Изменение имен числительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока "Изменение имен числительных"
Класс: 4
УМК:"Начальная школа XXI век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rya.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Угримова Александра Ивановна
Класс: 4А
Тема: « Изменение имен числительных».
Тип урока: изучение нового материала.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент (1 мин) | -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь покажите мне свои красивые глазки и тихо сядьте за парты. Спину держим прямо. Какими нужно быть на уроке? -Приготовьтесь к работе. Какое сегодня число? Запишем дату, отступив от предыдущей работы две строки. -Покажите, что вы готовы продолжить работу. | -Внимательными, активными, послушными. Записывают дату. | |
2.Актуализация знаний (4 мин.) | -Ребята, отгадайте ребусы . -Назовите лишнее слово? -К какой части речи относится это слово? -Что вы можете сказать о нем? -Измените это числительное так , чтобы оно стало порядковым. -Какие пословицы с числительным один вы знаете? -Прочитайте другие пословицы: Один в поле не воин. Семеро одного не ждут. Одному ехать - и дорога длина. Одним глазом спи, а другим стереги. На одном месте и камень мхом зарастает. -Что происходит с именем числительным «один»? -Какая часть слова помогает это определить? | 1.один 2.телефон3.лошадь 4.медведь Учащиеся отгадывают ребусы, Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. -один -имя числительное -количественное простое -Первого. Приводят примеры. Фронтальная работа. -Меняется форма слова. -Окончание. |
Личностные УУД – приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать знания и умения в практической деятельности. Регулятивные УУД – выполнять работу в соответствии с заданным планом. Познавательные УУД – Установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, их обоснование. Коммуникативные УУД – умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3.Постановка темы и задач урока-выдвижение гипотез(3 мин) | -Сформулируйте тему урока. -Найдите в учебнике тему урока. -Выскажите свои предположения, о чем пойдет речь на уроке и о чем узнаем на уроке? -Какую цель поставим перед собой? -Для чего нам нужно знать правило изменения имен числительных? | -Изменение имени числительного по падежам. -Изменение имен числительных. -На уроке мы будем говорить об именах числительных, узнаем как изменяются имена числительные. -Познакомится с правилами изменения имен числительных.. -Чтобы правильно строить предложения и не допускать ошибки в письме. | Познавательные УУД–умение отличать новое от уже известного. Регулятивные УУД – определение цели учебной деятельности. |
4.Открытие новых знаний (15-18 мин) Работа в парах Индивидуальная работа Работа в парах | -Рубрику «Давай подумаем». Прочитайте слова. -К какой части речи относятся данные слова? -На какие две группы их можно разделить? Какой вывод можно сделать об изменении форм имен числительных? -Упр. 1, прочитайте задание. Как понимаете задание? -Выполняем задание по вариантам: 1-ый- три 2-ой - шесть -Поменяйтесь тетрадями с соседом. Обратите внимание на их окончания, какой вывод можно сделать? - Какие вопросы у вас возникли? Кому было сложно? Оцените свою работу на шкале самооценки. -Работа в парах. Стр. 92 рубрика «Давай подумаем». Внимательно посмотрите на имя числительное «пять» в И.п. Какую часть речи и в какой форме оно вам напоминает? -Понаблюдайте за склонением имени числительного «пять» и имени существительного «ночь». Какой вывод можем сделать? -Что нам поможет не ошибиться при написании окончаний количественных имен числительных? - Внимательно посмотрите на имя числительное «пятый» в И.п. Какую часть речи и в какой форме оно вам напоминает? -Понаблюдайте за склонением имени числительного «пятый» и имени прилагательным «добрый». Какой вывод можем сделать? -Сделайте общий вывод по изменениям падежных окончаний имен числительных «пять» и «пятый»? -Проверим наше предположение, обратившись к рубрике «Обрати внимание». Вывод? Устно. Коллективная работа, запись на доске. Сравни: (вижу)доброго человека- добрый взгляд (вижу) пятого утенка-пятый шар -Вспомни: почему в В.п. прилагательные, и соответственно, имена порядковые имена числительные могут иметь разные окончания? | -Имена числительные. -Количественные и порядковые. -Количественные и порядковые имена числительные изменяются по падежам. -Нужно выписать имена числительные, а выделенные имена числительные изменить по падежам. Выполняют работу, в тетрадях, с последующей самопроверкой. -Три, шесть. -Не все имена числительные склоняются одинаково. Оценивают свою работу. - Имя существительное, ж. р., 3 скл, -Одинаково склоняются. Т е имеют одинаковые окончания. -Опорное слово «рожь». -Имя прилагательное в нач форме. -Одинаково склоняются. Т е имеют одинаковые окончания. -Количественное имя числительное «пять» имеет те же окончания, что и имя существительное 3 скл., а порядковое имя числительное изменяется также как и имя прилагательное. -Наши предположения оказались верны. -Одушевленнные и неодушевленные имена существительные. | Познавательные УУД - уметь обобщать полученную информацию, делать вывод Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в письменной форме |
5.Закрепление нового материала (15 мин.) Работа в парах Индивидуальная работа Групповая работа | -Уч. Стр. 93 обратимся к рубрике «Давай подумаем». Какой вывод можно сделать об изменении сложных количественных числительных? -Наблюдается ли такая же закономерность при изменении сложных порядковых числительных? -Проверим свои предположения, сравнив их с рубрикой «Обрати внимание» -Уч : стр. 94 упр. 3.Прочитайте задание, как понимаете задание? -Какие знания помогут правильно выполнить данное задание? Один ученик выполняет у доски , остальные в тетрадях с проверкой. -С какими трудностями столкнулись при выполнении задания? Кому было сложно? Оцените свою работу на шкале самооценки. -Самостоятельная работа по вариантам в индивидуальных карточках. 1 вариант: Прочитайте предложения. Найдите имена числительные, обозначьте их окончания, определите падеж. Один за всех и все за одного. За двумя зайцами погонишься -ни одного не поймаешь. Без четырех углов изба не рубится. Хвастуну цена-три копейки. 2 вариант: Прочитайте предложения. Найдите имена числительные, обозначьте их окончания, определите падеж. Не узнавай друга в три дня-узнавай в три года. Один ум хорошо , а два лучше. На одном месте и камень мхом зарастает. За семью морями. -Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Взаимопроверка. Оцените работу. Квадрат зеленый-нет ошибок, оранжевый 1-2 ош, красный более 3 ошибок. -А сейчас поработаем в группах (объединяются по две парты) . Каждая группа получит задание, на его выполнение у вас 3-4 минуты, затем по одному представителю из команды выходят к доске и знакомят нас с выполненным заданием. 1 группа Математические загадки-пословицы. В предложенных поговорках встречаются пропущенные числа, которые вы должны вставить. Кто правильно вставит эти числа и затем сложит их, то в сумме получит 23. 1. Наврал с … короба. 2. У него … пятниц на неделе. 3. … раз отмерь, … раз отрежь. 4. Обещанного … года ждут. 5. … сапога – пара. 2 группа. 13. Устно составь текст, расположив предложения в таком порядке: первое и последнее предложения оставьте на своих местах, а предложения между ними расположите в порядке возрастания значения числительных. Бумагу научились делать в Древнем Китае. В тринадцатом веке Китай посетил купец Марко Поло. По китайскому способу в шестом веке бумагу стали изготавливать в Корее, позже в Японии. А в девятом веке в обиходе китайцев уже были бумажные деньги. Китайцы писали на бумаге уже во втором веке. К этому временив Китае бумажные деньги были основным средством денежного обращения. 3 группа -Как записывают число в математике и в русском языке? Решите задачу .числительные запишите словами Из одного здания в одно и то же время с разной скоростью вышли 376 мальчиков и 532 девочки. Через некоторое время из этого же здания с одинаковой скоростью вышли 38 взрослых. Сколько всего учеников и учителей разошлись по домам после занятий в школе? 4 группа. Вам с помощью справочного материала(приложение) нужно выполнить следующее задание: В полицейском донесении 1907 года: «Приметы: Возраст – 20 лет. Рост 2 аршина, 9 вершков, телосложения атлетического, косая сажень в плечах, от подбородка до лба полторы пяди, борода в три сажени ,длина рук 4 локтя, вес 10 пудов». Употребив современные меры длины и веса, опишите портрет человека. Выпишите 3 примера числительных, укажите их разряд. | -При изменении сложного количественного числительного изменяются обе части сложного слова. -Нет, при изменении сложных порядковых числительных изменяется только вторая часть числа. -Наши выводы верны. -Нужно записать сложные имена числительные в Р.п. и Т.п. -Нужно знать падежные вопросы Самостоятельная работа. Учащиеся выполняют работу, после чего обмениваются карточками и проверяют работу соседа При проверке , правильный вариант выведен на доску, оценивают по эталону. Работа в группе. | Личностные УУД – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Регулятивные УУД – планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, умение работать по открытому алгоритму. Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения |
6. Итог(2 мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности повторить способ нового знания | -Какую цель ставили поставили? -Что помогло достигнуть цели? -Чему учились на уроке? -Какие окончания при склонении имеют количественные имена числительные? -Как изменяются порядковые имена числительные? | -Познакомиться как пишутся падежные окончания имен числительных. -Таблица падежных окончаний имен числительных. -Правильно употреблять имена числительные. -Такие же как и имена существительные 3 скл. -Так же как и имена прилагательные. | Личностные УУД – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Познавательные УУД–осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения |
7.Рефлексия(1 мин) | -Каким сегодня был урок? -Заполните шкалу самооценки на полях. | Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные Заполняют шкалу самооценки на полях | |
8.Домашнее задание (1 мин): | - Записываем домашнее задание: НА ВЫБОР: 1)Уч. Стр. 93 упр. 2 (изменить по падежам числительные) 2)Уч. Стр. 94-95 упр. 4 (выписать из текста имена числительные и определить их падеж) | Записывают домашнее задание. |
Приложение
С древности, мерой длины всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи.
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
Для мелких мер длина Руси применялась мера пядь. Пядь — это расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев. Она равнялась 17,78 cм. Различали: малая пядь, большая пядь и пядь с кувырком. Большая пядь — расстояние между концами большого пальца и мизинца (22—23 см).Пядь с кувырком(по Далю — «пядь с кувырком») — пядь с прибавкой двух суставов указательного пальца, равнялась 27—31 см.Локоть равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным — «расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки»). Величина этой древнейшей меры длины составляла от 38 до 47 см.
Аршин — старинная русская мера длины, равная 71,12 см. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую наносили деления.
Вершок— длина верхней части пальца. В современном исчислении — 4,44 см. Наименование Слово «вершок» происходит от слова «верх».
При определении роста человека или животного счёт велся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): если говорилось, что измеряемый был 10 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 10 вершков, то есть 187 см. Существует поговорка «От горшка два вершка». Два вершка — это около 9 см, людей такого роста не бывает, значит 2 аршина и 2 вершка. От горшка два вершка— это 151,14 см, то есть человек небольшого роста.
И пядь, и локоть, и сажень у каждого человека свои и зависят от его роста. Поэтому, купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста: локоть у него короче, денег за отрез ткани можно выручить больше.
Большими единицами измерения были сажень и верста. Различали: простая сажень — расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (равнялась примерно 152 см и состояла из 4 локтей или 8 пядей); маховая сажень — расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (равнялась примерно 176 см);
косая сажень — расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (равнялась примерно 216 см).
О русских богатырях говорили: «У него косая сажень в плечах».
И сейчас говорят: «Видеть, на сажень сквозь землю» (отличаться большой проницательностью)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.
Урок русского языка в 4 классе Великанова Е.А.Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора. (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальна...
Тема урока: Изменение имен числительных.
Цель урока: Познакомить учащихся с правилами изменения имен числительных.Задачи:Образовательные:- Продолжить знакомство с разрядами имен числительных, их признаками.- Познакомить с некоторыми пр...
Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам
ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ...
Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»
Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...
Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных
Русский язык 3 класс Школа России...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён числительных» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления об изменении имён числительных по падежам.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правила изменения имён числительных по падежам.2. Уметь определ...