Русский язык 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема: «Составление текста-описания в научном стиле»
Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, как составляются тексты в научном стиле; обобщение и систематизация знаний и умений в составлении текста-описания.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать алгоритм написания теста-описания в научном стиле;
уметь составлять текста-описание в научном стиле.
Личностные:
-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
-проводить самооценку своих действий, поступков;
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст-описание | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:11.04.2018 | ФИО студента Безенкова Е.А. |
Школа: МОУ «Богдановская школа» | ФИО учителя Оглобличева Л.Н. |
Класс: 3 «а» | ФИО методиста Солопова Т.В. |
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Составление текста-описания в научном стиле»
Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, как составляются тексты в научном стиле; обобщение и систематизация знаний и умений в составлении текста-описания.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать алгоритм написания теста-описания в научном стиле;
уметь составлять текста-описание в научном стиле.
Личностные:
-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
-проводить самооценку своих действий, поступков;
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть (УМК «ШР»); учебная презентация; раздаточный материал; видеофрагмент.
Этапы урока, методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Этап самоопределения к деятельности. Словесный: беседа. | 2 мин. | - Здравствуйте. - Садитесь, пожалуйста, за парты. - Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение. - Молодцы. | Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. Слушать учителя и отвечать на вопросы. Высказывать свое мнение. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Словесный: слово учителя. Практический: работа с учебником. | 5 мин. | - Сейчас я вам прочитаю загадку, а вы подумаете, о чем она. Лепестки белы, как снег, Серединка желтый мех! Что за глупые замашки, Не гадайте на (Ромашке) - Молодцы. Именно об этом растении пойдет разговор дальше. - Откройте учебник на странице 68. Обратите внимание на упражнение 119. Что нам нужно сделать в этом упражнении? - Верно. Ребята, а что такое текст? - Сейчас прочтем эти два текста. Читают два человека. - К какому типу относятся эти тексты? - Почему? - Какой текст описывает предмет наиболее точно, а какой – более образно? - Где можно встретить каждый из текстов? - Верно. | Слушать учителя. - Эта загадка о ромашке. - Прочитать два текста о ромашке. - Текст – это 2 или более предложения, связанные по смыслу. - Эти тексты относятся к описанию. - Потому что описываются предметы и герои. - Второй текст более точный, так как в нем рассказывается и о строении, и внешнем виде. - Первый можно встретить художественной литературе, а второй текст в научной. | К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Постановка учебной задачи, целей урока. Словесный: беседа. Наглядный:учебная презентация. | 7 мин. | Посмотрите на слайд. На нем два текста. Сейчас мы их прочтем. Ваша задача определить, какой текст относится к научному стилю: 1. Подорожник. Подорожник всегда рос вдоль тропинок и хоженых дорог, но прежде люди не обращали внимания на его крупные листья с прожилками. Нередко звери лесные прибегали к дорогам за подорожником, чтобы свои раны им полечить… («Сказочный справочник здоровья» А. Лопатина, М. Скребцова). 2. Подорожник. Подорожник растёт вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, на лугах… Обычно листья собраны в прикорневую розетку. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в густой колос или головку. («Википедия» - свободная энциклопедия). - Какой текст относится к научному стилю? - По каким признакам догадались о том, что этот текст составлен в научном стиле? - Верно. А мы можем сами описать какой-нибудь предмет? - Итак, как вы думаете какая тема нашего урока? - Верно. Какие цели мы можем поставить на сегодняшний урок? - Замечательно! | Слушать учителя. Читать текст с слайда. - Второй текст относится к научному стилю. - В нем употребляются термины, точные, научные сведения о предмете. - Да можем. - Составление текста-описания в научном стиле. - Написать текст-описание в научном стиле, рассказать его други. | П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. |
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. Словесный: беседа. Наглядный: презентация. Практический: работа в парах, разгадывание ребуса. | 6 мин. | - Как вы думаете, текст-описание составляется по какому-либо плану? - Все верно. При составлении текста - описания вам поможет план. - В парах сейчас продумайте из каких пунктов состоит план текста-описания научного стиля. - Сейчас мы с вами проверим. Как вы думаете, о чем стоит рассказать в первую очередь? - Отлично. Первый пункт плана: название предмета и его история. В основе появления названий у многих предметов лежит какая–то причина. - После этого, как вы считаете, о чем можно рассказать? - Отлично. Нужно рассказать, как выглядит тот или иной предмет, его какие-либо особенности. - И третий пункт плана будет называться? - Замечательно. Использование человеком. Как этим предметом пользуется человек, полезен или вреден он для человека. - Итак, теперь мы с вами знаем план, по которому будем описывать предмет. Но в мире много разных предметов. Поэтому я предлагаю вам разгадать загадку, а ответом будет тема наших текстов. Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение). - Верно. Описывать мы будем конкретное растение. А для того, чтобы узнать какое растение, вам необходимо разгадать ребус. - Как вы думаете, какое растение мы будет описывать? - Верно! | - Да. - О том, почему данный предмет так назван. - О строении и внешнем виде предмета. - Как человек использует данный предмет. - Ответ: растение. - Подснежник. | П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Реализация выбранного проекта. Словесный: слово учителя. Наглядный: видеоматериал, рабочая тетрадь, памятка, учебная презентация. | 10 мин. | - Но для начала мы с вами немного разомнемся. - Молодцы. Садитесь, пожалуйста. Сейчас откройте свои тетрадки. Запишите число, 13 марта. Классная работа. У вас на парте лежит план работы по составлению текста-описания научного стиля. А так же памятка о подснежнике. На слайде пример текста-описания научного стиля. Ваша задача самостоятельно написать свой текст. - Сейчас прочтем памятку. По одному предложению по цепочки с 1-го ряда. - Научное название растения образовано из греческих слов, что может пониматься как «молочный цветок», дано по окраске цветов. Название «подснежник» связано с ранним цветением растений - цветы появляются сразу из-под снега ранней весной и живут совсем недолго (не более месяца). Подснежник является многолетним растением. - Подснежник имеет всего два, очень редко три листа до 10 см высотой и всего один единственный цветок диаметром до 3 см. Растение начинает цвести с первыми лучами весеннего солнца, с началом таяния снега. Отсюда и его название - «Подснежник». Луковица яйцевидная или в форме конуса, диаметром до 1,5 см и длиной 1,5–2 см. Стебель в форме цинидра, высотой 7–12 см. - Подснежник белоснежный и препараты из него применяются при остаточных явлениях после перенесенного полиомиелита, при миастении и миопатии, полиневритах и радикулитах, связанных с травматическими поражениями нервной системы. Вещества, выделенные из подснежника, уже несколько лет используют в медикаментах - Молодцы. Как вы думаете, что будет относится к первому пункту нашего плана? - Верно. А ко второму пункту, что мы может отнести? - Отлично. И наконец последний пункт плана? - Замечательно. Сейчас самостоятельно начинаете составлять свой текст-описания научного стиля про подснежник в тетради. Как вы думаете, нужен ли тексту заголовок? - Верно. А как вы будете отделять пункты плана? - Отлично. Каждый пункт плана с красной строки. И в конце обобщить и сделать небольшой вывод. - Кому не понятно, что нужно сделать? - Тогда приступаем к заданию. Если у кого-то будут вопросы, то поднимайте руку, и я подойду. | Слушать учителя. Записывать число и классная работа. Читают памятку. . - Заголовок обязательно нужен. - По абзацам. Приступить к выполнению задания. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
Этап самостоятельной работы и с проверкой по эталону. Словесный: беседа. | 5 мин. | - Сейчас мы с вами проверим ваши тексты. Кто хочет зачитать их? Несколько человек выходят к доске и зачитывают свои тексты. Проанализировать ответы выступающих. - Итак, скажите мне, пожалуйста, почему подснежник имеет такое название? - Отлично. А как выглядит этот цветок? - Замечательно. Человек использует где-нибудь данный цветок? -Молодцы. Итак, скажите мне, пожалуйста, какова была тема нашего урока? - Какие цели мы ставили на урок? - Мы достигли целей? - Молодцы. Скажите, чем отличается все таки научный стиль от художественного? - Отлично. | Слушать учителя и зачитывать свои тексты. - Цветы появляются сразу из-под снега ранней весной и живут совсем недолго (не более месяца). - Луковица яйцевидная или коническая. Стебель (цветонос) цилиндрический, высотой 7–12 см, заканчивается одним поникающим цветком. Листья травовидные, покрыты сине-зелёным налётом, мясистые. Имеется два отдельных прикорневых листа. Листья появляются одновременно с бутонами. - Подснежник белоснежный и препараты из него применяются при остаточных явлениях после перенесенного полиомиелита, при миастении и миопатии, полиневритах и радикулитах, связанных с травматическими поражениями нервной системы. - Составление текста-описания в научном стиле. - Написать текст-описание в научном стиле, рассказать его другим. - Да, достигли. - Научному стилю характерны ясность и предметность толкований, логическая последовательность и доказательность изложения, обобщенность понятий и явлений.В художественном стиле широко используются синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область |
Этап рефлексии деятельности. Словесный: беседа. Наглядный:дневник, учебная презентация. | 5 мин. | - Откройте, пожалуйста, ваши дневники. Запишите домашнее задание. Выбрать одно какое-нибудь растение и подобрать про него два текста: одно – художественного стиля, а второй текст научного стиля. Выписать их в тетрадь. - Обратите внимание на доску. Здесь изображена полянка. А у каждого из вас на парте по подснежнику. Если вам понравился урок, то прикрепите подснежник на полянку, если урок не понравился и вам было скучно, то рядом с полянкой. - Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Как вы думаете. Каких ребят мы можем оценить за этот урок? Кому мы можем поставить отметку? -Полностью согласна. Спасибо вам за урок. До свидания! | Записывать домашнее задание. Анализировать свою деятельность на уроке. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
План составления текста-описания в научном стиле:
- Название и история происхождения.
- Внешний вид.
- Применение человеком.
Памятка про подснежник.
Научное название растения образовано из греческих слов, что может пониматься как «молочный цветок», дано по окраске цветов. Название «подснежник» связано с ранним цветением растений - цветы появляются сразу из-под снега ранней весной и живут совсем недолго (не более месяца). Подснежник является многолетним растением.
В России местами своего обитания подснежники выбрали, прежде всего, Ставропольский и Краснодарский края.
Подснежник имеет всего два, очень редко три листа до 10 см высотой и всего один единственный цветок диаметром до 3 см.
Растение начинает цвести с первыми лучами весеннего солнца, с началом таяния снега. Отсюда и его название - «Подснежник».
Луковица яйцевидная или в форме конуса, диаметром до 1,5 см и длиной 1,5–2 см.
Стебель в форме цинидра, высотой 7–12 см.
Листья травовидные, покрыты сине-зелёным налётом. Имеется два отдельных листа рядом с корнем. Листья появляются одновременно с бутонами.
Цветок подснежника имеет 3 оттопыренных лепестка длиной 12–30 мм и 3 - более коротких с зелёным пятном в виде подковы. Тычинок 6.
Плод - коробочка с тремя створками, семена продолговатые.
Подснежник опыляется бабочками, жуками, мухами и пчёлами.
Подснежник белоснежный и препараты из него применяются при остаточных явлениях после перенесенного полиомиелита, при миастении и миопатии, полиневритах и радикулитах, связанных с травматическими поражениями нервной системы.
Вещества, выделенные из подснежника, уже несколько лет используют в медикаментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....