II. Актуализации знаний и мотивация Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация
Практический: выполнение задания Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение задания
Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация
Словесный: учебный диалог
Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог
| 2 мин | - Чтобы узнать, о чём мы с Вами сегодня будем говорить на уроке, послушаем стихотворение (выразительное чтение стихотворения заранее подготовленного ученика): Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми.
- О чём это стихотворение? - О чём мы сегодня мы с Вами будем говорить? - Ребята, все ли птицы улетают зимой в тёплые края?
- А какие птицы остаются?
- Почему некоторые птицы не улетают на юг? - Многие птицы способны защитить себя зимой благодаря пуху, который растет под оперением, он задерживает теплый воздух и защищает птицу от холода, большинство птиц улетают по другой, более существенной причине — недостатку еды в зимние месяцы. - Основной рацион большинства птиц составляют насекомые, которые зимой или умирают, или впадают в спячку. Поэтому птицам становится трудно добывать себе еду. - Что нам необходимо делать, что бы помочь тем птицам, которые не улетели на юг? Птицы наши меньшие друзья! | Слушают учителя
Внимательно слушают стихотворение
- Это стихотворение о птицах - О птицах - Есть птицы, которым холод нипочем, они круглый год находятся на родине и не совершают перелетов - Воробьи, голуби, вороны, снегири, синицы, сороки - Многие птицы способны защитить себя зимой благодаря пуху, который растет под оперением, он задерживает теплый воздух и защищает птицу от холода, большинство птиц улетают по другой, более существенной причине — недостатку еды в зимние месяцы.
- Нам необходимо мастерить кормушки и развешивать их на деревьях |
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Л: включение в учебную деятельность П: осознание и произвольное построение речевого высказывания
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
III. Постановка учебной задачи Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя
Словесный: учебный диалог
| 2 мин | - Что бы сформулировать тему урока, разгадайте ребус
- Верно. Сочинение. А что такое сочинение? - Чем отличается сочинение от изложения? - Какие отличительные черты? - Тема нашего урока: «Учимся писать сочинения» - А теперь поставим цели урока: - узнать больше про птиц; - учиться составлять план сочинения; - учится писать сочинения. | - Слово «сочинение»
- Это письменный рассказ - Изложение – это пересказ уже существующего текста, а сочинение – это собственный текст - узнать больше про птиц; - учиться составлять план сочинения; - учится писать сочинения. | Л: самоопределение к деятельности Р: целеполагание Л: включение в учебную деятельность П: осознание и произвольное построение речевого высказывания |
IV. Открытие нового знания Словесный: учебный диалог Наглядный: иллюстрация
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения
| 1 мин
1 мин
2 мин
| - Ребята, посмотрите на слайд, эти птицы вам хорошо знакомы. Мы с ними встречаемся каждый день на прогулке. Кто это? Правильно, это голуби. - Голубь - крупная птица, не так пуглива, как другие птицы, поэтому их легко рассматривать, наблюдать за ними. - Голубь с незапамятных времен считается птицей мира. Он запечатлен в виде памятника более чем в 30 городах планеты. Эти удивительные птицы полны загадок и тайн, которые очень интересно раскрывать многим людям. - На всей планете Земля существует более 300 видов этих птиц. Они живут в каждой части мира. - Скажите, дети, что есть у голубя на голове? - У голубя есть глаза - ими они видят все, что их окружает, видят корм, который им насыпают. - Есть клюв - они им клюют крошки. А что голуби едят? - Что еще есть у голубя? Да, у него есть ножки - они ходят и при каждом шаге кивают головой; они клювиком чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривая друг с другом. - У голубя есть хвост, крылья - они летают. Чем покрыто тело голубя? Правильно, перьями. - Перышки у голубей разные - разного цвета и разной величины. Эту птичку вы узнали? Это воробей. - Скажите, дети, а воробей - большая птица?
- А какие у него перышки?
- А ножки? Как воробей прыгает?
- А что они едят?
- Воробьи селятся и по отдельности, и стаями. Когда их много собирается на одном дереве, они могут поднять невообразимый шум! Так чирикают, что не слышно ничего вокруг. Гнездо строят оба родителя: и воробей, и воробьиха. Иногда воробышки устраиваются под крышами домов.
- Воробышки часто драчливы и задиристы. Они очень ловкие и юркие. Если кормить крошками голубей, всегда появится воробей, который будет выхватывать крошки из-под носа у неуклюжих птиц.
- Как себя ведут воробьи и голуби, когда им дают корм? - Кто из них чувствует себя хозяином? И почему? - Кому больше достаётся корма и почему?
- Перед тем, как начнём писать сочинение, давай те вспомним, что такое текст?
- Из каких частей состоит текст?
- Какие типы текстов вы знаете?
- Вам предстоит работа в парах. - Я выдам Вам карточки, посмотрите и сформулируйте задание. - Хорошо, приступайте к заданию Типы текста
ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ ТЕКСТ- ______________________ПОВЕСТВОВАНИЕ …………………………………………… ..……………………………………………… ……………………………….. ..………………………………………….. ……………………………………………….. .……………………………….. ……………………………………………… ………………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………… ……………………………….. - описывает что-то или кого-то;
- рассказывает о событиях;
- больше слов-названий признаков;
больше слов-названий действий.
|
- Задание выполнили, можем приступать к проверке. - Назовите первый тип текста? Какие черты присущи данному типу текста?
- Назовите второй тип текста? Какие черты присущи данному типу текста? Молодцы! |
- Это голуби
Интересные факты о голубях
- У голубя есть глаза - ими они видят все, что их окружает, видят корм, который им насыпают.
- Семена, ягоды, зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы и др) - Ножки
- Есть хвост, крылья, тело покрыто перьями
- Это воробей - Маленькая
- Коричневые - Ножки маленькие
- Воробышки часто драчливы и задиристы. Они очень ловкие и юркие. Если кормить крошками голубей, всегда появится воробей, который будет выхватывать крошки из-под носа у неуклюжих птиц - Текст – это группа предложений связанных по смыслу - Начало, основная часть, заключение - Типы текстов: повествование, описание
- Текст – описание: описывает что-то или кого-то; больше слов-названий признаков. - Текст – повествование: рассказывает о событиях; больше слов-названий действий. |
П: структурирование знаний
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П: анализ объектов с целью выделения признаков
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П: анализ объектов с целью выделения признаков
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П: анализ объектов с целью выделения признаков
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П: анализ объектов с целью выделения признаков
П: анализ объектов с целью выделения признаков
|
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
| 5 мин
1 мин
1 мин | - Сейчас я прочитаю Вам свое сочинение. - Приготовьтесь внимательно слушать! И догадайтесь, какой тип текста в этом сочинении Путешествие смелого Воробья Однажды солнечным весенним днём появился на свет Воробей. Он был такой маленький, беззащитный, но каждый день он мечтал взлететь, попутешествовать. Воробьиха-мать всегда говорила ему о том, чтобы он не выглядывал из своего гнёздышка. Воробей был послушный и отходил от края. Наступило тёплое лето. Солнышко каждое утро ласково выглядывало из-за леса, играло своими лучами. И вот озорные лучики добрались до маленького гнёздышка, в котором жил Воробей. А Воробей уже вырос, окреп, и теперь мог самостоятельно летать там, где ему вздумается, правда недалеко и не очень высоко. Каждый день он выпрыгивал из гнезда, садился на ветку, приветствовал Солнышко и дразнил кота своим неугомонным чириканьем. Но вот однажды Воробей выпрыгнул из гнезда и не заметил опасность: кот кинулся на маленького Воробья, хотел лапой его поймать, но Воробышек успел отскочить назад, свалился с ветки, а кот за ним. Воробей успел взлететь над землёй и лететь так быстро, как мог. Смелый путешественник очень быстро полетел вперёд навстречу Солнцу. Он очень обрадовался, что смог самостоятельно добраться до своего дома. Воробышек рассказал маме о своём необычайном путешествии. Мама ласково погладила его своим крылышком и сказала: - Какой ты у меня смелый путешественник, молодец! А Воробьишка чувствовал себя так спокойно возле своей доброй мамы. Вот так прошёл необыкновенный день маленького Воробья. - Давайте перечислим, какие интересные случаи мы можем описать в сочинении: 1. как птицы добывают еду 2. как ведёт себя голубь (воробей) с другими птицами 3. как ведёт себя голубь (воробей) с людьми
- Вспомните какой – либо интересный или забавный случай с этими птицами. Расскажите о нём соседу… Составим план, по которому будем писать сочинение: - Вступление (что это за птица (воробей, голубь)?)
- Как выглядит? (окрас)
- Где мы можем эту птицу встретить? Я часто наблюдаю в своём дворе (возле школы, возле дома), как …..
- Какие повадки у птицы? (они плетут гнёзда, не летают стаями, голубь не пуглив (воробей – хитрый)…)
- Итог. Чем закончилось?
- Сейчас, кто желает по нашему плану устно рассказать интересный случай с этими птицами? - Отлично! Молодцы. Анализ устного сочинения. - О чём этот текст (тема)? - Можно ли мы так озаглавить текст? - А если текст про голубей? (какое название) |
1. как птицы добывают еду; 2. как ведёт себя голубь (воробей) с другими птицами; 3. как ведёт себя голубь (воробей) с людьми.
Составляют план вместе с учителем
Несколько учеников рассказывают свои случаи
|
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: осознание и произвольное построение речевого высказывания П: анализ объектов с целью выделения признаков
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: осознание и произвольное построение речевого высказывания |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Практический: самостоятельное выполнение задания | 25 мин | - А теперь переходим к написанию Вашего сочинения в тетради. - Открыли тетрадь, записали число, классная работа, сочинение (ниже тему сочинения). - Планом вы можете пользоваться. - Соблюдайте все правила, не забывайте про орфограммы русского языка. - Приступайте к работе. Желаю удачи! |
Приступают к написанию сочинения | П: выполнение действий по алгоритму П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
|