Конспект урока "Суффикс как часть слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок разработан и может быть использован на уроках русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века" (ФГОС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_suffiks_kak_chast_slova_2_klass.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

СУФФИКС КАК ЧАСТЬ СЛОВА

Педагогическая
цель

Создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова; способствовать развитию умения определять функции, значение и местонахождение суффикса в слове; содействовать ознакомлению со словарными словами ученик, собака

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий

Планируемые

результаты

(предметные)

Наблюдают за языковым материалом. Определяют функции, значение и местонахождение суффикса в слове

Личностные
результаты

Оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев; ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы.

Р – составляют план и последовательность действий.

К – строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы

Основное содержание темы, понятия, термины

Суффикс как часть слова. Функции, значение и местонахождение суффикса в слове. Ученик, собака

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые умения обучающихся

1.Организационный момент

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А просто руку подними.

– Проверим готовность к уроку

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2.Чистописание

чк чн

Птичка, синичка, скворечник

  • Расставьте ударение в словах, выделите корни.

Вырабатывают каллиграфический почерк

3.Орфографическая минутка

  • Прослушайте четверостишие:

Прилетела к нам синичка,

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

  • Какие знакомые орфограммы вам встретились в словах стихотворения? (Безударная гласная в корне слова – прилетела (полет), окно (окна), нетерпение

Повторяют ранее изученные орфограммы

(терпит); слова с чередованием согл. в корне – синичка (синица), птичка (птица).

4.Развитие речи

  • Является ли это стихотворение текстом?

Овладевают культурой речи

5.Словарная работа

  • Нужен ли скворечник птичке?
  • Определим значение слова "скворечник".

Скворечник – это небольшой деревянный домик, будочка, прикрепленный на шесте, или к дереву. Помогают птицам устроить свои гнёзда и служат укрытием вместо дупла в дереве. Весной — для гнездования, осенью и зимой — когда птицам не хватает корма и нужно теплое место.

Усваивают лексическое значение и правописание слова

6.Синтаксическая минутка

За окном желтогрудые синички клевали из кормушек.

  • - Определите части речи, найдите главные члены предложения, подчеркните.
  • - Расставьте ударения в словах.

Овладение обучающимися структурой предложения. Развивают умение точно употреблять слова в предложении

7.Постановка учебной задачи

  • Обратимся к рубрике "Давай подумаем".
  • Слова школа и скворечник однокоренные, как вы думаете ребята?
  • Назовите общий корень слов.
  • Назовите два различия между словами  школа и школьник. (Школьник – это тот, кто учится в школе, школа – это там, где учится школьник).
  • Как вы думаете, с помощью чего образованы данные слова?
  • Итак, сформулируйте тему урока, учебную задачу (Суффикс как часть слова).

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

8.Усвоение новых знаний и способов действий

  • Выполним упражнение 1 на с.107. Что необходимо сделать? (Прочитать. Назвать однокоренные слова. Найти в словах которые обозначают детенышей животных, корень и окончание)
  1. слоненком, лосенком, орленком, козленком, совенком, лисенком
  2. Назовите в словах ту часть, которая помогла помогла образовать эти слова. Где она находится?
  • Итак, делаем вывод: Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, – это суффикс. Суффикс имеет значение.
  • Выполним упражнение 2 на с.108. Что необходимо сделать? (Дописать ряды слов. Обозначить суффиксы).

волк – волчица – волчонок

тигр – тигрица – тигренок

заяц – зайчиха – зайчонок

  • Итак, какие значения придают словам суффиксы -иц-, -их-, -онок-, – енок-?
  • Верно! Делаем вывод: с помощью суффиксов образуются новые слова.

ФИЗМИНУТКА

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Проговаривают вслух производимые действия, составляющие основу осваиваемой деятельности. Формулируют собственное мнение

9.Закрепление знаний и способов действий

  • Закрепим полученные знания. Выполним упражнение 3 на с. 108. Что необходимо сделать? (Образовать слова с помощью суффиксов -ан-  -ян-  -анин-  -янин-)

Россиянин – россияне, парижанин – парижане, волжанин – волжане, селянин – селяне, землянин – земляне, марсианин – марсиане.

  • Выполним упражнение 4 на с. 109. Прочитайте. Выпишите выделенные слова, обозначающие маленький предмет или ласковое название предмета. На какой вопрос отвечают эти слова? Как они называются?
  1. Кто? – хозяюшка, собачка, мышка
  2. Что? – избушка, лапка
  • Итак, суффиксы -ушк-, -юшк-, -к имеют уменьшительно - ласкательное значение.

Учатся работать по предложенному учителем

плану

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

11.Домашнее задание

– Чему учились на уроке?

– Как вы оцените свою работу на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– Что получилось хорошо?

– Над чем следует поработать?

Упражнение 5 на с.110. Поясню содержание и способы выполнения домашнего задания.

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики для 4 класса на тему "Нахождение части от числа"

В данной папке конспект урока математики для 4 класса по теме "Нахождение части числа" (учебник Л. Г. Петерсон)...

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения"

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения", составленный по учебнику Иванова С.В....

Конспект урока по математике 4 класс "Таблица умножения числа 8, деление на 8 равных частей"

Урок разработан по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида...

Конспект урока по математике "Отрезок и его части." 1 класс

Познакомить с понятием отрезок. Активизировать знания учащихся о точке, прямых и кривых линиях, замкнутых и незамкнутых....

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Рабочие программы по информатике 3 (часть 1), 3-4 (часть 2), 4 (часть 3) классы А.Л. Семёнов, Т.А. Рудченко

Рабочая программа  3, 3-4, 4 классы А.Л. Семёнов, Т.А. Рудченко (начальная школа)...