Синонимы. Практическое овладения навыками подбора синонимов и их употребления в речи.
план-конспект по логопедии
- Закреплять знания о синонимах, полученных на уроках русского языка.
- Формировать умение правильно подбирать синонимы.
- Заинтересовать учебным материалом по данной теме.
- Развивать навыки фонематического анализа.
- Развивать слуховое внимание, слуховую память.
- Развивать умение точно выполнять инструкции.
- Обогащать словарный запас в процессе упражнений подбора синонимов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_v_gruppe_1.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое заключение: недостатки письма, обусловленные ФНР. II этап обучения.
Тема занятия: Синонимы. Практическое овладения навыками подбора синонимов и их употребления в речи.
Цели:
- Закреплять знания о синонимах, полученных на уроках русского языка.
- Формировать умение правильно подбирать синонимы.
- Заинтересовать учебным материалом по данной теме.
- Развивать навыки фонематического анализа.
- Развивать слуховое внимание, слуховую память.
- Развивать умение точно выполнять инструкции.
- Обогащать словарный запас в процессе упражнений подбора синонимов.
Оборудование: плакаты «Слова-приятели», «Ряды синонимов», «Древнерусский воин», 2 маски: тигра и льва, 6 перфокарт, 7 карточек с зашифрованной темой урока.
Ход занятия.
I. Организационный момент
Симметричные рисунки.
Дети рисуют симметричные рисунки одновременно двумя руками по заданию логопеда.
- вверху: яблоко;
- внизу: ведро;
- вверху сердечко
- внизу: домик;
- вверху: груша;
- внизу: огурец.
II. Развитие слухового внимания, концентрации внимания
Логопед. Из далекого прошлого предки отправили нам зашифрованное послание. Мы должны прочитать его. Справится с заданием самый внимательный.
На доске вывешиваются лист с зашифрованной темой, такие же у детей на партах.
Зашифрованное письмо:
М | А | Р | С | О | Н | И |
Н | К | Л | Н | М | П | О |
Т | Г | Р | Н | В | Д | И |
М | Д | З | А | Ы | В | К |
III. Развитие умения точно выполнять инструкции
Логопед. Ключ от шифровки у меня, вы берите в руки свои волшебные карандаши и выполняйте мои инструкции.
- Обвести в кружок букву «С» в 1-й строке
- Кроме последней, зачеркнуть все буквы в 1-й строке
- Заключить в треугольник 4-ю букву во второй строке
- Заключить в квадрат последнюю букву во 2-й строке
- Зачеркнуть 1, 2, 3, 5 ,6 буквы в 3-й строке
- Подчеркнуть 1-ю букву в последней строке
- Обвести в овал 5-ю букву в 4-й строке
- Обведенные и подчеркнутые буквы прочитать, не переставляя. Какое слово получиться?
IV. Объявление темы и целей занятия
Логопед. Сегодня на занятии мы узнаем, какие слова показывают себя синонимами и научиться подбирать к заданным словам, близкие им по значению.
V. Объяснение темы занятия
Логопед. Подбор прилагательных к существительным. Чтобы добиться своих целей, я вам предлагаю отправиться в путешествие в деревню Русь. На границе этой прекрасной страны мы встречаем стража – древнерусского воина.
Вывешивается картина с изображением воина.
- Воин, он какой? Подберите имена прилагательные к существительному «воин». Прилагательные, напечатанные на полосках, вывешиваются рядом с картиной «Воин»
Дети могут назвать прилагательные: красивый. Сильный, высокий, храбрый, смелый, отважный.
VI. Подбор синонимов к заданному слову
Если в ответах детей не звучат синонимы, логопед помогает в подборе синонимов наводящими вопросами:
- Какое другое слово со значением храбрый можно еще назвать?
- Как по-другому можно сказать: храбрый?
- Как другими словами сказать храбрый?
- Каким словом другим по звучанию, но тем же по значению можно заменить слово храбрый
В итоге беседы на доске остаются 3 прилагательных: храбрый, смелый, отважный.
VII. Беседа
Вопросы для беседы:
- Все эти слова обозначают одну и ту же черту характера и ли разные?
- Слова: храбрый, смелый, отважный говорят об одном и том же?
- Все эти слова обозначают одно и то же?
- А как они звучат?
- Слова, которые обозначают одно и то же, но звучат по разному, называются…?
VIII. Хоровое проговаривание правила
Слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию, называются синонимами.
IX. Развитие фонематических процессов на ряде синонимов: храбрый, смелый, отважный
Логопед. Любой воин, охраняющий границу, должен обладать замечательным слухом. Вы будущие воины, и мы сейчас проверим ваш слух.
Предлагается игра «Угадай словечко».
- В этом слове 4-й звук [б] (храбрый)
- В этом слове 5-й звук – шипящий (отважный)
- В этом слове всего 6 звуков (смелый)
X. Практическая работа. Нахождение синонимов в тексте
Логопед. Древнерусским воинам нужно было проявлять: храбрость, смелость, отвагу, но иногда хитрость и осторожность во время охоты на диких зверей.
Мотивация прослушивания: Вы сейчас будете вместе с воином находиться в засаде и отбирать слова, похожие по значению: это слабые места зверя. Ну-ка, кто самый хитрый охотник?
Слова, близкие по значению, записать в тетрадь, чтобы не забыть.
XI. Инсценирование сказки «Тигр-лев и лев-тигр»
Тигр-лев – это лев-тигр, только наоборот. И все у них наоборот. И все у них наоборот. Тигр-лев полосатый: черная полоска, желтая, черная, желтая.
Лев-тигр – наоборот. Сначала желтая, потом черная.
И гривы у них разные. У льва-тигра лохматая. У тигра-льва косматая. У льва-тигра правое ухо короче левого. Тигр-лев не такой. У него левое длиннее правого. Вот такой тигр-лев.
Тигр-лев сначала был маленьким, а потом стал большим. Стал большим и пошел себе – левой, правой, левой, правой и зарычал, как большой ррры!
Лев-тигр, назло ему, сперва был небольшим, а потом стал не маленьким и зарычал по-своему: ыррр! – и пошел правой, левой, правой, левой. И хвостом по дороге крутил, как тигр-лев.
И пошли они, конечно, кто куда. Лев-тигр на опушку леса. Тигр-лев на лесную опушку. Лев-тигр пошел пробежаться. Тигр-лев побежал пройтись.
А откуда они взялись? Лев тигр из выдумки. Зато тигр-лев, уж конечно, из небылицы.
(Е. Измайлов)
XII. Беседа по содержанию сказки
Вопросы для беседы:
- Как вы поняли сказку?
- Что на самом деле происходило в сказке?
- Как автор разными словами дает одно и то же изображение?
- Какие гривы у зверей? (лохматая, косматая)
- Какими были сначала звери? (маленький, небольшой)
- Какими потом стали звери? (большой, немаленький)
- Что делали они хвостом? (вертел, крутил)
- Откуда взялись эти необычные звери? (выдумка, небылица)
Вывод: слова, обозначающие одно и то же, но звучащие по-разному, называются синонимами.
XIII. Запись в тетрадях
Вертел – крутил;
выдумка – небылица;
храбрый – смелый – отважный.
XIV. Практическая работа. Исключение из ряда слов несинонимического понятия
Логопед. Пока мы с вами наблюдали, в ряды воинов пробрались враги.
Игра «4-й лишний». Указать 4-е (лишнее) слово (с иным, чем у остальных слов значением). Объяснить, почему это слово является лишним. На доску вывешивается лист А-3, напечатаны ряды:
- слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
- крепкий, далекий, прочный, надежный;
- понять, разобраться, запомнить, уразуметь.
На слух дети должны исключить лишние слова из следующих рядов:
- думать, ехать, размышлять, соображать;
- грустный, печальный, унылый, глубокий;
XV. Практическая работа. Распределение слов по синонимическим рядам
Логопед. Лишних мы из рядов воинов исключим. Сейчас нам нужно разложить порох по пороховницам. У каждого из вас порох (отдельное слово на полосках бумаги) и пороховницы (спичечные коробки). Ваша задача: быстро и правильно распределить слова, близкие по значению в разные коробки.
Если 6 учеников, необходимо подготовить 12 синонимических рядов.
Примеры:
- пища, корм, еда;
- неизвестный, незнакомый, безвестный;
- быстрый, скорый, поспешный.
XVI. Работа с перфокартами. Подбор синонимов к заданному слову
Логопед. Оружие готово к бою. И воину предстоит сейчас проверить, насколько вы меткие стрелки. У каждого из вас 7 возможностей попасть в цель. Вам необходимо верно подобрать синонимы к данным словам и записать их на листочках.
Перфокарты
XVII. Итог занятия проводится в беседе
Вопросы для беседы:
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Что запомнили?
- Какие слова называются синонимами?
- Понравилось ли вам путешествие в Деревню Русь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",
Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению...
Овладение навыком подбора антонимов
Данная презентация составлялась для обучающихся логопункта второго года обучения....
Приемы формирования функциональной и операциональной готовности к овладению навыками связной письменной речи у младших школьников.
В материале даные методические рекомендации по подготовке детей к овладению навками самостоятельной письменной речи, приведены примеры развивающих упражнений и заданий....
Материал для урока русского языка в 3 классе "Лексика. Употребление в речи синонимов""
Урок в 3 классе " Лексика. Употребление в речи синонимов" с технологической картой, раздаточным материолом для групповой работы и презентацикй....
наблюдение за употреблением в речи синонимов и антонимов
открытый урок...
Логопедическое занятие. 4 класс. Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок.
Материал содержит...
Практическое овладение навыками образования новых слов с помощью суффиксов.
Закрепить знания, полученные на уроках русского языка о составе слов, о суффиксе как о значимой части слова;показать разнообразие значений суффиксов;научить правильно образовывать слова, обозначающие ...