Конспект урока русского языка по теме: "Не с глаголами" 3 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Воложанина Юлия Андреевна

План-конспект урока русского (3 класс)

Тема: Не с глаголами

Цель: формирование представления о частице "не", создание условий для открытия новых знаний о правописании частицы "не" с глаголами.

Планируемуе результаты:

Предметные:

-уметь распознавать глагол в тексте;

-знать правописание чатицы "не".

Личностные:

-проявлять интерес к новым знаниям;

-понимать важность изучения русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_s_glagolami-1.doc290 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Не с глаголами».

Цели деятельности учителя: формирование представления о частице «не», создание условий  для открытия новых знаний правописания частицы не с глаголами.

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь распознавать глаголы в тексте;

- уметь правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;

- знать правописание слова, предложения, текста.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова 3 класс «программа «Перспектива», презентация, карточки с заданиями.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод - прием: словесный - стихотворение

1 мин

- Доброе утро!      

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство,  неуверенность, страх. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного дня, уверенность в своих силах и хорошее настроение.  Начнём  наш урок.

Садитесь тихонечко за свои рабочие места.

- Приветствуют учителя

- Слушают, настраиваются на работу.

Л: самоопределение.

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод - прием: словесный – беседа;

практический – каллиграфическое упражнение, орфографическое упражнение;

 практический – языковой анализ, орфографический анализ;

наглядный – демонстрация слайдов.

6 мин

Минутка чистописания:

- Ребята, откройте тетради и пропишите то, что у вас записано. Н   н       Слайд 3

- Что вы знаете о глаголе?

(ответы детей)

- Как вы думаете, все ли вы знаете о глаголе?

Слайд 4

- Прописывают.

-повторение

-выявляют недостающие знания

- Р: саморегуляция.

- П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

П: анализ.

- Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата;

Р: коррекция – внесение коррективов.

- П: смысловое чтение как осмысление.

III. Постановка учебной задачи

Метод - прием: словесный – беседа;

частично-поисковый  – выявление темы, формулирование цели;

наглядный – демонстрация.

1 мин

Слайд 5

Девочек __ дёргать за косички.

__ драться на переменах.

На уроках __ говорить с соседом.

- Согласны вы с этими высказываниями?

- Что надо изменить в них, чтобы они стали верными?

Слайд 6

- Прочитайте, что получится.

- Как изменился смысл глаголов с НЕ?

-Какова же тема и цель нашего урока?

- Верно.

Слайд 7

Тема:  НЕ с глаголами.

Цели урока:

  • Познакомиться с отрицательной частицей НЕ
  • Научиться правильно писать частицу  НЕ с глаголами.

-ищут ошибку

(Перед глаголами поставить НЕ).

-сверяются со слайдом

-(Глаголы приобрели отрицательный смысл).

- Частица не; узнать правописание частицы не

Р: целеполагание – постановка учебной задачи;

К: планирование учебного сотрудничества – определение цели.

IV. Открытие нового знания

Метод - прием: словесный – беседа, слово учителя;

практический – выведение правила учащимися, сопоставление правила в учебнике с правилом учащихся, постановка вопросов к правилу, письменное, орфографическое упражнение;

наглядный – демонстрация.

17 мин

- Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не:

Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Всё делать очень живо.

Частица не – красавица,

Но как она ленива!

Она не ходит, не сидит,

Не шьёт, не жнёт и не кипит,

Книг не читает, не поёт,

Другим работать не даёт.

Глагол же, не любя безделья,

С частицей пишется раздельно!

- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?

-Как пишется не с глаголами?

-Прочитайте  обращение Самоварова на стр. 88

Упр. 160

– Как пишется частица НЕ с глаголами?

– Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?

– Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
 К ним нельзя поставить вопрос.

– Составьте пословицы, объясните их смысл, подчеркните глаголы с частицей НЕ.

(работа у доски по очереди)

Кто (не) работает,           тот того и ненавидит.                

Попусту негодовать-        торопись делом.                                      

(Не) спеши языком,                 тот (не) ест.

Кто кого обидит,            здоровья (не) видать.        

         

-как вы думаете, почему в некоторых глаголах НЕ пишется слитно?

- Запишите в тетрадь глаголы-исключения и запомните их написание

Слайд 8

Ненавидеть

негодовать  (возмущаться)

неволить       (принуждать против воли)

недоумевать   (сомневаться из-за неясности)

нездоровиться

недомогать  

невзлюбить

несдобровать (не миновать беды)

Физминутка.

(детям дается задание, они выполняют действия наоборот)

Из-за парты не вставайте!

Солнышко не доставайте!

Друг другу не улыбайтесь!

Вправо не наклоняйтесь!

И влево не наклоняйтесь!

Ногами не топайте!

В ладоши не хлопайте!

За парты не садитесь!

Спину ровно не держите!

- Молодцы.

-слушают стихотворение

-анализируют стихотворение

- Открывают учебники.

-выполняют упражнение

-работают у доски и в тетрадях

-(Без НЕ оно не употребляется, не имеет смысла, НЕ  является частью корня).

-записывают и запоминают

- Выполняют физминутку.

- П: смысловое чтение как осмысление.

П: произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

- П: осознание и построение речевого высказывания в письменной форме.

- Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата;

Р: коррекция – внесение коррективов в случае расхождения эталона и реального действия.

- П: подведение под понятие, выведение следствий.

П: структурирование знаний.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Метод - прием:

словесный – речь учащихся;

практический – выборочное письмо.

3 мин

Упр. 161( работа в парах)

- Какое сейчас время года?

- Всем нам хочется пойти в гости к матушке  природе.

- А давайте вспомним какие нужно соблюдать  правила поведения в природе.

- выполняют упражнение

-весна

- Отвечают на вопрос.

П: структурирование знаний;

П: выдвижение гипотез и их обоснование.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Метод - прием: словесный – слово учителя;

практический – упражнение.

3 мин

. Творческая работа в группах (рассмотреть знаки, составить и написать  правила поведения на  природе)

Приложение 1

  1. Не бросайте мусор!
  2. Не разоряйте гнёзда птиц!
  3. Не ломайте ветки деревьев!
  4. Не рвите цветы!
  5. Не ловите бабочек и других насекомых!
  6. Не уничтожайте лягушек и жаб!

4.Индивидуальное задание (приложение 2)

Проверяем!

- Выполняют задания на карточках.

- Выполняют самопроверку.

П: построение речевого высказывания в письменной форме;

Р: контроль;

Р: коррекция – внесение коррективов.

VII. Включение в систему знаний

Метод - прием: словесный – беседа, слово учителя;

практический и игровой – разгадывание ребусов, запись в тетрадь;

наглядный – демонстрация.

6 мин

  1. Стихотворение – памятка (у каждого ученика)

Для лучшего запоминания предлагаю вам стихотворение-памятку ,но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача дополнить его словами.

Слайды 9-10

 ___ выучил-  __   делай,

___  знаешь-  __   спеши,

С глаголами ___________

Частицу ____ пиши.

  1. Игра «Выбери»
  • Послушайте стихотворение Шибаева «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь.
  • Пишите в строчку, через запятую.
  • Как будете писать частицу не с глаголами?

Слезь со стула!
Не _ хочу! 
Упадёшь! 
Не _ упаду! 
Отойди! 
Не _ отойду! 
Приедешь? 
Не _ приеду! 
Придёшь? 
Нет, не _ приду! 
Услышишь? 
Не _ услышу! 
Найдёшь?
Нет, не _ найду!
Слезаешь?
Не _ слезаю!
Решишь?
Нет, не _ решу!
Мечтаешь?
Не _ мечтаю!
Молчишь?
Нет, не _ молчу!
Конфетку, может, хочешь?
Нет! Да, хочу, хочу!

– Проверим. Слайд 11

– У кого так же?

– Сколько глаголов выписали? (11).

-слушают

-восстанавливают памятку

-повторяют

-слушают и записывают

-сверяем с эталоном

-К: разрешение конфликтов – индентификация проблемы;

К: управление поведением партнера – контроль, коррекция его действий.

П: произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

VIII. Рефлексия деятельности

Метод - прием:

словесный – беседа, слово учителя, речь учащихся;

практический – запись домашнего задания.

3 мин

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Почему считаете, что достигли её?

- Кто достиг этой цели – поднимите руку.

- Закончите предложения на доске:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было трудно…
  3. Теперь я могу…

Слайд 12

Домашнее задание: РТ упр.129                                    

- Узнать правописание частицы не с глаголами

- Отвечают на вопрос.

- Анализируют свою деятельность.

- Записывают домашнее задание.

- Прощаются с учителем.

- Р: оценка – оценка результатов работы;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

\

Приложение 1

  1. Не бросайте мусор!
  2. Не разоряйте гнёзда птиц!
  3. Не ломайте ветки деревьев!
  4. Не рвите цветы!
  5. Не ловите бабочек и других насекомых!
  6. Не уничтожайте лягушек и жаб!

Описание: C:\Users\Анюта\Desktop\ne-sorit-znak-na-ligne.jpg Описание: C:\Users\Анюта\Desktop\do-not-catch-butterflies-sign-vector-illustration_178378553.jpgОписание: C:\Users\Анюта\Desktop\37540_html_441b14bc.png  Описание: C:\Users\Анюта\Desktop\95690_html_5a7f18b2.pngОписание: C:\Users\Анюта\Desktop\400_F_55719761_en8L3Sfc2WHa8ZLlG57dugZdqThzVDB0.jpg Описание: C:\Users\Анюта\Desktop\4787907_html_58098d2f.jpg

  Приложение 2

1.Спишите предложения, ставя частицу НЕ перед глаголами. Выделите окончания глаголов. 
      Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори. 

2.Составьте и запишите 5 предложений с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Выделите окончания глаголов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс

Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на  формирование  универсальных учебных действий учащихся, одним их  которых являетс...

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения» 4 класс по программе «Школа России».

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения»4 класспо программе «Школа России»....

Конспект урока русского языка на тему "Части речи" 2 класс

План-конспект урока русского языка можно использовать на этапе закрепления по теме"Части речи"....

Конспект урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс "Начальная школа 21 века"...