Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

По теме «Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам».

Урок подготовил учитель начальных классов

Веденеева Н.А.

Тема урока «Части речи и члены предложения.»

Цель урока: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи и членах предложения,  учить определять части речи и члены предложения.

Задачи:

1.Систематизировать знания учащихся о частях речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.

2.Развивать внимание, мышление, речь, формировать навыки грамотного письма.

3.Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Форма урока: урок русского языка.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод  свободного выбора и свободной беседы, метод свободного выбора и своболной беседы.

Приемы: рассуждение

Формы организации: коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего, здоровье сберегающего, дифференцированного обучения.

Оборудование:

  1. Презентация Power Point «Части речи».
  2. Стихи.
  3. Учебник для 4 класса начальной школы. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2-х частях Рамзаева Т.Г. 2013г. Ч.2
  4. Интерактивная доска.
  5. Карта урока.

Планируемые результаты: Универсальные учебные действия.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Извлекать информацию  представленную в разных формах (текст, словосочетание, иллюстрации)

Самостоятельно делать выводы.

Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимися, и того что еще неизвестно.

 Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

Формировать навыки самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать результаты своего труда.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь строить текст в определенной композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Карта урока

Этапы урока

Время

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

(метапредметные

Результаты)

1.Организационный

этап

2.Мотивационный момент.

3.Чистописание.

4.Словарная работа

5.Актуализация знаний.

Постановка проблемы.

Работа по теме урока.

6.Физкультминутка

7.Работа по теме урока

8.Подведение итогов урока.

9.Рефлексия.

10.Домашнее задание.

1мин

1мин

2мин

5мин

8мин

2мин

10мин

5мин

2мин

2мин

2мин

Здравствуйте ребята!

Очень я хочу учиться

Не ленится, а трудиться,

Точно знаю, что смогу

И друзьям всем помогу.

Я улыбнусь вам, а вы мне.

Пожелаю вам удачи –

За работу в добрый час.

Где есть желание,

Найдется и путь.

Откройте тетради и запишите число, классная работа

Эту букву будем прописывать

На минутке чистописания.

Буква К

Какой звук слышится ?

Дайте ему характеристику.

(Согласный, твердый, звонкий, непарный)

Запишите Кк всю строчку

Кло  окл  лок

Посмотрите ниже и скажите какие слова на ней написаны

Слова на слайде.

Корабль, кораблик, корабльный

Что общего в этих словах (корень) выделите его.

Образуйте однокоренное слово по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.

Как понимаете это слово?

Какие части речи мы изучали? Давайте вспомним некоторые из них.

О чем будем говорить о частях речи.

На доске записаны слова:

Книга, река, книги, тетради, реки. тетрадь.

Что объдиняет эти слова?
Имена существительные.

На какие 2 группы можно поделить слова?

(один предмет и много)

Что можно сказать об именах существительных?

Изменяются по числам.

А имена прилагательные?

Попробуем ответить на этот вопрос.

Сформулируем тему урока: Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам.

На доске записано предложение.

Пролетел красивый журавль.

Прочитайте предложение, запишите. Определите какой частью речи является каждое слово.

Замените слово журавль на слово журавли.

Чем отличаются эти слова?

Один предмет - много предметов.

Ед. число - мн. число.

Запишите предложение которое получится.

Пролетели красивые журавли.

Что заметили имя прилагательное и глагол тоже изменились.

Вывод: имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам.

Что означает сущ. «журавль»-

Один предмет,

Прилагательное  «красивый» - признак одного предмета

Глагол «пролетел» - действие одного предмета.

Что обозначают слова во втором предложении?

Несколько предметов, признак нескольких предметов, действие нескольких предметов.

Что мы сделали в предыдущем задании?

Изменили слова.

Выполним похожее задание

Ед.ч.                          Мн. ч.

Дерево

Зеленая

Растет

Читает

Школьник

Работа с листом самооценки.

Физкультминутка.

А теперь ребята встали

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

Следующее задание мы выполним по карточкам.

Что видите на карточках слова.

Что можно сделать со словами?

Разделить на 2 группы ел.ч. и мн.ч.

Самостоятельная работа

Приложение 2

Оцените свою работу.

 

Прочитайте текст.

Что заметили?

Пропущены слова.

Восстановите текст, используя слова для справок.

Определите в каком числе они стоят .

Самопроверка.

Оценивание.

Приложение3

Работа с упражнением в определении частей речи и членов предложения.

Вспомните тему урока.

Что узнали нового?

Как определить в каком числе стоит слово (посмотрите на слайд)

Поднимите руку кому понравился урок?

Какое у вас сейчас настроение?

За что вы можете себя похвалить?

Упр.388.

А теперь подведите итоги в оценочном листе.

Посчитайте сумму баллов.

Сдайте листы.

Урок наш окончен.

Спасибо ребята огромное вам.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Подготовка учащихся к работе.

Эмоциональный настрой.

Настрой на взаимопомощь и коллективную работу

Записывают слова

Сверяют с доской.

Указывают части речи.

1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях

Коллективная работа,

Работа в группах.

Вспоминают все, что знают о частях речи .

Вспоминают все , что знают о частях речи

Приводят примеры.

Называют слова

Рассказывают правила о частях речи

По очереди читают слова, выделяют корень

Определяют к какой части речи относится  слово.

Один ученик записывает предложение на доске

Встают делают упражнения.

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

Определяют к каким

Частям речи относятся слова.

Коллективная работа.

Проверка.

Учащиеся называют слова с вопросами.

Отвечают на вопросы.

Отвечают учащиеся:

Сделать нашу речь более точной, понятной, богатой, выразительной.

Проверка.

Оцени сам свою работу на уроке.

Выполняют упражнения.

Снятие усталости.

Работа в парах по карточкам.

Один ученик работает на доске..

Взаимопроверка.

Оценивание.

Коллективная работа

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу.

Мотивация на урок.

Указывают части речи с помощью учителя.

Разберите это предложение по членам предложения, укажите части речи.

Сегодня будем закреплять знания о частях речи .

Проверяем по слайдам правильно ли все назвали.

Оцените себя . За каждый правильный ответ 1 балл.

По слайдам проверяют правильно ли сделали .

Оздоровительная минутка.

Дать учащимся возможность отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

По слайдам проверяют правильно ли сделали.

С помощью учителя называют слова и части речи.

Помогает сделать выводы.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Помогает сделать выводы

РУУДФормирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

КУУД   участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку

Зрения.

КУУД высказывать свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и речевых ситуаций.

Оформляют свои мысли в устной и письменной речи.

Умение ориентироваться в пространстве.

Рефлексия КОД

Коррекция оптического гнозиса.

КУУДучаствовать в диалоге, слушать и понимать других.

Высказывают свою точку зрения.

Оформляют свои мысли в устной и письменной речи.

Рефлексия КОД



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

По теме «Изменение частей речи по числам».

Урок подготовил учитель начальных классов

Веденеева Н.А.

Тема урока «Изменение частей речи по числам.»

Цель урока: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи и членах предложения,  учить определять части речи и члены предложения,  умение изменять их по числам.

Задачи:

1.Систематизировать знания учащихся о частях речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.

2.Развивать внимание, мышление, речь, формировать навыки грамотного письма.

3.Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Форма урока: урок русского языка.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод  свободного выбора и свободной беседы, метод свободного выбора и своболной беседы.

Приемы: рассуждение

Формы организации: коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего, здоровье сберегающего, дифференцированного обучения.

Оборудование:

  1. Презентация Power Point «Части речи».
  2. Стихи.
  3. Учебник для 4 класса начальной школы. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2-х частях Рамзаева Т.Г. 2013г. Ч.2
  4. Интерактивная доска.
  5. Карта урока.

Планируемые результаты: Универсальные учебные действия.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Извлекать информацию  представленную в разных формах (текст, словосочетание, иллюстрации)

Самостоятельно делать выводы.

Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимися, и того что еще неизвестно.

 Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

Формировать навыки самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать результаты своего труда.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь строить текст в определенной композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Карта урока

Этапы урока

Время

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

(метапредметные

Результаты)

1.Организационный

этап

2.Мотивационный момент.

3.Чистописание.

4.Словарная работа

5.Актуализация знаний.

Постановка проблемы.

Работа по теме урока.

6.Физкультминутка

7.Работа по теме урока

8.Подведение итогов урока.

9.Рефлексия.

10.Домашнее задание.

1мин

1мин

2мин

5мин

8мин

2мин

10мин

5мин

2мин

2мин

2мин

Здравствуйте ребята!

Очень я хочу учиться

Не ленится, а трудиться,

Точно знаю, что смогу

И друзьям всем помогу.

Я улыбнусь вам, а вы мне.

Пожелаю вам удачи –

За работу в добрый час.

Где есть желание,

Найдется и путь.

Откройте тетради и запишите число, классная работа

Эту букву будем прописывать

На минутке чистописания.

Буква К

Какой звук слышится ?

Дайте ему характеристику.

(Согласный, твердый, звонкий, непарный)

Запишите Кк всю строчку

Кло  окл  лок

Посмотрите ниже и скажите какие слова на ней написаны

Слова на слайде.

Корабль, кораблик, корабльный

Что общего в этих словах (корень) выделите его.

Образуйте однокоренное слово по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.

Как понимаете это слово?

Какие части речи мы изучали? Давайте вспомним некоторые из них.

О чем будем говорить о частях речи.

На доске записаны слова:

Книга, река, книги, тетради, реки. тетрадь.

Что объдиняет эти слова?
Имена существительные.

На какие 2 группы можно поделить слова?

(один предмет и много)

Что можно сказать об именах существительных?

Изменяются по числам.

А имена прилагательные?

Попробуем ответить на этот вопрос.

Сформулируем тему урока: Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам.

На доске записано предложение.

Пролетел красивый журавль.

Прочитайте предложение, запишите. Определите какой частью речи является каждое слово.

Замените слово журавль на слово журавли.

Чем отличаются эти слова?

Один предмет - много предметов.

Ед. число - мн. число.

Запишите предложение которое получится.

Пролетели красивые журавли.

Что заметили имя прилагательное и глагол тоже изменились.

Вывод: имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам.

Что означает сущ. «журавль»-

Один предмет,

Прилагательное  «красивый» - признак одного предмета

Глагол «пролетел» - действие одного предмета.

Что обозначают слова во втором предложении?

Несколько предметов, признак нескольких предметов, действие нескольких предметов.

Что мы сделали в предыдущем задании?

Изменили слова.

Выполним похожее задание

Ед.ч.                          Мн. ч.

Дерево

Зеленая

Растет

Читает

Школьник

Работа с листом самооценки.

Физкультминутка.

А теперь ребята встали

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

Следующее задание мы выполним по карточкам.

Что видите на карточках слова.

Что можно сделать со словами?

Разделить на 2 группы ел.ч. и мн.ч.

Самостоятельная работа

Приложение 2

Оцените свою работу.

 

Прочитайте текст.

Что заметили?

Пропущены слова.

Восстановите текст, используя слова для справок.

Определите в каком числе они стоят .

Самопроверка.

Оценивание.

Приложение3

Работа с упражнением в определении частей речи и членов предложения.

Вспомните тему урока.

Что узнали нового?

Как определить в каком числе стоит слово (посмотрите на слайд)

Поднимите руку кому понравился урок?

Какое у вас сейчас настроение?

За что вы можете себя похвалить?

Упр.388.

А теперь подведите итоги в оценочном листе.

Посчитайте сумму баллов.

Сдайте листы.

Урок наш окончен.

Спасибо ребята огромное вам.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Подготовка учащихся к работе.

Эмоциональный настрой.

Настрой на взаимопомощь и коллективную работу

Записывают слова

Сверяют с доской.

Указывают части речи.

1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях

Коллективная работа,

Работа в группах.

Вспоминают все, что знают о частях речи .

Вспоминают все , что знают о частях речи

Приводят примеры.

Называют слова

Рассказывают правила о частях речи

По очереди читают слова, выделяют корень

Определяют к какой части речи относится  слово.

Один ученик записывает предложение на доске

Встают делают упражнения.

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

Определяют к каким

Частям речи относятся слова.

Коллективная работа.

Проверка.

Учащиеся называют слова с вопросами.

Отвечают на вопросы.

Отвечают учащиеся:

Сделать нашу речь более точной, понятной, богатой, выразительной.

Проверка.

Оцени сам свою работу на уроке.

Выполняют упражнения.

Снятие усталости.

Работа в парах по карточкам.

Один ученик работает на доске..

Взаимопроверка.

Оценивание.

Коллективная работа

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу.

Мотивация на урок.

Указывают части речи с помощью учителя.

Разберите это предложение по членам предложения, укажите части речи.

Сегодня будем закреплять знания о частях речи .

Проверяем по слайдам правильно ли все назвали.

Оцените себя . За каждый правильный ответ 1 балл.

По слайдам проверяют правильно ли сделали .

Оздоровительная минутка.

Дать учащимся возможность отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

По слайдам проверяют правильно ли сделали.

С помощью учителя называют слова и части речи.

Помогает сделать выводы.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Помогает сделать выводы

РУУДФормирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

КУУД   участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку

Зрения.

КУУД высказывать свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и речевых ситуаций.

Оформляют свои мысли в устной и письменной речи.

Умение ориентироваться в пространстве.

Рефлексия КОД

Коррекция оптического гнозиса.

КУУДучаствовать в диалоге, слушать и понимать других.

Высказывают свою точку зрения.

Оформляют свои мысли в устной и письменной речи.

Рефлексия КОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по числам".

Необычный урок - путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблуд...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ЧТЕНИЕ – РУССКИЙ ЯЗЫК – АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) Тема: Изменение имен существительных по числам.

Урок нацелен на формирование умения различать единственное и множественное число существительных в английском и русском языках, развитие навыков устной речи и чтения на английском языке....

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс...

Сценарий урока русского языка 3 класс (УМК "Школа России") "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных, глаголов"

К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС....

Безударные падежные окончания имен существительного и имени прилагательного. Глагол.

Безударные падежные окончания имен существительного и имени прилагательного. Глагол....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. "Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе" (4 класс) УМК "Школа России"

Тема урока: «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения распознавать падеж имён прилагател...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. "Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе", УМК "Школа России", 4 класс

Тема урока: «Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся понятия об изменении по пад...