№ УЭ |
Учебный материал с указанием задания | Управление обучением |
УЭ 0 | Организационный момент |
|
УЭ 0.1. | Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия. - Проверьте, все ли готово к уроку русского языка.
| Самоорганизация Самопроверка |
УЭ 0.2. | Эмоциональный настрой (солнышко и тучка) Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». | Листок настроения Проверка готовности, создание эмоционального настроя через самоорганизацию |
УЭ 0.3. | Подведение итогов, рефлексия и подготовка учащихся к усвоению новых знаний. |
|
УЭ 1 | Актуализация опорных знаний |
|
УЭ 1.0 | Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока. |
|
УЭ 1.1 | Проверка домашнего задания
Я
Ю
Е
Ё
И
?
- Что видите? (Схему - опору) - Что предлагаете сделать? (Поработать с ней) - Как будем работать? (В паре) 1 вариант: Что можете рассказать по данной схеме? 2 вариант: Приведите 2 примера. - С какой целью выполняли эту работу? - Как вы думаете, а существуют ли еще буквы, которые обозначают мягкость согласного звука на письме? (Да)
|
Учебный диалог Самоосмысление и самовыражение Работа в парах Контрольная пара работает у доски
|
УЭ 1.2. | Постановка темы урока и целеполагания. - Давайте поиграем и проверим, так ли это? - Отгадайте загадки: 1) Кто проходит, Кто уходит – Все её за ручку водят. 2) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. 3) Спит или купается, Все не разувается: День и ночь на ножках Красные сапожки. На доске запись: дверь лось гусь - Прочитайте слова. - Что общего в написании этих слов? (Во всех словах пишется мягкий знак) - Прочитайте слова без Ь. - Имеют ли смысл слова? (Нет) - А где находится мягкий знак в словах? (На конце слов) - Какова роль Ь в этих словах? (Он смягчает согласный звук) - Скажите, так есть ли еще какие – нибудь буквы, которые обозначают мягкость согласного звука? (Да) - Чем же необходимо дополнить нашу схему? Какую букву поставим вместо вопросительного знака? (Мягкий знак) - Кто понял, какова же тема урока? (Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука) - Что мы должны знать по этой теме? ЗНАТЬ: • правило обозначения мягкости согласного звука на письме на конце слова УМЕТЬ: • применять изученное правило на практике; • сопоставлять слова с твердыми и мягкими согласными на конце. | Учебный диалог Самоосмысление Самовыражение
Дверь
Лось
Гусь
Фронтальная работа с доской
Самоосмысление, самовыражение и самоутверждение
|
УЭ 2 | Работа над новой темой |
|
УЭ 2.0. | Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера. |
|
УЭ 2.1. | Сделайте вывод: как же обозначить мягкость согласного звука на конце слова? - Давайте проверим, а правильно ли мы сделали вывод? - Откройте учебник на стр. 68, найдите правило. Прочитайте его и сравните с вашими выводами. - Один ученик читает рассуждение по учебнику. - Таков ли он?
| Вывод Работа с учебником над правилом. Учащиеся индивидуально читают правило и делают вывод, что их вывод совпадает с выводом автора учебника |
УЭ 3 | Первичное закрепление |
|
УЭ 3.0. | Цель: установить правильность и осознанность усвоения нового материала |
|
УЭ 3.1. | - Предлагаю применить новые знания на практике. - К вам на урок поучиться и поработать над новым материалом пришли сказочные герои – Буратино и Карлсон. Буратино принес сюрприз. Напечатал слова и доволен. Он думает, что мы их не прочитаем: УГОЛ МЕЛ ЕЛ БРАТ СТАЛ ШЕСТ - Ребята, мы можем их прочесть? (Да) - Давайте хором прочитаем. - Все ли слова вам понятны? - Карлсон решил проучить Буратино. Как только тот отвернулся, он дописал в словах букву. Все слова Буратино исчезли и появились другие. - Посмотрите, какие это слова. УГОЛ УГОЛЬ МЕЛ МЕЛЬ ЕЛ ЕЛЬ БРАТ БРАТЬ СТАЛ СТАЛЬ ШЕСТ ШЕСТЬ
- Сравните группы слов. - Что изменилось? (Смысл слов, последние звуки первого столбика твердые, а второго – мягкие) - Назовите звуки на конце слов первого и второго столбика. - А какая же буква помогла изменить и смысл слов и твердость согласных звуков? (Мягкий знак) - Так какую же роль выполняет мягкий знак в словах? (Смягчает согласный звук) - С какой целью выполняли задание? (Умение сопоставлять слова с твердыми и мягкими согласными на конце)
|
Самоосмысление, самовыражение и самоопределение.
Учебный диалог
Подведение итогов и коррекция |
УЭ 3.2 | Работа в паре постоянного состава. - А вы хотели бы выполнить задание самостоятельно. - Предлагаю поработать в паре. - Возьмите алгоритм. Повторите его. - Возьмите карточку. - Прочитайте задание. - Проведите взаимодиктант с объяснением.
Карточка 1: | Карточка 1: | I вариант | II вариант | Задание: «Спрячь мягкий знак в середину» | Задание: «Спрячь мягкий знак в середину» | Пень - … Окунь - … | Огонь - … День - … |
- Что получилось? (Пеньки, окуньки, огоньки, деньки) - Какая же орфограмма встретилась в словах? (Правописание мягкого знака в середине слова) - Какое умение отрабатывали? (Умение писать слова с мягким знаком) - Что помогло выполнить задание? - Кому было легко выполнять задание? - Кому трудно? - С какой целью выполняли работу? (Закрепить правописание слов с мягким знаком в середине)
| Самоосмысление, самовыражение и самоутверждение через работу в паре постоянного состава.
Взаимопроверка Контрольная пара работает у доски
Учащиеся самостоятельно делают вывод |
УЭ 3.3. | Игра «Лото» - А сейчас мы проверим, кто из вас самый внимательный. - У вас на партах лежат слова. Прочитайте их. - Дело в том, что из пословиц пропали слова. А вот у кого они находятся, нам и предстоит выяснить. - Прочитайте пословицы. … год кончает, зиму начинает. … году начало, зиме середина. … раз …, а один отрежь. - Какие слова пропали? (Декабрь, январь, семь, отмерь) - Как понимаете смысл пословиц? - Встретились ли в пословицах слова на изучаемую орфограмму? (Да) - Как обозначили мягкость согласного звука на письме? (Мягким знаком) - Назовите слова, которые встретились в пословицах и связаны с темой нашего урока. | Учебный диалог
Развитие орфографической зоркости
Подведение итогов игры
|
УЭ 3.4. | Проверка обучаемости - Мне тоже хотелось бы проверить, все ли усвоили новую тему. - Давайте еще раз прочитаем тему нашего урока. - Возьмите карточку №2. - Прочитайте цель: Цель: проверить свои знания по теме урока. - Какое задание нужно выполнить? (Измени слово так, чтобы оно обозначало один предмет). - Поставьте себе прогностическую оценку (+, ?)
Карточка 2: | Карточка 2: | I вариант | II вариант | Задание: измени слова так, чтобы они обозначали один предмет.
| Задание: измени слова так, чтобы они обозначали один предмет. | Лоси - ___________ Голуби - ___________ Цепи - ___________ Зверьки - ___________
| Тюлени - ___________ Лебеди - ___________ Метели - ___________ Угольки - ___________ |
- Кто затруднялся при выполнении теста? - А кому было легко? - Чем пользовались при выполнении задания? - У кого прогностическая оценка совпала с самооценкой?
|
Самостоятельная работа. Самоутверждение
Проверка: сверка с «образцом» учителя. Каждый ученик проверяет индивидуально.
Развитие орфографической зоркости
Подводится итог, выясняются ошибки и проводится коррекция
|
УЭ 3.5. | Работа в группе. - Предлагаю поработать в группе. - Объединитесь в группы. - Выберите консультанта, который прочитает цель работы и задание. Цель: проверить умение писать слова с изученной орфограммой. Задание: разгадай кроссворд. 1 и 3 группа:
Задание: 1. Небольшое помещение для мытья. 2. Способ передвижения. 3. Яркое освещение горизонта неба. 4. Рисунок на кости, дереве. 5. Случайное стечение событий в жизнь человека.
2 и 4 группа:
Задание: 1. Ходит дворник с метлой, Пометает снега – Запылил белой мглой И поля и луга. 2. Овощ. 3. Она – девочка, он - …. 4. Кто в лесу глухом живет, Неуклюжий, косолапый? Лапой ест клубнику, мед, А зимой сосет он лапу. 5. Стол, стул, кровать – это ….
- Какое умение отрабатывали? (Умение правильно писать слова с мягким знаком) - Что помогло выполнить задание? (Знание правила)
|
Самоосмысление, самовыражение и самоутверждение через работу в группе.
Проверка устно
Банька Ходьба Зорька Резьба Судьба
Метель Морковь Мальчик
Медведь Мебель
Учащиеся самостоятельно делают вывод
|
УЭ 4 | Итог урока |
|
УЭ 4.0 | Цель: подвести итог урока. - Над какой темой сегодня работали на уроке? - Что же мы знаем теперь по данной теме? - А что умеем? - Кому было трудно на уроке? - В чем заключалась трудность? - А кому было легко и интересно?
|
Самовыражение Самовывод итога урока Работа с цветовыми сигналами |
УЭ 5 | Информация о домашнем задании |
|
УЭ 5.0 | Цель: предложить учащимся самовыбор домашнего задания.
- Выберите домашнее задание из предложенных. | Упражнения учебника стр. 69
|