Употребление синонимов и антонимов в речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок для учащихся 4 класса "Употребление синонимов и антонимов в речи" составлени в соответствии с требованиями ФГОС. Групповая деятельность, примененная на уроке, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. Творческий и игровой подходы в организации урока благоприятно влияют на усвоение материала и направлены на развитие речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy_i_antonimy.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Употребление синонимов и антонимов в речи

Ю.Н. Полякова

Класс: 4 «Б»

УМК:  система Л.В. Занкова

Учебник: Русский язык: 4 класс, Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Обучающие цели: 

-повторить и закрепить знания об антонимах и снонимах;

-расширить представление учащихся о значении слова, формировать навыки работы со словарной статьёй;

-развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся

Развивающие цели:

- формирование учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развитие речи, умения слушать;

-развитие внимания и орфографической зоркости;

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;

- развитие интереса к предмету

Воспитательные цели:

- воспитание самостоятельности, аккуратности, целеустремленности.

 

Учебные задачи

Личностные: интерес к познанию русского языка; предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; ориентация в поведении на принятые моральные нормы; понимание чувств одноклассников, учителей; ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Предметные: определять антонимы и синонимы, учиться применять их в речи; строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.

Учебные материалы: интерактивная доска, презентация, видеоролик, раздаточный материал, мяч.

ХОД УРОКА

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

ууд

1 этап.

Мотивация. Самоопределение к деятельности.

Организует начало урока.

Задает вопросы по прослушанному стихотворению:

- Вам понравилось это стихотворение?

- О чем оно, что в нем противопоставляется?

Какой вывод сделал мальчик? («Буду делать хорошо и не буду- плохо»-записаны на доске)

-А можем ли мы с вами что-то хорошее сделать сегодня на уроке?

- Так давайте же трудиться и учиться! И сегодня я хочу пригласить вас в удивительное путешествие по миру слов. Он огромен и потрясает своим разнообразием красок.

-Отправимся вместе? Что мы привезем оттуда?

-Для того чтобы вместе туда отправиться, надо вместе постараться.

Подготовленные ученики читают стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Учащиеся  отвечают на заданные вопросы, настраиваются на учебный процесс.

Л: Создание эмоциональ–ного настроя на совместную коллективную деятельность; представление о своей гражданской идентичности.

2 этап.

Этап актуализации и пробного учебного действия.

- На доске есть слова. Что вы можете о них сказать? Посмотрите на них внимательно, на сколько групп их можно распределить?

доброта

благо

злоба 

душевность

жёсткость

отзывчивость

жестокость

великодушие

зловредность

- По каким признакам вы распределили слова?

- Сопровождать нас в мир слов будут очень важные его жители по имени Слова-Приятели (Выступают подготовленные ученики. Одновременно с их выступлением на доске появляются их слова). 

-Найдите слова- приятели. Что это за слова? Как называются?

-А иногда Слова-Приятели спорят, капризничают и ругаются.

- Что происходит с ними, ребята? В какие слова они превращаются?

- Итак, ребята, какова тема сегодняшнего урока? В стране каких слов мы побываем?

Ученики по одному выходят к доске и отправляют их в нужный столбик.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Подготовленные учащиеся:

Мы с приятелем вдвоем

Дружно, весело живем.

Я иду и он шагает,

Я смеюсь, хохочет он.

Если я грущу, бывает,

Он печалится со мной!

1.Я сказал тебе, что в сказках добро побеждает!

2. Нет- зло!

1. Я говорю тебе, что принцесса была умная!

2. Нет- глупая!

1. Воспитанная!

2. Нет- не воспитанная!

Ответы учащихся.

Л: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

М: определение общей цели и путей их достижения.

П: использование опыта и знаний.
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

3 этап. Этап локализации затруднений.

 - Какова наша цель?

- Что вы уже знаете об антонимах и синонимах?

- Легко ли применять их в речи?

- Для чего нам нужны эти слова?

- Всегда ли легко удается обойтись без синонимов и антонимов (Сережа шел в школу неохотно. Сережа все время останавливался, задумывался, потом медленно продолжал идти. Сережу мучила мысль, что сейчас будет проверочная, а он вовсе не готов. Сережа долго переживал, но ему пришла мысль: «Скажу учителю, что не готов, исправлюсь к следующему уроку. Горькая правда лучше сладкой неправды».)

Ребята вспоминают определение слов. Отвечают на вопросы.

Л: умение ставить цель и планировать свои действия.

4 этап. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

- Что вы прослушали? Что можете сказать?

(Можем ли мы сказать, что этот текст стилистически грамотно построен? Есть ли в нем речевые ошибки? Как их исправить?)

– Что нам может помочь в этой работе?

Ученики формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)

Л: предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

Р: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

Физминутка

 Динамическая пауза "Игра наоборот"

Проводит один из учащихся

Л: интерес к познанию русского языка; развитие навыков устной речи.

5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– Наша страна слов была бы не так прекрасна без замечательных произведений известных и любимых нами писателей.

- Запишите четверостишие Ирины Токмаковой, найдите в нем синонимы и подчеркните их как члены предложения.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.

 Учащиеся работают самостоятельно. Проверяют по эталону

 

Л: предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

П: исполь–зование опыта и знаний.

М: умение  обобщать, делать выводы.

6 этап. Этап включения в систему знаний и повторение.

Работа в группах

  1. Город синонимов

Подберите как можно больше синонимов к словам.

-вымысел

-изумительный

-горевать

-  Что вы можете сказать про слова каждого ряда? (сущ., прил., гл.)

- Какой вывод мы можем сделать?

Вы попали в главную галерею города Синонимов. К каким из них можно приписать сразу два слова? (луна, собака, доктор, карандаш, роза, куст, бегемот)

- Что за пары слов получились?

-У каждого слова получилась пара?

-Какой вывод можно сделать?

- Мы подошли с вами к выходу из  Города синонимов, а чтобы пройти дальше, сформулируйте, что такое синоним?

  1. Город антонимов

Отгадайте загадки (видеоролик)

- Можете ли вы сформулировать определение слова «антоним»?

Игра в мяч. Учитель бросает мяч команде и произносит слово, а ученики называют антоним слову (1 группа: правда, добро. 2 группа низкий, больной. 3 группа работать, разговаривать 4. Далеко, высоко )

- Что можно сказать про слова каждой группы (Части речи: сущ., прил., гл. Четвертая группа затрудняется ответить, учитель говорит, что это наречие и подводит к теме следующего урока).

Выполните задание на карточках

  • Худой (человек) -
  • Худой (карман) –
  • Близкий (путь) –
  • Близкий (человек) –
  • Весёлый (праздник) -  
  • Весёлый (смех) -
  • Высокий (голос) -
  • Высокий (человек) -

Наше совместное путешествие подошло к концу. Дальше к океану слов дорога очень узкая, поэтому каждый из нас отправится самостоятельно.

-Вернемся в начало урока. Преобразуйте этот текст так, чтобы в нем не осталось недочетов.

 Выполняют работу в группах.

(Один человек (эксперт) из команды работает со словарём, он также выписывает группу синонимов к данному слову).

Учащиеся дают определение понятию «синоним»

Учащиеся отгадывают загадки вместе.

Проверка задания проводится в группах, ошибки анализируются и исправляются.

Самостоятельная работа.

1-2 человека зачитывают результат

Л: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

М: анализ, синтез, обобщение, умозаключе–ние, формулирование вывода.

10 этап. Рефлексия учебной деятельности

Домашнее задание и отметки

Итак, ребята, путешествие на сегодня наше подошло к концу, и вот нам виднеется название нашей страны – ЛЕКСИКА.

-Что такое лексика?

А сейчас пришло время оценить себя.

Вернемся к девизу нашего урока. Мы сегодня делали хорошо или плохо?

Какими вы были путешественниками? (лесенка)

Домашнее задание: составить по 3 пары словосочетаний по типу сущ.+прил. С антонимами и синонимами.

Подводят итоги урока

Л: анализировать работу; понимать нравственное содержание собственных поступков.

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку "Части речи.Синонимы и антонимы"

Презентация по русскому языку "Части речи.Синонимы и антонимы" может использоваться на уроках для изучения и закрепления учебного материала....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...

Употребление синонимов и антонимов в русском языке.

Синонимы и антонимы русского языка....

Употребление синонимов и антонимов в речи

Урок для учащихся 4 класса "Употребление синонимов и антонимов в речи" составлени в соответствии с требованиями ФГОС. Групповая деятельность, примененная на уроке, способствует развитию комм...