«Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок относится к технологии личностно-ориентированно обучения, направлен на развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе урока учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_mestoimeniy_v_predlozhenii._razvitie_rechi._sostavlenie_pisma.docx | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3-м классе
«Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма.»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: знакомство учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи.
Задачи:
- Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей речи.
- Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся: распознавать местоимения среди других частей речи, заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст).
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; анализируют собственную деятельность.
Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.
Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.
Ход урока:
- Организационный момент – самооценка
“Обмен настроением”
(Посмотрите на доску, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и покажите карточку соответствующего цвета. Объясните свой выбор. )
Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
Спокойное - я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!
Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок
Актуализация знаний.
Давайте вспомним, какие части речи вы уже знаете. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорите, о какой части идет в них речь.
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
(имя существительное)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(имя прилагательное)
Что без меня предметы?
Лишь названья
А я приду-
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет
(глагол)
3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
-Как вы думаете, все ли части речи мы уже знаем?
-Готовы ли вы изучать новые?
4. Открытие нового знания.
Недавно я не спеша возвращалась домой и остановилась у берёзки, что растёт, прикоснулась к ней ладонью. Я видела её много раз. Но в этот вечер я словно увидела её не глазами, а душой. Какое грациозное дерево, белый стан, изящные тонкие ветви. Мне захотелось составить о ней маленький рассказ. Прочитайте его.
«Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок. Белые березы трогают наши души.
( вспомним стихи, песни.)
Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова береза, необходимо его заменить другими словами)
- Давайте его отредактируем. (Один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово заменяем на слово она, в третьем предложении заменяем словом него)
- Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)
На центральную доску прикрепляются карточки:
МЕСТО ИМЕНИ
- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)
МЕСТОИМЕНИе
– Это и есть новая тема нашего урока. (На доске закрепляется тема урока):
Как вы думаете, а какая будет цель нашего урока?
(Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)
- За один урок всему сразу научиться мы не сможем. Этой теме посвящены несколько уроков.
5. Первичное закрепление.
Задание № 1. (На слайде картинки) Рассмотрите картинки. Составьте диалоги, употребляя правильно обращения.
(Диалоги детей)
Задание № 2.
-Прочтите запись на доске (на доске записано предложение)
В лесу расцвели прекрасные ландыши. Ландыши охраняются государством.
-Что записано на доске? (предложение)
-Что вы заметили? Какая речевая ошибка нам встретилась?
-Как можно избежать эту ошибку, т.е. избежать повтора? (заменить слово ландыши местоимением они)
-Хорошо правильно!
-О чем говорится в первом предложении?
-А во втором?
-Как вы догадались? Какое слово нам помогло?
-Для чего мы заменили слово ландыши словом они?( чтобы не было повторов, т.е. для красоты речи)
-На кого указало нам слово «они»?
Какой частью речи является это слово?
-Где можно проверить наши предположения?
-Откройте учебник на странице 92.
-Как образовалось слово МЕСТОИМЕНИЕ?
-Из каких частей состоит это слово?
-Для чего мы обратились к учебнику? (чтобы прочитать правило)
6. Физминутка на внимание.
-Хлопните в ладошки, если услышите личное местоимение.
«Цветы» Т. Собакин.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы.
-О чем этот текст? Что будет, если мы сорвем все цветы?
Необходимо бережно относиться к природе!
7. Работа по теме урока
-Местоимение-служебная часть речи или самостоятельная?
-Что это значит? (местоимение имеет грамматические признаки)
-Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «Имя существительное»? (одушевлённость и неодушевлённость; бывают собственными или нарицательными; мужского, женского или среднего рода)
- Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам)
-Давайте понаблюдаем, какие признаки имеет местоимение.
Упражнения 157, 158 страница 93 (комментировано выполнить вместе)
-Какие грамматические признаки имеет местоимение? (род и число, выбор местоимения зависит от рода и числа заменяемого имени существительного)
-Для чего мы выполняли это упражнение? (чтобы убедиться, что местоимение имеет грамматические признаки род и число)
8. Словарная работа. (Знакомство с новым словом).
А сейчас отгадайте загадку про желтый цветок, который встречается в природе очень часто и собой украшает наш мир.
Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик)
- Давайте все, вместе произнесем слово ОДУВАНЧИК как оно слышится [а д у в а н’ ч’ и к].
- А теперь работаем по алгоритму:
Орфографическое проговаривание словарного слова и запись в тетрадь.
Определение сильной и слабой позиции. Деление на слоги и все случаи переноса этого слова с последующей записью.
Толкование этого слова и его этимология. (Использование толкового и этимологического словаря)
Письменный фонетический разбор в полной форме.
Подбор однокоренных слов. (Групповая работа)
Коллективное составление предложений со словарным словом. Запись понравившегося предложения с последующим синтаксическим разбором.
Морфологический разбор словарного слова из записанного в тетрадь предложения.
Использование метода ассоциации.
одуванчик оду-ванчик одуван-чик
одуванчик [ а д у в а н’ ч’ и к]– 4 слога, 9б., 9 зв.
Толкование этого слова.
Однокоренные слова: одуванчик, одуванчиковое.
Составление предложения
На поле растут золотые одуванчики. (Повест., невоск., распр., прост.) одуванчики – сущ. (что?), н.ф. – одуванчик, неодушевленное, нарицательное, во мн.ч., в м.р., в И.п. подлежащее.
- Ребята, поставьте одуванчик в П.п.
(Думаю о чем? об одуванчике. Т.к. одуванчик начинается с гласной, то предлог об)
В разговоре можно услышать такое выражение «Божий одуванчик». Когда так говорят? (о тихом, слабом, обычно старом человеке)
Ассоциации
С
ОДУВАНЧИК
Л
Н
Ц
Е
- ЦВЕТОК ПОХОЖ НА БУКВУ О, ПОЭТОМУ ОДУВАНЧИК ПИШУ С БУКВОЙ О.
- Ребята, откиньтесь на край стула, закройте глаза. Представьте словарное слово и тихонько проглатывайте его. Итак, слово оказалось внутри вас. Как только вы почувствуете в какой-то части тела тепло – значит, слово поселилось там, где ему комфортно. Вам сейчас тепло и уютно. Давайте откроем глаза. Теперь, когда вы увидите или услышите это слово, оно даст знать о себе, где оно живет в вашем теле и подскажет вам, как оно пишется.
- Давайте еще раз проговорим, как пишется это слово?
О-ДУ-ВАН-ЧИК
9. Включение нового знания в систему знаний.
-Выполните творческое задание. Представьте, что вы пишите письмо другу иностранцу. Расскажите о своей стране. Вместо пропусков вставьте нужные местоимения.
Россия - это страна, в которой …живу. …свободная и миролюбивая. В …люди работают и учатся. …занимаются любимым делом, воспитывают детей.
Наша страна занимает огромную территорию. Когда …ездили на Дальний Восток, то проезжали через всю Россию. …видела много красивых мест.
Хочу, чтобы наша страна процветала. Если в России будет все хорошо, то будет хорошо и …, ведь … -малая частица своей страны. Все …люди, как цветы и деревья, не можем жить без корней, то есть без Родины.
-Прочитайте. Какие слова вставили?
-Какой частью речи они являются?
-Для чего мы выполнили это задание?( учились правильно и точно употреблять местоимение)
10. Итог урока.
Игра «Закончи предложение»
1.Местоимение- это … (самостоятельная часть речи)
2.Местоимения отвечают на те же вопросы, … (что и имена существительные)
3.Личные местоимения … (я, ты, вы, он, она, оно, мы, вы, они) не называют предметы, а … (только указывают на них).
11. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке, выберите одно из предложений:
Мне все понятно, я- молодец!
У меня не всё получалось, но я старался.
Мне надо быть внимательнее!
12. Домашнее задание.
Упражнение 160 страница 94.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: Личные местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении
Синтаксическая роль местоимений в предложении...
Конспект урока "Развитие речи. Составление письма" (УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс...
Тема. Виды предложений по цели высказывания. Развитие речи. Составление рассказа по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Познакомить с видами предложений по цели высказывания....
Конспект русского языка "Развитие речи. Составление письма другу" УМК "Школа России" 3класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Развитие речи. Составление письма другу» Цели деятельности учителя: формирование умения излагать свои мысли письменно через построение ...
Технологическая карта урока русского языка «Развитие речи. Составление письма» 3 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения излагать свои мысли письменно через построение предложений.Задачи урокаДидактические:Знать, структуру составления письма;Уметь соста...
Технологическая карта урока русского языка «Развитие речи. Составление письма другу» ( УМК " Школа России", 3 класс)
Тема урока «Развитие речи. Составление письма другу»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения излагать свои мысли письменно через построение предложени...