Изменение имен числительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Угримова Александра Ивановна

Конспект урока "Изменение имен числительных"

Класс: 4

УМК:"Начальная школа XXI век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rya.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Угримова Александра Ивановна        

Класс: 4А  

Тема:  « Изменение имен числительных».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока

Создать условие для открытия нового знания учащимися; организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения, как изменяются имена числительные, уметь анализировать изученный материал, самостоятельно делать выводы

Задача урока

Общеобразовательные:

Познакомиться с именем числительным как частью речи  (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль);

Учиться отличать имя числительное от других частей речи с числовым значением;

Развивать навыки, связанные с употреблением числительных  в речи (пользоваться числительными в нужной правильной  форме);

Развивающие:

Развивать логическое мышление учащихся, познавательную активность учащихся;

Развивать интерес к изучаемому предмету;

Способствовать развитию самостоятельности, проявлению  лучших качеств личности,  расширению кругозора.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к культуре русского языка;

Любовь к русскому языку .

Планируемый результат

Личностные УУД:

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально – ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм

Познавательные УУД:

-анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той и иной части речи;

-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме

-выделять и формулировать проблему        

-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера        

-строить логические цепи рассуждений        

-выдвигать и обосновывают гипотезы, предлагать способы их проверки

Регулятивные УУД:

-ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

-оценивать  достигнутый  результат

-осознавать качество и уровень усвоения        

Коммуникативные УУД:

-общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

-учиться  действовать с учетом позиции другого, согласовывать свои действия,

-работать в группе

Предметные:

- уметь отличать речевые единицы

- знать правописание имен числительных

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» 4 класс

карточки с заданиями

Формы работы

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах с последующей самопроверкой по образцу, в группах, работа по карточкам.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент (1 мин)

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь покажите мне свои красивые глазки и тихо сядьте за парты. Спину держим прямо. Какими нужно быть на уроке?

-Приготовьтесь к работе. Какое сегодня число? Запишем дату, отступив от предыдущей работы две строки.

-Покажите, что вы готовы продолжить работу.

-Внимательными, активными, послушными.

Записывают дату.

2.Актуализация знаний (4 мин.)

-Ребята, отгадайте ребусы .

-Назовите лишнее слово?

-К какой части речи относится это слово?

-Что вы можете сказать о нем?

-Измените это числительное так , чтобы оно стало порядковым.

-Какие пословицы с числительным один вы знаете?

-Прочитайте другие пословицы:

Один в поле не воин.

Семеро одного не ждут.

Одному ехать - и дорога длина.

Одним глазом спи, а другим стереги.

На одном месте и камень мхом зарастает.

-Что происходит с именем числительным «один»?

-Какая  часть слова помогает  это определить?

1.один 2.телефон3.лошадь

4.медведь

Учащиеся отгадывают ребусы,

Дают устные ответы  на поставленные учителем вопросы.

-один

-имя числительное

-количественное простое

-Первого.

Приводят примеры.

Фронтальная работа.

-Меняется форма слова.

-Окончание.

 

Личностные УУД – приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные УУД – выполнять работу в соответствии с заданным планом.

Познавательные УУД – Установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, их обоснование.

Коммуникативные УУД – умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.Постановка темы и задач урока-выдвижение гипотез(3 мин)

-Сформулируйте тему урока.

-Найдите в учебнике тему урока.

-Выскажите свои предположения, о чем пойдет речь на уроке и о чем узнаем на уроке?

-Какую цель поставим перед собой?

-Для чего нам нужно знать правило изменения имен числительных?

-Изменение имени числительного по падежам.

-Изменение имен числительных.

-На уроке мы будем говорить об именах числительных, узнаем как изменяются имена числительные.

-Познакомится с правилами изменения  имен числительных..

-Чтобы правильно строить предложения и не допускать ошибки в письме.

Познавательные УУД–умение отличать новое от уже известного.

Регулятивные УУД – определение цели учебной деятельности.

4.Открытие новых знаний

(15-18  мин)

Работа в парах

Индивидуальная работа

Работа в парах

-Рубрику «Давай подумаем». Прочитайте слова.

-К какой части речи относятся данные слова?

-На какие две группы их можно разделить?

Какой вывод можно сделать об изменении форм имен числительных?

-Упр. 1, прочитайте задание. Как понимаете задание?

-Выполняем задание по вариантам:

 1-ый- три

2-ой - шесть

-Поменяйтесь тетрадями с соседом. Обратите внимание на их окончания, какой вывод можно сделать?

- Какие вопросы у вас возникли? Кому было сложно? Оцените свою работу на шкале самооценки.

-Работа в парах. Стр. 92 рубрика «Давай подумаем». Внимательно посмотрите на имя числительное «пять» в И.п. Какую часть речи и в какой форме оно вам напоминает?

-Понаблюдайте за склонением имени числительного  «пять» и имени существительного «ночь». Какой вывод можем сделать?

-Что нам поможет не ошибиться при написании окончаний количественных имен числительных?

- Внимательно посмотрите на имя числительное «пятый» в И.п. Какую часть речи и в какой форме оно вам напоминает?

-Понаблюдайте за склонением имени числительного  «пятый» и имени прилагательным «добрый». Какой вывод можем сделать?

-Сделайте общий вывод по изменениям падежных окончаний имен  числительных «пять» и «пятый»?

-Проверим наше предположение, обратившись к рубрике «Обрати внимание». Вывод?

Устно. Коллективная работа, запись на доске.

Сравни: (вижу)доброго человека- добрый взгляд

                (вижу) пятого утенка-пятый шар

-Вспомни: почему в В.п. прилагательные, и соответственно, имена  порядковые имена числительные могут иметь разные окончания?

-Имена числительные.

-Количественные и порядковые.

-Количественные и порядковые имена числительные изменяются по падежам.

-Нужно выписать имена числительные, а выделенные имена числительные изменить по падежам.

Выполняют работу,

в тетрадях, с последующей самопроверкой.

-Три, шесть.

-Не все имена числительные склоняются одинаково.

Оценивают свою работу.

- Имя существительное, ж. р., 3 скл,

-Одинаково склоняются. Т е имеют одинаковые окончания.

-Опорное слово «рожь».

-Имя прилагательное в нач форме.

-Одинаково склоняются. Т е имеют одинаковые окончания.

-Количественное имя числительное «пять» имеет те же окончания, что и имя существительное 3 скл., а порядковое имя числительное изменяется также как и имя прилагательное.

-Наши предположения оказались верны.

-Одушевленнные и неодушевленные имена существительные.

Познавательные УУД - уметь обобщать полученную информацию, делать вывод 

Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в письменной форме 

5.Закрепление нового материала (15 мин.)

Работа в парах

Индивидуальная работа

Групповая работа

-Уч. Стр. 93  обратимся к рубрике «Давай подумаем». Какой вывод можно сделать об изменении сложных количественных числительных?

-Наблюдается ли такая же закономерность при изменении сложных порядковых числительных?

-Проверим свои предположения, сравнив их с рубрикой «Обрати внимание»

-Уч : стр. 94 упр. 3.Прочитайте задание, как понимаете задание?

-Какие знания помогут правильно выполнить данное задание?

Один ученик выполняет у доски , остальные в тетрадях с проверкой.

-С какими трудностями столкнулись при выполнении задания? Кому было сложно? Оцените свою работу на шкале самооценки.

-Самостоятельная работа по вариантам в индивидуальных карточках.

1 вариант:

Прочитайте предложения. Найдите имена числительные, обозначьте их окончания, определите падеж.

Один за всех и все за одного. За двумя зайцами погонишься -ни одного не поймаешь. Без четырех углов изба не рубится. Хвастуну цена-три копейки.

2  вариант:

Прочитайте предложения. Найдите имена числительные, обозначьте их окончания, определите падеж.

Не узнавай друга в три дня-узнавай в три года. Один ум хорошо , а два лучше. На одном месте и камень мхом зарастает. За семью морями.

-Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Взаимопроверка. Оцените работу. Квадрат зеленый-нет ошибок, оранжевый 1-2 ош, красный более 3 ошибок.

-А сейчас поработаем в группах (объединяются по две парты)

. Каждая группа получит задание, на его выполнение у вас 3-4 минуты, затем по одному представителю из команды выходят к доске и знакомят нас с выполненным заданием.

1 группа

Математические загадки-пословицы. В предложенных поговорках встречаются пропущенные числа, которые вы должны вставить. Кто правильно вставит эти числа и затем сложит их, то в сумме получит 23.

1. Наврал с … короба.

2. У него … пятниц на неделе.

3. … раз отмерь, … раз отрежь.

4. Обещанного … года ждут.

5. … сапога – пара.

2 группа.

13. Устно составь текст, расположив предложения в таком порядке: первое и последнее предложения оставьте на своих местах, а предложения между ними расположите в порядке возрастания значения числительных.

Бумагу научились делать в Древнем Китае. В тринадцатом веке Китай посетил купец Марко Поло. По китайскому способу в шестом веке бумагу стали изготавливать в Корее, позже в Японии. А в девятом веке в обиходе китайцев уже были бумажные деньги. Китайцы писали на бумаге уже во втором веке. К этому временив Китае бумажные деньги были основным средством денежного обращения.

3 группа

-Как записывают число в математике и в русском языке?

Решите задачу .числительные запишите словами

Из одного здания в одно и то же время с разной скоростью вышли 376 мальчиков и 532 девочки. Через некоторое время из этого же здания с одинаковой скоростью вышли 38 взрослых. Сколько всего учеников и учителей разошлись по домам после занятий в школе?

4 группа. Вам с помощью справочного материала(приложение) нужно выполнить следующее задание: В полицейском донесении 1907 года: «Приметы: Возраст – 20 лет. Рост 2 аршина, 9 вершков, телосложения атлетического, косая сажень в плечах, от подбородка до лба полторы пяди, борода в три сажени ,длина рук  4 локтя, вес 10 пудов». Употребив современные меры длины и веса, опишите портрет человека. Выпишите 3 примера числительных, укажите их разряд.

-При изменении сложного количественного числительного изменяются обе части сложного слова.

-Нет, при изменении сложных порядковых числительных изменяется только вторая часть числа.

-Наши выводы верны.

-Нужно записать сложные имена числительные в Р.п. и Т.п.

-Нужно знать падежные  вопросы

Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют  работу, после чего обмениваются карточками и проверяют работу соседа При проверке , правильный вариант выведен на доску,

оценивают по эталону.

Работа в группе.

Личностные УУД – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Регулятивные УУД – планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, умение работать по открытому алгоритму.

Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения

6. Итог(2 мин.)

Цель:

оценить результаты собственной деятельности

повторить способ нового знания

-Какую цель ставили поставили?

-Что помогло достигнуть цели?

-Чему учились на уроке?

-Какие окончания при склонении имеют количественные имена числительные?

-Как изменяются порядковые имена числительные?

-Познакомиться как пишутся падежные окончания имен числительных.

-Таблица падежных окончаний имен числительных.

-Правильно употреблять имена числительные.

-Такие же как и имена существительные 3 скл.

-Так же как и имена прилагательные.

Личностные УУД – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные УУД–осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения

7.Рефлексия(1 мин)

-Каким сегодня был урок?

-Заполните шкалу самооценки на полях.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные

Заполняют шкалу самооценки на полях

8.Домашнее задание (1 мин):

- Записываем домашнее задание: НА ВЫБОР:

1)Уч. Стр. 93 упр. 2 (изменить по падежам числительные)

2)Уч. Стр. 94-95 упр. 4 (выписать из текста имена числительные и определить их падеж)

Записывают домашнее задание.

Приложение

С древности, мерой длины всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

Для мелких мер длина Руси применялась мера пядь. Пядь — это расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев. Она равнялась 17,78 cм. Различали: малая пядь, большая пядь и пядь с кувырком. Большая пядь — расстояние между концами большого пальца и мизинца (22—23 см).Пядь с кувырком(по Далю — «пядь с кувырком») — пядь с прибавкой двух суставов указательного пальца, равнялась 27—31 см.Локоть равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным — «расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки»). Величина этой древнейшей меры длины составляла от 38 до 47 см.

Аршин — старинная русская мера длины, равная 71,12 см. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую наносили деления.

Вершок— длина верхней части пальца. В современном исчислении — 4,44 см. Наименование Слово «вершок» происходит от слова «верх».

При определении роста человека или животного счёт велся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): если говорилось, что измеряемый был 10 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 10 вершков, то есть 187 см. Существует поговорка «От горшка два вершка». Два вершка — это около 9 см, людей такого роста не бывает, значит 2 аршина и 2 вершка. От горшка два вершка— это 151,14 см, то есть человек небольшого роста.

И пядь, и локоть, и сажень у каждого человека свои и зависят от его роста. Поэтому, купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста: локоть у него короче, денег за отрез ткани можно выручить больше.

Большими единицами измерения были сажень и верста. Различали: простая сажень — расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (равнялась примерно 152 см и состояла из 4 локтей или 8 пядей); маховая сажень — расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (равнялась примерно 176 см);

косая сажень — расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (равнялась примерно 216 см).

О русских богатырях говорили: «У него косая сажень в плечах».

И сейчас говорят: «Видеть, на сажень сквозь землю» (отличаться большой проницательностью)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.

Урок русского языка в 4 классе  Великанова Е.А.Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора. (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальна...

Тема урока: Изменение имен числительных.

Цель урока: Познакомить учащихся с правилами изменения  имен числительных.Задачи:Образовательные:- Продолжить знакомство с разрядами имен числительных, их признаками.- Познакомить с некоторыми пр...

Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ...

Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»

Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён числительных» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления об изменении имён числительных по падежам.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правила изменения имён числительных по падежам.2. Уметь определ...