Технологическая карта урока «Правописание возвратных глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование навыка письма возвратных глаголов, овладение правилом правописания возвратных глаголов, овладение понятием возвратная форма глагола; формирование умения разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать: формы глагола на -ться и -тся, понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);
- уметь: обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний, разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.
Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_16_04.docx | 824.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 22.04.19 | ФИО учителя: Афанасьева О. В. |
Школа: №155 | ФИ студента: Козедубова Е. А. |
Класс: 4 «а» | ФИО методиста: Солопова Т. В. |
Кабинет: 315 |
Конспект урока по русскому языку
Тема урока: «Правописание возвратных глаголов»
Цели деятельности учителя: формирование навыка письма возвратных глаголов, овладение правилом правописания возвратных глаголов, овладение понятием возвратная форма глагола; формирование умения разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать: формы глагола на -ться и -тся, понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);
- уметь: обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний, разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.
Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя. | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! - Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу. - Садитесь. - Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату? - Как вы понимаете это высказывание? - Отлично, молодцы. | Приветствовать учителя. - Не то беда, что мы всегда Чего-нибудь не знаем, А то беда, что иногда Незнание скрываем. А если знаешь сам, чего Не знаешь, не умеешь, Тогда добьёшься своего, Узнаешь, поумнеешь. - Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать | Р.: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: диалог. Практический: работа в тетради. | 5 мин | - Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа». - Пропишите слово прыгает каллиграфическим почерком. - Выполните морфологический разбор слова прыгает. -Какие глаголы мы называем возвратными? | Выполняют каллиграфичное письмо -Глаголы, которые имеют суффикс ся | Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П.: структурирование знаний. |
III.Постановка учебной задачи Словесный: диалог. | 3 мин | - Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани… – Кто автор этого произведения? Как оно называется? Назовите глаголы в неопределённой форме. Найдите среди них лишний глагол. Почему он лишний? – Что общего у всех остальных глаголов? - Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока? - Все верно. Какие цели мы поставим на урок? - Хорошо. | Отвечают на вопросы - Корней Чуковский, «Мойдодыр». Нырять. - Нет –ся на конце Есть -ся Тема нашего урока: «правописание возвратных глаголов» Цели: научится писать возвратные глаголы. | П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
IV.Открытие нового знания Практический: работа с книгой. Словесный: диалог. Практический: работа в карточках. | 15 мин | Откройте учебники. Выполним упражнение 214 устно. Прочитайте глаголы на слайде и разделите их на две группы. Учиться, ленится, учится, лениться, бросится, броситься. Проверка. -Почему глаголы пишутся по -разному с ь и без ь. Ответить на этот вопрос мы сможем с помощью учебника. - Откройте учебник на странице 104. Посмотрите на упражнение №216 - Прочитайте его. - Это вопросы какой формы? - А во втором столбике вопросы какого лица? - На какие две группы их можно разделить? - По какому признаку? -Как еще можно отличить их? - Чем они различаются? -Составьте алгоритм написания ь знака в глаголах. -Запомним правило. В сочетаниях –ться ь пишется, если глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?. Мягкий знак не пишется, если глагол стоит в 3 лице и отвечает на вопросы что делает?, что сделает? -Прежде чем глагол писать, Не забудь вопрос задать. Если мягкий знак в вопросе, И в глаголы его вносим. | Отвечают на вопросы учителя -ть меняется на окончание -спрягаются В 1 столбике : что делать?, что сделать?. Вопросы неопределенной формы. Во 2 столбике: что делает?, что сделает?. Глаголы 3 лица. - по написанию мягкого знака - по вопросам -Отвечают на разные вопросы. Алгоритм: 1 Определяем, возвратный ли это глагол? 2. На какой вопрос отвечает? 3. если отвечает на вопросы: что делать? что сделать? то ставим мягкий знак, а если отвечает на вопросы что делает? Что сделает?, то не ставим мягкий знак. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. П.: поиск и выделение необходимой информации. Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Практический: работа с книгой. Словесный: диалог. | 5 мин | - Посмотрите на доску. Вам нужно вставить пропущенные буквы. Пользуйтесь алгоритмом, который мы с вами вывели. Друзья познают…ся в беде. Трус своей тени боит…ся. Всякий человек в деле познает…ся. У него дело из рук валит...ся. Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся. За все брат…ся – ничего не сделать. - Смотрим на первое предложение. Назовите возвратный глагол в нем. - как определить нужен ли здесь мягкий знак? - Задай вопрос? - В вопросе есть мягкий знак? - Что это значит? (Выполнение задания дальше по аналогии) - Теперь отгадайте загадки и спишите, вставляя пропущенные буквы. Прежде, чем его мы съели, все наплакат…ся успели. - Что это? Под полом таит…ся, кошки боит…ся. - Теперь поиграем в игру « Найди лишнее слово» - вам нужно списать, объясниться написание этих слов, вставить пропущенные буквы, если это нужно, а затем найти лишнее. Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся. Собират…ся, считат…ся, ломает…ся,гневат…ся. Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнуется. - Какое слово лишнее в первой группе? - А во второй? - В третьей? Почему? Чем оно отличается? | Находят возвратные глаголы. Выделяют орфограммы, объясняют написание - познаются - нужно задать вопрос к нему - друзья (что делают?) познаются. - нет - в слове познаются не нужен мягкий знак. Трус своей тени боится. Всякий человек в деле познается. У него дело из рук валится. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. За все браться – ничего не сделать. -Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели. -Лук - мышь - Под полом таится, кошки боится. Браться, одеваться, сдаваться, купается. Собираться, считаться, ломается, гневаться. Кататься, задаваться, сознаваться, волнуется. - не имеет мягкого знака. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя. Практический: работа с карточками. | 5 мин | - У вас на столе карточки. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку. Предлагаю вам работу по выбору. Перед вами три карточки с заданиями. 1 карточка - простые задания. 2 карточка - базовые задания. 3 карточка – задания повышенной сложности. - Возьмите карточку, в соответствии с желанием. 1карточка. Списать, подчеркнуть в глаголах –ться, -тся. Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться- ничего не сделать. 2 карточка. Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделите орфограмму. Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца], уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки. 3 карточка. Восстановите пословицы, объясните правописание –тся, -ться. Всякий человек а труса находит. Смелого пуля боит…ся, по делу узнаёт…ся. Всякое дело больше и спрашивает…ся. С большого человека человеком и славит…ся. Правильность ваших работ я рассмотрю при проверке тетрадей. - Кому не понятно задание? - Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту. | Слушают задание. Выбирают карточку Уехали купаться, резвиться на улице, держится на воде, море вздуется, уволиться с работы, отворачиваться от чашки, тучи несутся, вернуться из дальней поездки. Всякий человек по делу узнаётся. Смелого пуля боится, а труса находит. Всякое дело человеком и славится. С большого человека больше и спрашивается. | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П.: структурирование знаний. |
VII.Включение в систему знаний Словесный: беседа. Практический: работа с упражнением Словесный: беседа. | 4 мин | - Посмотрите на упражнение №217. Прочитайте задание. - Что нужно сделать? - Разберем слова с выделенными сочетаниями. - Какое первое слово? - Какой оно части речи? - Правильно ли оно написано? Почему? - Следующее слово. - Какой оно части речи? - Это возвратный глагол? - Как определили? - Задай вопрос к нему? -В вопросе есть мягкий знак? - Что это значит? (далее объяснение по аналогии) - Найдите в тексте возвратные глаголы. - какое слово лишнее? Почему? - Какой ответ в загадке? |
- прочитать загадку, объяснить написание слов. - братца - существительное - существительные мы пишем через –ца - купаться - галгол - да - есть суффикс –ся - пошли (что делать?) купаться. - да - пишем мягкий знак в слове - купаться, купаются, валяется - братца оно существительное - коромысло | Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
VIII.Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 3 мин | - Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня? - Отлично. Какие цели мы ставили на уроках? - Реализовали ли мы их? - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...» - Используем такие варианты ответа как: Было трудно ... Было интересно ... Было не понятно ... Было легко … - Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. | - Тема нашего урока: «правописание возвратных глаголов» - Цели: научится писать возвратные глаголы. - Все цели мы реализовали. Анализировать свою работу на уроке. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс – чь?"
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока "Правописание –ться и –тся в глаголах" 4 класс
Тема урокаПравописание –ться и –тся в глаголахТип урокаУрок ознакомления с новым материаломЦель урока: Содействовать ознакомлению с правилом правописания –ться и -тся в гл...
Технологическая карта урока "Правописание частицы НЕ с глаголами"
2 класс, "Школа России"...
Технологическая карта урока «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»
Цели деятельности учителя:формирование умения правильного написания глаголов с безударными личными окончаниями;отработка навыка определения спряжения глаголов.Планируемые результаты:Предметные:знать л...
Технологическая карта урока «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах»
Цели деятельности учителя:формирование умения правильного написания возвратных глаголов;отработка навыка определения спряжения глаголов;формирование бережного отношения к природе, уважительного отноше...
Технологическая карта урока «Правописание глаголов»
- повторить теоретический материал о глаголе;- формировать умение видеть и находить орфограммы в глаголах;- отрабатывать умение ставить безударное личное окончание ...
Технологическая карта урока "Правописание не с глаголами"
Тема: «Правописание не с глаголами».Цель: создание условий для формирования умения написания частицы «не» с глаголами.Задачи урока.1. Научиться определять орфограмму, писать сл...