Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Коновалова Татьяна Валерьевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ed._i_mn._chisl._im._pril.docx30.43 КБ
Файл kartochka_na_sam._rabotu.docx13.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 8.04.2019

Школа: 75

Класс: 2 «Б»

Кабинет: 5

ФИО учителя: Никитина С. Ю.

ФИО студента: Коновалова Т. В.

ФИО методиста: Кондратьева И. И.

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе. 

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать как имена прилагательные изменяются по числам;
  • Уметь определять  число имен прилагательных;
  • Уметь осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе.

Личностные:

  • проявлять готовность и способность к саморазвитию;
  • создавать условия для развития общеучебных умений и навыков.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2 класс 2 часть, стр.92 - 93, презентация, карточки.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

2 мин

- Садитесь. Открывайте рабочие тетради, записываем число. Сегодня 8 апреля, В классе.

Записывают число

2. Актуализация знаний

Метод орфографический самоконтроль

 5 мин

- На следующей строчке записываем «Словарь:». На слайде вы можете видеть словарные слова. Ваша задача вставить буквы и записать правильный вариант. Подчеркните, те места, где был пропуск. (бер..за, в..робей, щ..нок, Ро….ия, п..льто, обл..око, н..деля, м..рковь) На это задание у вас есть 3 минуты.

- Время истекло. Проверяем! Начиная с первой парты 1 ряда, читаете по одному слову и говорите букву, которую вставили и подчеркнули, а остальные проверяют и исправляют ошибки.

- Замечательно! Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки? Вы большие молодцы. Поставьте себе «5» карандашом на полях. У кого 1-2 ошибки ставите «4», у кого 3-4 ошибки ставят «3», у кого больше 4 ставят «2».

Словарная работа

(береза, воробей, щенок, Россия, пальто, облако, неделя, морковь)

Самопроверка

Р.: анализ, синтез

Р.: саморегуляция

П.: применение полученных знаний на практике

Р.: самопроверка, оценка

3. Постановка учебной задачи

Метод проблемной ситуации

Упражнение на сравнение и обобщение

5 мин

- Ребята, посмотрите на ряд слов и скажите какой они части речи.

(Красивый, гладкий, стройная, блестящая)

- Как вы это определили?

- Задайте вопрос к каждому из этих слов.

- Молодцы! А как еще определить, что эти слова выражены прилагательным?

- Верно. Кто скажет, что такое имя прилагательное?

- Молодцы! Теперь посмотрите на эти словосочетания и найдите в них различия.

 (Красивая бабочка – красивые бабочки)

- Верно. Получается все дело в количестве бабочек. А меняется ли при этом форма прилагательного?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- А подберите синоним к слову количество.

- Верно. В первом случае у нас какое число получилось?

- Единственное. А во втором?

- Вот теперь сформулируйте тему урока.

- Молодцы! А какую цель поставим?

- Совершенно верно.

- Это прилагательные.

- Задали вопрос.

- (Какой?) Красивый, гладкий; (какая?) стройная, блестящая.

- Они обозначают признак предмета.

- Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? Какая? Какое?

- В первом говориться об одной бабочке, а во втором о большом количестве.

- Да. Красивая \ красивые.

- О количестве прилагательных.

 

- Число

- Одно.

- Множественное.

- Единственное и множественное число имен прилагательных.

- Мы будем учиться определять единственное и множественное число имен прилагательных.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

П.: применение полученных знаний на практике

К.: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами

Р.: Целеполагание

4. Открытие нового знания

Словесный метод

Анализ правила

Динамическая пауза

5 мин

1 мин

- Откройте страницу 92 учебника и посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите в единственном числе на первой картинке и что на второй?

- А что во множественном числе?

- Верно. Теперь давайте посмотрим на столбики слов ниже. Прочитайте первую строку.

- В каком числе употреблено прилагательное?

- Как вы это определили?

- Верно. А как будет во множественном числе звучать?

- Верно. Давайте еще одно словосочетание посмотрим.

- В каком числе?

- А сделайте во множественном.

- Обратите внимание на вопросы. Какие вопросы получаются в единственном числе?

- Так, а во множественном?

- Верно. Только один вопрос. Очень легко запомнить. Кто может по памяти назвать вопросы единственного числа имен прилагательных?

- молодцы! А множественного числа?

- Хорошо. А посмотрите внимательно на слова, какая часть слова указывает на изменение числа?

- Верно. Теперь прочитайте правило внизу страницы и скажите, что вы из него узнали нового. На это вам 1 минута.

- Верно. Мы с вами все разобрали и сейчас только правилом закрепили. Кто может рассказать это правило?

- Молодцы! Чтобы закрепить это правило, повернитесь друг к другу и расскажите его.

- На первой в единственном числе есть бабочка, а на второй картинке один закрытый бутон колокольчика.

- Облака, колокольчики и бабочки.

- Колокольчик (какой?) синий

- В единственном.

- Колокольчик один

- Колокольчики (какие) синие

- Облако (какое?) белое

- Единственном

- Облака (какие?) белые

- Какой? Какая? Какое?

- Какие?

- Какой? Какая? Какое?

- Какие?

- Окончание.

- Ничего нового мы не узнали.

- Прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и отвечают на вопрос Какой? Какая? Какое?, прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос Какие?

Работа в парах

П.: поиск и выделение необходимой информации

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Р.: анализ, синтез

П.: смысловое чтение

5. Первичное закрепление

Включение практических упражнений (упражнения на определение числа им. прил)

 14 мин

- Найдите упражнение 161. В этих словосочетаниях надо поставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному и определить число прилагательных. По цепочке продолжаем работу. Записываем упражнение 161. И на ком остановились продолжаем. Пишем и комментируем.

- Молодцы! Что вы могли заметить?

- Совершенно верно. Следующее упражнение 159. Его мы сделаем устно. Прочитайте задание.

- На ком остановились? Читайте.

- И так, как можно озаглавить этот текст?

- Замечательно. Все они подходят этому тексту. Читайте следующее задание.

- Так, найдите предложение, которое ответит на эти вопросы.

- А что это значит?

- Совершенно верно. Следующий вопрос.

- Сейчас мы будем искать словосочетания, где существительное + прилагательное и определять число, а что для этого надо сделать?

- Верно. Работаем так же по цепочке.

- Молодцы! Сейчас внимательно посмотрите на словосочетания, которые мы нашли. Что вы смогли заметить? Какое влияния существительное может оказать на прилагательное?

- Совершенно верно! Давайте еще раз повторим,  в каком числе бывают имена прилагательные?

- Как это определить?

- Замечательно!

Упр.161.

Черный (какой?) кофе, серая (какая?) мышь, известная (какая) фамилия, яблочный (какой?) шампунь, вкусный (какой?) йогурт ,белый (какой?) лебедь, дождевое (какое?) облако, зимнее (какое?) пальто.

Все прил. Ед.ч.

- Что все прилагательные в единственном числе.

- Прочитайте и озаглавьте текст.

Читают текст

- Весна, Весна пришла, Весенняя пора, Голубой март.

- В каком предложении главная мысль? Почему автор назвал март голубым месяцем?

- Первые голубые лужи и последние голубые сосульки.

- Это значит, что пришла весна. Снег начал таить, поэтому он стал тяжелым и казаться голубым.

- Укажите над прилагательными число.

- Задать вопрос.

Голубой (какой?) месяц, голубое (какое?) небо, снега (какие?) голубые, синие (какие?) молнии, голубая (какая?) даль, голубые (какие?) льды, голубые (какие?) следы, голубые (какие?) перелески, голубые (какие?) канавы, голубые (какие?) лужи, голубые (какие?) сосульки, синяя (какая?) полоска, мир (какой?) голубой.

- Что число прилагательного зависит от числа существительного.

- единственном и множественном.

- Задать вопрос. Если прилагательное отвечает на вопрос Какой? Какая? Какое? – то это единственное число, если отвечает на вопрос Какие? – то множественное.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Лог.: синтез

П.: смысловое чтение

П.: поиск и выделение необходимой информации

П.: применение знаний на практике

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

4 мин

- Чтобы закрепить новый материал, вы самостоятельно делаете карточку. Вам надо задать вопрос от существительного к прилагательному и определить число. На это вам 3 минуты.

- Время истекло. Меняемся карточкой с соседом по парте. Берем карандаш и исправляем ошибки, сверяясь со слайдом. У кого нет ошибок могут поставить себе улыбающийся смайл, у кого 1 ошибка с ровным выражением лица, а у кого 2 и более, то грустный смайл.

Самостоятельная работа

Взаимопроверка

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил.

Р.: взаимопроверка, оценка

7. Включение в систему знаний

Практический метод

Упражнения,

 4 мин

- Упражненение 160. Спешите этот текст, подчеркните имена прилагательные волнистой линией и обозначьте число прилагательных.

- Первые 5 человек, которые все сделают, могут подойти, я проверю и поставлю оценку.  

- На дом упражнение 162, по заданию.

Самостоятельно выполняют задание

Прекрасное (какое?) – ед.ч., добрые и ласковые (какие?) – мн. ч., верное и чуткое (какое?) ед. ч.,

Лог.: анализ

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил.

П.: применение полученных знаний на практике

8. Рефлексия деятельности

1 мин

- Давайте вспомним, какую тему мы сегодня изучили?

- Какие цели мы ставили на урок и достигли ли мы их?

- Как определить число у прилагательных?

- А еще как определить?

- Верно! Вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами работать.

- Урок окончен.

- Единственное и множественное число прилагательных.

- научиться определять Единственное число и множественное.

- Задать вопрос. Какой? Какая? Какое? – ед. ч., Какие? – мн. ч.

- По существительному.

Л.: смыслообразование

Р.: оценка



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа

Единственное и множественное число имен прилагательных

Ф.И.______________________________

Соедини линиями прилагательные с существительными, к которым они относятся. Над прилагательным напиши число, а рядом вопрос.

Большой

Глубокая

Красные

Веселые

Река

Астры

Ребята

Крокодил

Самостоятельная работа

Единственное и множественное число имен прилагательных

Ф.И.______________________________

Соедини линиями прилагательные с существительными, к которым они относятся. Над прилагательным напиши число, а рядом вопрос.

Большой

Глубокая

Красные

Веселые

Река

Астры

Ребята

Крокодил

Самостоятельная работа

Единственное и множественное число имен прилагательных

Ф.И.______________________________

Соедини линиями прилагательные с существительными, к которым они относятся. Над прилагательным напиши число, а рядом вопрос.

Большой

Глубокая

Красные

Веселые

Река

Астры

Ребята

Крокодил

Самостоятельная работа

Единственное и множественное число имен прилагательных

Ф.И.______________________________

Соедини линиями прилагательные с существительными, к которым они относятся. Над прилагательным напиши число, а рядом вопрос.

Большой

Глубокая

Красные

Веселые

Река

Астры

Ребята

Крокодил

Самостоятельная работа

Единственное и множественное число имен прилагательных

Ф.И.______________________________

Соедини линиями прилагательные с существительными, к которым они относятся. Над прилагательным напиши число, а рядом вопрос.

Большой

Глубокая

Красные

Веселые

Река

Астры

Ребята

Крокодил

Самостоятельная работа

Единственное и множественное число имен прилагательных

Ф.И.______________________________

Соедини линиями прилагательные с существительными, к которым они относятся. Над прилагательным напиши число, а рядом вопрос.

Большой

Глубокая

Красные

Веселые

Река

Астры

Ребята

Крокодил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Окончания существительных во множественном числе в И.п.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в И.п.Цель урока: учить работать с информацией, представленной в табличной форме; иллюстрировать обнаруженны...

план-конспект урока на тему "Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных" по УМК "Школа Россиии"

Данный план-коснпект урока по русскому языку на тему "именительный и винительные падежи множественного числа имен прилагательных" по УМК "Школа России" в 4 классе разработан по тре...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Единственное и множественное число имен прилагательных" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование умений распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе.Задачи урока Дидактические:формирова...