Конспект урока "Неопределенная форма глагола" 3 класс, 2 часть УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку

Саутина Дарья Николаевна

Конспект урока по русскому языку 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_russkiy_yazyk_neopredelennaya_forma.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дата: 12.04.19.

Школа: ОЦ№1

Класс: 3

Кабинет:

Учитель: Аист Е.М.

Студент: 43 группы

Саутиной Дарьи

Методист: Кондратьева И.И.

КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык)

Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цели урока:  формирование умения определять неопределенную форму глагола по вопросам.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать понятие неопределенной формы глаголов;

-уметь различать глаголы по вопросам;

-уметь определять неопределенную форму у глаголов.

Личностные:

-формировать положительную мотивацию к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Оборудование:  учебник Школа России 3 класс 2 часть, раздаточные материал, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

2 мин

-Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!

Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!

Приветствуют друг друга.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный (беседа)

5 мин

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Прежде чем определить тему и цели нашего урока, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущих уроках?  

-Что такое глагол?

- Все верно, молодцы!

-А сейчас посмотрите на слайд, перед вами стихотворение С. Михалкова «Если»

Мы …   и  …  в окна.

Тучи по небу …   .

На дворе собаки … ,

Даже …   не    … .

Но как вы  видите, в нем не достает слов, попробуйте догадаться, какие слова нужно вставить.

-Слова какой части речи здесь пропущены?

-Кто сможет прочитать текст с пропущенными глаголами?

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

-О глаголе

- Глагол –это часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает? И т.д.

-Глаголы

-Читают текст

Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качества и уровень усвоения.

III. Постановка учебной задачи

Словесный (беседа)

2 мин

- Найдите,  пожалуйста, глагол, у которого мы не можем  определить время действия. ( на слайде представлены данные глаголы в ряд)

Что мы можем сказать о глаголах первой группы?

6. Действие, происходящее в какое время, они обозначают?

7.  Мы можем по этим глаголам определить – одно лицо производит действие или несколько?

9. Значит, эти глаголы обозначают и время,  и  число. (По этим  глаголам мы можем определить время действия лиц и число ).

10. Мы можем то же самое сказать о глаголе ЛАЯТЬ?

Можно ли сказать, что глагол ЛАЯТЬ обозначает действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем? Можно по этому глаголу определить, сколько лиц производили это действие?

Как вы думаете, как называется такая форма глагола?

-Верно!

-Какова цель урока?

сидим                             лаять

смотрим

летят

мокнут

не хотят

- Действия происходят в настоящее время

-Да. Несколько

Нет

-Мы не можем определить когда происходило данное действие.

-Неопределенная

-Узнать какая форма глагола является неопределенной.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

К: формулировать собственное мнение и позицию.

IV. Открытие нового знания

Практический (работа с учебником)

Словесный (беседа)

Динамическая пауза

8 мин

Посмотрите внимательно на эту схему.

                         Лаять

         Пр. вр.                    Н..вр.    

            лаял                     лает

           лаяла                    лают

                                     -Почему стрелочки идут от глагола ЛАЯТЬ?

Значит, начальной формой является неопределенная ф. глагола.

Какой вывод можно сделать?

-Посмотрите на слайд, какие слова здесь стоят в неопределенной форме?

Если взять все эти лужи

И соединить в одну…

На какой вопрос они  отвечают?

-Какой вывод мы можем сделать из этого всего?

-Посмотрите  на схему, она будет вам помощником в дальнейшем.

          Н.Ф.= неопр. ф.

Что делать?  Что  сделать?

           - ть, -ти, -чь

-Итак, давайте сверим, то, что мы с вами узнали.

-Откройте учебники на странице 106 и прочитайте правило.

- Кто сможет рассказать данное правило?

-Все верно, Молодцы!

-Сейчас давайте встанем и немного разомнемся.

Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи и разные формы глаголов. -   Если глагол в н.ф. – руки вверх.

- Если глагол в других формах – руки вперед.

- Если слово не является глаголом – присели.

Ходить, ходит, кость,  косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричьплести, кости,  везти, грусть,  стеречь.

-Потому что от него образованы остальные формы слова.

Неопределенная форма глагола является начальной  формой  глагола .

-Взять, соединить

-Что сделать?

- Начальная форма глагола – неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы

что делать? /что сделать?

-Выполняют задание

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: устанавливать причинно-следственные связи, предъявлять цепочки объектов и явлений.

П: выдвигать гипотезы и их обоснование.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический (работа с учебником)

Словесный (беседа)

10 мин

-Сейчас посмотрите на упр. 181. Прочитайте задание.

-Что нужно сделать?

Я предлагаю вам поработать в парах. Сейчас мы будем отрабатывать умение ставить вопросы к глаголам неопределенной формы.

Выполним это упр. Выборочно:

I ряд – пары №1, 2, 3.

II ряд - пары №4, 5, 6.

II ряд - пары №7, 8, 9.

-Запишите данные пары слов, и ответьте на вопрос.

-Давайте проверим. Читаем 1 пару слов называем в чем сходства и в чем различие.

-Хорошо, следующая пара слов.

-Теперь посмотрите на упр. 182 прочитайте задание.

-Что нужно делать?

-Работаем в тетради. У вас есть 5 минут. Затем мы вместе проверим.

-Итак, время закончилось, кто хочет зачитать глаголы, которые он подчеркнул?

 -Найти сходства и различия в каждой паре.

Действие длится -  действие совершено. Отвечают на разные вопросы.

-Списать и подчеркнуть глаголы в неопределенной форме.

П: структурировать полученные знания.

П: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический-работа с карточками

5 мин

 - Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределенной формы и впишите  в карточку на место пропусков

Когда просыпаешься, нельзя(лежу) в постели. Надо сразу(встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя(задерживаю) дыхание, надо(дышу) спокойно.  Зарядку  нужно (делаю) при открытой форточке.

Время закончилось, теперь обменяйтесь карточками с соседом и сверьте с доской.

Поднимите руки, у кого нет ошибок?

-Самостоятельная работа.

VII. Включение в систему знаний

Практический

10 мин

-А сейчас давайте прочитаем стихотворение в упр. 183

-О чем данное стихотворение?

-Какой синоним мы можем подобрать к слову Отчизна?

-Что обозначает слово учить?

- Что обозначает слово учиться?

-Сравните написание форм  этого слова.

-Почему они пишутся по-разному?

- Поставьте вопросы к ним? Чем они отличаются?

Какая особенность правописания части слова –ться?

-Спишите данное стихотворение и подчеркните глаголы неопределенной формы.

-Кто хочет выйти к доске и на обратной стороне записать глаголы?

-Давайте теперь сверим.

-На какие сочетания букв оканчиваются данные глаголы?

-Какой глагол не стоит в неопр.форме?

Давайте поставим.

-Запишите домашнее задние Р.т. стр. 64 упр. 142

-

-О том, как важна книга.

-Родина, Отечество

Действие направлено на кого-то

Действие направлено на себя

-Что делать?

-Написанием

-Задаем вопрос, если в вопросе есть ь знак, то и в слове тоже.

Выполняют упражнение

-Помогают,помогать.

П: дополнять и расширять знания.

П: структурировать знания.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный (беседа)

3 мин

-Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?

-Какую цель мы перед собой ставили?

-Чему мы сегодня научились с вами на уроке?

 -А теперь ребята, если вам было все понятно, то поднимите зеленый карандаш, если вы испытывали затруднения в изучении темы, то поднимите красный карандаш.

-Отлично! Спасибо вам за урок! Мне было очень приятно с вами работать! До свидания!

-Неопределенная форма глагола

-Узнать как определять неопр.форму

Р: понимать      причины успехов в учебе, осуществлять итоговый контроль по результатам работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока чтения 3 класс УМК Школа России

Учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам геро...

конспект урока математики 2 класс программа "Школа России"

Тема урока : Закрепление. Решение задач....

внеурочная деятельность: занятие "Умники и умницы" 2 класс автор Холодова,конспекты уроков 1- 2 классы УМК "Школа России"

конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО  Использование на уроке интерактивной доски, "рабочего места учителя".Календарно-тематическое планирование по предметам 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока математики. 1 класс. УМК "Школа России"

В конспекте представлены загадки, задачи в стихах, игры, физкультминутки. Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая, сотрудничества....

Урок русского языка по теме: «Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме ». 4 класс. УМК «Школа России»

Урок русского языка в 4 классе,посвящён знакомству учащихся с неопределённой формой глагола....