Урок русского языка во 2 классе "Парные согласные звуки, их обозначение на письме" (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема урока: Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме.

Цель: вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; продолжить формирование представления детей о единообразном написании слова; показать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи; развивать речь детей при работе с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx45.12 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ гимназия «Школа искусств» им. А.А.Цветкова города Талдома

Урок русского языка во 2 классе по теме:

«Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме»

(УМК «Перспектива»)

Подготовила учитель начальных классов

Долгова Ольга Викторовна

2018-2019 учебный год

Тема урока: Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме.

Цель: вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; продолжить формирование представления детей о единообразном написании слова; показать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи; развивать речь детей при работе с текстом.

УУД:

  1. Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы;

  1. Метапредметные:

Познавательные умения:

  • различать парные согласные по звонкости и глухости и обосновывать своё мнение;
  • распознавать парные согласные и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и в конце слова;
  • выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
  • исправлять ошибки в учебном тексте.

Коммуникативные умения:

  • формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение;
  • согласовывать позиции и находить общее решение;
  • адекватно использовать речевые средства для представления результата.

  1. Предметные:

• Строить предложения со словами, содержащими парные согласные.

• Писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слова.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, презентация, карточки, смайлики для рефлексии, веер с буквами.

ХОД УРОКА

I.Организация класса на работу.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей.  Давайте подарим нашим дорогим гостям  добрые улыбки. Тихо сели.

II. Повторение изученного материала.

1.-Откройте тетради и запишите число и классная работа. (6 декабря.  Классная работа.)

- Я для вас, ребята, загадала слово. Попробуйте определить его. В моём слове два слога, 4 буквы, 4 звука, это антоним слову лето. (зима)

- Молодцы. Подберите однокоренные слова к этому слову. Какая орфограмма в нём есть?

- Какой праздник с нетерпением ждут зимой и дети, и взрослые? (новый год)

- Какой символ этого праздника? (Новогодняя ёлка)

-Сегодня мы тоже будем наряжать новогоднюю ёлку. А чем узнаете, когда отгадаете загадку.

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
 (Снежинка)

Итак, давайте скорее украшать нашу ёлочку, каждая снежинка приготовила для вас задание.

III. Актуализация знаний

  1. Чистописание                                              (первая снежинка)

Летит снежинка и видит Буквы стоят на её пути. Не пускают снежинку к ёлочке. Помогите снежинке найти лишнюю букву.

П   Г   В  Д   Т   Ж  О  Ш  Ф  К  Б

   -  Посмотрите на ряд букв и  найдите лишнюю.

  -  Почему вы исключили именно эту букву?       (о– буква, обозначающая гласный звук)

  -  Что можете сказать об оставшихся буквах?      (они обозначают  согласные звуки)

  -  Что можете сказать о буквах, обозначающих согласные звуки?  

  -  Найдите пары по звонкости и глухости, запишите в тетради (учитель пишет на доске)

            б-п, д-т, в-ф, ж-ш, г-к, з-с

  -  Все ли пары вы смогли составить? (Нет)

  -  Напишите самостоятельно пропущенную пару (з-с)

  -  Назовите звонкие согласные

  -  Назовите глухие согласные

  -  Чем звонкие согласные отличаются от глухих? (звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом)

 -  Молодцы!                                            Повесим снежинку на нашу ёлочку!

2. Словарная работа.                                         (вторая снежинка)

- Что за необычные слова встретила снежинка на своём пути? (транскрипция)

- Прочитайте транскрипцию. Запишите слова, обозначая звуки буквами.

            Медведь, солдат, город, мороз, сапог.    

     -  Покажите карточку с настроением, как справились с работой.

     -  Что объединяет все эти слова?

     -  Какое слово лишнее?

-  Придумайте предложение с одним из этих слов. (повествовательное, побудительное, вопросительное.)

 -  Молодцы! Снежинка очень благодарна вам за помощь и с удовольствием украшает нашу ёлочку.

   IV.Самоопределение к деятельности.                               (третья снежинка)

 -  Снежинка,  путешествуя заглянула в окно комнаты, где живёт наш Ваня. Он подобрал проверочные слова. Снежинка хочет узнать: Правильно ли Ваня выполнил это задание?   (покажите сигнальной карточкой)

Тетрадь-тетрадка, час-часовой, улыбка - улыбчивый, сторож-сторожка, гром-громовой.

 -  Какой совет вы дадите Ване?

 -  Какие трудности вы испытываете при изучении данной темы?

 -  Назовите тему нашего урока.

 -  Чему будем учиться на уроке?

 -  Исправьте ошибки Вани.

V. Работа по теме урока.

- Как надо проверить парную согласную в корне слова?

  1. Работа с сигнальными карточками                                     4 снежинка

Мед,  клёст,  улыбка, низкий, загадка, ложка, травка, замёрз.

-Найдите слово-предмет. Признак. Действие. Какое нельзя перенести?   

2.  Работа в парах.                                                        5 снежинка

- Подчеркните слова в которых нужно проверить парную согласную. Подберите проверочные слова

Береги нос в большой мороз.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

- Спишите любую пословицу.

Физкультминутка.

Мы писали, мы писали

Наши пальчики устали…..

3.Работа по учебнику. С. 118, упр.176.   Фронтальная работа      6 снежинка

- Прочитайте текст цепочкой.

- О чём этот текст?

- Озаглавьте его. (Большой  пруд. Пруд.)

- Какой это тип текста? (повествование, описание или рассуждение?)

- Придумайте вопросы к этому тексту?

(Что есть около нашей деревни?

 Как можно добраться от дома к пруду?

 Что растёт по берегам пруда?

 Какая в пруду вода?

 Кто мелькает в чистой, прозрачной воде?

 Что мы делаем на пруду?)

- Молодцы!                                            Заработали ещё одну снежинку.

- Назовите слова с пропущенной буквой из первого предложения. Определите орфограмму. Запишите вместе с проверочным словом.

1 вариант выписывает слова из 2-3 предложения.                         7 снежинка

2 вариант – из 4-5 предложения.                                           8 снежинка

(два ученика работают у доски)

- Проверьте работу ребят и свою. Оцените карточкой – настроением)

-А сейчас оцените свою работу карточкой. Какие трудности встретили?

- Найдите в этом тексте слова, в котором звуков больше чем букв.

- Найдите слова, в котором букв больше, чем звуков.

- Молодцы!       Заработали ещё две снежинки.

  1. Групповая работа.

- Ребята, а сейчас вам нужно объединиться в малые группы по 4 человека.

 Вам нужно прочитать текст, найти и исправить ошибки за нашу орфограмму.

      Петя и Маша посмотрели в окно. Ночью выпал мяхкий, пушистый снек. Рядом с домом намело маленький сугроп. Ребята надели шупки и выбежали во двор.  Дети радуются снешку!

  1. Самостоятельная работа.                                            9 снежинка

- Возьмите листочки и определите, что вам сейчас нужно сделать.

(Выбрать буква парной согласной и зачеркнуть лишнюю.)

крова(д,т)ка                    ё(ж,ш)

жёлу(д,т)ь                            берё(з,с)ка

ду(б,п)ки                            велосипе(д,т)

рыба(г,к)                            арбу(з,с)             

- Поменяйтесь листочками, проверьте работу соседа.  !, +, -, ?

VI. Резерв. 

  1. Игра «Вставь пропущенную букву.
  2. Если вы уберёте глухие парные согласные, то получите интересное слово.

смт оф лош дп ц кы

V. Рефлексия.

-  Какая была тема урока?

-  Чему учились на уроке?

-  Определите свое настроение и работу на уроке, покажите  карточку.

VI. Домашнее задание.

Учебник с.118, упр.177

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы,

приемы, формы

УУД

  1. Орг. мом.

Цель: Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу.

Проверяют готовность к уроку

фронтальная

Личностные, коммуникативные

  1. Актуализация

знаний.

  • Минутка

Чистописания

(Слайд 2)

  • Словарная работа

(Слайд 3-4)

Цель: Выявить уровень знаний. Определить типичные недостатки.

  -  Посмотрите на ряд букв и  найдите лишнюю.

  -  Почему вы исключили именно эту букву?  

(о– гласная буква)

  - Что можете сказать об оставшихся буквах?  (они  согласные)

  - Дайте характеристику согласным звукам.  

  - Найдите пары по звонкости и глухости, запишите в тетради.

  - Все ли пары вы смогли составить? (Нет)

  -  Напишите самостоятельно пропущенную пару.

 

- Прочитайте транскрипцию. Напишите слова обозначая звуки буквами.

Медведь, сапог, город, мороз, солдат.

Придумайте предложение с одним из этих слов. (повествовательное, побудительное, вопросительное.)

Дают характеристику согласным,

Б-П, В-Ф, Г-К, Ж-Ш, З-С.

Записать слова по транкрипции.

На доске буквы

П Г С Д Т Ж О Ш З

К Б

Фронтальная,

Самостоятельная, взаимопроверка

Познавательные:

логические-анализ с целью выделения признаков.

Регулятивные:

наметить пути коррекции.

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

  Ваня подобрал проверочные слова. проверьте. Тетрадь-тетрадка, час-часовой, улыбка-улыбчивый, сторож-сторожка, гром-громовой.

-- Какой совет вы дадите Ване?

- -Какие трудности вы испытываете при изучении данной темы?

 

Будем учиться проверять написание парных согласных в середине и конце с  слова.

Индивидуальная,

фронтальная

Регулятивные:

целеполагание.

Самостоятельное формулирование цели: формулирование проблемы.

  1. Работа по теме урока.

Цель: выявление учащимися признаков орфограммы, развивать умения находить в словах парную согласную, самостоятельно выбирать способ проверки.

- как надо проверить парную согласную в корне слова?

Работа с сигнальными карточками:

Мед, клёст, орешки, улыбка, низкий, загадка, ложка, травка, хрупкий, замёрз

Дети работают с веером букв.

Индивидуально-фронтальная

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные-

Моделирование.

Коммуникативные-

Учебное сотрудничество со

сверстниками.

  1. Работа над пройденным материалом.

(Слайд 5)

Береги нос в большой мороз.

В зимний холод всякий молод.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Снег на полях – хлеб в закромах.

Подчеркните слова в которых нужно проверить парную согласную. Подоберите проверочные слова.

Парная работа.

  1. Работа над пройденным материалом.

С.118, упр.176

Работа в группе

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы.

(Слайд 6-8)

- выполнить самостоятельно задание по карточке.

крова(д,т)ка             ё(ж,ш)

жёлу(д,т)ь                     берё(з,с)ка

ду(б,п)ки                     велосипе(д,т)

рыба(г,к)                     клю(в,ф)

арбу(з,с)                     мя(г,к)кий

Выполняют задание по карточкам в тетради.

Индивидуальная,

Дифференцированная,

Регулятивные:

Контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

Самоопределение.

  1. Рефлексия

(Слайд 9)

- Определите свое настроение и работу на уроке, прикрепите смайлик на ёлочку.

У каждого ребенка три смайлика. Прикрепить на яблоню. (Настроение, деятельность)

Индивидуальная

Познавательные - рефлексия

  1. Итог урока.

Цель:  соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

- Чему учились на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. Д/З. по выбору.

Цель:  закреплять знания по изученной теме.

(Слайд 10)

  1. У. С.118, упр.177.

Индивидуальная


крова(д,т)ка             ё(ж,ш)

жёлу(д,т)ь                     берё(з,с)ка

ду(б,п)ки                     велосипе(д,т)

рыба(г,к)                     арбу(з,с)            

крова(д,т)ка             ё(ж,ш)

жёлу(д,т)ь                     берё(з,с)ка

ду(б,п)ки                     велосипе(д,т)

рыба(г,к)                     арбу(з,с)        

     

крова(д,т)ка             ё(ж,ш)

жёлу(д,т)ь                     берё(з,с)ка

ду(б,п)ки                     велосипе(д,т)

рыба(г,к)                     арбу(з,с)            

крова(д,т)ка             ё(ж,ш)

жёлу(д,т)ь                     берё(з,с)ка

ду(б,п)ки                     велосипе(д,т)

рыба(г,к)                     арбу(з,с)        

     

крова(д,т)ка             ё(ж,ш)

жёлу(д,т)ь                     берё(з,с)ка

ду(б,п)ки                     велосипе(д,т)

рыба(г,к)                     арбу(з,с)            

крова(д,т)ка             ё(ж,ш)

жёлу(д,т)ь                     берё(з,с)ка

ду(б,п)ки                     велосипе(д,т)

рыба(г,к)                     арбу(з,с)        

     

крова(д,т)ка             ё(ж,ш)

жёлу(д,т)ь                     берё(з,с)ка

ду(б,п)ки                     велосипе(д,т)

рыба(г,к)                     арбу(з,с)            

крова(д,т)ка             ё(ж,ш)

жёлу(д,т)ь                     берё(з,с)ка

ду(б,п)ки                     велосипе(д,т)

рыба(г,к)                     арбу(з,с)        

     

крова(д,т)ка             ё(ж,ш)

жёлу(д,т)ь                     берё(з,с)ка

ду(б,п)ки                     велосипе(д,т)

рыба(г,к)                     арбу(з,с)            

крова(д,т)ка             ё(ж,ш)

жёлу(д,т)ь                     берё(з,с)ка

ду(б,п)ки                     велосипе(д,т)

рыба(г,к)                     арбу(з,с)        

     

Береги нос в большой мороз.

 На языке мёд, а на сердце – лёд.

Береги нос в большой мороз.

 На языке мёд, а на сердце – лёд.

Береги нос в большой мороз.

 На языке мёд, а на сердце – лёд.

Береги нос в большой мороз.

 На языке мёд, а на сердце – лёд.

Береги нос в большой мороз.

 На языке мёд, а на сердце – лёд.

Береги нос в большой мороз.

 На языке мёд, а на сердце – лёд.

Береги нос в большой мороз.

 На языке мёд, а на сердце – лёд.

Береги нос в большой мороз.

 На языке мёд, а на сердце – лёд.

Береги нос в большой мороз.

 На языке мёд, а на сердце – лёд.

Береги нос в большой мороз.

 На языке мёд, а на сердце – лёд.

Береги нос в большой мороз.

 На языке мёд, а на сердце – лёд.

Береги нос в большой мороз.

 На языке мёд, а на сердце – лёд.

    Петя и Маша посмотрели в окно. Ночью выпал мяхкий, пушистый снек. Рядом с домом намело маленький сугроп. Ребята надели шупки и выбежали во двор.  Дети радуются снешку!

    Петя и Маша посмотрели в окно. Ночью выпал мяхкий, пушистый снек. Рядом с домом намело маленький сугроп. Ребята надели шупки и выбежали во двор.  Дети радуются снешку!

_____________________________________________________________

    Петя и Маша посмотрели в окно. Ночью выпал мяхкий, пушистый снек. Рядом с домом намело маленький сугроп. Ребята надели шупки и выбежали во двор.  Дети радуются снешку!

_____________________________________________________________

    Петя и Маша посмотрели в окно. Ночью выпал мяхкий, пушистый снек. Рядом с домом намело маленький сугроп. Ребята надели шупки и выбежали во двор.  Дети радуются снешку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка для 2 класса по теме: Обозначение мягкости согласных звуков на письме. ОС "Школа 2100"

Работа содержит план - конспект урока и презентацию. Цель урока: познакомить обучающихся со способами обозначения мягкости согласных звуков на письме....

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....

Конспект урока русского языка по теме: "Согласный звук [Й’] и буква И краткое".

Конспект урока русского языка "Согласный звук Й и буква И краткое. 2 класс...

Урок русского языка на тему «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки» ( 1 класс)

Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это урок из разде...

Технологическая карта урока русского языка обучения грамоте "Согласные звуки [р], [р,]. Буквы Р,р" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [р], [р’] и букве Р ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения.Задачи урокаДидактические:1.    Научит...

Технологическая карта урока русского языка «Гласные и согласные звуки» (УМК "Перспектива", 2 кл., 1ч.)

Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: обобщение сведений о различиях гласных и согласных звуков, выяснение роли гласных и согласных звуков в разли...