Употребление синонимов и антонимов в речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок для учащихся 4 класса "Употребление синонимов и антонимов в речи" составлени в соответствии с требованиями ФГОС. Групповая деятельность, примененная на уроке, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. Творческий и игровой подходы в организации урока благоприятно влияют на усвоение материала и направлены на развитие речи учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy_i_antonimy.docx | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Употребление синонимов и антонимов в речи
Ю.Н. Полякова
Класс: 4 «Б»
УМК: система Л.В. Занкова
Учебник: Русский язык: 4 класс, Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Обучающие цели:
-повторить и закрепить знания об антонимах и снонимах;
-расширить представление учащихся о значении слова, формировать навыки работы со словарной статьёй;
-развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся
Развивающие цели:
- формирование учебно-познавательной деятельности;
- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
- развитие речи, умения слушать;
-развитие внимания и орфографической зоркости;
- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;
- развитие интереса к предмету
Воспитательные цели:
- воспитание самостоятельности, аккуратности, целеустремленности.
Учебные задачи
Личностные: интерес к познанию русского языка; предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; ориентация в поведении на принятые моральные нормы; понимание чувств одноклассников, учителей; ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные: определять антонимы и синонимы, учиться применять их в речи; строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.
Учебные материалы: интерактивная доска, презентация, видеоролик, раздаточный материал, мяч.
ХОД УРОКА
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | ууд |
1 этап. Мотивация. Самоопределение к деятельности. | Организует начало урока. Задает вопросы по прослушанному стихотворению: - Вам понравилось это стихотворение? - О чем оно, что в нем противопоставляется? Какой вывод сделал мальчик? («Буду делать хорошо и не буду- плохо»-записаны на доске) -А можем ли мы с вами что-то хорошее сделать сегодня на уроке? - Так давайте же трудиться и учиться! И сегодня я хочу пригласить вас в удивительное путешествие по миру слов. Он огромен и потрясает своим разнообразием красок. -Отправимся вместе? Что мы привезем оттуда? -Для того чтобы вместе туда отправиться, надо вместе постараться. | Подготовленные ученики читают стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Учащиеся отвечают на заданные вопросы, настраиваются на учебный процесс. | Л: Создание эмоциональ–ного настроя на совместную коллективную деятельность; представление о своей гражданской идентичности. |
2 этап. Этап актуализации и пробного учебного действия. | - На доске есть слова. Что вы можете о них сказать? Посмотрите на них внимательно, на сколько групп их можно распределить? доброта благо злоба душевность жёсткость отзывчивость жестокость великодушие зловредность - По каким признакам вы распределили слова? - Сопровождать нас в мир слов будут очень важные его жители по имени Слова-Приятели (Выступают подготовленные ученики. Одновременно с их выступлением на доске появляются их слова). -Найдите слова- приятели. Что это за слова? Как называются? -А иногда Слова-Приятели спорят, капризничают и ругаются. - Что происходит с ними, ребята? В какие слова они превращаются? - Итак, ребята, какова тема сегодняшнего урока? В стране каких слов мы побываем? | Ученики по одному выходят к доске и отправляют их в нужный столбик. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Подготовленные учащиеся: Мы с приятелем вдвоем Дружно, весело живем. Я иду и он шагает, Я смеюсь, хохочет он. Если я грущу, бывает, Он печалится со мной! 1.Я сказал тебе, что в сказках добро побеждает! 2. Нет- зло! 1. Я говорю тебе, что принцесса была умная! 2. Нет- глупая! 1. Воспитанная! 2. Нет- не воспитанная! Ответы учащихся. | Л: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; М: определение общей цели и путей их достижения. П: использование опыта и знаний. |
3 этап. Этап локализации затруднений. | - Какова наша цель? - Что вы уже знаете об антонимах и синонимах? - Легко ли применять их в речи? - Для чего нам нужны эти слова? - Всегда ли легко удается обойтись без синонимов и антонимов (Сережа шел в школу неохотно. Сережа все время останавливался, задумывался, потом медленно продолжал идти. Сережу мучила мысль, что сейчас будет проверочная, а он вовсе не готов. Сережа долго переживал, но ему пришла мысль: «Скажу учителю, что не готов, исправлюсь к следующему уроку. Горькая правда лучше сладкой неправды».) | Ребята вспоминают определение слов. Отвечают на вопросы. | Л: умение ставить цель и планировать свои действия. |
4 этап. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. | - Что вы прослушали? Что можете сказать? (Можем ли мы сказать, что этот текст стилистически грамотно построен? Есть ли в нем речевые ошибки? Как их исправить?) – Что нам может помочь в этой работе? | Ученики формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять) | Л: предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; Р: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; |
Физминутка | Динамическая пауза "Игра наоборот" | Проводит один из учащихся | Л: интерес к познанию русского языка; развитие навыков устной речи. |
5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | – Наша страна слов была бы не так прекрасна без замечательных произведений известных и любимых нами писателей. - Запишите четверостишие Ирины Токмаковой, найдите в нем синонимы и подчеркните их как члены предложения. Зябнет осинка, | Учащиеся работают самостоятельно. Проверяют по эталону
| Л: предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; П: исполь–зование опыта и знаний. М: умение обобщать, делать выводы. |
6 этап. Этап включения в систему знаний и повторение. | Работа в группах
Подберите как можно больше синонимов к словам. -вымысел -изумительный -горевать - Что вы можете сказать про слова каждого ряда? (сущ., прил., гл.) - Какой вывод мы можем сделать? Вы попали в главную галерею города Синонимов. К каким из них можно приписать сразу два слова? (луна, собака, доктор, карандаш, роза, куст, бегемот) - Что за пары слов получились? -У каждого слова получилась пара? -Какой вывод можно сделать? - Мы подошли с вами к выходу из Города синонимов, а чтобы пройти дальше, сформулируйте, что такое синоним?
Отгадайте загадки (видеоролик) - Можете ли вы сформулировать определение слова «антоним»? Игра в мяч. Учитель бросает мяч команде и произносит слово, а ученики называют антоним слову (1 группа: правда, добро. 2 группа низкий, больной. 3 группа работать, разговаривать 4. Далеко, высоко ) - Что можно сказать про слова каждой группы (Части речи: сущ., прил., гл. Четвертая группа затрудняется ответить, учитель говорит, что это наречие и подводит к теме следующего урока). Выполните задание на карточках
Наше совместное путешествие подошло к концу. Дальше к океану слов дорога очень узкая, поэтому каждый из нас отправится самостоятельно. -Вернемся в начало урока. Преобразуйте этот текст так, чтобы в нем не осталось недочетов. | Выполняют работу в группах. (Один человек (эксперт) из команды работает со словарём, он также выписывает группу синонимов к данному слову). Учащиеся дают определение понятию «синоним» Учащиеся отгадывают загадки вместе. Проверка задания проводится в группах, ошибки анализируются и исправляются. Самостоятельная работа. 1-2 человека зачитывают результат | Л: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. М: анализ, синтез, обобщение, умозаключе–ние, формулирование вывода. |
10 этап. Рефлексия учебной деятельности | Домашнее задание и отметки Итак, ребята, путешествие на сегодня наше подошло к концу, и вот нам виднеется название нашей страны – ЛЕКСИКА. -Что такое лексика? А сейчас пришло время оценить себя. Вернемся к девизу нашего урока. Мы сегодня делали хорошо или плохо? Какими вы были путешественниками? (лесенка) Домашнее задание: составить по 3 пары словосочетаний по типу сущ.+прил. С антонимами и синонимами. | Подводят итоги урока | Л: анализировать работу; понимать нравственное содержание собственных поступков. |
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по русскому языку "Части речи.Синонимы и антонимы"
Презентация по русскому языку "Части речи.Синонимы и антонимы" может использоваться на уроках для изучения и закрепления учебного материала....
Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""
Подробный конспект урока с электронной презентацией....
Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",
Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению...
Употребление синонимов и антонимов в русском языке.
Синонимы и антонимы русского языка....
Проект по русскому языку "Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов"
Проект урокам по русскому языку для 2 класса...
наблюдение за употреблением в речи синонимов и антонимов
открытый урок...
Употребление синонимов и антонимов в речи
Урок для учащихся 4 класса "Употребление синонимов и антонимов в речи" составлени в соответствии с требованиями ФГОС. Групповая деятельность, примененная на уроке, способствует развитию комм...