Падежи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Измаилова Ирина Халиловна

Урок русского языка

Цель данного урока: Способствовать развитию умений распознавать имена существительные в разных падежных формах, употреблять существительные в нужном падеже, сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы, распознавать начальную и косвенные формы имён существительных; активизировать словарь обучающихся, развивать орфографическую зоркость; воспитывать навыки сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл padezhi.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

 В 3 КЛАССЕ Б

МБОУ СОШ №9 города-курорта Кисловодска

( учитель-Измаилова И.Х.)

Тема: «Все падежи»

Педагогическая цель

Способствовать развитию умений распознавать имена существительные в разных падежных формах, употреблять существительные в нужном падеже, сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы, распознавать начальную и косвенные формы имён существительных; активизировать словарь обучающихся, развивать орфографическую зоркость; воспитывать навыки сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.

Тип урока

Систематизация и обобщение знаний и способов действий

Планируемые результаты

(предметные)

Владение  первоначальными навыками определения падежных форм  имён существительных в словосочетаниях и  предложениях, умением различать внешне сходные падежные формы, обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных.

Личностные результаты

Владение  первоначальными навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в т.ч. в информационной деятельности.

Метапредметные

Познавательные УУД: уметь анализировать объекты, выделять общие признаки; формулировать понятия; сравнивать объекты, обобщать, работать со словарём.

Регулятивные: уметь определять учебные задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контролировать свою деятельность по результату; адекватно понимать оценку взрослого и сверстника,   оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: уметь выражать  свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Основное содержание темы, понятия и термины

Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи. Признаки падежей. Начальная форма существительного. Косвенные падежи. Фразеологизмы

Образовательные ресурсы

Книгопечатные: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, 3 класс (УМК «Школа России»); маршрутные карты для обучающихся

ЦОР: презентация с использованием интерактивной игры-тренажёра «Определение падежа имён существительных»

Этап; время; цель этапа; УУД

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

  1. Мотивация к учебной деятельности.            2 мин

Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.  

Формируемые УУД:

Личностные: -самоопроеделение к деятельности; смыслообразование; эмоционально положительное восприятие учения.

Познавательные : целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

- Ребята! Мы отправляемся в путешествие в удивительный мир русского языка.

Откройте тетради, запишите дату отправления: ……... Не забывайте правила посадки при письме.

- Сегодня мы продолжим исследовать наш родной язык. Что значит исследовать?

- Чтобы наше путешествие-исследование было успешным, и мы уверенно шли по заданному маршруту, мы воспользуемся маршрутными картами. Они помогут нам  самостоятельно работать и увидеть результаты своей работы. Каждое  выполненное задание вы оцените, дорисовав смайлик. Образцы смайликов в конце маршрутной карты.

- А начнём мы наше путешествие с напутствия, которое вы видите на обложке маршрутной карты:

Учитесь с улыбкой, шутите, учась!

Любая ошибка исчезнет,

боясь

веселой науки и радостных глаз.

Учитесь без скуки.  Вперёд!

В добрый час!

- Это не просто напутствие, а задание, которое вы получите в конце урока.

Работают в тетрадях. Следят за посадкой.

Высказывают своё мнение

Знакомятся с маршрутными картами

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности . 8 мин

Цель: актуализация используемых способов

действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности   и  мотивация на новый способ деятельности

1.Минутка чистописания

Личностные: -

Познавательные : мыслительные операции (обобщение, анализ,  синтез, сравнение) ;                              извлечение необходимой информации ;поиск и выделение необходимой информации;

- установление причинно – следственной связи.

Коммуникативные: выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью; аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-

Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; контроль и оценка способов своей деятельности; осуществление действия по образцу.

2. Словарная работа                               

Познавательные : - поиск необходимой информации в словаре

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения  коммуникативных задач .

3. Актуализация необходимых ЗУН

Регулятивные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового характера  на основе метода рефлексивной деятельности; фиксирование индив. затруднений  в пробном учебном действии ; волевая саморегуляция  в затруднении

Познавательные : - извлечение из предметного текста необходимой информации ;

Коммуникативные: осознанное и произвольное речевые  высказывание

1 СЛАЙД

- Уважаемые исследователи!  Предлагаю вам следующие слова: сорока, дорога, вокруг, горох, около, воробей, молоток, огород, ворона, молоко, солома.

 Разделите слова на группы.

- Проверьте по эталону.  2 СЛАЙД 

орока, дорога, горох, воробей, огород, ворона.  (оло)

олоток, молоко, около, солома.  (оро)

округ

- Кто скажет, какие буквосочетания мы будем прописывать? - оло, оро                                                              (ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА)

- Перед тем как записать буквосочетания, разогреем пальцы.

- Посмотрите, как правильно  написать эти буквосочетания и напишите красиво по образцу по одной строчке.

- Обменяйтесь тетрадями и простым карандашом подчеркните у соседа самое красивое написание. Оцените себя.

 (ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА)

-Какое слово не вошло ни в какую группу? Какой частью речи оно является? (Предлог)

-  Найдите ещё один предлог. (Около)

 Предлогами какого падежа они являются? (Р.п.)

- Запишите эти предлоги с существительными из 2-х групп  и запомните их написание.

                                                                                       (ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА)

- Предлагаю найти во фразеологическом словаре предложение с новым словарным словом  вокруг (стр.158)

-А что такое фразеологизмы?

Обвести вокруг пальца (ловко обмануть)

- Спишите этот фразеологизм. Определите  падеж им. сущ.    

- Проверим.

- Оцените себя.

(ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) 3 СЛАЙД

- Какое слово повторяется в каждом предложении? К какой части речи оно

относится? Что вы можете сказать об этом существительном?

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

 - Каков алгоритм (порядок действий) определения падежа сущ.? Определите падеж сущ. в каждом предложении.

- Какие затруднения испытали?

Читают слова.

Работают в группе.

Сверяют с эталоном.

Называют буквосочетания.

Делают пальчиковую гимнастику.

Прописывают буквосочетания.

Выполняют взаимопроверку.

Оценивают друг друга и себя.

Называют слово. Определяют часть речи.

Находят и называют ещё один предлог. Определяют падеж.

Образуют сочетания предлогов с существительными из 2-х групп, записывают в тетради и запоминают их написание.

Работают с фразеологическим словарем. Находят фразеологизм.

Дают определение:

-Фразеологизм  -  устойчивая фраза, которая употребляется в переносном смысле.

Записывают фразеологизм в тетради. Определяют падеж сущ.

Выполняют проверку.

 Оценивают себя.

Выделяют слово. Определяют часть речи. Называют известные им признаки имени существительного:

-обозначает предмет

-отвечает на вопрос что?

- неодушевленное

- ед.ч., м.р.

-нарицательное

- изменяется по падежам.

Называют падежи.

Называют алгоритм и определяют падеж существительного.

Определяют места и причины затруднений.

  1. Постановка учебной задачи 2 мин.

Цель: подготовка мышления обучающихся и осознание ими цели урока.

Личностные: -; смыслообразование;

Познавательные : целеполагание.

Коммуникативные: стимулирование к выражению собственного мнения

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?  4 СЛАЙД

- Давайте определим задачи  урока.  (Научиться определять  падежи существительных, распознавать имена существительные в разных падежных формах, обобщить знания о падежах)                                                                    (ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА)

Определяют тему.

Называют задачи урока.

  1. Построение проекта выхода из затруднения. 5 мин.

Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации

Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Познавательные : - использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.)

-Для работы нам будет  нужна  табличка -помощник. Она деформировалась. Помогите её восстановить.                          

(ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) 5 СЛАЙД

Сравни работу с эталоном. Оцени себя

 Раздать распечатанные таблички-эталоны детям.

-Эта таблица будет вам помощником в определении падежей и склонении существительных.                                              

Запомните!    Им. падеж единственного числа  - это начальная форма им. сущ.

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

Самостоятельно работают в маршрутных картах. Вписывают слова-помощники и падежные вопросы

Сверяют с эталоном. Оценивают себя.

  1. Первичное закрепление во внешней речи. 10 мин

Цель: формирование у обучающихся способности к  новому способу действия, разным формам организации  деятельности 

Коммуникативные: выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью

Работа с учебником

1.Работа с правилом в учебнике

- Так что нам нужно запомнить? Прочитаем вслух на с.58

2. Дополните мои предложения:

-  Им. падеж единственного числа  - это …

- Все падежи …

2.Выполнение упражнения 103                                     

  (ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА)  

Физминутка (электронный ресурс)

(ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) 

Дети проговаривают вслух.

 

Заканчивают вслух предложения в соответствии с правилом

Работают по цепочке: прочитывают вслух пары словосочетаний с одинаковыми предлогами, определяют падеж сущ.

Выполняют гимнастику для глаз и динамические движения за мультгероем.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 10 мин.

Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели.

Личностные: - следование моральным нормам и этическим требованиям

Познавательные : рефлексия способов и условий действий ;

Коммуникативные: планирование успешного сотрудничества.

Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

1. Самостоятельная работа по вариантам

- Прочитайте следующее задание.

Просклонять существительные (собака, сосна).

- Поменяйтесь маршрутными картами, проверьте работу соседа (работа в парах)

6  СЛАЙД        (ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА)

- Сравните работу своего соседа  с эталоном.       Оцените.

2. Выполнение заданий интерактивного тренажёра

- Определить падеж существительных.

Размышлять о счастье __________

Скучать по товарищу___________

Выглянул из-за камня __________

Лежать под цветком____________

Проверка по эталону  7 СЛАЙД 

Сравни работу с эталоном. Оцени себя.

*(дополнительно для сильных обучающихся) 8 СЛАЙД

Подарок для сестры________________

Пели песенку _____________________

Зазвучала мелодия ________________

Бежали по лесенке ________________

Выполняют самостоятельную работу в маршрутных картах по вариантам.

Выполняют взаимопроверку.

Сравнивают работу соседа с эталоном. Оценивают друг друга.

Самостоятельно работают   в маршрутных картах.

Сверяют с эталоном. Оценивают себя.

Сильные обучающиеся могут выполнить дополнительное задание.

Сверяют с эталоном. Оценивают себя.

  1. Включение в систему знаний и повторение.  5 мин

Цель:   включение  способа действия в  систему знаний и применение на практике 

Познавательные : мыслительные операции

Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Работа с деформированным предложением.

- Прочитайте следующее задание 

9 СЛАЙД

Муравей, от,  муравейнике, спрятался, воробья, в

- Напишите предложение в тетрадях. Определите  падеж имён существительных.

- Прочитайте, какие предложения у вас получились.

  Сравните с эталоном. 10 СЛАЙД

- Даже если слова в предложении стоят не в том же порядке, падеж существительных не изменится.

- Оцени себя.

Работают с деформированным предложением.

Записывают составленное предложение в тетради. Определяют падеж существительных.

Читают составленные предложения.

Сверяют с эталоном.

Делают вывод.

Оценивают себя.

  1. Рефлексия деятельности.  3 мин.

Цель: самооценка учащимися своей деятельности,  метода преодоления затруднений, оценка  нового способа действия

Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном-; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника -

Личностные: - -самооценка на основе  критерия успешности ;- адекватное понимание успешности или неуспешности

Познавательные : рефлексия способов и условий действий ;

Коммуникативные: планирование успешного сотрудничества.

- Понравилось путешествие? 

-Дополните предложения 11 СЛАЙД

-Оцените результаты своей работы.

-Спасибо за работу!

Оценка работы детей учителем.

Д/з: определите падеж сущ. на обложке маршрутной карты, выполните упр. 104, с. 158

Дети работают с маршрутной картой

  • Я повторил…
  • Я научился…
  • Я запомнил…
  • Мне понравилось…
  • Я могу…

Высказывают свои мнения.

Дети оценивают себя с помощью смайликов в маршрутных картах. Затем выбирают соответствующие смайлики-магнитики на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Винительный падеж и именительный падеж неодушевлённых имён существительных

Презентация к уроку  русского языка 4 класс "Школа 2100", тема " Винительный и именительный падеж неодушевлённых существительных"...

Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.

Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...

Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.

Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...

План-конспект урока " Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа"

План-конспект урока по русскому языку с использованиес ЭОР 3 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")

Разработка урока в 4 классе по теме  "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")...