Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тихонова Наталья Евгеньевна

Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 01._frazeologizmy.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:

"Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи"

Цели.

  1. Углублять знания по фразеологии – разделу науки о языке.
  2. Учить детей употреблять фразеологизмы в речи с целью ее обогащения.
  3. Привлекать учащихся с активной познавательной деятельности для расширения их лексического запаса.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Работа с рисунками, на которых изображены свободные словосочетания: ходить по струнке, жить на ножах, прикусить язык и т.п.

– Почему вам стало весело, когда вы рассматривали их?

Учащиеся объясняют, что лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом, отдельные слова в нем теряют свою самостоятельность.

– Кто мог так нарисовать?

(Дети, не знающие фразеологизмов; иностранцы, не знакомые с фразеологией русского языка, производящие дословный перевод.)

2. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы продолжим путешествие в удивительную страну Фразеологию.

К каждой букве слова ФРАЗЕОЛОГИЯ назовите фразеологизм и объясните его значение.

Варианты ответов.

Ф – Фома неверующий (человек, склонный не верить на слово кому-либо или чему-либо, прежде чем не убедится сам);

– филькина грамота (невежественный, безграмотно составленный или не имеющий юридической силы документ).

Р – раз-два и обчелся (так мало, что можно пересчитать);

– раз плюнуть (очень просто, не составляет труда сделать).

А – ахиллесова пята (уязвимое место, слабая сторона);

– альфа и омега (основа всего, самая значительная).

З – зарубить на носу (твердо запомнить);

– засучив рукава работать (много и усердно, не жалея сил).

Е – ездить верхом на ком-то (угнетать, издеваться, использовать в своих интересах);

– ешь (пей) не хочу (всего вдоволь).

О – обводить вокруг пальца кого-то (ловко, искусно обманывать);

– один к одному (один лучше другого).

Л – легок на помине (приходит как раз тогда, когда о нем думают, говорят, вспоминают);

– ломать голову над чем-то (напряженно думать, стараясь понять что-то сложное).

Г – гоняться за двумя зайцами (стремиться выполнить сразу два разных дела);

– гол как сокол (крайне беден).

И – играть в бирюльки (заниматься пустяками);

– иголке негде упасть (очень тесно, многолюдно).

Я – яблоко раздора (причина ссоры);

– язык подвешен (хорошо умеет говорить).

Так как эта работа достаточно объемная, можно предложить сильным учащимся заранее подобрать фразеологизмы на эти буквы, в случае затруднения обратиться к “Школьному фразеологическому словарю русского языка” (Сост. В.П. Жуков, А.В. Жуков).

В качестве примера в классе можно называть лишь один фразеологизм на каждую букву.

– Почему возникают в языке фразеологизмы, несмотря на то, что их значения можно выразить отдельными словами?

3. Из данных фразеологизмов выбрать те, которые имеют литературную основу:

Кот наплакал; а Васька слушает да ест (И.Крылов); остались кожа да кости; а воз и ныне там (И.Крылов); ни на йоту (Евангелие от Матфея:5,18); ни в какие ворота не лезет; остаться у разбитого корыта (А.Пушкин); ахиллесова пята (греч. мифология); а ларчик просто открывался (И.Крылов).

4. Фразеологический зоопарк.

– Угадайте, о каком животном идет речь. Составьте предложения с этими фразеологическими оборотами.

чувствовать себя как … в воде
… отпущения
денег … не клюют
… скребут на душе
… слезы
… на ухо наступил
делать из … …
живут как … с …

(рыба)
(козел)
(куры)
(кошки)
(крокодиловы)
(медведь)
(муха, слон)
(кошка с собакой)

5. Игра “Кто больше?”

Подбор к слову синонима-фразеологизма.

Мало – кот наплакал; капля в море; по пальцам пересчитать; раз-два и обчелся; с гулькин нос.

Быстро – на всех парах (парусах); во весь дух; сломя голову; во всю прыть; во все лопатки; во весь опор, со всех ног.

6. Подбор синонимичных и антонимичных пар к фразеологизмам.

  1. Два сапога – пара (один другого не лучше).
    Синонимы: одного поля ягода; одним миром мазаны; на один покрой; на одну колодку.
    Антоним: как небо и земля (полная противоположность).
  2. Хоть отбавляй (слишком много).
    Синонимы: хоть пруд пруди; куры не клюют; как из рога изобилия; вагон и маленькая тележка.
    Антоним: хоть шаром покати.

Вывод. К фразеологизму, как и к слову, можно подобрать синонимы и антонимы.

7. Тест.

1) Найти фразеологизм.

1 вариант.

А) спрятать нос
Б) вытереть нос
В) повесить нос
Г) лечить нос

2 вариант.

А) оставить надолго
Б) оставить с носом
В) оставить в классе
Г) оставить с сестрой

3 вариант.

А) показать руки
Б) надеть на руки
В) вымыть руки
Г) умыть руки

2) С каким из слов может сочетаться фразеологизм.

1 вариант. С пеной у рта

А) думать
Б) уходить
В) ожидать
Г) доказывать

2 вариант. До последней капли крови

А) подниматься
Б) защищаться
В) ударяться
Г) стремиться

3 вариант. На птичьих правах

А) временно
Б) постоянно
В) немедленно
Г) моментально

3) Подобрать синоним к фразеологизму.

1 вариант. Держать ухо востро

А) глядеть в обо
Б) держать язык за зубами
В) вставлять палки в колеса
Г) наступать на пятки

2 вариант. Бабушка надвое сказала

А) седьмая вода на киселе
Б) втирать очки
В) пятое колесо в телеге
Г) вилами по воде писано

3 вариант. Два сапога – пара

А) как на подбор
Б) один к одному
В) тютелька в тютельку
Г) один на один

4) Подобрать антоним к фразеологизму.

1 вариант. Бить баклуши

А) работать
Б) бездельничать
В) обидеть
Г) надоедать

2 вариант. Засучив рукава

А) упорно
Б) усердно
В) прилежно
Г) спустя рукава

3 вариант. За тридевять земель

А) рукой подать
Б) только его и видели
В) как ветром сдуло
Г) одна нога здесь, другая там

8. Задание на дом.

Вспомнить как можно больше фразеологизмов о каком-либо животном. Составить предложения, указать, каким членом предложения является фразеологизм.

Сильным. Написать рассказ или стихотворение, в котором дается объяснение значения одного из фразеологизмов.

9. Итоги урока.

– Чем различаются фразеологизмы и свободные словосочетания?

– Можно ли рассказать о чем-то только с помощью фразеологизмов? Почему?

– С какой целью используются фразеологизмы в речи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Значения суффиксов" 2 класс. Программа "21 век"

    Данная презентация предназначена для урока по русскому языку во 2 классе по теме "Значения суффиксов" по программе "21 век" к учебнику Иванова....

урок русского языка по теме "Значение фразеологизмов"

Тема урока: Значение  фразеологизмов.  Цели  урока:1.     Осмысление значения термина «фразеологизм», формирование умения отличать фразеологизмы от свободных словосо...

Конспект урока Русский язык по теме: "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результатыПредметные: Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...

Методическая разработка: "Урок русского языка по теме «Упражнения в правильном употреблении и раздельном написании предлогов»"

Урок русского языка по теме «Упражнения в правильном употреблении и раздельном написании предлогов». Форма проведения урока - сюжетная игра на основе русской народной сказки "Кол...