Тема урока: Изменение имен числительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ловпаче Сусанна Байзетовна

Цель урока: Познакомить учащихся с правилами изменения  имен числительных.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжить знакомство с разрядами имен числительных, их признаками.

- Познакомить с некоторыми правилами изменения составных и сложных числительных.
Развивающие:

- Развивать орфографическую зоркость, память.

- Способствовать формированию умений анализировать, делать обобщения.

Воспитательные:

- воспитание навыка самоконтроля, воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-uroka-po-teme-izmenenie-chislitelnyh.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Изменение имен числительных.

Цель урока: Познакомить учащихся с правилами изменения  имен числительных.

Задачи: 

Образовательные: 

- Продолжить знакомство с разрядами имен числительных, их признаками.

- Познакомить с некоторыми правилами изменения составных и сложных числительных.
Развивающие: 

- Развивать орфографическую зоркость, память.

- Способствовать формированию умений анализировать, делать обобщения.

Воспитательные: 

- воспитание навыка самоконтроля, воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. 1. Орг.момент

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

Думать, слушать и писать.

Дети готовятся к уроку.

  1. 2.Актуализация опорных знаний

- Прочитайте слова. Слайд 2

Пять, одинадцать, семьдесят, третий, десять.

- К какой части речи относятся слова?

- Что вы знаете о числительных?

- На какие группы делятся числительные?

- На какие вопросы отвечают?

-В каком слове обнаружили ошибку? (одиннадцать)

- Имена числительные

- Количественные и порядковые

- Сколько? Какой?

  1. 3.Изучение нового материала.

Составление словосочетаний.

Слайд 3

Составьте словосочетания числительное + существительное.

И запишите их в два столбика: 1-й – с числительными ед.ч.; 2-й – с числительными мн. ч.

– При составлении, каких словосочетаний возникли затруднения?

– Какое имя числительное вы писали в словосочетаниях?

– Как вы изменили имя числительное в 1-м столбике? Почему?

Слайд 4. Числительное один вынуждено принимать форму множественного числа, принимать род имени существительного, с которым оно связано.

- Замените в составленных словосочетаниях числительное ОДИН на числительное ДВА.

- Какой вывод сделали?

- Давайте посмотрим, как числительные изменяются по падежам. Слайд 6

-Запишите словосочетания, заменяя цифровую запись на буквенную. Укажите падеж числительных. Как будете его определять? Выделите окончания.

у 7 б.рез

за 5 зайц.ми

у 3 .п.льсинов

в 2 к.рманах

о 8 в.р.бьях

к 4 т.релкам

с 1 б.летом

Взаимопроверка. Слайд 6

-Оцените работу товарища на полях карандашом.

Индивидуальные задания для самостоятельной работы (для сильных учащихся).

-Запишите словосочетания, заменяя цифровую запись на буквенную. Укажите падеж числительных. Выделите окончания.

Пользуйтесь помощью учебника на с. 83-85.

У 50 мальч.ков

500 дев.чек

у 70 м.шин

за 600 л.патами

у 43 ц.плят

в 128 гаражах

о 531 килограм?е

- Числительное ОДИН

- Приняло род имени существительного.

- Числительное ДВА изменяется по родам.

у семи берез – Р.п.

за пятью зайцами – Т.п.

у трех апельсинов – Р.п.

в двух карманах – П.п.

о восьми воробьях – П.п.

к четырем тарелкам – Д.п.

с одним билетом – Т.п.

4.Физминутка

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, подтянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

5.Закрепление.

-Попытайтесь прочитать эту фразу. Слайд 7

К 326

-Как же правильно? Дополним наши знания. Я думаю, нам помогут ребята, работавшие самостоятельно по карточкам.

Проверка работ детей, работавших по карточкам.

-Почему числительные, с которыми вы работали, называют сложными?

-Расскажите, какими правилами вам пришлось воспользоваться, чтобы грамотно записать числительные.

-Прочитайте словосочетания, которые вы записали. Слайд 8

-Оцените сами свою работу на полях.

Слайд 9

– Героев, какого м/фильма вы видите?

– Почему?

– А что можно сказать о размере удава?

Длину удава измерили (38) попугайчиками и (2) слонами.

(два, двумя, тридцатью, восьми, восьмью, тридцати)

  • - Прочитайте предложение. Запишите его используя не цифры, а слова.
  • Прочитайте какое предложение вы записали.
  • Вот видите, как сложно склонять имена числительные.
  • - А числительное 38 какое?
  • - Как же склоняются составные числительные?
  • Запишите словами: 11, 15, 28, 60, 700.

Т.п. одиннадцатью, пятнадцатью, двадцатью, восьмью, шестнадцатью, семьюстами. Слайд 10. Запомните!

- Дети предлагают разные варианты 

- В середине сложных числительных пишется ь.

- В сложных числительных изменяются обе части.

- Если числительное состоит их нескольких слов, то каждое слово изменяется по падежам.

- У пятидесяти мальчиков, пятьсот девочек, у семидесяти машин, за шестьюстами лопатами, у сорока трех цыплят, в ста двадцати восьми гаражах, о пятистах тридцати одном килограмме

- 38 попугаев. Удава измеряли сначала попугаями, а потом – слонятами. Но удаву понравился размер больше в попугаях.

- Больше число

- Составное

- Склоняются обе части

6.Итог урока

  • - Какими бывают имена числительные?
  • - Какие числительные изменяются по родам?
  • - Что можете сказать о числительном ОДИН?
  • - Как изменяются имена числительные?
  • - Какой секрет узнали?
  • Слайд 11

Молодцы!
Урок окончен.

Домашнее задание: Слайд 12.
Сделайте вывод по уроку:

  • Я научился 
  • Мне удалось 
  • Мне было трудно 
  • Я доволен 

- Порядковые, количественные; простые, сложные.

- Один, два

- Принимает форму множествен. числа.

- По падежам, у сложных изменяются обе части.

- Числительное вместе с существительным, к которому оно относится, составляет один член предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: Изменение имен существительных по падежам".

Разработка урока: "Изменение имен существительных по паждежам" 3 класс.Знакомство обучающихся с падежами....

Конспект урока. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. 3 класс. Программа . "Перспектива"

Систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; учить определять род, число и падеж; развивать умение находить имена прилагательные в тексте,  ставить к ним вопросы: активизировать поз...

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Изменение имен числительных

Конспект урока "Изменение имен числительных"Класс: 4УМК:"Начальная школа XXI век"...

Тема урока: Изменение имен существительных по числам

Цели и задачи урока:обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи; проверить умение работать по алгоритму - обнаруживать и правильно писать корневые орфограммы и...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...

Тема урока: «Изменение имен прилагательных по числам»

Тема урока: «Изменение имен прилагательных по числам»...