Изменение глагола по временам
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Ход урока.
1.Организационный момент.
Заливается звонок. Мы бежим со всех ног.
Класс нам двери открывает. Начинается урок.
Я за партой сижу, на учителя гляжу.
Я узнаю всё на свете, а потом всем расскажу.
Что? Как ? Почему? Только в школе я пойму.
Слайд № 2.
Учитель:
-Начинается урок русского языка.
-Чем мы будем заниматься на уроке? (Мы будем думать, спорить, высказывать свои мысли, отстаивать своё мнение, делать выводы и многое другое.)
-Что потребуется от нас на уроке? (Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга).
-Желаю вам на уроке светлого настроения, такого же, как это солнышко. Пусть этот урок будет плодотворным и обогатит вас новыми знаниями.
-Мы с вами находимся в царстве царя Глагола и будем продолжать путь по его царству. -Начнём урок с аукциона знаний о глаголе. (Учащиеся рассказывают всё, что они знают о глаголе).
2. Проверка домашнего задания
3. Каллиграфическая минутка.
Откроем наш "тренажер". На каком уроке мы с вами остановились?
-На минутке красивого письма нам встретиться буква (строчную и заглавную).
- Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой «вэ» на письме(обозначает согласный, парный звонкий, парный по мягкости – твёрдости звук)
Вв Ввв Вввв Определите закономерность букв в данной цепочке и продолжите ее. (запись на доске)
4, Словарная работа
-На доске записаны слова, прочитайте их и скажите, что у них общего?
Вч..ра, в..гон, вет..р, вр.мя ( в каждом из них две гласные, значит, два слога, ударение падает на первый слог, начинаются на букву «вэ»)
- Запишите их, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слово, которое не является словарным (слово «время» - не словарное слово)
5. Определение темы и целей урока
Отгадайте загадку
-Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно. О чём я говорю? ( Это время)
-Время – ключевое слово в определении темы урока. Кто-то сможет сам сформулировать тему урока?
-Итак, сегодня урок по теме « Изменение глаголов по временам».
слайд
-Какие знания и умения нам необходимы для работы над темой урока? ( Учащиеся отвечают, а учитель корректирует ответ)
1. Знание временных форм глаголов. ( Данный пункт появляется на слайде 8 по второму щелчку)
2.Умение определять время глагола. (Данный пункт появляется на слайде 8 по третьему щелчку)
3.Умение изменять глаголы по временам. Данный пункт появляется на слайде 8 по следующему щелчку).
Слайд 9
- А вот что говорится о времени в толковом словаре С.И.Ожегова.
(Время – это промежуток той или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет).
- Подберите однокоренные слова к слову время и разберите одно из них по составу. Какие части речи мы уже с вами выучили? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол).
(время - времечко, временный, повременить).
Что обозначает каждое из слов? (времечко - ласкательно-уменьшительная форма, временный – непостоянный, повременить – подождать)
6. Актуализация знаний
На доске:
Время идет.
Время прошло.
Время пройдет.
- Прочитайте предложения и назовите глаголы.
- Сравните их. Чем они отличаются?
- Устно дополните предложения.
7. Открытие новых знаний.
Слайд № 12.
- Прочитайте написанные на доске предложения и перечислите имеющиеся в них глаголы.
Весной солнце светит и греет.
Зимой оно мало светило и хуже грело.
Летом солнце будет ярко светить и сильнее греть.
- Почему вы считаете, что это глаголы? (они обозначают действие предмета).
-Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, происходящее в данный момент.
-Поставьте вопрос к глаголу. Это глаголы настоящего времени.
Табличка «Настоящее время»
(записать предложение в тетрадь)
-Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, которое уже совершилось.
-Поставьте вопрос к глаголу. Это глагол прошедшего времени.Табличка «Прошедшее время»
(записать предложение в тетрадь)
-Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, которое будет происходить.
-Поставьте вопрос к глаголу. Это глагол будущего времени. Табличка «Будущее время»
(записать предложение в тетрадь)
-Обобщите наши рассуждения. Сверим наш вывод с правилом в учебнике с.111
8. Физкультминутка. Слайд № 14.
Учим наизусть:
Сейчас на уроке мы в школе,
А после отправимся в лес.
Три времени есть у глагола:
Мы были, мы будем, мы есть.
9. Работа по теме урока.
Работа по учебнику упражнение № 195, с.111 и №196 с.112
Творческое задание
Прочитайте. В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в момент речи, в наст. вр. Прочитайте. Выпишите то предложение, в котором говорится о птицах.
Летят на родину певчие птицы.
В каких предложениях глаголы называют действия, которые уже произошли вчера или давно, до момента речи, в прош. вр. Прочитайте. Выпишите то предложение, в котором говорится о птицах.
Прилетели грачи.
В каких предложениях глаголы называют действия, которые ещё не произошли или произойдут завтра, после момента речи, в буд. вр. Прочитайте. Выпишите то предложение, в котором говорится о птицах.
Лес будет звенеть от птичьих голосов.
Укажите время глаголов.
Какое задание вы должны были выполнить? Все справились (кто не справился, хлопните в ладоши)
Вывод: Какие формы времени мы знаем? На какие вопросы они отвечают?
10. Работа с индивидуальными карточками в парах.
Правила работы в парах (повторить: работаем тихо, никому не мешая, уважаем мнение товарищей, не перебиваем, готовы всегда помочь).
Подошло время проверить, как вы усвоили новый материал. На партах у вас находятся карточки с заданиями, возьмите их и прочтите отрывки из стихотворений. Найдите в них глаголы, определите их время.
Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. (С.Маршак) | Пройдёт зима холодная, Наступят дни весенние, Теплом растопит солнышко, Как воск, снега пушистые. (С.Дрожжин) | Солнце ласково смеётся, Светит ярче, горячей, А с пригорка звонко льётся Разговорчивый ручей. (Я.Колас) |
-Прочитайте сначала отрывок из стихотворения с глаголами настоящего времени. К каждому глаголу поставьте вопрос. слайд
-Что значит «солнце ласково смеётся»? Какой приём применил автор в этом отрывке из литературного произведения? (олицетворение). Ученики, сидящие в первом ряду, списывают отрывок с глаголами в наст. вр.
-Прочитайте отрывок из стихотворения с глаголами прошедшего времени. Какой прием применил автор в этом отрывке из литературного произведения? (сравнение). Ученики, сидящие во втором ряду, списывают отрывок с глаголами в прош. вр.
Слайд № 16.
- Прочитайте отрывок из стихотворения с глаголами будущего времени.
-Найдите в этом отрывке сравнение.
- Что с чем сравнивается? Почему?
Ученики, сидящие в третьем ряду, списывают отрывок с глаголами в буд. вр.
11. Подведение итогов урока.
- С каким грамматическим признаком глагола познакомились?
-На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?
- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
- На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?
Оценки за урок (выставляются в ходе урока)
12. Домашнее задание
13. Рефлексия. Слайд № 19.
- Что вам показалось важным на уроке?
-Над чем ещё надо поработать?
-Оцените свою работу (разноцветные лучики). Всем нам сегодня светило ласковое солнышко, работали дружно, уважая мнение других, были корректными, хорошими учениками. Кому понравился урок, прикрепите к нашему солнышку оранжевые лучики, а кто еще не совсем усвоил материал, прикрепит жёлтые лучики. Ничего, это первый урок по теме, на других уроках мы будем закреплять материал, и вы поймёте и лучше усвоите материал.
к | м | л | о | в | и | т | ь | л | р | м |
й | п | е | р | е | х | о | д | и | т | ь |
к | о | т | с | р | а | г | а | п | а | н |
о | м | е | и | т | з | п | р | и | с | о |
н | п | т | д | е | й | р | и | с | м | с |
й | к | ь | е | т | о | л | т | н | д | т |
и | е | с | т | ь | т | н | ь | п | т | о |
п | е | т | ь | р | и | о | д | ю | о | я |
н | й | н | о | т | д | ш | м | в | я | т |
щ | к | а | н | а | о | п | л | ы | т | ь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...
Конспект урока на тему "Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам .\" 3 класс
Школа 2100 ...
Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».
Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива». Обобщение и систематизация знаний. Технологическая карта....
Проверочная работа. 4 класс. Глаголы. Изменение глаголов по временам
Проверочная работа. 4 класс. Глаголы. Изменение глаголов по временам. УМК Полякова А.В,...
Время глагола. Изменение глагола по временам.
Время глагола. Изменение глагола по временам....
Изменение глаголов прошедшего времени по временам и числам.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА. 3 КЛАСС. Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по временам и числам....
Время глагола. Изменение глаголов по временам.
Логопедическое занятие "Время глагола. Изменение глаголов по временам."...