Русский язык. 4 класс. Сочинительная связь в синтаксических единицах. Запятые при однородных словах
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Антонова Марина Олеговна

Цели деятельности учителя: формирование представления о том, что такое сочинительная связь между однородными словами, выработка умения расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными подчинительной связью

Планируемые результаты:

·        Предметные: знать: сочинительные союзы, признаки однородных членов предложения;  уметь: расставлять знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительным союзом, составлять схемы однородных членов предложений, связанных сочинительным союзом

Личностные: воспитывать: навыки сотрудничества, любовь к родному языку, интерес к предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 20.02.18

Школа:148

Класс:4 «Б»

Кабинет: 221

ФИО учителя: Кожевникова Т.И.

ФИО студента: Антонова М. гр. №36

ФИО методиста: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык)

Тема: «Сочинительная связь в синтаксических единицах. Запятые при однородных словах»

Цели деятельности учителя: формирование представления о том, что такое сочинительная связь между однородными словами, выработка умения расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными подчинительной связью

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать: сочинительные союзы, признаки однородных членов предложения;  уметь: расставлять знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительным союзом, составлять схемы однородных членов предложений, связанных сочинительным союзом
  • Личностные: воспитывать: навыки сотрудничества, любовь к родному языку, интерес к предмету

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:  УМК «система Эльконина – Давыдова», Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. «Русский язык» 4 класс 2 часть, учебная презентация, карточки с заданиями

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

Организация урока

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Улыбнитесь мне и друг другу.

Пусть сегодняшний день будет таким же прекрасным, как ваши улыбки!

Откройте тетради. Запишите число, «классная работа»

Приветствуют учителя

Записывают в тетради: двадцатое февраля, классная работа

К: планирование сотрудничества с учителем

Л: включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Создание проблемной ситуации

5 мин

Ребята, посмотрите на доску. Вы видите ребус.

Давайте его разгадаем.

 

Ребята, а что вы знаете о грамматических связях?

Посмотрите на доску и выберите нужный вариант продолжения фразы:

Грамматическая связь между словами, при которой формы одного слова зависят от другой называется … или

Грамматическая связь словами, формы которых зависят друг от друга, называется … или…

Особый тип грамматической связи между однородными словами…

Выражается эта связь чаще всего с помощью…

Ребята, а где мы сможем встретить все типы данных грамматических связей?

Давайте с вами посмотрим на предложения.

Мой брат пишет быстро и красиво

Мой брат пишет и быстро и аккуратно и красиво

Моя сестра рисует но не поет

У моей сестры есть сумки чемоданы да  корзинки

Посмотрите на эти предложения внимательно

Определите в них тип связи

Что вы заметили?

Запишите предложения к себе в тетрадь, расставьте запятые и объясните

Почему вы не можете расставить запятые?

Эту проблему мы будем сегодня решать

Отгадывают ребус: грамматическая связь

Отвечают на вопрос

Существуют два типа грамматической связи: подчинительная и сочинительная

Продолжают фразы:

Подчинительной связью или

Подчинением

Взаимной связью или координацией

Сочинительной или сочинением

Союзов

В предложениях

Сочинительная

Отвечают на вопрос:

В предложениях нет запятых

Записывают предложения в тетрадь

Потому что не знаем, как правильно это сделать

К:владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

III. Постановка учебной задачи

Сказка

5 мин

Итак, ребята, у меня есть для вас сказка - загадка

"Жили-были братья Члены предложения, только не простые, а братья-близнецы, рожденные от одной матери и в одно время, отвечали на одни и те же вопросы и друг другу не подчинялись

Ох! и модники были эти братья! Какие только платья они не примеряли на себя! и красивое Прилагательное, и Существительное, и Глагол, и Числительное. И лицом похожи были меж собой! Всегда стояли в одном лице, числе и падеже. Одно огорчало братьев! Между ними всегда, что то стояло! То запятая, а то и союз, а было такое, что и то и другое.

 Ребята, о чем эта сказка?

Что может стоять между однородными словами?

Молодцы, ребята.

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока

Какие цели мы перед собой поставим?

Ребята, как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ?

Об однородных членах предложения

Запятая или союз, или и то, и другое

Знаки препинания при однородных членах предложения

Узнаем, как правильно расставить знаки препинания при однородных членах предложения

Как правильно поставить знаки препинания в предложениях с однородными словами?

П: выделение нужной информации из текста

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: самостоятельно выделение и формулирование познавательно цели

Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно

Р: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

IV. Открытие нового знания

Исследовательский

работа с карточками

8 мин

Ребята, сейчас вы объедитесь в группы.

Давайте повторим правила работы в группах

Сейчас я раздам вам карточки, на которых записано одно предложение. Каждый из группы записывает это предложение к себе в тетрадь.

Задача группы: подумать и правильно расставить знаки препинания

На лугу росли красные жёлтые синие цветы. 
Трудно представить землю без деревьев цветов трав. 
С детства мы любим осинки берёзовые рощи и сосновые боры. 
Дружба крепка не лестью а правдой и честью. 

У моей сестры есть не только зеленое но и желтое платье

У моей собаки черные уши и длинный хвост

Обоснуйте свой выбор.

Итак, ребята, как же правильно расставить знаки препинания перед однородными словами, связанными сочинительной связью?

Итак, чтобы правильно расставить знаки препинания, нужно запомнить пару простых правил

Давайте их с вами сформулируем. Посмотрите на доску.

Итак, ребята, посмотрите внимательно на предложения.

Перед какими союзами у нас есть запятые?

Ребята, а что мы можем сказать о предложениях, где нет союза?

Правильно, ребята

Если в предложении нет союза, но есть перечисление, то запятая ставится перед каждым однородным словом

Посмотрите на предложение с союзом «И». Есть ли там запятые?

Почему?

Правильно, ребята, перечисление парами. В таких случаях мы отделяем запятыми друг от друга пары, которые соединены союзами

Итак, ребята, как мы ставим знаки препинания при однородных словах, связанных сочинительной связью?

На письме связь между однородными словами показывается с помощью схем:

О и О

О, а О

О, но О

Давайте сделаем вывод.

Перед союзами «а» и «но» всегда ставится запятая. Перед союзом «и» мы ставим запятую только в том случае, если у нас идет перечисление чего-то. Если слова стоят параи, то мы отделяем друг от друга пары слов.

Работают в группах

Перед союзами: «а» и «но»

Там есть запятые

Да

Потому что перечисление и потому что союз повторяется

Всегда перед союзами «а», «но» и когда перечисляем что-то

П: выведение следствий

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Динамическая пауза

1 мин

Мы захлопали в ладоши - 
Дружно, веселее. 
Наши ножки постучали - 
Дружно и сильнее. 
По коленочкам ударим- 
Тише – 3 раза, 
Наши ручки, поднимайтесь – 
Выше -3 раза. 
Наши ножки закружились- 2 раза 
И остановились. 

Повторяют движения

Р: волевая саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

моделирование

5 мин

Ребята, посмотрите на свои предложения, которые вы записали в группе. Расставьте в них самостоятельно запятые.

Ребята, давайте теперь составим схемы данных предложений

На лугу росли красные, жёлтые, синие цветы. 
Трудно представить землю без деревьев, цветов, трав. 
С детства мы любим осинки, берёзовые рощи и сосновые боры. 
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. 

У моей сестры есть не только зеленое, но и желтое платье

У моей собаки черные уши и длинный хвост

П: доказательство, аргументация своего мнение

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

6 мин

Ребята, давайте вспомним, какие предложения, в которых мы не смогли расставить запятые с первого раза.

Теперь вы сможете это выполнить?

Самостоятельно расставьте запятые

Самопроверка по эталону.

Взаимопроверка без эталона

Оценивание

У кого нет ни одной ошибки?

У кого 1 или 2 ошибки?

Да

Самостоятельно выполняют упражнение

Мой брат пишет быстро и красиво

Мой брат пишет и быстро, и аккуратно, и красиво

Моя сестра рисует, но не поет

У моей сестры есть сумки чемоданы да  корзинки

Выполняют самопроверку

Взаимопроверка

Оценивают 

Р:контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий  от эталона

VII. Включение в систему знаний

Практический

7 мин

Ребята, запишите ваше домашнее задание – упражнение 197

Итак, ребята, что как правильно поставить запятую между однородными словами?

 Сейчас я раздам вам карточки с тестом

Отметьте правильный вариант расставления запятых и рядом нарисуйте схему

Самопроверка

Итак, ребята.

При расстановке запятых при однородных словах мы можем ошибиться там, где стоит союз «и».

Будьте очень внимательны.

Посмотреть на смысл однородных слов

Р: осмысление учебного материала

VIII. Рефлексия учебной деятельности

(по продукту)

Аналитический

2 мин

Ребята, наш урок подошел к концу

Давайте вспомним тему и цель нашего урока.

На какой вопрос мы искали ответ?

Ответили на него?

Сейчас я раздам вам анкеты, на которых вы оцените себя и свою работу на уроке

Выполняют рефлексию

Р: контроль цели

Р:самоанализ, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка по теме: "Связь слов в предложении"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Связь слов в предложении." Этапы работы над составлением текста об осени....

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении"

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении" по УМК "Перспективная начальная школа". Второй урок по этой теме....

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных" 3класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных" 3класс, УМК "Перспективная начальная школа"...

Интерактивная презентация по русскому языку на тему "Связь слов-названий предметов и слов-признаков" 2 класс

Данная презентация разработана для развития умения у учащихся 2 классов задавать вопросы к словам-признакам. Может быть использована учителями начальных классов. Презентация состоит из 9 слайдов, вклю...

Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»

Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении» в 3 классе построен с требованиями ФГОС. ОС " Школа 2100" ...

урок русского языка по теме:"Связь имени прилагательного с именем существительным" 3 класс

"Связь имени прилагательного с именем сушествительным" 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка «как устанавливать связь слов в предложении?», 2 класс

Тема урока «как устанавливать связь слов в предложении?»Тип урока: урок рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о главных и второстепенных членах предложений, развитие...