Падежи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка
Цель данного урока: Способствовать развитию умений распознавать имена существительные в разных падежных формах, употреблять существительные в нужном падеже, сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы, распознавать начальную и косвенные формы имён существительных; активизировать словарь обучающихся, развивать орфографическую зоркость; воспитывать навыки сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
padezhi.docx | 39.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 3 КЛАССЕ Б
МБОУ СОШ №9 города-курорта Кисловодска
( учитель-Измаилова И.Х.)
Тема: «Все падежи»
Педагогическая цель | Способствовать развитию умений распознавать имена существительные в разных падежных формах, употреблять существительные в нужном падеже, сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы, распознавать начальную и косвенные формы имён существительных; активизировать словарь обучающихся, развивать орфографическую зоркость; воспитывать навыки сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. |
Тип урока | Систематизация и обобщение знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) | Владение первоначальными навыками определения падежных форм имён существительных в словосочетаниях и предложениях, умением различать внешне сходные падежные формы, обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных. |
Личностные результаты | Владение первоначальными навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в т.ч. в информационной деятельности. |
Метапредметные | Познавательные УУД: уметь анализировать объекты, выделять общие признаки; формулировать понятия; сравнивать объекты, обобщать, работать со словарём. Регулятивные: уметь определять учебные задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контролировать свою деятельность по результату; адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи. Признаки падежей. Начальная форма существительного. Косвенные падежи. Фразеологизмы |
Образовательные ресурсы | Книгопечатные: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, 3 класс (УМК «Школа России»); маршрутные карты для обучающихся ЦОР: презентация с использованием интерактивной игры-тренажёра «Определение падежа имён существительных» |
Этап; время; цель этапа; УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке. Формируемые УУД: Личностные: -самоопроеделение к деятельности; смыслообразование; эмоционально положительное восприятие учения. Познавательные : целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | - Ребята! Мы отправляемся в путешествие в удивительный мир русского языка. Откройте тетради, запишите дату отправления: ……... Не забывайте правила посадки при письме. - Сегодня мы продолжим исследовать наш родной язык. Что значит исследовать? - Чтобы наше путешествие-исследование было успешным, и мы уверенно шли по заданному маршруту, мы воспользуемся маршрутными картами. Они помогут нам самостоятельно работать и увидеть результаты своей работы. Каждое выполненное задание вы оцените, дорисовав смайлик. Образцы смайликов в конце маршрутной карты. - А начнём мы наше путешествие с напутствия, которое вы видите на обложке маршрутной карты: Учитесь с улыбкой, шутите, учась! Любая ошибка исчезнет, боясь веселой науки и радостных глаз. Учитесь без скуки. Вперёд! В добрый час! - Это не просто напутствие, а задание, которое вы получите в конце урока. | Работают в тетрадях. Следят за посадкой. Высказывают своё мнение Знакомятся с маршрутными картами |
Цель: актуализация используемых способов действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности 1.Минутка чистописания Личностные: - Познавательные : мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) ; извлечение необходимой информации ;поиск и выделение необходимой информации; - установление причинно – следственной связи. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; контроль и оценка способов своей деятельности; осуществление действия по образцу. 2. Словарная работа Познавательные : - поиск необходимой информации в словаре Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач . 3. Актуализация необходимых ЗУН Регулятивные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности; фиксирование индив. затруднений в пробном учебном действии ; волевая саморегуляция в затруднении Познавательные : - извлечение из предметного текста необходимой информации ; Коммуникативные: осознанное и произвольное речевые высказывание | 1 СЛАЙД - Уважаемые исследователи! Предлагаю вам следующие слова: сорока, дорога, вокруг, горох, около, воробей, молоток, огород, ворона, молоко, солома. Разделите слова на группы. - Проверьте по эталону. 2 СЛАЙД -сорока, дорога, горох, воробей, огород, ворона. (оло) -молоток, молоко, около, солома. (оро) -вокруг - Кто скажет, какие буквосочетания мы будем прописывать? - оло, оро (ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) - Перед тем как записать буквосочетания, разогреем пальцы. - Посмотрите, как правильно написать эти буквосочетания и напишите красиво по образцу по одной строчке. - Обменяйтесь тетрадями и простым карандашом подчеркните у соседа самое красивое написание. Оцените себя. (ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) -Какое слово не вошло ни в какую группу? Какой частью речи оно является? (Предлог) - Найдите ещё один предлог. (Около) Предлогами какого падежа они являются? (Р.п.) - Запишите эти предлоги с существительными из 2-х групп и запомните их написание. (ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) - Предлагаю найти во фразеологическом словаре предложение с новым словарным словом вокруг (стр.158) -А что такое фразеологизмы? Обвести вокруг пальца (ловко обмануть) - Спишите этот фразеологизм. Определите падеж им. сущ. - Проверим. - Оцените себя. (ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) 3 СЛАЙД - Какое слово повторяется в каждом предложении? К какой части речи оно относится? Что вы можете сказать об этом существительном? - Сколько падежей в русском языке? Назовите их. - Каков алгоритм (порядок действий) определения падежа сущ.? Определите падеж сущ. в каждом предложении. - Какие затруднения испытали? | Читают слова. Работают в группе. Сверяют с эталоном. Называют буквосочетания. Делают пальчиковую гимнастику. Прописывают буквосочетания. Выполняют взаимопроверку. Оценивают друг друга и себя. Называют слово. Определяют часть речи. Находят и называют ещё один предлог. Определяют падеж. Образуют сочетания предлогов с существительными из 2-х групп, записывают в тетради и запоминают их написание. Работают с фразеологическим словарем. Находят фразеологизм. Дают определение: -Фразеологизм - устойчивая фраза, которая употребляется в переносном смысле. Записывают фразеологизм в тетради. Определяют падеж сущ. Выполняют проверку. Оценивают себя. Выделяют слово. Определяют часть речи. Называют известные им признаки имени существительного: -обозначает предмет -отвечает на вопрос что? - неодушевленное - ед.ч., м.р. -нарицательное - изменяется по падежам. Называют падежи. Называют алгоритм и определяют падеж существительного. Определяют места и причины затруднений. |
Цель: подготовка мышления обучающихся и осознание ими цели урока. Личностные: -; смыслообразование; Познавательные : целеполагание. Коммуникативные: стимулирование к выражению собственного мнения | - Как вы думаете, какова тема нашего урока? 4 СЛАЙД - Давайте определим задачи урока. (Научиться определять падежи существительных, распознавать имена существительные в разных падежных формах, обобщить знания о падежах) (ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) | Определяют тему. Называют задачи урока. |
Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные : - использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) | -Для работы нам будет нужна табличка -помощник. Она деформировалась. Помогите её восстановить. (ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) 5 СЛАЙД Сравни работу с эталоном. Оцени себя Раздать распечатанные таблички-эталоны детям. -Эта таблица будет вам помощником в определении падежей и склонении существительных. Запомните! Им. падеж единственного числа - это начальная форма им. сущ. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. | Самостоятельно работают в маршрутных картах. Вписывают слова-помощники и падежные вопросы Сверяют с эталоном. Оценивают себя. |
Цель: формирование у обучающихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | Работа с учебником 1.Работа с правилом в учебнике - Так что нам нужно запомнить? Прочитаем вслух на с.58 2. Дополните мои предложения: - Им. падеж единственного числа - это … - Все падежи … 2.Выполнение упражнения 103 (ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) Физминутка (электронный ресурс) (ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) | Дети проговаривают вслух.
Заканчивают вслух предложения в соответствии с правилом Работают по цепочке: прочитывают вслух пары словосочетаний с одинаковыми предлогами, определяют падеж сущ. Выполняют гимнастику для глаз и динамические движения за мультгероем. |
Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели. Личностные: - следование моральным нормам и этическим требованиям Познавательные : рефлексия способов и условий действий ; Коммуникативные: планирование успешного сотрудничества. Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | 1. Самостоятельная работа по вариантам - Прочитайте следующее задание. Просклонять существительные (собака, сосна). - Поменяйтесь маршрутными картами, проверьте работу соседа (работа в парах) 6 СЛАЙД (ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) - Сравните работу своего соседа с эталоном. Оцените. 2. Выполнение заданий интерактивного тренажёра - Определить падеж существительных. Размышлять о счастье __________ Скучать по товарищу___________ Выглянул из-за камня __________ Лежать под цветком____________ Проверка по эталону 7 СЛАЙД Сравни работу с эталоном. Оцени себя. *(дополнительно для сильных обучающихся) 8 СЛАЙД Подарок для сестры________________ Пели песенку _____________________ Зазвучала мелодия ________________ Бежали по лесенке ________________ | Выполняют самостоятельную работу в маршрутных картах по вариантам. Выполняют взаимопроверку. Сравнивают работу соседа с эталоном. Оценивают друг друга. Самостоятельно работают в маршрутных картах. Сверяют с эталоном. Оценивают себя. Сильные обучающиеся могут выполнить дополнительное задание. Сверяют с эталоном. Оценивают себя. |
Цель: включение способа действия в систему знаний и применение на практике Познавательные : мыслительные операции Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Работа с деформированным предложением. - Прочитайте следующее задание 9 СЛАЙД Муравей, от, муравейнике, спрятался, воробья, в - Напишите предложение в тетрадях. Определите падеж имён существительных. - Прочитайте, какие предложения у вас получились. Сравните с эталоном. 10 СЛАЙД - Даже если слова в предложении стоят не в том же порядке, падеж существительных не изменится. - Оцени себя. | Работают с деформированным предложением. Записывают составленное предложение в тетради. Определяют падеж существительных. Читают составленные предложения. Сверяют с эталоном. Делают вывод. Оценивают себя. |
Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном-; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника - Личностные: - -самооценка на основе критерия успешности ;- адекватное понимание успешности или неуспешности Познавательные : рефлексия способов и условий действий ; Коммуникативные: планирование успешного сотрудничества. | - Понравилось путешествие? -Дополните предложения 11 СЛАЙД -Оцените результаты своей работы. -Спасибо за работу! Оценка работы детей учителем. Д/з: определите падеж сущ. на обложке маршрутной карты, выполните упр. 104, с. 158 | Дети работают с маршрутной картой
Высказывают свои мнения. Дети оценивают себя с помощью смайликов в маршрутных картах. Затем выбирают соответствующие смайлики-магнитики на доске. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Винительный падеж и именительный падеж неодушевлённых имён существительных
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Школа 2100", тема " Винительный и именительный падеж неодушевлённых существительных"...
Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.
Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...
Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.
Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...
Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.
Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...
Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Урок русского языка в 4 классе...
План-конспект урока " Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа"
План-конспект урока по русскому языку с использованиес ЭОР 3 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")
Разработка урока в 4 классе по теме "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")...