Сценарный план урока Суффикс как часть слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Сценарный план урока по русскому языку "Суффикс как чась слова", 2 класс, УМК " Школа 21 века"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 2 «Б»
Дата проведения: 28.11.2017г.
Учитель: Казинникова Людмила Анатольевна
Тема: Суффикс как часть слова
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова; способствовать развитию умения определять функции, значение и местонахождение суффикса в слове.
Задачи урока:
Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.
Развивающие: развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
Воспитательные: привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: на уроке используется интерактивная доска, презентация для иллюстрации некоторых упражнений, раздаточный материал.
Планируемые результаты (предметные): наблюдают за языковым материалом. Определяют функции, значение и местонахождение суффикса в слове.
Личностные результаты: оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев; ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы.
Р – составляют план и последовательность действий.
К – строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы.
Основное содержание темы, понятия, термины: суффикс как часть слова, функции, значение и местонахождение суффикса в слове.
Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Технологии: элементы проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ, использование здоровьесберегающих технологий.
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование универсальных учебных действий |
1. Мотивация учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Взаимное приветствие. -Прозвенел звонок, начался урок. На уроке тишина Нам особенно нужна. Уходите, разговоры В вестибюли, в коридоры. Нам урок пора начать И заданья выполнять. - Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. Садитесь. - Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи. | Взаимное приветствие | Личностные: самоопределение к учебной деятельности |
2. Чистописание | Индивидуальная. Работа в парах. Практический. | - Откройте тетради, подпишите число, классная работа. Обозначьте карандашом опасные места. - Эпиграфом нашего урока будут слова: Я умею думать, я умею рассуждать. Новые знания легко открывать! - Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш, ш», обратите внимание на параллельность наклонных линий и соразмерность элементов. - Поменяйтесь тетрадями, подчеркните зеленым карандашом лучшую букву у соседа, затем пропишите в своей тетради буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой. - Расскажите об этой букве. | прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 3 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой. | Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков |
3. Актуализация знаний. Выявление затруднений в выполнении задания. | Фронтальная. Работа в парах. Словесный. | - Отгадайте загадку. Есть большой и светлый дом, Почемучек много в нём. И пишут они, и считают, Читают, творят и мечтают. (Школа) - Как называют мальчика, который посещает занятия в школе? Прежде чем ответить, подумайте. Это однокоренное слово слову школа. (школьник) - Как называют девочку, которая ходит в школу? (школьница) - Что вы можете сказать об этих словах? - Почему? (один корень, близкие по значению) -Запишите эти слова в тетрадь через запятую. Разберите слова по составу. - Что вы заметили? | - отгадывают загадки, называют слова-подсказки, которые помогли найти верный ответ Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение. - Различия в составе и оттенке значения. - Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания - Между корнем и окончанием есть ещё часть слова, которую мы не знаем как обозначить. | Личностные УУД: самоопределение – система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет/ |
4. Формулирование целей и задач урока | - Как вы думаете, какова цель нашей работы? Какую тайну языка мы сегодня откроем? - Попробуйте сформулировать основные задачи сегодняшнего урока. А я вам помогу. | - Познакомиться с новой частью слова. Узнать: - как называется новая часть в слове; - как она обозначается; - для чего она нужна. | Личностные УУД: - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет. | |
5. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала. | Фронтальная. Словесный, проблемный. Работа с текстом, Беседа, упражнение Работа с учебником. | Давайте решать эти учебные задачи 1) как называется новая часть слова? -Как мы можем это узнать, где искать ответ? - Откройте учебник на с.107. Прочитайте тему урока «Суффикс как часть слова» Теперь мы знаем как называется новая часть слова. Произнесём ещё раз название этой части слова. -А теперь решим остальные учебные задачи. 2)где она стоит в слове? Работа с упражнением 1 на странице 107 Поупражняемся в образовании слов с помощью суффиксов и понаблюдаем над их значением.
-Прочитайте пары слов. Назовите в словах, обозначающих детёнышей корень и окончание. - Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится? (Ответили на задачу) 3) как она обозначается и для чего служит? - А для того, чтобы узнать, как обозначается новая часть слова, необходимо обратиться к тексту из рубрики «Тайны языка» на с.108. 4) Какова её роль? Так какую же тайну языка мы сегодня открыли? Давайте сделаем вывод : - Вернёмся к словам в начале урока. Можете назвать не выделенную часть?(суффикс) - Как определили? - Где в слове стоит суффикс? - Обозначьте его домиком. - Интересно, а откуда пришло слово «суффикс» и что оно обозначает? Об этом нам расскажет Лыков Олег. Он специально для нас подготовил эту информацию. | Ответ в учебнике Читают название темы - Она находится между корнем и окончанием. - Это суффикс. - Между корнем и окончанием. Читают учебный текст, знакомятся с правилом Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов. Слушают информацию о новом слове «суффикс» | Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков |
6. Усвоение новых знаний и способов действий.
| Работа в парах. Словесный, проблемный. практический. Упражнение Фронтальная работа. Практический. Упражнение. | - Суффикс имеет значение. А знаете ли вы эти значения? Что могут обозначать суффиксы? Вот вам ещё одна учебная задача. - Выполним упражнение из учебника №2 у доски и в тетрадях. - О чём говорят нам суффиксы? - А сейчас выделите суффикс на интерактивной доске и подумайте, какое значение они имеют: Колосок трамвайчик Глазик ветерок Стебелек тортик Диванчик шкафчик Коврик волосок - Для чего нужны суффиксы? - Для чего нужны новые слова? |
Выполняют письменно в тетради с подробным комментированием. Обсуждение и устранение разночтений. - Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе. - У слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их; у слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-. -Эти суффиксы обозначают маленький предмет. -Образуют новые слова. Обогащают русский язык. | Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать одноклассников и учителя. |
7. Физкультминутка | Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка | - А сейчас немного отдохнём. Встаньте из-за парт, выполняем упражнения под музыку. | Работа со словами учителя | Смена деятельности, эмоциональная разрядка, которая возникает во время движения, выполнения физических упражнений, подготовка к восприятию материала |
8.Первичное закрепление. | Работа в парах. Упражнение. Практический | Задание в парах, помощь, контроль. - На партах лежат конверты с заданиями. Образуйте слова с заданными суффиксами. Запишите их в листочки с заданиями. 1 ряд Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист-, -чик- строи _____, плот ______, арт _______, учи ______, двор ______, машин____, груз_______, лёт_______ Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. 2 ряд Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- . Женя – Женечка Миша – Мишенька Аня - ...________________ Алёша - ..._________________________ Света - ..._______________ Федя - ...___________________________ Дима - ...________________ Люба - ...___________________________ Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. 3 ряд Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов - ан-, -ян-, -анин-, -янин-. Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне. А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ , на Земле, то ты ______________ , а мы _________________, в селе, то ты ____________, а мы __________________ . Проверка по эталону (слайд) Вывод: С какой ещё учебной задачей справились? Работу по изучению суффиксов продолжим на следующих уроках. Будем учиться правильно их находить. | - Суффиксы -тель-, -ник-, -ист-, -чик- употребляются в словах, называющих профессии или род занятия людей - Суффиксы -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- имеют уменьшительно-ласкательное значение. Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства. | Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах). Регулятивные УУД: Оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе) |
8. Образование слов с помощью суффиксов | Фронтальная. Практический. Упражнение | Игра «Мячик» - Мячик маленький поймай, Да словечком приласкай. Задание: я бросаю мячик и называю слово. А тот, кто его поймает, должен изменить слово с помощью суффикса, назвав предмет ласково. Дом - … , сад - …, лист - …, холм - …, гном - …, дед - …, дочь - ... | Регулятивные УУД: составляют план и последовательность действий. | |
9. Самостоятельная работа | Индивидуальная. Практический. Упражнение. Оценивание детей. | - У вас на партах лежат карточки №2. В них записан текст. Прочитайте его название. Как он называется? - Что такое колыбельная песенка? - К какому виду (разделу) произведений он относится? - Как надо её читать? Прочитайте. - Выделите уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах. Колыбельная песня Ой ты котенька – коток, Твой пушистенький хвосток Приди, котик, ночевать – Мою деточку качать. | Песенка, которую поют маленьким детям. Напевно, мелодично, ласково. | Регулятивные УУД: Оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе) |
10.Первичный контроль | - Составим кластер На доске карточки со словами: Маленькое слово Часть слова Для образования новых слов Для связи слов в предложении После корня Для обогащения словаря Перед корнем Не имеет значение Имеет значение - Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс. | На доске получается схема: | Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков, делают выводы. | |
11.Домашнее задание дифференцированного характера. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. | - Рассмотрите в учебнике на стр.109 и 110 упр.4 и упр.5. в этих упражнениях похожее задание, вам предлагаются найти суффиксы в некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное? – выберите сами упражнение по вашим силам и запишите в дневник. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Упр. 5 отмечено в учебнике “гирей” - “трудное задание”. | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
12. Рефлексия Создание условий -для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности. | - С какими новыми суффиксами познакомились? -Какие смысловые оттенки они вносят? -Кто остался доволен своей работой? - Дополните предложения. -Покажите «Лесенку успеха», оцените себя. | - Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. -тель, -ник, -ист, -очк-, ечк-. -оньк-, -еньк-, -ищ-. Поднимают руки. | Регулятивные УУД: Оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока "Суффикс как часть слова"
Конспект урока с использованием интерактивной доски 2класс "Суффикс как часть слова".На данном уроке дети знакомятся с новой частью слова в увлекательном морском путешествии....
Разработка урока "Суффикс как часть слова", 2 класс
Урок - открытие новых знаний по программе 2 класса "Начальная школа XXI век"...
Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)
Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...
Конспект урока "Суффикс как часть слова"
УМК "Школа 21 века". Класс: 2. Тип урок: открытие новых знаний....
Сценарный план урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок»
Сценарный план урока по русскому языку в 3 классе по теме : "Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок"...
План урока "Приставка, как часть слова"
план урока в логике системно-деятельностного подхода...
Конспект урока "Суффикс как часть слова" 2 класс
Урок разработан и может быть использован на уроках русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века" (ФГОС)....