Учебное занятие по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Класс: 3 .
УМК «Школа России»
Предмет: русский язык
Тема: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.»
Дидактическая цель: создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
Задачи:
- обучающие: отработка последовательности действий при обозначении согласных звуков буквами.
- развивающие: развитие умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне и сравнение искомой буквы в проверочном и проверяемом словах.
- воспитывающие: воспитание умения работать в паре, усидчивость, аккуратность, последовательность, умение планировать и оценивать свою работу.
УУД:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест, сигнальные карточки, учебник «Русский язык» под ред. В.П. Канакиной 3 класс.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. | Вот и прозвенел звонок – начинается урок. Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре, Смело, чётко говорим и тихонечко сидим. - Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке царила атмосфера добра, понимания, уважения друг к другу. | |
II. Актуализация знаний | а) Минутка чистописания. Слайд 1. Откройте тетради, запишите число, классная работа. На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с - Что записано на доске? - Какая буква лишняя и почему? - Какие это согласные? В алфавите пары есть Их у нас всего лишь 6. Верхний ряд всегда звенит. Нижний - тихо говорит. Слайд 2 - Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук. б) Отгадайте загадку Невидимкой осторожно Он является ко мне И рисует, как художник, Он узоры на окне. Это – клён, а это – ива, Вот и пальма предо мной. Как рисует он красиво Белой краскою одной! Слайд 3 - Что называет это слово? - К какой части речи относится? - Какая орфограмма в этом слове? - Где в слове находиться парный согласный? - Сколько способов проверки вы знаете? Слайд4 - Для этого составим «Кластер» - Назовите способы проверки парного согласного? - Назовите проверочные слова. - Запишем слово мороз вместе с проверочными словами под диктовку и обозначим орфограмму Парные согласные - - Подберите синоним к слову мороз. - Какие орфограммы встретились в этом слове? Слайд 5 - Назовите тему урока. Слайд 6 - Как вы считаете, что мы знаем по теме? - Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? - Какую цель поставим перед собой? | Буквы у – так как обозначает гласный звук, а все остальные парные согласные парные звонкие – глухие б в г д ж з п ф к т ш с Мороз Предмет имя сущ. Парный согласный в корне слова В корне слова и на конце слова Два способа 1. Надо изменить форму слова, чтобы после согласного стоял гласный звук. 2. Надо подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или [л], [м], [н ], [р], [в] морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, морозно, морозить Мороз, морозы, морозец, морозище, морозный Холод Парный согласный в корне слова и безударный гласный в корне слова Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне Знаем парные согласные буквы. Знаем правило проверки слов с парными согласными в корне Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова |
III. Обобщение и систематиза ция знаний. | Слайд 7 а) Игра «Зоркий глаз» - Сейчас проведём игру «Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете применять правило проверки парной согласной в корне слова? Карточки Нужно обвести кружком верную парную согласную букву, подобрав устно проверочное слово. Работаем по вариантам. 1 вариант Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка, мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка. 2 вариант Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка, сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий. Слайд 8 Возьмите карандаш и оцените работу по образцу. 1 вариант з д б д з ж в г ш б 2 вариант ж б в в д в з ж г г (Сигнальные карточки) Зелёный - всё верно. Жёлтый - допустил 1 ошибку. Красный – допустил более 2 ошибок. (Выборочно спросить проверочные слова) б). Работа в парах. Слайд 9 Урок наш продолжаем Трудиться не кончаем Согласный будем проверять Работу в паре выполнять. Слайд 10 Карточка Задание: допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова Тополь высокий, а шиповник ………(______________). Река широкая, а ручей ……………………(____________). Камень тяжёлый, а пух …………………(_______________ ). Редька горькая, а груша……………….. (________________ ). Как называются слова с противоположным значением? - Проверка. - Встаньте пары, которые выполнили работу верно. - Сделайте вывод. Слайд 11 Физкультминутка. ( Для глаз и снятия статического напряжения) Поработали мы дружно, Отдохнуть сейчас нам нужно. Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль Музыкальная физкультминутка. в) Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации. Слайд 12 а) Групповая работа - Прочитайте текст (читает ученик). Слайд 13 Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Ребята играют в снежки. Красив зимний наряд земли! - Определите тему текста. - В каком предложении содержится основная мысль текста? Зачитайте. - Как можно назвать текст? - Вам нужно списать текст и выделить орфограмму с парными согласными в корне, подобрав устно проверочное слово. Проверка (называете слово с парной согласной и устно проверочное слово) - Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку? Сегодня вы мастера грамотного письма. - В написании каких слов ошиблись? - Какие еще орфограммы встретились в тексте? б) А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест. Тест. 1. Подчеркни парные согласные. 2. Подчеркни слова с парной согласной. 3. Вставь букву: 4. Подчеркни слова, которые являются проверочными Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди. Самопроверка и оценивание. - У кого допущены ошибки? Коррекция. | Самопроверка. Низкий (низок) Узкий (узенький) Лёгкий (лёгок) Сладкая (сладенький) Парный в слове проверяй, Первый снег Красив зимний наряд земли! Первый снег Легкий – легок, мороз – морозы, снег – снега, мягкий – мягок, снежки – снежок, наряд - наряды Ночью, мороз, пушистый, ребята, играют снежки, красив, земли з, б, к, н, с, ж, ч Лошадка, дом, ошибка, луг, нос Обед, книжка, берёзка, носорог. Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди. |
IV. Подведение итога урока. | - По какой теме обобщили и систематизировали знания на уроке? - Как проверить парный согласный в корне слова? (Работа по алгоритму) | Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне 1. Надо изменить форму слова, чтобы после согласного стоял гласный звук. 2. Надо подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или [л], [м], [н ], [р], [в] |
V. Рефлексия | Слайд 14 Выберите и продолжите любое предложение.
Слайд 15 - Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов светофора. | |
VI. Домашнее задание по выбору. |
| Самовыбор домашнего задания |
Разработала: Бондаренко С.В., учитель начальных классов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Проверь себя» Б В Г Д Ж З П Ф К Т Ш С
м… ро …
«Кластер»
Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне
Знаем: парные согласные звуки; правило проверки слов с парными согласными в корне. Умеем: находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова; различать проверочное и проверяемое слово; правильно подбирать проверочные слова.
Игра «Зоркий глаз»
Самопроверка 1 вариант: з д б д з ж в г ш б 2 вариант: ж б в в д в з ж г г
Урок наш продолжается Трудиться не кончаем Согласный будем проверять Работу в паре выполнять.
Карточка Тополь высокий, а шиповник…… ( ______________). Река широкая, а ручей………… (_______________). Камень тяжёлый, а пух………… (________________ ). Редька горькая, а груша………… (________________ ).
Поработали мы дружно, Отдохнуть сейчас нам нужно.
Работа в группах
Подчеркните слова с парными согласными в корне, подобрав устно проверочное слово. Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Ребята играют в снежки. Красив зимний наряд земли!
Рефлексия На сегодняшнем уроке я повторил… На этом уроке я похвалил бы себя за… На этом уроке самым интересным для меня было…
Домашнее задание по выбору. Стр. 113 №214 Стр. 114 №217 Стр. 115 №220
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония
Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...
План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"
Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины; учить д...
Учебное занятие по русскому языку "Имя собственное"
Учебгое занятие по русскому языку по теме "Имя собственное" проведено на основе произведений К.И.Чуковского...
Разработка учебного занятия по русскому языку "Корень - значимая часть слова"
Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова», научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся...
Учебное занятие по русскому языку по теме "Состав слова"
Занятие в соответствии с ФГОС...
Конспект учебного занятия по русскому языку
Конспект учебного занятия по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах"...
Конспект учебного занятия по русскому языку
Тема:"Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова"...