открытия новых знаний

Формы организации познавательной деятельности

Подводящий диалог, индивидуальная, фронтальная, групповая

Цель урока  

Познакомить учащихся с глаголом как частью речи.

Задачи урока

  1. Познакомить с основными признаками глаголов (на какие вопросы отвечает, что обозначает);
  2.  Познакомить с ролью глагола в речи;
  3. Развивать умение определять синтаксическую роль глаголов в предложении;
  4. Развивать умение распознавать глаголы в устной и письменной речи;
  5. Пробуждать интерес к русской поэзии.     

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Предметные:

  • Знать:

- что обозначают глаголы;

- на какие вопросы отвечают глаголы;

- роль глаголов в предложении;

- с какой целью употребляют глаголы в речи.

  • Уметь:

- распознавать глаголы среди других частей речи;

- образовывать глаголы;

- правильно употреблять в речи глаголы.

Личностные:

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свое предположение (версию)

  • Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт 

  • Коммуникативные УУД

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- уметь высказывать свое мнение;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре 

Предметные:

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

- осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка;

- формирование умений анализировать основные единицы языка.

Дидактическая структура урока.

1. Дидактическая структура урока

I. Организационный момент. Психологический настрой детей

II. Минутка чистописания

III. Актуализация опорных знаний.

IV. Самоопределение к деятельности. 

V. Систематизация знаний по теме.

VI. Расширение знаний по теме «Глагол как часть речи»

VII. Физминутка для глаз

VIII. Продолжение работы над глаголом

IХ.  Применение новых знаний для решения учебно-практических задач.

Х.  Подвижная физминутка.

XI. Самостоятельная работа

XII. Итог урока. Рефлексия.

XIII. Домашнее задание.

Оборудование и материалы

Компьютер, интерактивная доска «TRACEBOARD», мультимедиа проектор, СПАК (системный программно-автоматизированный комплекс), кластер «Внешность человека» (на каждую группу),  карточки с заданиями для всей группы, нарисованный торт и свечи разного цвета для рефлексии, таблица «Анализ индивидуальной деятельности по теме «ГЛАГОЛ».

Используемые образовательные ресурсы

Печатные: 

  1. Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса:  2 ч. – М:  «Просвещение», 2014.

Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь для 2 класса, часть 2. - М:  «Просвещение», 2014.

ЭОРы, ЦОРы:

  1. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, 2 класс
  2. Презентация к уроку созданная учителем Игнатовой Л.Ю. в программе Micrsoft Offce Power Point.
  3. Песня «Выглянуло солнышко из-за серых туч» http://iplayer.fm/song/77734066/vyglyanulo_solnyshko_iz_za_seryh_tuch_-_Bez_nazvaniya/

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы 

- системно-деятельностный подход;                          - информационно-коммуникационные технологии                        - проблемно-диалогическая технология;                   - технология оценивания уровня учебных успехов;

 - личностно-ориентированное обучение;                  - групповая технология;                                    

- здоровьесверегающие технологии;                          - элементы технологии развития критического мышления;                                - исследовательская деятельность.

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг. момент. Психологический настрой детей

Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего весеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

Дети выполняют движения, проверяют подготовку рабочих мест.

- Посмотрите на картину Исаака Левитана. Как вы думаете какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете?

- Исаак Левитан — действительно непревзойденный мастер изображения пейзажей России. Картина так и называется «Март». На картине мы видим самое начало весны. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. Небо безупречного голубого цвета.  Природа нежится в ярких тёплых солнечных лучах.  Снег начинает таять. Он стал рыхлым и истоптанным. Кое-где на дороге уже проглядывает земля. Деревья вокруг дома тоже ожидают весну. На верхушке одной из берез белеет скворечник. Пройдет немного времени, и его заселят пернатые жильцы. Скоро это произойдёт, ведь на дворе - март!

Март (от лат.  Марсов месяц). Своё название месяц получил в честь римского бога войны и охраны Марса.

- Ранняя весна.

Рассказывают, по каким приметам определили, что это весна.

  1. Минутка чистописания

Цель - формирование каллиграфического навыка письма

- Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать первую букву в названии картины Исаака Левитана.  Догадались, что эта за буква?

- Буква м.

Прописывают буквы Мм.

  1. Актуализация знаний

Цель - повторение изученного материала, подведение под тему урока

- Прочитайте стихотворение Михаила Садовского. Как оно называется?

        Март

Всю зиму

Белый снег

Белел,

А в марте взял

И почернел.

Почернел с досады,

Что люди

Солнцу рады!

                 Михаил Садовский

- Найдите в этом стихотворении слова с изученными орфограммами.

- Найдите однокоренные слова? Назовите корень.

- Найдите слово в стихотворении, в котором букв больше, чем звуков.

- Найдите в предложение существительное по таким признакам:

  • это существительное неодушевленное, нарицательное, стоит в единственном числе, отвечает на вопрос что?
  • это существительное одушевленное, нарицательное, всегда стоит во множественном числе, отвечает на вопрос кто?

- Дайте характеристику словам солнце, Михаил.

- Какую часть речи мы с вами уже изучили?

- Что вы узнали об этой части речи?

 

- Март

- Безударные гласные: белел, почернел.

 Парные согласные: снег.

- Белел, белый. Корень - бел-

- Солнцу.

- Снег

- Люди

- Солнце - это существительное неодушевленное, нарицательное, всегда стоит в ед.ч., отвечает на вопрос что?

- Михаил - это существительное одушевленное, собственное, стоит в ед.ч., отвечает на вопрос кто?

- Имя существительное

- Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и что?, обозначает предмет. Существительные бываю одуш. и неодуш, собст. и нариц. Существительные могут изменяться по числам.

IV. Самоопределение к деятельности

Цель: самостоятельное определение темы урока и формулирование задач урока. 

 - Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению другой части речи.

- Догадайтесь, какую часть речи мы с вами будем изучать следующие несколько уроков.

- Интересная часть речи            

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам…

- Итак, сегодня мы с вами вспомним, что мы уже знаем о глаголе и хорошо его запомним.

- Перед нами «Глаголик». Он весь в движении. Он делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Глаголик будет приходить к нам на каждый урок, пока мы будем изучать его.

- Что нам нужно вспомнить о глаголе?

-Глагол

- На какие вопросы отвечает глагол и что обозначает.

V. Систематизация знаний по теме

Цель – систематизировать уже полученных знаний о глаголе.

- Итак, нам надо вспомнить на какие вопросы отвечает глагол и что обозначает.

 - Посмотрите на слайд. Кто это?

- Что делают дети?

- Задайте вопрос от существительного к глаголу.

- Что обозначают слова играет и пишет?

- Сформулируйте правила о глаголе. Проверти себя по учебнику стр. 68.

- Вот что о себе говорит наш Глаголик.

Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:
Встал, умылся и пошёл.

Что же делает предмет?
Даст такой глагол ответ:
Смотрит, думает, читает,
Любит, знает, сострадает.

Состояния души
Ты в глаголы запиши.

- Глагол мы будем подчеркивать двумя линиями                и сокращенно подписывать гл.

- ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль…  В древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать.  Глаголъ - название буквы Г в славянской и русской азбуке.

По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных.

- Мальчик и девочка.

- Мальчик играет. Девочка пишет.

- Мальчик что делает? играет.

Девочка что делает? пишет.

- Действие предмета

- Формулируют правило и проверяют себя по учебнику.

VI. Расширение знаний по теме «Глагол как часть речи».

Цель – организовать практическую работу с целью расширений знаний о глаголе,  развивать умения  применять новые знания при решении учебно-практических задач.

- Итак, мы вспомнили, что обозначает глагол, и на какие вопросы отвечает. А теперь я вам приготовила интересные задания, что бы вы хорошо запомнили эту часть речи.

1. Устно. Подберите подходящие глаголы к картинкам.

2. Что же происходит весной в природе? Запишите глаголы к картинкам

3.Слова какой части речи перед вами? Докажите.Образуйте от имен существительных глаголы.

чтение

плавание

свист

рисование

ходьба

треск

- Вопросы помогают правильно определить часть речи. Потренируемся в этом.

Распределим слова в два столбика: в первый – глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, во второй – что сделать?

Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, пришить, шить, засиять, сиять.

4. Работа в группах. - В стихотворении Гайды Рейнгольдовны Лагздынь «Март» найдите глаголы. Кто больше глаголов найдет за 1 минуту (текст стихотворения повернут на 90º и 270º, что затрудняет поиск глаголов и заставляет детей поворачивать голову в правую и левую сторону, тем самым дает возможность расслабить мышцы плечевого пояса).

5. Работа в группах. – В стихотворении С.Я. Маршака измените глаголы по вопросам.

- Чистит, идет, качается, играет, танцует, едет.

(Дети смотрят на картинки животных и записывают их действия, слушают голова птиц)

- Имена существительные – они отвечают на вопрос что и обозначают предмет.

- Читать, плавать, свистеть, рисовать, трещать.

Распределяют глаголы в два столбика.

Находят глаголы.

(Изменяют глаголы по вопросам)

VII. Физминутка    Берегите глаза!

Физминутка. «Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

Дети поворачиваются к окну и выполняют физминутку для глаз

(Поморгать глазами)

(Посмотреть влево - вправо)

(Посмотреть вверх.)

(Закрыть глаза ладошками)

(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)

(Посмотреть вниз)

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

VIII. Продолжение работы над глаголом

6. Глагол – член предложения

- Мы уже знаем, что в предложении выделяют главные и второстепенные члены. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Каким же членом предложения является глагол?

«Корзина мнений»

 - Дети составляют нераспространенные предложения и выделяют главные члены предложения.

Делают вывод, что глагол в предложении является сказуемым.

IX. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач.

Цель: развивать умения   применять новые знания на практике.

Давайте на практике проверим ваши предположения.

По картинке составьте нераспространенные предложения и выделим основу предложения.

- Сделайте вывод.

7. Работа в группах.

- Две группы составляют распространенные предложения по картинке на слайде и подчеркните глагол как член предложения.

- Третья группа работает по учебнику стр. 70 №120

8. Игра «Кто это? Что это?» По глаголам определите, о каком предмете идет речь.

Шипит, ползает, извивается -

Растёт, цветёт, пахнет –

Облизывается, мурлычет, мяукает –

Идут, бьют, тикают –

9. Индивидуальная работа (в парах) по электронному приложению к учебнику.

10.  Послушайте песню «Учат в школе» выписать глаголы.

(Работают самостоятельно в группах).

- Змея

- Цветок

- Кошка

- Часы

Работают индивидуально на СПАК (ноутбуках).

Дети выписывают глаголы из песни «Учат в школе»

X. Подвижная физминутка

Цель - обеспечить эмоциональную и мышечную разгрузку учащихся.

Дети выполняют подвижную физминутку под музыку.

XI. Самостоятельная работа

Цель – выявить проблемы осмысления изученного материала, для дальнейшей коррекции.

 Индивидуальная самостоятельная работа детей  

После выполнения теста, дети проверяют себя с доски и выставляют оценку себе. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Выполняют тест самостоятельно

Самопроверка. Самооценка.

XII. Итог урока.  Рефлексия.

Цель – осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

- Вернемся к задачам урока.

Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их?

- Оцените свою работу на уроке с помощью листочков.

- Заполнение каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Имя прилагательное»

(Называют задачи урока и как они их усвоили).

(Дети передают друг другу торт  и прикрепляют к нему свечки разного цвета.

Зеленая - я доволен своей работой на уроке

Желтая - я хорошо работал, но умею лучше

Красная - работа не получилась, не доволен собой

XIII. Домашнее задание

Всем Учебник с. 68 правило.

На выбор

I. Из словарей синонимов и антонимов с. 140-141 выписать по три пары глаголов синонимов и антонимов.

II. Рабочая тетрадь   стр. 34 упр. 76

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела учебной программы - раздел «Части речи. Имя существительное»

Один из богатейших выразительными средствами и наиболее развитых языков, русский язык уже стал языком межнационального общения и вышел на мировую и международную арену, став языком высокогуманной куль...

Методическая разработка раздела учебной программы Раздел «Части речи. Имя существительное»

Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в начальных классах, самый боль­шой: специально этому разделу в программах 2 – 4 классов отводится 212 час, т. е. почти ...

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи". Технологическая карта. Учитель - Титова Е.В.

Технологическая карта урока по теме "Части речи" с представленной презентацией нацелены на  эффективное усвоение материала по определению, использованию в речи частей речи....

разработка урока "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"

УМК: Школа РоссииЦель:Формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу....

Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи" 4 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием новых образовательных технологий на тему "Части речи"4 класс....

Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи" 3 класс

Методическая разработка "Части речи" предназначена для уроков русского языка в 3 классе. Программа "Школа России". Цель: закрепить и обобщить знания о частях речи, научиться примен...