Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Разработка открытого урока по русскому языку по теме "Имя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по русскому языку | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СИРЕНЬКИНСКАЯ СОШ» (КЛЕМНТЕЙКИНСКИЙ ФИЛИАЛ)
Открытый урок по русскому языку в 3 «б» классе
ТЕМА
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
учитель нач. классов I кв.кат.
МИРОНОВА В. Н.
2017/ 2018 учебный год
Технологическая карта
Учебный предмет: «Русский язык»
Учебник: «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Москва «Просвещение» 2013год
Программа «Перспектива»
Класс 3 «б»
Тип урока: урок фиксации и систематизации нового знания
Технология построения урока: проблемно-диалогическая
Тема урока «Имя существительное»
Цель урока: формировать представление учащихся о предмете как о грамматическом понятии; создать условия для получения обучающимися новых знаний по теме ; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету
Основные термины, понятия: часть речи ,значение слова, на какие вопросы отвечает
Планируемые результаты
Предметные
- учащиеся научатся различать бытовое и грамматическое понимание предмета;
- познакомить с именем существительным, как частью речи,
-наблюдать за значением имён существительных,
-уметь классифицировать имена существительные,
-учить находить признаки имён существительных,
- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные
Личностные УУД:
-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах, в группах;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- учить планировать свою деятельность на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- моделировать информацию;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Организация пространства
Формы работы
Средства обучения
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Технологии
исследовательская, технология ТРИЗ, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин)
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Учитель: . Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?
Учитель: А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?
Учитель: Чего вы ждете от этого урока?
Учитель: Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?
Учитель: Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания»
для того, чтобы получать новые знания.
Учитель: С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось. (Дети повторяют.)
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин)
Предметные:
- называть предметы и их действия;
- знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам
Метапредметные (УУД)
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя информацию
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь учителя;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения.
1. -Что вы любите делать больше всего?
- Тогда давайте начнем наш урок с игры ,я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет».
- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? (Да.)
- В слове обязательно должен быть суффикс? (Нет)
- В слове вьюга пишется Ъ знак? Нет)
- Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными? (Да.)
-В слове яблоко первый звук [й]? (Да.)
- Слова глупый и умный – антонимы? (Да.)
- В слове пошел приставка па-? Нет)
- Приставка стоит перед корнем? (Да.)
- Подлежащее может быть только существительным?( Да. Нет)
- Мы с вами уже все знаем о имени существительном? (Да. Нет)
2. Затруднения в индивидуальной деятельности
- Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить имена существительные.
Учитель вызывает к доске ученика, остальные ученики пишут в тетрадях..
(Дерево, смелость, бег, красиво, бежать, собака)
- А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали.
- Почему же вы допустили ошибки?
-Как вы думаете в чем трудность?
IV. Постановка учебной задачи (2-3 мин)
Предметные:
- определять части слова;
- находить нужные буквы.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
- высказывать свое предположение;
коммуникативные:
- точно и полно выражать свои мысли.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
Метапредметные(УУД)
регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке.
Учитель: Из всего что мы сейчас сказали давайте сформулируем тему нашего урока.
О чем мы будем говорить на уроке?
Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?
1.Находить имена существительные среди других слов
2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному.
3.Узнавать значение имен существительных.
4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.
Построение проекта выхода из затруднения (10 мин)
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- моделировать информацию;
Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Учитель:
1.Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.134.
Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним что мы знаем о нем.
Учитель:
2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.) Дети вспоминают правило
Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования:
а)подчеркни имена существительные.
б)докажи, что они являются именами существительными:
-на какой вопрос отвечает слово?
-что обозначает слово?
в)сделайте вывод
.
Учитель: Давайте сформулируем общее правило.
Молодцы!!!
Оцените свою работу в группах.
1)Дети вспоминают правило
2)Затем дети формируют группы, выбирают лидера.
Дети работают
Слова 1 группы: машина, ходьба, корова
Слова 2 группы: собака, прыжок, стул.
Слова 3 группы: стрельба, цветок, утка
Вывод: все слова отвечают на вопрос кто? или что?
Все слова обозначают предмет
Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей.
V. Физминутка
Учитель: -Мы немного устали. Проведем физминутку для глаз.
Дети глазками следят за объектами на слайде.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Работа в парах над рубрикой «Давай подумаем.» с.135
Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Что понимают под этим словом?
Верны ли наши предположения? Прочитаем об этом в рубрике «Обрати внимание»,с.135
Теперь применим полученные знания и выполним упражнение 232, с.135. Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях. Нужно выписать из первого предложения выделенные слова.
- Что они обозначают? (Предметы)
- Можно ли в эту группу включить другие выделенные слова? (Да)
- Запишите слова через запятую.
- Что общего у всех записанных вами слов? (Все они обозначают предмет)
- На какие вопросы они отвечают? ( Кто? Что?)
Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы.
VII. Физминутка
Проведем физминутку
Дети выполняют движения за объектами на слайде.
VIII. Игра – соревнование « Кто больше?»
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Учитель: Хотите поиграть в игру – соревнование «Кто больше?» ( Страница 136, упражнение 234) для выполнения этого задания нужно разделиться на команды. ( 1парта- первая команда, вторая парта – вторая команда и т.д.)
Учитель: Продолжите строчки имён существительных. Выиграет та команда, которая назовет больше слов данной части речи.
IХ. Рефлексия
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Учитель: Над какой темой работали?
Каким правилом пользовались?
Где будем использовать полученные знания?
Оцените свою работу и работу товарищей.
В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?
Х. Подведение итогов урока.
- Какие группы слов обозначают имена существительные?
- Какие существительные пишутся с заглавной буквы?
ХI. Домашнее задание
Страница 134-учить правило, стр. 233, упражнение 233- рассмотреть фотографии, записать названия новогодних игрушек.
Запись домашнего задания в дневник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"
урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....