Развитие речи на уроках русского языка
статья по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Москаленко Елена Анатольевна

Виды работы с предложениями.Начальный этап в обучении сочинению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_na_urokah_russkogo_yazyka.docx61.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи на уроках русского языка

Учитель начальных классов МОБУ СОШ № 9

Москаленко Елена Анатольевна

   Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

   Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.

В развитии речи выделяются три линии:

1)      работа над словом;

2)      работа над словосочетанием и предложением;

3)      работа над связной речью.

   Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.

   Словарная работа включает в себя четыре направления:

1)      обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;

2)      уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

3)      активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

4)      устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

   Все эти направления работы тесно связаны между собой.

   Упражнения с предложениями можно разделить на три группы:

1)      Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.

2)      Конструктивные упражнения – это построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями. Школьники учатся перестраивать предложения, расширять их, объединять.

3)      Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Строя предложения, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности.

   Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение.

   И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку учащихся к связной речи. Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.

   Основные умения, которые относятся к связной речи учащихся:

1)      Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.

2)      Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное.

3)      Умение спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение.

4)      Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов.

5)      Составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.

6)      Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять  повторения, убирать лишнее

Виды работы с предложением:

1. Деление  сплошного текста на отдельные предложения

                                                   Рисунки. №1

Дети рисуют это конь это зайка это лиса а это волк.

                                                 Кот Васька. №2

Кот Васька ловит мышей сидит у норки и ждет вот бежит мышка Васька поймал мышку.

                                                Бабушки и внуки. №3

У Димы и Яши была бабушка она купила внукам азбуку дети рады мальчики стали учить буквы.

Зимой. №4

Пришла зима Митя катался на санках с горы румяный он вбежал в дом мальчику было весело.

Утенок Тишка. №5

У утки Тинки утята она учит их плавать утенок Тишка самый храбрый он первый бросился в воду.

Галки. №6

В саду рос клен на ветку сели галки жаль птиц Леня насыпал зерна галки клюют корм.

Урок труда. №7

Идет урок на партах бумага и клей Юра клеит цепь у Лены вышла кукла у Сережи зайка.

Рыбаки. №8

Теплый день Коля и Дима идут на речку там брат ловит рыбу он поймал щуку и леща.

Лиса. №9

Шла лиса по лесу вдруг она почуяла запах мяса побежала лиса на запах а капкан цап лису за лапу!

Закат. №10

Солнышко зашло потемнело поле из оврага расползается сумрак на вершине тополя вспыхнули золотистые искорки это солнышко послало свой золотой привет.

                       2. Составление связного текста из данных предложений.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

        Анюта. №1                                                     Два друга. №2

Ей семь лет.                                               Мальчики вместе решили задачу.

Дедушка Петя стал старый.                     Юра решал задачу.

Аня читала деду газету.                            Пришел Слава.

Внучка любит деда.                                  Так Слава помог другу.

                                                                    Задача была трудная.

               №3                                                                №4  

Я раскрасила эти цветы.                             Трещат лютые морозы.

Леша нарисовал астры и лилии.                 Дети надели теплые шубки.

Мы взяли кисти и краски.                           Выпало много снега.

Наташа нарисовала розу.                             Реки, пруды и озера замерзли.

                                                                       Пришла зима.

№5                                                                                     №6

Мы любили ходить в лес за ягодами.     На тропинку выбежал колючий еж.

За деревней речка и еловый лес.              Был теплый майский день.

Летом мы жили в деревне.                        Вдруг в кустах они услышали шорох.

                                                                     Мальчики гуляли в лесу.

    Садовник. №7

Молодое дерево теперь будет здорово.

Старый садовник осматривал деревья в саду.

Садовник закрыл трещину.

Он заметил трещину на стволе грушевого дерева.

Это был ерш. №8

Один раз все они поехали удить рыбу.

Юра жил в большой и дружной семье.

Юра поймал маленькую рыбку.

Бабушка №9

Я ее давно не видел.

Мы будем ходить в лес и купаться в реке.

У нас каникулы.

Скоро я поеду в деревню к бабушке.

Летом. №10.

Долго купались друзья.

Борис и Никита побежали к реке.

Потом они нашли плот и поплыли на другой берег.

Вот и берег.

Жарко.

Мальчики ныряли в воду.

3. Составление связного текста из деформированных предложений.

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Озаглавьте.

Синица. №1                                                             Книга. №2

у, рос, дома, клен                                       Юра, у, живет, деда

на, клена, ветку, птичка, села                   дедушка, книгу, внуку, купил

это, синичка, маленькая                            Юра, стихи, громко, читает

    №4

 стоит, памятник, парке, в

 памятнику, часто, школьники, к, приходят

цветы, всегда, памятника, у

Дома. №5                                                                         №6

все, дома, были                                  к, звери, готовятся, зиме

папа, газету, читал                             и, нагуливают, барсук, сало, медведь

мама, брюки, шила                            запасает, орехи, кедровые, бурундук

Юра, уроки, учил                              сушит, на, белка, сучках, грибы

Аня, играла, куклой, с

№7

шли, девочки, лес, через

лесу, было, и , тихо, в, нарядно

густо, елочки, зеленели

золотые, светились, березках, в, искорках

№8

стал, разгуливать, болоту, журавль, по

кукушка, бору, куковала, в

пролетела, цветами, над, бабочка, пестрыми.

парил, в, высоко, воздухе, коршун

Ворона Кара №9                                                        Игрушки №10.

была, нас, у, ворона, Кара                                       дети, играют, тихо

она, книгу, клювом, листала                                   у, Юла, Лены

ворона, на, считала, счетах                                     девочка, юлу, крутит

Кара, снимала, со, кольца, ловко, столбика         игрушка, и, гудит, поет

                                                                                   Сережа, кубики, взял

                                                                                   мальчик, башню, строит

4. Составление связного текста из неполных предложений.

Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ.

№1                                                                                        №2

_______ наступила,                               У ______ и _________

Высохли _______                                   Вьются стаями ______ .

И глядят уныло                                      Под окошком ________

Голые __________.                                Красотой своей горды.

Слова: цветы, осень, кусты.                Слова: дрозды, калины, рябины, георгины.

№3

Весной разольются ______ реки. Прилетят __________ скворцы. На березе появятся ________ листочки.

Слова: быстрые, первые, зеленые.

Горка. №4.

Взял Митя ______. Он идет на ______ . Там много _______ . Мальчик ______ Катюшу. Хорошо зимой!

Слова: санки, лыжи, коньки, горку, каток, детей, возит, катает.

Зимой. №5

Пришла _______ зима. Кругом много ______. Дети гуляют в теплых _____ и _______ . Не страшен им ________ .

Слова: холодная, снег, шубки, шапки, мороз.

Сад. №6

У нас ______ сад. Там растут _____ и _________ . Весной деревья красиво __________.

Будут осенью ________ .

Слова: большой, яблони, груши, цветут, вкусные.

Гроза. №7

Надвинулась _______ туча. Над лесом блеснула _______ молния. Глухо прокатился отдаленный ________ . Пронесся _____ ветер. Хлынул ______ дождь.

Слова: темная, яркая, гром, свежий, проливной.

Котенок. №8

Детям подарили _____ . Мальчики ______ с ним. У Мурзика ____ лапки и ____ хвостик. Он любит ____ и ______ .

Слова : котенок, играют, мягкие, пушистый, молоко, рыба.

Стройка. №9

Ребята _______ на стройку. Там возводят _____ . Рабочие кладут стены из ____.

Для окон готовы ______ . Во дворе _______ кран.

Слова: идут, дом, кирпича, рамы, подъемный.

№10

Жили – были серый ____

И его ________.

Серый ______ был очень тих

И _________ тоже.

И ребенок был у них

Очень тихий _______.

Слова: еж, ежиха, ежик.

Начальный этап в обучении сочинению

Письменные ответы на вопросы.

Записать ответы на вопросы.

Гуси. №1

На пруду были гуси. Гусь плывет к мосту. Саша кинул в воду корку хлеба.

Вопросы:

  1. Где были гуси?
  2. Куда плывет гусь?
  3. Что кинул в воду Саша?

Муравей. №2

Муравей нашел зерно. Оно было тяжелое. Муравей позвал товарищей. Дружно тащат муравьи зерно домой.

Вопросы:

  1. Какое зерно нашел муравей?
  2. Кого позвал муравей?
  3. Что делают муравьи вместе?

Чеснок. №3

В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель. Добрая слава у чеснока.

Вопросы:

  1. Что помогает залечивать раны?
  2. Что раньше лечили чесноком?
  3. Почему чеснок используют как лекарство?

После школы. №4

Пришла Настя из школы. Мама была дома. Настя села у стола. Она стала читать книгу. Мама была рада.

Вопросы:

  1. Откуда пришла Настя?
  2. кто был дома?
  3. Где села Настя?
  4. Что она стала делать?

Зяблик. №5

У дома рос куст. На ветку сел зяблик. Кот Барсик сидел на крыльце. Он прыгнул на куст. Зяблик улетел.

Вопросы:

  1. Где рос куст?
  2. Кто сел на ветку?
  3. Где сидел кот Барсик?
  4. Куда кот прыгнул?
  5. Что сделал зяблик?

Слон. №6

Шофер привез в зоопарк сено. Машина попала в канаву. Послали на помощь слона. Он лбом вытолкнул машину из канавы.

Вопросы:

  1. Куда шофер привез сено?
  2. Куда попала машина?
  3. Кого послали на помощь?
  4. Как слон вытолкнул машину?

Галка. №7

Положила мама кольцо на стол. В окно заглянула галка. Вдруг прыг на стол! Юра закричал. Галка улетела. А кольцо пропало!

Вопросы:

  1. Куда положила мама кольцо?
  2. Кто заглянул в окно?
  3. Как сказано о краже кольца?
  4. Кто закричал?
  5. Что сделала галка?
  6. Где кольцо?

Дружная работа. №8

На даче идет работа. Папа кладет на тачку землю. Сын Витя возит ее на клум-бу. Мама и Юля сажают цветы.

Вопросы:

  1. Где работает семья?
  2. Что делает папа?
  3. Чем занимается Витя?
  4. Что делают мама и Юля?

Елка в лесу. №9

Ребята нарядили елку. Петя развесил на ветках кусочки хлеба. Ваня принес морковку и кочан капусты. Лакомились гостинцами птицы и зайцы.

Вопросы:

  1. Что сделали ребята в лесу?
  2. Что развесил на ветках Петя?
  3. Что принес Ваня?
  4. Кто лакомился гостинцами?

Лисенок. №10

Охотник нашел в лесу лисенка. Он принес его домой. Ночью зверек бегал по комнате. К осени лисенок стал большим. Охотник отпустил его в лес.

Вопросы:

  1. Кто нашел лисенка в лесу?
  2. Куда охотник принес лисенка?
  3. Что делал зверек ночью?
  4. Каким стал лисенок к осени?
  5. Что сделал охотник?

6. Составление связного текста по опорным словам.

Составьте текст, используя данные слова.

Зима в лесу. №1

Холодно, белый наряд, серебристые ветки, спрятались в норки.

Котенок. №2

Маленький, серенький, мохнатенький, лапки, усики, играет, с хвостиком.

Дождик. №3

Набежала, темная, тучка, грянул, хлынул, дождик, гром, веселые, ручейки.

Утром. №4

Встаю рано, убираю постель, умываюсь, чищу зубы, вкусная каша, портфель, бегу в школу.

Ромашка. №5

Растет в поле, белые лепесточки, желтенькая серединка, длинный стебелек, лечебный цветок.

У врача. №6

Медсестра, кабинет, прививка, укол, не болеть, страшно, не больно.

Библиотека.№7

Много книг, шкафы и полки, библиотекарь, выдает, интересные журналы, тишина.

Радуга. №8

После дождя, яркое солнышко, появилась, разноцветная, долго любовались

День рождения. №9

Гости, подарки, торт со свечами, интересные конкурсы и игры, водили каравай, веселый праздник.

Ура, каникулы! №10

Последний звонок, праздник, городской парк, карусели, качели, отдых, встреча в сентябре.

7. Выборочное выписывание  из текста по заданию.

Какие бывают шубки. №1

Белая шубка у зайчат.

Рыжая шубка у бельчат.

Колючая шубка у ежа.

Блестящая шубка у моржа.

Выпишите слова с ча-ща.

Журавль. №2

Много в степи птиц. Но красивее всех журавль. У него серые  перья, длинная шея, умные глаза.

Выпишите описание журавля.

Лето.№3

Стояли жаркие деньки. Мальчики были в лесу. Там есть ясень и ольха. На полянке ребята нашли васильки.

Выпишите слова с мягким знаком  в середине слова.

В парке. №4

В зеленом парке большой пруд. В пруду плавают лебеди и уточки. Ребята и взрослые любуются красивыми птицами.

Выпишите, какие птицы плавают в пруду.

Вежливые слова. №5

- Таня, можно взять твой карандаш?

- Конечно. Какой тебе нужен? Бери, пожалуйста.

- Мне нужен синий карандаш.

- Пожалуйста.

- Спасибо.

Выпишите вежливые слова.

Ежик и мыши. №6

Митя принес из лесу ежика. В чулане жили мыши. Митя отнес ежа в чулан. Ежик ловил там мышей.

Выпишите слова с жи-ши.

Сосновый бор. №7

Очень хорош и красив сосновый бор. Сказочными великанами стоят старые сосны. Тесно жмутся друг к другу молодые сосенки.

Сравните, как автор сказал о старых соснах и как о молодых. Выпишите эти предложения.

Одуванчик. №8

У больших дорог цветут одуванчики. Они похожи на солнышко с золотыми лучами. Созрели семена. И чудесный цветок стал пушистым шариком.

Выпишите предложение, где говорится, на что похож одуванчик.

Кто идет по улице? №9

Кто по улице идет,

Громко песенку поет?

Это утка – Маврушка,

Кошка – Хаврошка,

Селезень – Павлушка,

Кот – Митрошка,

Пес – Барбос, ободран нос.

Выпишите клички животных.

Юрок №10

Юрок – это птичка. Она живет в таежном лесу. Сама яркая, оранжевая. Головка черная, так и блестит. Зимой юрок улетает на юг. Летом прилетает в родные места.

Выпишите предложения, в которых говорится какого цвета птичка.

   Роль сочинений в развитии речи учащихся.

   Деятельность учителя на уроке должна быть чётко направлена на развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем, друг с другом. Творческая деятельность должна взволновать ученика. Вызвать потребность самовыражения. Важную роль в этом играют сочинения.

  Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Готовясь к устному рассказу или письменному сочинению, школьники учатся:

        Понимать заданную тему или находить свою собственную, определять её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения.

         Подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать своё отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию.

         Накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения.

         Располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность.

          Отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст.

         Орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования.

         Обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное. (Приложение №1)

   Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых умений учащихся.

Сочинения различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку. (Приложение №2)

Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Предлагаю следующие тематические группы и темы сочинений:

1)      Творческие:              - Что такое доброта?

                                   - Что такое красота?

                                   - Хочу всё знать. А зачем?

                                   - Меня особенно волнует…

                                   - Мои три желания.

                                   - Где бы я хотел побывать? Почему?

                                   - Самая дорогая вещь в нашем доме.

                                   - Чтобы я рассказал африканским детям о зиме.

                                   - Три чудесных цвета.

                                   - Кто ночью не спит?

                                   - Путешествие осеннего листочка.

                                   - Я – Солнце.

                                   - Широка страна моя родная.

     2) Репродуктивные:       - Что я знаю о белке.

                                              - Любимое математическое действие.

                                              - Мой верный друг.

                                              - Как зимуют звери.

                                              - Мои игрушки.

                                              - Наша дружная семья.

    3) Фантограммы. Что было бы, если бы – я увидел, что книга плачет?

                                                                         - авторучка подсказывала?

                                                                         - дорога поднялась в небо?

                                                                         - всегда побеждало зло?

                                                                         - я был добрым волшебником?

                                                                         - исчезло солнце?

   4) Сочинение-рассуждение: - Почему осенью с деревьев опадают листья?

                                                   - Почему идёт дождь?

                                                   - Почему я люблю книги?

                                                   - Почему меня так назвали?

                                                   - Почему нужен друг?

    5) Сочинение-описание:     - Моя любимая игрушка.

                                                   - Первый снег.

                                                   - Наша классная комната.

                                                   - Дом, в котором я живу.

                                                   - Новогодняя ёлка.

     Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда.

   Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.

   Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания. Предложения, связную речь. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи на уроках русского языка.

Остановимся подробнее на основных направлениях в развитии речи младших  школьников и рассмотрим конкретные формы и методы обучения, связанные  прежде всего с развитием детского речевого твор...

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр.

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр....

Развитие речи на уроках русского языка

Данная проблема является актуальной в наше время и необходимо направить свою работу на ее решение...

Развитие речи на уроках русского языка во 2 классе

В работе даны упражнения по развитию речи во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века" ( синонимы, антонимы, омонимы). Может быть использована в других УМК....

Развитие речи на уроках русского языка.

 Развитие речи учащихся на уроках  русского языка...

Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...