Русский язык, 3 класс, "Род глаголов в прошедшем времени", УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Русский язык, 3 класс, "Род глаголов в прошедшем времени", УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
24.04.docx | 40.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 24. 04. 2019 Школа: «ОЦ№1» Класс: 3-В | ФИО студента: Ярулина А.Т. ФИО учителя: Дёмина Е.Е. ФИО методиста: Кондратьева И.И. Оценка_______________ |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Род глаголов в прошедшем времени»
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать часть речи «глагол»;
- Знать род глаголов прошедшего времени в ед.числе;
- Уметь выделять родовые окончания анализировать грамматические признаки глаголов;
- Уметь находить у глаголов суффикс - л -,
- Уметь определять число и род у глаголов прошедшего времени.
Личностные:
- Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
- Проводить самооценку своей деятельности;
- Устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.
Тип урока: «Открытие» нового знания
Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть, презентация, раздаточный материал
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Самоопределение к деятельности Психологический настрой | 1 мин. | Доброе утро, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной: Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю. Откройте глаза. Приступаем к работе. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Л: самоопределение. |
Актуализация знаний Словесный: учебный диалог | 3 мин. | -Открываем тетради, записываем число, классная работа. -Пишем словарные слова через запятую. Огород, помидор, Красная площадь, Московский Кремль, аккуратный, лестница, самолет, герой, песок, квартира. -Следующее задание синтаксический разбор предложения. | Записывают число. Пишут словарные слова. Один учащийся у доски, остальные работают в тетради. | П: структурирование знаний. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; |
Постановка учебной задачи | 5 мин. | Прочитайте слова. Светил, светила, светило. Что в них общего? Чем отличаются эти глаголы? Выделите окончания. Подберите к ним имена существительные по смыслу. Сформулируйте тему урока. Поставьте цели на урок. | Формулируют тему урока. Это глаголы прошедшего времени, родственные слова, имеют суффикс –л Окончаниями. Светил-нулевое, светила-а, светило-о. Месяц светил, луна светила, солнышко светило. Род глаголов в прошедшем времени Будем учиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания. | Р: целеполагание. Р:планирование. |
Открытие нового знания Словесный: беседа Практический: упражнение Словесный: учебный диалог Практический: Списывание Практический: морфемный разбор слова Репродуктивный: работа с правилом | 8мин. | Можете ли вы представить нашу речь без глаголов? Почему? Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения? Открываем учебники на стр. 121, № 214 Прочитайте стихотворение. Определите время и число глаголов. Поставьте к каждому глаголу вопрос. Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени. Сделайте вывод: для чего служит суффикс л? Да верно, если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. Спишите. Укажите род имён существительных и глаголов. Выделите окончания глаголов. Ребята, как определить род глагола? Прочитайте после упражнения «обратите внимание!», и скажите были ли мы правы? Давайте разберём слово «дождик» по составу. Теперь выполняем упражнение 215, стр. 121. Прочитайте. -Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами. Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул -Определите время, число, род глаголов. Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам? -Спишите глаголы, укажите их род, выделите окончания. -Определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени. Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе? Вывод: такие окончания можно назвать родовыми. Перелистните страница и прочитайте правило. Были ли наши суждения правильными? | Нет. Глаголы придают предметам движение, действие. Нет. Выполняют упражнение. Солнце грело, всё грело и грело. Дождик падал, гулял ветерок. И малина взяла да поспела Точно- точно в положенный срок! Грело-пр.время,ед.число, падал-пр.вр,ед.ч.,гулял-пр.вр.,взяла-пр.вр.,ед.ч.,поспела-пр.вр.,ед.ч. Солнце (что делало?) грело. Дождик (что делал?) падал. Ветерок (что делал?) гулял. Малина (что сделала?) взяла, поспела. суффикс Л Образует форму прошедшего времени. Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. Списывают упражнение. По роду имени существительного, с которым он связан. Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. дожд — корень, что делал? блестел□, сиял□, сверкал □. что делала? блестела, сияла, сверкала. что делало? блестело, сияло, сверкало. что сделал? блеснул□, засиял□, сверкнул□. что сделала? блеснула, засияла, сверкнула что сделало? блеснуло, засияло, сверкнуло. Эти глаголы являются синонимами, т.к. у них близкое значение испускать свет. Различаются тем, что первый глагол в каждой паре показывает длительное действие, а второй глагол показывает, что действие внезапно началось и быстро закончилось. -Окончание. Выполняют упражнение в тетради. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Не изменяются по родам Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются. | П: поиск и выделение необходимой информации. П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение. Р: прогнозирование. Р: коррекция. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Динамическая пауза | 1 мин. | Сейчас давайте встанем и немного разомнемся. - Если глагол в ж.роде– присели. - Если глагол в м.роде – руки вперед. - Если глагол в ср.роде – поморгали глазами. Молодцы, тихо все сели. | Выполнять упражнения | Р: эмоциональный настрой. |
Первичное закрепление Практический: учебно-производственный труд словесный: учебный диалог | 5 мин. | Выполняем упр.№217, с.122 Прочитайте. О чём стихотворение? Какое настроение вызывают эти строки? Какие слова передают такое настроение? Какое значение внесла в глаголы приставка за-? Спишите. Определите род и число глаголов. Выделите окончания. | Выполняют упражнение. Что-то вдруг загрохотало! И огнём заполыхало! И берёза застонала И руками замахала! И осина!... И сосна!... Верно, думали война… Это стихотворение о грозе. Тревожное настроение. Загрохотало, заполыхало, застонала, замахала. Приставка за- вносит в глаголы значение начала действия. Выполняют упражнение письменно. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение. Р: прогнозирование. Р: коррекция. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. |
Самостоятельная работа с самопроверкой Практический-карточка | 7 мин. | -Ребята сейчас я раздам вам карточки. -Вам нужно будет поставить глаголы в прошедшее время и изменить его по родам. -На это задание у вас 7 минут. -Время вышло! С последних парт на первые передаем карточки. | Работают самостоятельно | П: структурирование знаний П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Включение в систему знаний Практический: упражнение | 2 мин. | Ребята, сейчас мы будем выполнять №218. Находим в словаре синонимов и антонимов пары глаголов. Запишем их сначала в неопределённой форме, а затем в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа. Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание. С.122(у) № 216. | Выполняют упражнение. Думать, мыслить. Думал, мыслил. Молчать, говорить. Молчал, говорил. Записывают домашнюю работу. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение. |
Рефлексия деятельности Словесный-беседа, учебный диалог | 2 мин. | Давайте подведём итоги. Все ли цели мы реализовали? От чего зависит род глагола? Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед.ч.? Кто сможет рассказать правило? Посмотрите на карточки самоконтроля и сделайте вывод о том, смогли ли вы достичь поставленной цели. Спасибо за урок. Урок окончен. | Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. По родам, по числам. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются. | П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку, тема: «Род глаголов в прошедшем времени» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты:Предметные:- знать особенности глаголов в прошедшем времени;- уме...
Конспект урока по русскому языку Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется глагол проше...
Технологическая карта по русскому языку Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется гл...
Конспект урока русского языка. Тема: "Род глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об изменении глагола по родамПланируемые результаты:Предметные: Знать как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе по р...
Конспект урока русского языка. Тема: "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об изменении глагола по родам, умений изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род глагола.Планируемые резу...
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» ( 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется гл...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "род глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России", 3 класс).
Цели деятельности учителя: формирование умения определять род глаголов в прошедшем времени; развитие умения изменять род глаголов в прошедшем времени. Планируемые результаты Предметные: - знать что та...