Учебное занятие по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бондаренко Светлана Валентиновна

Тема: «Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uz_po_russkomu_yazyku_2_klass_bondarenko.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

2 класс (1 – 4)

Тип УЗ: изучения новых знаний и первичного закрепления

Тема: «Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного    

звука»

Цели для учителя:

- уточнить представление учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме;

- совершенствовать умения обозначать мягкость согласных звуков на конце слова;

- развивать умения пользоваться учебником и проводить звукобуквенный анализ слов;

- развивать наблюдательность, речь, мышление;

- повышать интерес учащихся к изучению русского языка;

- воспитывать культуру общения (работа в паре, группе).

Цели для ученика:

Знать:

- правило обозначения мягкости согласного звука на письме на конце слова.

Уметь:

- применять изученное правило на практике;

- сопоставлять слова с твердыми и мягкими согласными на конце.

Ход урока:

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

УЭ 0

Организационный момент

УЭ 0.1.

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.

- Проверьте, все ли готово к уроку русского языка.

Самоорганизация

Самопроверка

УЭ 0.2.

Эмоциональный настрой (солнышко и тучка)

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Листок настроения

Проверка готовности, создание эмоционального настроя через самоорганизацию

УЭ 0.3.

Подведение итогов, рефлексия и подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

УЭ 1

Актуализация опорных знаний

УЭ 1.0

Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.

УЭ 1.1

Проверка домашнего задания

                                               Я

                                               Ю

                                               Е

                                               Ё

                                               И

                                               ?

- Что видите? (Схему - опору)

- Что предлагаете сделать? (Поработать с ней)

- Как будем работать? (В паре)  

1 вариант: Что можете рассказать по данной схеме?

2 вариант: Приведите 2 примера.

- С какой целью выполняли эту работу?

- Как вы думаете, а существуют ли еще буквы, которые обозначают мягкость согласного звука на письме? (Да)

Учебный диалог

Самоосмысление и самовыражение

Работа в парах

Контрольная пара работает у доски

УЭ 1.2.

Постановка темы урока и целеполагания.

- Давайте поиграем и проверим, так ли это?

- Отгадайте загадки:

1) Кто проходит,

    Кто уходит –

    Все её за ручку водят.

2) Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец.

    Ходит смело и легко,

    Рога раскинув широко.

3) Спит или купается,

    Все не разувается:

    День и ночь на ножках

    Красные сапожки.

На доске запись: дверь    лось     гусь

- Прочитайте слова.

- Что общего в написании этих слов? (Во всех словах пишется мягкий знак)

- Прочитайте слова без Ь.

- Имеют ли смысл слова? (Нет)

- А где находится мягкий знак в словах? (На конце слов)

- Какова роль Ь в этих словах? (Он смягчает согласный звук)

- Скажите, так есть ли еще какие – нибудь буквы, которые обозначают мягкость согласного звука? (Да)

- Чем же необходимо дополнить нашу схему? Какую букву поставим вместо вопросительного знака? (Мягкий знак)  

- Кто понял, какова же тема урока? (Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука)

- Что мы должны знать по этой теме?

ЗНАТЬ:

• правило обозначения мягкости согласного звука на письме на конце слова                                

УМЕТЬ:

• применять изученное правило на практике;

• сопоставлять слова с твердыми и мягкими согласными на конце.

 

Учебный диалог

Самоосмысление

Самовыражение

Дверь

Лось

Гусь

Фронтальная работа с доской

Самоосмысление, самовыражение и самоутверждение

УЭ 2

Работа над новой темой

УЭ 2.0.

Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.

УЭ 2.1.

Сделайте вывод: как же обозначить мягкость согласного звука на конце слова?

- Давайте проверим, а правильно ли мы сделали вывод?  

- Откройте учебник на стр. 68, найдите правило.  Прочитайте его и сравните с вашими выводами.

- Один ученик читает рассуждение по учебнику.

- Таков ли он?

Вывод

Работа с учебником над правилом.

Учащиеся индивидуально читают правило и делают вывод, что их вывод совпадает с выводом автора учебника

УЭ 3

Первичное закрепление

УЭ 3.0.

Цель: установить правильность и осознанность усвоения нового материала

УЭ 3.1.

- Предлагаю применить новые знания на практике.

- К вам на урок поучиться и поработать над новым материалом пришли сказочные герои – Буратино и Карлсон. Буратино принес сюрприз. Напечатал слова и доволен. Он думает, что мы их не прочитаем:

    УГОЛ    

    МЕЛ    

    ЕЛ    

    БРАТ    

    СТАЛ    

    ШЕСТ

- Ребята, мы можем их прочесть? (Да)

- Давайте хором прочитаем.

- Все ли слова вам понятны?

- Карлсон решил проучить Буратино. Как только тот отвернулся, он дописал в словах букву. Все слова Буратино исчезли и появились другие.

- Посмотрите, какие это слова.

   

    УГОЛ                        УГОЛЬ  

    МЕЛ                          МЕЛЬ        

    ЕЛ                              ЕЛЬ    

    БРАТ                         БРАТЬ  

    СТАЛ                        СТАЛЬ

    ШЕСТ                       ШЕСТЬ

- Сравните группы слов.

- Что изменилось? (Смысл слов, последние звуки первого столбика твердые, а второго – мягкие)

- Назовите звуки на конце слов первого и второго столбика.

- А какая же буква помогла изменить и смысл слов и твердость согласных звуков? (Мягкий знак)

- Так какую же роль выполняет мягкий знак в словах? (Смягчает согласный звук)

- С какой целью выполняли задание? (Умение сопоставлять слова с твердыми и мягкими согласными на конце)

Самоосмысление, самовыражение и самоопределение.

Учебный диалог

Подведение итогов и коррекция

УЭ

3.2

Работа в паре постоянного состава.

- А вы хотели бы выполнить задание самостоятельно.

- Предлагаю поработать в паре.

- Возьмите алгоритм. Повторите его.

- Возьмите карточку.

- Прочитайте задание.

- Проведите взаимодиктант с объяснением.  

Карточка 1:

Карточка 1:

I вариант

II вариант

Задание: «Спрячь мягкий знак в середину»

Задание: «Спрячь мягкий знак в середину»

Пень - …

Окунь - …

Огонь - …

День - …

- Что получилось? (Пеньки, окуньки, огоньки, деньки)

- Какая же орфограмма встретилась в словах?

(Правописание мягкого знака в середине слова)

- Какое умение отрабатывали? (Умение писать слова с мягким знаком)

- Что помогло выполнить задание?

- Кому было легко выполнять задание?

- Кому трудно?

- С какой целью выполняли работу? (Закрепить правописание слов с мягким знаком в середине)

Самоосмысление, самовыражение и самоутверждение через работу в паре постоянного состава.

Взаимопроверка

Контрольная пара работает у доски

Учащиеся самостоятельно делают вывод

УЭ 3.3.

Игра «Лото»

- А сейчас мы проверим, кто из вас самый внимательный.

- У вас на партах лежат слова. Прочитайте их.

- Дело в том, что из пословиц пропали слова. А вот у кого они находятся, нам и предстоит выяснить.

- Прочитайте пословицы.

… год кончает, зиму начинает.

… году начало, зиме середина.

… раз …, а один отрежь.

- Какие слова пропали? (Декабрь, январь, семь, отмерь)

- Как понимаете смысл пословиц?

- Встретились ли в пословицах слова на изучаемую орфограмму? (Да)

- Как обозначили мягкость согласного звука на письме? (Мягким знаком)

- Назовите слова, которые встретились в пословицах и связаны с темой нашего урока.

Учебный диалог

Развитие орфографической зоркости

Подведение итогов игры

УЭ 3.4.

Проверка обучаемости

- Мне тоже хотелось бы проверить, все ли усвоили новую тему.

- Давайте еще раз прочитаем тему нашего урока.

- Возьмите карточку №2.

- Прочитайте цель:

Цель: проверить свои знания по теме урока.

- Какое задание нужно выполнить? (Измени слово так, чтобы оно обозначало один предмет).

- Поставьте себе прогностическую оценку (+, ?)

Карточка 2:

Карточка 2:

I вариант

II вариант

Задание: измени слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Задание: измени слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Лоси - ___________

Голуби - ___________

Цепи - ___________

Зверьки - ___________

Тюлени - ___________

Лебеди - ___________

Метели - ___________

Угольки - ___________

- Кто затруднялся при выполнении теста?

- А кому было легко?

- Чем пользовались при выполнении задания?

- У кого прогностическая оценка совпала с самооценкой?

Самостоятельная работа.

Самоутверждение

Проверка: сверка с «образцом» учителя. Каждый ученик проверяет индивидуально.

Развитие орфографической зоркости

Подводится итог, выясняются ошибки и проводится коррекция

УЭ 3.5.

Работа в группе.

- Предлагаю поработать в группе.

- Объединитесь в группы.

- Выберите консультанта, который прочитает цель работы и задание.

Цель: проверить умение писать слова с изученной орфограммой.

Задание: разгадай кроссворд.

1 и 3 группа:

Б

А

Х

А

З

А

Р

А

С

А

Задание:

1. Небольшое помещение для мытья.

2. Способ передвижения.

3. Яркое освещение горизонта неба.

4. Рисунок на кости, дереве.

5. Случайное стечение событий в жизнь человека.

2 и 4 группа:

М

М

М

М

М

Задание:

1. Ходит дворник с метлой,

    Пометает снега –

    Запылил белой мглой

    И поля и луга.

2. Овощ.

3. Она – девочка, он - ….

4. Кто в лесу глухом живет,

    Неуклюжий, косолапый?

    Лапой ест клубнику, мед,

    А зимой сосет он лапу.

5. Стол, стул, кровать – это ….

- Какое умение отрабатывали? (Умение правильно писать слова с мягким знаком)

- Что помогло выполнить задание? (Знание правила)

Самоосмысление, самовыражение и самоутверждение через работу в группе.

Проверка устно

Банька

Ходьба

Зорька

Резьба

Судьба

Метель

Морковь

Мальчик

Медведь

Мебель

Учащиеся самостоятельно делают вывод

УЭ 4

Итог урока

УЭ 4.0

Цель: подвести итог урока.

- Над какой темой сегодня работали на уроке?

- Что же мы знаем теперь по данной теме?

- А что умеем?

- Кому было трудно на уроке?

- В чем заключалась трудность?

- А кому было легко и интересно?

Самовыражение

Самовывод итога урока

Работа с цветовыми сигналами

УЭ 5

Информация о домашнем задании

УЭ 5.0

Цель: предложить учащимся самовыбор домашнего задания.

- Выберите домашнее задание из предложенных.

Упражнения учебника стр. 69

Составила:                                          С. В. Бондаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Учебное занятие по русскому языку "Имя собственное"

Учебгое занятие по русскому языку  по теме "Имя собственное" проведено на основе произведений К.И.Чуковского...

Разработка учебного занятия по русскому языку "Корень - значимая часть слова"

Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова», научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Конспект учебного занятия по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах"...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Тема:"Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова"...