Учебное занятие по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бондаренко Светлана Валентиновна

Тема: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Класс: 3                                                                                        .                 

УМК «Школа России»

Предмет: русский язык

Тема: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.»

Дидактическая цель: создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».

Задачи:

- обучающие: отработка последовательности действий при обозначении согласных звуков буквами.

- развивающие: развитие умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне и сравнение искомой буквы в проверочном и проверяемом словах.

- воспитывающие: воспитание  умения работать в паре, усидчивость, аккуратность, последовательность, умение планировать и оценивать свою работу.

УУД:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Дети учатся:

понимать и принимать учебную задачу;

проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;

сопоставлять произношение и написание слов;

подбирать проверочное слово;

находить примеры слов на изученную орфограмму;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова.

 

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест, сигнальные карточки, учебник «Русский язык» под ред. В.П. Канакиной 3 класс.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок – начинается урок.

Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.

- Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке царила атмосфера добра, понимания, уважения друг к другу.

II. Актуализация знаний

а) Минутка чистописания.

Слайд 1.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

- Что записано на доске?

- Какая буква лишняя и почему?

- Какие это согласные?

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.

Слайд 2

- Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.

б) Отгадайте загадку

Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это – клён, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной! 

Слайд 3

- Что называет это слово?

- К какой части речи относится?

- Какая орфограмма в этом слове?

- Где в слове находиться парный согласный?

- Сколько способов проверки вы знаете?

Слайд4

- Для этого составим «Кластер»

- Назовите способы проверки парного согласного?

- Назовите проверочные слова.

- Запишем слово мороз вместе с проверочными словами под диктовку и обозначим орфограмму

Парные согласные -
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

- Подберите синоним к слову мороз.

- Какие орфограммы встретились в этом слове?

Слайд 5

- Назовите тему урока.

Слайд 6

- Как вы считаете, что мы знаем по теме? 

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? 

- Какую цель поставим перед собой?

Буквы

у – так как обозначает гласный звук, а все остальные парные согласные

парные звонкие – глухие

б  в г  д ж з

п ф к т ш с

Мороз

Предмет

имя сущ.

Парный согласный в корне слова

В корне слова и на конце слова

Два способа

1. Надо изменить форму слова, чтобы после согласного стоял гласный звук.

2. Надо подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук

или [л], [м], [н ], [р], [в]

морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, морозно, морозить

Мороз, морозы, морозец, морозище, морозный

Холод

Парный согласный в корне слова и безударный гласный в корне слова

Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне

Знаем парные согласные буквы. Знаем правило проверки слов с парными согласными в корне

Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова

III. Обобщение и систематиза

ция знаний.

Слайд 7

а) Игра «Зоркий глаз»

- Сейчас проведём игру «Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете применять правило проверки парной  согласной в корне слова?

Карточки

Нужно обвести кружком верную  парную согласную букву, подобрав устно проверочное слово. Работаем по вариантам.

1 вариант  Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка,

мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка,  улы(б, п)ка. 

2 вариант Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка,

сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти,  лё(г, к)ий.

Слайд 8

Возьмите карандаш и оцените работу по образцу. 

  1 вариант  з д б д з ж в г ш б

 2 вариант  ж б в в д в з ж г г

(Сигнальные карточки)

Зелёный - всё верно.

Жёлтый - допустил 1 ошибку.

Красный – допустил более 2 ошибок.

(Выборочно спросить проверочные слова)

б). Работа в парах.

Слайд 9

Урок наш продолжаем

Трудиться  не кончаем

Согласный будем проверять

Работу в паре выполнять.

Слайд 10

Карточка

Задание: допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова

Тополь высокий, а шиповник ………(______________).

Река широкая, а ручей ……………………(____________).

Камень тяжёлый, а пух …………………(_______________ ).

Редька горькая, а груша……………….. (________________ ).

Как называются слова с противоположным значением?

- Проверка.

- Встаньте пары, которые выполнили работу верно.

- Сделайте вывод.

Слайд 11

Физкультминутка. ( Для глаз  и снятия статического напряжения) 

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль

Музыкальная физкультминутка.

в) Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

Слайд 12

а) Групповая работа

- Прочитайте текст (читает ученик).                                                    

     Слайд 13

Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Ребята играют в снежки. Красив зимний наряд земли!

- Определите тему текста.

- В каком предложении содержится основная мысль текста? Зачитайте.

- Как можно назвать текст?

- Вам нужно списать текст и выделить орфограмму с парными согласными в корне, подобрав устно проверочное слово.

Проверка (называете слово с парной согласной и устно проверочное слово)

- Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку? Сегодня вы мастера грамотного письма.

- В написании каких слов ошиблись?

- Какие еще орфограммы встретились в тексте?  

б) А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.

                            Тест.

1. Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч

2. Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

3. Вставь букву:
Обе..,   кни..ка,   берё..ка,  носоро…

4. Подчеркни слова, которые являются  проверочными

 Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

Самопроверка и оценивание.

- У кого допущены ошибки?

Коррекция.

Самопроверка.

Низкий (низок)

Узкий (узенький)

Лёгкий (лёгок)

Сладкая (сладенький)

Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

Первый снег

Красив зимний наряд земли!

Первый снег

Легкий – легок, мороз – морозы, снег – снега, мягкий – мягок, снежки – снежок, наряд - наряды

Ночью, мороз, пушистый, ребята, играют снежки, красив, земли

з, б, к, н, с, ж, ч

Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

Обед,   книжка,   берёзка,  носорог.

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

IV. Подведение итога урока.

- По какой теме обобщили и систематизировали знания на уроке?

- Как проверить парный согласный в корне слова? (Работа по алгоритму)

Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне

1. Надо изменить форму слова, чтобы после согласного стоял гласный звук.

2. Надо подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук

или [л], [м], [н ], [р], [в]

V. Рефлексия

Слайд 14

Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем  уроке я повторил…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • На этом уроке самым интересным для меня было…

Слайд 15

- Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов светофора.

VI. Домашнее задание по выбору.

  • Стр. 113 №214
  • Стр. 114 №217
  • Стр. 115 №220

Самовыбор домашнего задания

Разработала:                       Бондаренко С.В., учитель начальных классов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

29 ноября. Классная работа. б п в ф г к у д т ж ш з с

Слайд 2

«Проверь себя» Б В Г Д Ж З П Ф К Т Ш С

Слайд 3

м… ро …

Слайд 4

«Кластер»

Слайд 5

Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне

Слайд 6

Знаем: парные согласные звуки; правило проверки слов с парными согласными в корне. Умеем: находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова; различать проверочное и проверяемое слово; правильно подбирать проверочные слова.

Слайд 7

Игра «Зоркий глаз»

Слайд 8

Самопроверка 1 вариант: з д б д з ж в г ш б 2 вариант: ж б в в д в з ж г г

Слайд 9

Урок наш продолжается Трудиться не кончаем Согласный будем проверять Работу в паре выполнять.

Слайд 10

Карточка Тополь высокий, а шиповник…… ( ______________). Река широкая, а ручей………… (_______________). Камень тяжёлый, а пух………… (________________ ). Редька горькая, а груша………… (________________ ).

Слайд 11

Поработали мы дружно, Отдохнуть сейчас нам нужно.

Слайд 12

Работа в группах

Слайд 13

Подчеркните слова с парными согласными в корне, подобрав устно проверочное слово. Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Ребята играют в снежки. Красив зимний наряд земли!

Слайд 14

Рефлексия На сегодняшнем уроке я повторил… На этом уроке я похвалил бы себя за… На этом уроке самым интересным для меня было…

Слайд 16

Домашнее задание по выбору. Стр. 113 №214 Стр. 114 №217 Стр. 115 №220


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Учебное занятие по русскому языку "Имя собственное"

Учебгое занятие по русскому языку  по теме "Имя собственное" проведено на основе произведений К.И.Чуковского...

Разработка учебного занятия по русскому языку "Корень - значимая часть слова"

Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова», научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Конспект учебного занятия по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах"...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Тема:"Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова"...