№ УЭ |
Учебный материал с указанием задания | Управление обучением |
УЭ 0 | Организационный момент |
|
УЭ 0.1. | Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия. - Доброе утро. - Меня зовут Светлана Валентиновна. - Проверьте, все ли готово к уроку русского языка. - Тихо сядем. |
Самоорганизация Самопроверка Проверка готовности |
УЭ 0.2. | Эмоциональный настрой Снег летает и сверкает В золотом сиянии дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок, Начинаем наш урок. |
Создание эмоционального настроя через самоорганизацию |
УЭ 1 | Актуализация опорных знаний |
|
УЭ 1.0 | Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока. |
|
УЭ 1.1 | - О каком времени года говорилось в стихотворении? (О зиме) з * ма - Обратите внимание на слово зима. - Какая орфограмма пропущена? (Проверяемая безударная гласная в корне слова) - Как проверить безударную гласную? Вспомним алгоритм (по ходу ведется работа со словом зима).
Алгоритм:
Ставлю ударение
Подчеркиваю безударную гласную
Выделяю корень
Проверяю
- А еще мы должны помнить, что корни в родственных словах пишутся одинаково. - Назовите корень. - Так какую же гласную букву напишем в слове зима? |
Учебный диалог Самоосмысление и самовыражение
|
УЭ 1.2. | Постановка темы урока и целеполагания. - Над какой темой мы продолжим работу? («Правописание безударных гласных в корне слова») - Что мы знаем по теме? - правило проверки - Что умеем? - находить орфограмму в корне; - проверять ее. - Для чего нужно знать и уметь? СЛАЙД 1 Выдвинем гипотезу вместе: если мы научимся правильно проверять безударные гласные а, о, и, е, я в корне слова, то будем грамотно писать. Значит, цель нашего урока: научиться правильно проверять безударные гласные в корне слова. | Самовывод темы и целеполагание урока
Вывод гипотезы и цели урока |
УЭ 2 | Закрепление знаний |
|
УЭ 2.0. | Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера. |
|
УЭ 2.1. | Работа со словосочетаниями - Посмотрите на березку. Пушистый снежок засыпал ее. Кто прилетел на березу? Клест, синица, снегирь, воробей, сорока. - Какие это птицы? (Зимующие) - А вы знаете, что красную грудку имеет только самец снегиря? А у сороки самый длинный хвост. - Птицы предлагают поработать в ППС, чтобы отработать алгоритм. - Возьмите карточку №1. - Прочитайте цель. (Отработать умение находить орфограмму и подбирать проверочные слова) - Прочитайте задание. (Запишите словосочетание. Вставьте пропущенную букву. Устно подберите проверочное слово. Выделите орфограмму) Г•лодная синичка – 1 в. Л•сные клесты – 2 в. - Как будем работать? (В ППС) - Как проверим работу? - Выполняйте работу на листке. - Контрольная пара. - Просигнальте, кто согласен с контрольной парой зеленый цветом, а кто не согласен – красным. (Коррекция) - Вы хорошо выполнили задание. - Знаете ли вы, что синицы названы так не за окраску, а потому, что некоторые издают мелодичный свист: «сии-сии». - Какое умение отрабатывали? - Вспомните правило проверки. |
Беседа
Работа в парах
Работа по карточке в ППС
Самоосмысление и самовыражение.
Контрольная пара
Миниитог |
УЭ 2.2. | Работа с предложением. Цель: научиться находить орфограмму в предложении. Задание: запишите предложение под диктовку, обозначьте орфограмму. Устно подберите проверочные слова. - А теперь запишем предложение под диктовку. Клесты выводят птенцов зимой. - Какое задание можете предложить по теме урока? - Назовите слова, в которых вы обозначили орфограмму. (Учитель показывает карточки со словами: кл•сты - клёст, пт•нцов – птенчик, з•мой - зимы) - Кто согласен? Просигнальте. - Что помогло в работе? (Алгоритм, правило)
|
Письмо под диктовку
Работа с цветовыми сигналами
Миниитог |
| Физминутка Мы писали и устали Все мы тихо дружно встали. Ручками похлопали – 1, 2, 3 Ножками потопали – 1, 2, 3. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем И опять писать начнем |
|
УЭ 2.3. | Работа над проблемой - А хотите узнать что-то новое? - Обратите внимание на слово. и ? сл(е)зал - Какую букву нужно вставить в слове сл?зал? - Возникла проблема. - Давайте попробуем ее решить. - Можно ли в этом слове написать безударную гласную «и» и «е»? Появляются картинки. - Достаточно ли знать проверочное слово? (Нет. Нужно знать значение слова) - Значит, в данном случае одного слова недостаточно, чтобы определить безударную гласную. Понять значение слова можно в словосочетании или предложении. - Прочитайте предложение и вставьте пропущенные буквы. Докажите. У Толи братишка пломбир весь слизал, пока тот с друзьями с забора слезал. - Мы решили проблему? Да. Молодцы. - Таких слов в русском языке много. Они называются омофонами. На слайде примеры таких слов: СЛАЙД 2 примирял (друзей) примерял (костюм) Спиши аккуратно, но не спеши. - Вывод: чтобы правильно вставить безударную гласную, надо знать не только проверочное слово, но и значение самого слова.
|
Фронтальная работа Самоосмысление самовыражение
Развитие орфографической зоркости
Работа с предложением у доски
Расширение словарного запаса
Вывод |
УЭ 2.4. | Работа над предложениями в малой группе - Предлагаю поработать в малой группе. - Прочитайте цель. (закрепить умение работать с текстом, подбирать проверочные слова) - Прочитайте задание. (вставьте в предложения слова с пропущенными буквами. Подберите проверочные слова, опираясь на тему урока. Озаглавьте текст) СЛАЙД 3 Помоги птицам! Зима. Снег укрыл дорожки и тропинки. На березке и сосне пушистые шубки. Трещит мороз. Холодно и голодно птицам в лесу. Ребята сделали кормушки. Положили хлеб, насыпали зерна. Прилетели к кормушкам снегири, синицы. Поможем птицам зимой!
СЛАЙД 4 - Как озаглавили текст? - Прочитайте. - 1 группа назовите слова с безударной гласной и. - 2 группа назовите слова с безударной гласной е. - 3 группа назовите слова с безударной гласной о. - У всех так? - Птицам не страшен холод, а страшен голод. Как можно помочь птицам в холодную зиму? - Повесим на березку кормушку для птиц. - Зачем зимой слетелись птицы на березу? (Ждут от нас помощи) Вот в этот самый трудный час Спасенья птицы ждут от вас. Кормите их! Согрейте! СЛАЙД 5 Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу, А то и манной кашки… И оживут бедняжки! По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая! СЛАЙД 6 «Спасибо вам великое!» |
Работа в малой группе
Воспитательный момент Беседа
|
УЭ 2.5. | - Со словосочетаниями работали? А с предложениями и с текстом? Цель: проверить умение правильно слышать орфограмму и проверять ее. Задание: обозначь безударный гласный в слове правильной буквой. - А вы хотите проверить свои знания по теме урока? - Возьмите карточку №2 - Поставьте прогностическую оценку: + - справлюсь ? - сомневаюсь СЛАЙД 7 Карточка №2
- Ребята, я буду называть слова, а вы выберите букву безударного гласного и обозначьте снежинкой. Снежок, сосна, глаза, тяжелая, свистит.
СЛАЙД 8 - Встаньте, у кого также. Поставьте себе «5». - У кого совпала отметка с самооценкой? Кто оценил себя + и получил «5»? Поднимите руку. Вы умеете оценивать свою деятельность - Какое умение отрабатывали? (Умение подбирать проверочные слова. Обратиться к доске) - Молодцы ребята. СЛАЙД 9 - Вернемся к гипотезе. Если мы научимся правильно проверять безударные гласные а, о, и, е, я в корне слова, то будем грамотно писать. - Подтвердилась ли гипотеза? Мы научились правильно проверять безударные гласные в корне слова? Значит, цели мы достигли? НА ДОСКЕ - Прочитаем вместе: «Грамоте учиться, всегда пригодится» - А подходит данная пословица к теме нашего урока? Почему? Докажите. | Тест
Прогностическая оценка
Самоосмысление, самовыражение и самоутверждение
Самопроверка и самооценка
Подтверждение гипотезы и цели урока |
УЭ 3 | Итог урока |
|
УЭ 3.0 | Цель: подвести итог урока. - Над какой темой сегодня работали на уроке? - Какое главное умение отрабатывали?
Рефлексия СЛАЙД 10 - Ответьте словами да или нет на предложения - Я все понял на уроке. - Я вижу орфограмму в словах.
| Подведение итога урока через беседу
Рефлексия |
| - Прочитайте слово: СПАСИБО! - Урок окончен. |
|