БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема: Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание.
Цель:
– развитие умений различать приставки про- и пра-, по- и па-, научиться правильно выбирать букву гласного с опорой на значение приставок.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_rus_3kl_ur49_.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ
Тема: Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание.
Цель:
– развитие умений различать приставки про- и пра-, по- и па-, научиться правильно выбирать букву гласного с опорой на значение приставок.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3 5 1. Языковая разминка. 1. Словарная работа с опорой на «Школьный орфографический словарь». – Прочитайте предложения, записанные на доске: о или а? На к_фтане к_рман, а в к_рмане – б_нан. и или е? Сидел под с_ренью с_ньор Пом_дор И заодно охранял кор_дор. (Л. Парамонова) – Найдите в словаре слова с пропущенными буквами. – Каким словарём вы воспользуетесь? (Орфографическим.) Запомните написание этих слов. – Спишите предложения. (Проверка сигнальными карточками.) – В каких словах надо запомнить написание двух букв гласных? 2. П. Выборочная проверка задания № 9 (рабочая тетрадь). – Прочитайте отрывок из сказки Л. Петрушевской. В чём его особенность? – Поняли ли вы что-то из этого отрывка? – Что вам помогало? (Сходство с существующими словами, вопросы, предлоги и приставки.) – Какие буквы вы вставили на месте пропусков? Почему? (Есть такие приставки и предлоги: по, на, от, за, про.) – Как вы отличали предлоги от приставок, ведь смысл слов непонятен? – Какая есть подсказка перед текстом? (Предлоги никогда не встречаются перед словами-названиями действий.) – Прочитайте слова с предлогами. С какими словами (названиями) они употребляются? (С названиями предметов/существительными.) – В каких словах есть приставки? Что называют эти слова? (Действия.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний. | 3 4 1 3 3 В правиле среди приставок с буквами о и а есть приставки про- и пра-. – Какая приставка встречается чаще? (про-) – Приведите примеры слов с приставкой про-. (Прочитал, промолчал, проезд и т.д.) – А теперь послушайте слова: прабабушка, прадедушка, правнучка. – Какую букву гласного нужно написать в приставке – о или а? – Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Ваши версии. (Подобрать проверочное слово / посмотреть в словарь / вывести новое правило.) – На этот вопрос будем искать ответ на уроке. – Запишите проблемный вопрос: Как различать приставку про- и пра-? – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) Поиск решения. 1. Наблюдение над словами с приставками пра- и про-; по- и па-. а) Упр. 154. Выполняется под руководством учителя. – Найдите слова пробежка и прабабушка. – В каких группах слов они встречаются? (Пробежка во 2-й группе с приставками про-, прабабушка в 3-й группе с приставками пра-.) – Почему слова с приставкой про- находятся в двух столбиках? (Под ударением и без ударения.) – Какое общее значение есть во всех словах в 3-й группе, с приставкой пра-? (Названия родственных отношений со значением «старый, древний».) – Можно ли среди этих слов найти проверочные для каждого вида приставок – про- и пра-? Какие это слова? (С ударным гласным в приставке.) Назовите их. Сделайте вывод: как отличить приставку пра- от приставки про-? Вывод: приставка пра- пишется в словах, указывающих на степень родства, имеет значение «старый, древний». В остальных случаях – приставка про-. б) Упр. 155 – организуется наблюдение над словами с приставками по- и па-. – Прочитайте задание. На какой вопрос мы должны ответить? (Как различать приставки па- и по-?) Ученики с комментированием записывают слова и выделяют приставки. – В каких словах встречается приставка па-? – Какое она имеет значение? (См. в сносках – неродной.) – В чём ещё особенность этой приставки (сравни с приставкой пра-)? Подсказка: в каком положении находится гласный в приставке? (Гласный под ударением.) – Какая приставка чаще встречается в словах? Проверьте себя: есть ли приставка па- в списке правила? Сделайте вывод: как отличить приставку па- от приставки по-? Вывод: приставка па- редко встречается в словах, она всегда ударная. Слова пасынок, паводок разбирают по составу. – Что означает слово паводок? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
ΙII. Развитие умений – применение знания. | 1 3 5 1 3 Работа в учебнике. 1. Упр. 157. Выполняется в следующей последовательности: а) Чтение текста и беседа по вопросу в конце текста (проситель – устаревшее слово, означает «человек, который обращается с просьбой, прошением куда-либо или к кому-либо»; попрошайка – употребляется в современной разговорной речи, означает «тот, кто назойливо выпрашивает, надоедает просьбами»). б) Запись однокоренных слов, наблюдение за чередованием согласных в корне. Запись: просьба, прошение, проситель, попрошайка. В старину, устарели. в) В тексте только одно слово с приставкой про- (прошло; сравним: ушло, пришло, перешло и т.д.). 2. Самодиктант. Упр. 156. Взаимопроверка. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | – Что нового вы узнали на уроке? – Что помогает отличить приставку пра- и па- от сходных с ними про- и по-? (Значение, ударение.) – Выполните задание № 4, тема 4 в рабочей тетради. – Сравните свой ответ с ключом в приложении (4). Что вам помогло в выборе правильного варианта? (Значение приставки пра-.) – Какую букву вы напишете в слове 3-го варианта? Почему оно не подходит для ответа? (Здесь нет приставки.) 4 4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
V. Домашнее задание. | 1. Упр. 4, с. 131. 2. Задание № 7, тема 4 из рабочей тетради. |
Деятельность учеников:
– Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги.
– Мотивировать слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).
– Различать приставки по- и па-, про- и пра-.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 3 классе "Безударные гласные в приставках" .Школа 2100
На уроке дети сталкиваются с проблемной ситуацией и самостоятельно находят пути ее решения, опираясь на полученные ранее знания....
Урок русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова" по учебнику Т.Г. Рамзаевой. УМК "Школа России".
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова"....
Конспект урока и презентация по теме: "Правописание безударных гласных в приставках". 3 класс. ОС "Школа 2100"
Урок изучения нового материала, направлен на формирование орфографической зоркости ....
Конспект урока по русскому языку "Безударные гласные в приставках"
Урок русского языка разработан по программе образовательной системы "Школы–2100". Тип урока – освоение новых знаний. Для организации мыслительной деятельности используется проблемный метод обучения. Н...
Правописание безударных гласных в приставках
Материал урока позволяет выработать умение правильно писать безударные гласные в корне. На материале урока дети учатся подбирать однокоренные слова....
Тема урока "Правописание безударных гласных в приставке и корне слов"
Цели: формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова; закрепление умения подбирать проверочное слово путём подбора однокоренных слов; совершенствование ум...
Урок русского языка «Правописание безударных гласных в приставках»
Урок русского языка «Правописание безударных гласных в приставках»...