Урок русского языка во 2 классе "Парные согласные звуки, их обозначение на письме" (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема урока: Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме.
Цель: вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; продолжить формирование представления детей о единообразном написании слова; показать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи; развивать речь детей при работе с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 45.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ гимназия «Школа искусств» им. А.А.Цветкова города Талдома
Урок русского языка во 2 классе по теме:
«Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме»
(УМК «Перспектива»)
Подготовила учитель начальных классов
Долгова Ольга Викторовна
2018-2019 учебный год
Тема урока: Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме.
Цель: вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; продолжить формирование представления детей о единообразном написании слова; показать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи; развивать речь детей при работе с текстом.
УУД:
- Личностные:
Проявлять интерес к изучению темы;
- Метапредметные:
Познавательные умения:
- различать парные согласные по звонкости и глухости и обосновывать своё мнение;
- распознавать парные согласные и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и в конце слова;
- выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
- исправлять ошибки в учебном тексте.
Коммуникативные умения:
- формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение;
- согласовывать позиции и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
- Предметные:
• Строить предложения со словами, содержащими парные согласные.
• Писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слова.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, презентация, карточки, смайлики для рефлексии, веер с буквами.
ХОД УРОКА
I.Организация класса на работу.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Давайте подарим нашим дорогим гостям добрые улыбки. Тихо сели.
II. Повторение изученного материала.
1.-Откройте тетради и запишите число и классная работа. (6 декабря. Классная работа.)
- Я для вас, ребята, загадала слово. Попробуйте определить его. В моём слове два слога, 4 буквы, 4 звука, это антоним слову лето. (зима)
- Молодцы. Подберите однокоренные слова к этому слову. Какая орфограмма в нём есть?
- Какой праздник с нетерпением ждут зимой и дети, и взрослые? (новый год)
- Какой символ этого праздника? (Новогодняя ёлка)
-Сегодня мы тоже будем наряжать новогоднюю ёлку. А чем узнаете, когда отгадаете загадку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Итак, давайте скорее украшать нашу ёлочку, каждая снежинка приготовила для вас задание.
III. Актуализация знаний
- Чистописание (первая снежинка)
Летит снежинка и видит Буквы стоят на её пути. Не пускают снежинку к ёлочке. Помогите снежинке найти лишнюю букву.
П Г В Д Т Ж О Ш Ф К Б
- Посмотрите на ряд букв и найдите лишнюю.
- Почему вы исключили именно эту букву? (о– буква, обозначающая гласный звук)
- Что можете сказать об оставшихся буквах? (они обозначают согласные звуки)
- Что можете сказать о буквах, обозначающих согласные звуки?
- Найдите пары по звонкости и глухости, запишите в тетради (учитель пишет на доске)
б-п, д-т, в-ф, ж-ш, г-к, з-с
- Все ли пары вы смогли составить? (Нет)
- Напишите самостоятельно пропущенную пару (з-с)
- Назовите звонкие согласные
- Назовите глухие согласные
- Чем звонкие согласные отличаются от глухих? (звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом)
- Молодцы! Повесим снежинку на нашу ёлочку!
2. Словарная работа. (вторая снежинка)
- Что за необычные слова встретила снежинка на своём пути? (транскрипция)
- Прочитайте транскрипцию. Запишите слова, обозначая звуки буквами.
Медведь, солдат, город, мороз, сапог.
- Покажите карточку с настроением, как справились с работой.
- Что объединяет все эти слова?
- Какое слово лишнее?
- Придумайте предложение с одним из этих слов. (повествовательное, побудительное, вопросительное.)
- Молодцы! Снежинка очень благодарна вам за помощь и с удовольствием украшает нашу ёлочку.
IV.Самоопределение к деятельности. (третья снежинка)
- Снежинка, путешествуя заглянула в окно комнаты, где живёт наш Ваня. Он подобрал проверочные слова. Снежинка хочет узнать: Правильно ли Ваня выполнил это задание? (покажите сигнальной карточкой)
Тетрадь-тетрадка, час-часовой, улыбка - улыбчивый, сторож-сторожка, гром-громовой.
- Какой совет вы дадите Ване?
- Какие трудности вы испытываете при изучении данной темы?
- Назовите тему нашего урока.
- Чему будем учиться на уроке?
- Исправьте ошибки Вани.
V. Работа по теме урока.
- Как надо проверить парную согласную в корне слова?
1. Работа с сигнальными карточками 4 снежинка
Мед, клёст, улыбка, низкий, загадка, ложка, травка, замёрз.
-Найдите слово-предмет. Признак. Действие. Какое нельзя перенести?
2. Работа в парах. 5 снежинка
- Подчеркните слова в которых нужно проверить парную согласную. Подберите проверочные слова
Береги нос в большой мороз.
На языке мёд, а на сердце – лёд.
- Спишите любую пословицу.
Физкультминутка.
Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали…..
3.Работа по учебнику. С. 118, упр.176. Фронтальная работа 6 снежинка
- Прочитайте текст цепочкой.
- О чём этот текст?
- Озаглавьте его. (Большой пруд. Пруд.)
- Какой это тип текста? (повествование, описание или рассуждение?)
- Придумайте вопросы к этому тексту?
(Что есть около нашей деревни?
Как можно добраться от дома к пруду?
Что растёт по берегам пруда?
Какая в пруду вода?
Кто мелькает в чистой, прозрачной воде?
Что мы делаем на пруду?)
- Молодцы! Заработали ещё одну снежинку.
- Назовите слова с пропущенной буквой из первого предложения. Определите орфограмму. Запишите вместе с проверочным словом.
1 вариант выписывает слова из 2-3 предложения. 7 снежинка
2 вариант – из 4-5 предложения. 8 снежинка
(два ученика работают у доски)
- Проверьте работу ребят и свою. Оцените карточкой – настроением)
-А сейчас оцените свою работу карточкой. Какие трудности встретили?
- Найдите в этом тексте слова, в котором звуков больше чем букв.
- Найдите слова, в котором букв больше, чем звуков.
- Молодцы! Заработали ещё две снежинки.
- Групповая работа.
- Ребята, а сейчас вам нужно объединиться в малые группы по 4 человека.
Вам нужно прочитать текст, найти и исправить ошибки за нашу орфограмму.
Петя и Маша посмотрели в окно. Ночью выпал мяхкий, пушистый снек. Рядом с домом намело маленький сугроп. Ребята надели шупки и выбежали во двор. Дети радуются снешку!
- Самостоятельная работа. 9 снежинка
- Возьмите листочки и определите, что вам сейчас нужно сделать.
(Выбрать буква парной согласной и зачеркнуть лишнюю.)
крова(д,т)ка ё(ж,ш)
жёлу(д,т)ь берё(з,с)ка
ду(б,п)ки велосипе(д,т)
рыба(г,к) арбу(з,с)
- Поменяйтесь листочками, проверьте работу соседа. !, +, -, ?
VI. Резерв.
- Игра «Вставь пропущенную букву.
- Если вы уберёте глухие парные согласные, то получите интересное слово.
смт оф лош дп ц кы
V. Рефлексия.
- Какая была тема урока?
- Чему учились на уроке?
- Определите свое настроение и работу на уроке, покажите карточку.
VI. Домашнее задание.
Учебник с.118, упр.177
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы, приемы, формы | УУД |
Цель: Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу. | Проверяют готовность к уроку | фронтальная | Личностные, коммуникативные | |
знаний.
Чистописания (Слайд 2)
(Слайд 3-4) Цель: Выявить уровень знаний. Определить типичные недостатки. | - Посмотрите на ряд букв и найдите лишнюю. - Почему вы исключили именно эту букву? (о– гласная буква) - Что можете сказать об оставшихся буквах? (они согласные) - Дайте характеристику согласным звукам. - Найдите пары по звонкости и глухости, запишите в тетради. - Все ли пары вы смогли составить? (Нет) - Напишите самостоятельно пропущенную пару.
- Прочитайте транскрипцию. Напишите слова обозначая звуки буквами. Медведь, сапог, город, мороз, солдат. Придумайте предложение с одним из этих слов. (повествовательное, побудительное, вопросительное.) | Дают характеристику согласным, Б-П, В-Ф, Г-К, Ж-Ш, З-С. Записать слова по транкрипции. | На доске буквы П Г С Д Т Ж О Ш З К Б Фронтальная, Самостоятельная, взаимопроверка | Познавательные: логические-анализ с целью выделения признаков. Регулятивные: наметить пути коррекции. |
Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Ваня подобрал проверочные слова. проверьте. Тетрадь-тетрадка, час-часовой, улыбка-улыбчивый, сторож-сторожка, гром-громовой. -- Какой совет вы дадите Ване? - -Какие трудности вы испытываете при изучении данной темы?
| Будем учиться проверять написание парных согласных в середине и конце с слова. | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные: целеполагание. Самостоятельное формулирование цели: формулирование проблемы. |
Цель: выявление учащимися признаков орфограммы, развивать умения находить в словах парную согласную, самостоятельно выбирать способ проверки. | - как надо проверить парную согласную в корне слова? Работа с сигнальными карточками: Мед, клёст, орешки, улыбка, низкий, загадка, ложка, травка, хрупкий, замёрз | Дети работают с веером букв. | Индивидуально-фронтальная | Регулятивные: прогнозирование. Познавательные- Моделирование. Коммуникативные- Учебное сотрудничество со сверстниками. |
(Слайд 5) | Береги нос в большой мороз. В зимний холод всякий молод. На языке мёд, а на сердце – лёд. Снег на полях – хлеб в закромах. Подчеркните слова в которых нужно проверить парную согласную. Подоберите проверочные слова. | Парная работа. | ||
| С.118, упр.176 | Работа в группе | ||
Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы. (Слайд 6-8) | - выполнить самостоятельно задание по карточке. крова(д,т)ка ё(ж,ш) жёлу(д,т)ь берё(з,с)ка ду(б,п)ки велосипе(д,т) рыба(г,к) клю(в,ф) арбу(з,с) мя(г,к)кий | Выполняют задание по карточкам в тетради. | Индивидуальная, Дифференцированная, | Регулятивные: Контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: Самоопределение. |
(Слайд 9) | - Определите свое настроение и работу на уроке, прикрепите смайлик на ёлочку. | У каждого ребенка три смайлика. Прикрепить на яблоню. (Настроение, деятельность) | Индивидуальная | Познавательные - рефлексия |
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | - Чему учились на уроке? | Отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
Цель: закреплять знания по изученной теме. (Слайд 10) |
| Индивидуальная |
крова(д,т)ка ё(ж,ш) жёлу(д,т)ь берё(з,с)ка ду(б,п)ки велосипе(д,т) рыба(г,к) арбу(з,с) | крова(д,т)ка ё(ж,ш) жёлу(д,т)ь берё(з,с)ка ду(б,п)ки велосипе(д,т) рыба(г,к) арбу(з,с)
|
крова(д,т)ка ё(ж,ш) жёлу(д,т)ь берё(з,с)ка ду(б,п)ки велосипе(д,т) рыба(г,к) арбу(з,с) | крова(д,т)ка ё(ж,ш) жёлу(д,т)ь берё(з,с)ка ду(б,п)ки велосипе(д,т) рыба(г,к) арбу(з,с)
|
крова(д,т)ка ё(ж,ш) жёлу(д,т)ь берё(з,с)ка ду(б,п)ки велосипе(д,т) рыба(г,к) арбу(з,с) | крова(д,т)ка ё(ж,ш) жёлу(д,т)ь берё(з,с)ка ду(б,п)ки велосипе(д,т) рыба(г,к) арбу(з,с)
|
крова(д,т)ка ё(ж,ш) жёлу(д,т)ь берё(з,с)ка ду(б,п)ки велосипе(д,т) рыба(г,к) арбу(з,с) | крова(д,т)ка ё(ж,ш) жёлу(д,т)ь берё(з,с)ка ду(б,п)ки велосипе(д,т) рыба(г,к) арбу(з,с)
|
крова(д,т)ка ё(ж,ш) жёлу(д,т)ь берё(з,с)ка ду(б,п)ки велосипе(д,т) рыба(г,к) арбу(з,с) | крова(д,т)ка ё(ж,ш) жёлу(д,т)ь берё(з,с)ка ду(б,п)ки велосипе(д,т) рыба(г,к) арбу(з,с)
|
Береги нос в большой мороз. На языке мёд, а на сердце – лёд. | Береги нос в большой мороз. На языке мёд, а на сердце – лёд. |
Береги нос в большой мороз. На языке мёд, а на сердце – лёд. | Береги нос в большой мороз. На языке мёд, а на сердце – лёд. |
Береги нос в большой мороз. На языке мёд, а на сердце – лёд. | Береги нос в большой мороз. На языке мёд, а на сердце – лёд. |
Береги нос в большой мороз. На языке мёд, а на сердце – лёд. | Береги нос в большой мороз. На языке мёд, а на сердце – лёд. |
Береги нос в большой мороз. На языке мёд, а на сердце – лёд. | Береги нос в большой мороз. На языке мёд, а на сердце – лёд. |
Береги нос в большой мороз. На языке мёд, а на сердце – лёд. | Береги нос в большой мороз. На языке мёд, а на сердце – лёд. |
Петя и Маша посмотрели в окно. Ночью выпал мяхкий, пушистый снек. Рядом с домом намело маленький сугроп. Ребята надели шупки и выбежали во двор. Дети радуются снешку!
Петя и Маша посмотрели в окно. Ночью выпал мяхкий, пушистый снек. Рядом с домом намело маленький сугроп. Ребята надели шупки и выбежали во двор. Дети радуются снешку!
_____________________________________________________________
Петя и Маша посмотрели в окно. Ночью выпал мяхкий, пушистый снек. Рядом с домом намело маленький сугроп. Ребята надели шупки и выбежали во двор. Дети радуются снешку!
_____________________________________________________________
Петя и Маша посмотрели в окно. Ночью выпал мяхкий, пушистый снек. Рядом с домом намело маленький сугроп. Ребята надели шупки и выбежали во двор. Дети радуются снешку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка для 2 класса по теме: Обозначение мягкости согласных звуков на письме. ОС "Школа 2100"
Работа содержит план - конспект урока и презентацию. Цель урока: познакомить обучающихся со способами обозначения мягкости согласных звуков на письме....
Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.
Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....
Разработка урока русского языка по теме "Согласный звук Й ".Презентация и технологическая карта урока.
Разработка урока русского языка.Тема "Согласный звук й "...
Конспект урока русского языка по теме: "Согласный звук [Й’] и буква И краткое".
Конспект урока русского языка "Согласный звук Й и буква И краткое. 2 класс...
Урок русского языка на тему «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки» ( 1 класс)
Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это урок из разде...
Технологическая карта урока русского языка обучения грамоте "Согласные звуки [р], [р,]. Буквы Р,р" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [р], [р’] и букве Р ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения.Задачи урокаДидактические:1. Научит...
Технологическая карта урока русского языка «Гласные и согласные звуки» (УМК "Перспектива", 2 кл., 1ч.)
Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: обобщение сведений о различиях гласных и согласных звуков, выяснение роли гласных и согласных звуков в разли...