конспект урока русского языка по теме сочетание чк, чн 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Данный урок предназначен для 1 класса по предмету русский язык. Программа "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_chk_chn.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 классе по теме «Сочетание -чк- , -чн»
Цели:
- усвоить, что [ ч'] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;
- формировать умения правильно писать сочетания чк, чн;
- развивать внимание, наблюдательность, речь:
- воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: ребусы, портрет Карлсона, карточки.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Сегодня у нас в гостях Карлсон.
Он пришёл проверить готовность к уроку и узнать, умеете ли вы работать на уроке. Но Карлсон пришел с заданием для вас.
Но прежде, чем выполнить задание откройте тетради, запишите число, классная работа.
3. Минутка чистописания.(Ч,ч)
Повторение пройденного.
- Назовите эту букву звуком. Какой это звук? Охарактеризуйте его.
Хорошенько запомните звук [ ч'] всегда мягкий.
- Напишите букву Ч ч по образцу.
Вспомните правила при написании слов с этой буквой? (ча, чу)
Карлсон просит внимательно послушать:
Сочетанья Ча и Ща пишем только с буквой А. В словах пища и свеча, туча, дача, саранча.(слова на доске)
Запишите в тетради эти слова. Подчеркните сочетания ча .
В сочетаньях Чу и Щу
Пишем только букву У.
Чулки, чудо и чугун, чудак, щука и ворчун.(слова на доске)
Что означает слово «чудо»? (Сверхъестественное, удивляющее своей необычностью.)
Кого называют «чудак» ? (Человек со странностями, чудной человек.)
Запишем эти слова. Подчеркните сочетания Чу.
4. Открытие нового знания
- Карлсон загадывает загадку : «Она шла к бабушке отнести пирожков, по дороге ей встретился Серый волк» Кто это, ребята? (Красная шапочка) на доске иллюстрация.
В слове шапочка и скрыта тема нашего урока.
Она связана с сочетанием той буквы, которую писали на чистописании.
Кто догадался? (Чк)
- Как вы думаете, что нового узнаем сегодня на уроке? (Будем учиться правильно писать буквосочетания ЧК и ЧН)
А как правильно? Эту проблему нам и предстоит решить.
На доске:
ЧК | ЧН |
Речка | Речной |
Точка | Скучный |
Уточка | Срочный |
- Прочитайте хором слова из первого столбика, из второго столбика.
- Какой звук обозначен выделенной буквой? [ ч']
- Какой это звук? (Согласный, мягкий.)
- Есть ли у [ ч'] парный согласный по твёрдости? (Нет.)
- Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? (Нет.) Почему? (Он всегда мягкий.)
- Как написаны сочетания ЧК, ЧН в словах? (Без ь знака.)
- Какое правило можно придумать из наших наблюдений?
Звук [ ч'] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается.
Сочетания ЧК, ЧН пишутся без ь знака!
На доске: Ночка, молочный. Так что значит правильное написание буквосочетания?
(Это значит, что ЧК и ЧН пишем без ь!)
- Прочитайте слова на доске. Объясните значение слов. Запишите эти слова.
Выделите сочетания ЧК, ЧН.
- Какую проблему мы решили сейчас? (Правильного написания ЧК, ЧН.)
5. Первичное закрепление
А сейчас Карлсон предлагает составить и записать сочетание слов, изменив слово в скобках по образцу.
Образец: Горячая (печь) печка.
- С каким сочетанием будут слова? (ЧК) Как напишем? (Без ь)
- Работаем по рядам, слова в скобках не пишем.
Маленькие (жуки) | Красная | (шапка) Маленькая (лиса) |
- Проверим, выделяя все орфограммы. Самопроверка.
Физминутка
Следующее задание Карлсона: «Выбрать из текста слова с сочетаниями ЧК и ЧН.» (текст у каждого на столе на карточках)
Под деревцем грибочки растут в лесу на кочке.
Колючие ёлочки берегут иголочки.
Сочный перчик стал мягче и легче.
Поёт сверчок, скрипит смычок.
А ларчик просто открывался, если на ключ не запирался…
Кочаны капустки зелены и хрустки…
Сварщик свечку поджигал, от усталости ворчал…
- Прочитайте. О чем этот текст?
- Выберете из текста слова сочетаниями. Назовите эти слова.
- На какое правило эти слова? (ЧК)
- А на какое правило нет слов в этом тексте? (ЧН)
- Эти слова вы составите сами, выполнив следующее задание.
Как можно сказать, используя сочетание ЧН?
Каша из молока? (молочная каша)
Пирог из пшеницы? (пшеничный пирог)
Птица, летающая ночью? (ночная птица)
Мотор у лодки? (лодочный мотор)
- Как же на письме будем писать буквосочетание ЧК и ЧН?
На доске: два столбика слов.
- Прочитайте слова. В 1 столбике скажите ласково, во 2 столбике назовите слова, которые отвечают на вопрос какой?
Запишем на доске и в тетрадь.
1 | 2 |
Туча -…(тучка) | пшеница-…(пшеничный) |
Река -…(речка) | рука -…(ручной) |
Ночь -…(ночка) | лодка -…(лодочный) |
Рука -…(ручка) | ночь -…(ночной) |
Дочь -…(дочка) | мука -…(мучной) |
- С каким сочетанием записали | - Какие буквосочетания написали в словах? (ЧН) |
Как написали? Проверьте |
Выделите сочетания ЧК.
5. Ребусы.
Карлсон знает еще сказочных героев.
Отгадайте её имя:
“Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)
- Какое правило можно увидеть в именах любимых сказочных героев? (ЧК, ЧН)
- Как напишем эти сочетания?
Дюймовочка передала вам задание: разгадать ребусы.
(Зашифрованы слова: листочки, бабочка, ласточка.)
- Какое сочетание в этих словах? Как на письме пишем? Почему?
6. Рефлексия учебной деятельности
- Что нужно помнить о буквосочетаниях ЧК и ЧН?
- Вы сегодня замечательно работали. Молодцы!
- Карлсон дарит вам на память стихотворение, чтобы правило о ЧК и ЧН вы помнили всегда!
Добрый сказочник весной
Нянчил дочку в час ночной.
Спи дочурочка в тиши,
Мягкий знак тут не пиши!
- Спасибо за урок! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония
Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....
Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс
Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...
Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых являетс...
Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения» 4 класс по программе «Школа России».
Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения»4 класспо программе «Школа России»....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ», 4 класс по программе "Начальная школа 21 века".
Урок русского языка с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка на тему "Части речи" 2 класс
План-конспект урока русского языка можно использовать на этапе закрепления по теме"Части речи"....
Конспект урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс "Начальная школа 21 века"
Конспект урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс "Начальная школа 21 века"...