Календарно-тематическое планирование - русский язык. УМК "Школа России". 1 класс.
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Календарно-тематическое планирование предмета «Русский язык» разработано для 1 класса общеобразовательной школы на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с требованиями примерной основной образовательной программы ОО, примерной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по русскому языку.

УМК «Школа России». 1 класс


п/п

Кол-во часов

Тема урока

Решаемые проблемы

(цели)

понятие

Дата

Дом. задание

По плану

Фактически

1

2

3

4

5

6

7

8

НАША РЕЧЬ (2 ч)

1

1

Знакомство
с учебником «Русский язык». Наша речь. Русский язык – род-ной язык русского народа

Проблема. О ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? Можно ли применить эти слова к животным? Почему?

Цели: познакомить с учебником, его структурой; дать первоначальное представление о речи, её значении в жизни людей, об основных видах речевой деятельности человека; совершенствовать умение списывать предложения

Язык, речь, русский язык

2

1

Язык и речь, их значение в жизни людей

Проблема. Что легче и проще – слушать? Говорить? Читать? Писать?

Цели: дать первоначальное понятие об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения

Родной язык, язык русского

народа, устная и письменная речь

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ДИАЛОГ (3 ч)

3

1

Общее представление о тексте и предложении

Проблема. Любую ли речь, любое ли речевое высказывание мы будем называть текстом? Почему? Что мы назовём текстом?

Цели: дать общее представление о тексте и предложении как единицах речи; проверить знания детей о правилах оформления предложений на письме

Текст, предложение, словарные слова

4

1

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации. Оформление предложений

Проблема. Как  в устной речи выделяются предложения и как они оформляются в письменной речи?

Цели: организовать наблюдения над тем, как меняется значение предложений в зависимости от цели высказывания, логического словесного ударения, интонации; дать первое представление о диалогической речи и правилах её оформления на письме

Точка,
вопроси-тельный, восклицательный знаки, диа-лог, схема предложения

 

 

в устной и письменной речи. Диалог

5

1

Упражнение в составлении предложений и текста

Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно составить предложение? Текст?

Цели: дать первоначальное представление о том, как составляется из слов предложение, а из предложений текст; развивать умение составлять предложение и текст

Границы предложения, смысловая связь пред-ложений

в тексте

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (4 ч)

6

1

Слово. Роль слов

в речи

Проблема. Для чего нужны слова?

Цели: дать представление о сло-ве как единице речи; познакомить с некоторыми тематическими группами слов

Слово, обобща-

ющее

слово

7

1

Слова – названия предметов

явлений, признаков и действий предметов

Проблема. Что могут называть слова?

Цели: учить различать предме-ты, признаки и действия предметов и слова, обозначающие предметы, признаки и действия; учить правильно ставить к словам вопросы; различать слова, обозначающие предметы, признаки и действия, по вопросам

Слова – названия предметов

и явлений, признаков и действий предметов

.

8

1

Слова – названия предметов и явлений, признаков, действий предметов

Проблема. Всегда ли слово называет каждый отдельный предмет?

Цели: учить различать слова – названия предметов и явлений, признаков, действий предметов по значению и вопросу, ставить к словам вопросы, работать
с толковым словарём русского языка

Слова – названия предметов и явлений, признаков
и действий предметов, толковый словарь

9

1

Вежливые
и ласковые слова. Однозначные и многозначные слова. За-

гадки русс-ких слов

Проблема. Какие слова мы называем «вежливыми»? Сколько значений может быть у слова?

Цели: учить употреблять вежливые и ласковые слова в речи; формировать представление
о многозначных и однозначных

словах; познакомить со слова-рём близких и противоположных по значению слов; составлять текст по рисунку и опорным словам

Вежливые слова, однозначные, многознач-ные слова, близкие

и противо-положные по значению слова

-

СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ (6 ч)

СЛОВО И СЛОГ (2 ч)

10

1

Слог как часть слова. Слогообразу-
ющая роль гласных

Проблема. Как определить, сколько в слове слогов?

Цели: уточнять представления о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; учить определять количество слогов в слове; обогащать лексику; развивать умение составлять предложения из данных слов по рисунку

Слог, слогообразующая роль  гласных, деление слов

на слоги

11

1

Выделение слогов

в слове

Проблема. Любой ли звук может образовать слог? Какие слова не делятся на слоги?

Цели: совершенствовать умения выделять слоги в слове разными способами, соотносить

с его слоговой схемой; учить правильно писать словарные слова, составлять предложения и текст по рисунку

Слог, сло-гообразу-ющая роль гласных, деление слов на слоги, словарные слова

ПЕРЕНОС СЛОВ (2 ч)

12

1

Правила переноса слов (первое представление): паро-ход, зво-нок

Проблема. Как перенести слово с одной строки на другую?

Цели: познакомить с правилом

переноса слов по слогам; формировать умение переносить слова с одной строки на другую; повторить написание словарных слов

Правила переноса слов, словарные слова

13

1

Перенос слов (ос-

новные правила). Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа

Проблема. Чем различается деление слов на слоги и для переноса?

Цели: познакомить со словами, которые нельзя переносить
с одной строки на другую; формировать умение правильного переноса слов; развивать творческое воображение через создание сравнительных образов

Правила переноса слов, непереносимые слова, сравнение

УДАРЕНИЕ (2 ч)

14

1

Ударение. Ударные

и безударные слоги

Проблема. Как определить ударение в слове?

Цели: уточнить представления об ударении, ударном и безудар-ном слогах; познакомить с орфографическим словарём, учить правильному произношению слов, развивать умение определять в слове ударный слог; находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове

Ударение, ударные
и безударные звуки, слоги, орфоэпический словарь

 

15

1

Ударение. Словообразующая роль ударения

Проблема. Может ли влиять ударение на смысл слова?

Цели: дать представление
о словообразующей роли ударения; развивать умения правильно произносить слова, определять ударение в слове; учить различать части текста; познакомить с орфоэпическим словарём

Скороговорка, орфоэпический словарь, словообразующая роль ударения, омографы

ЗВУКИ И БУКВЫ (34 ч)

ЗВУКИ И БУКВЫ (2 ч)

16

1

Звуки

и буквы

Проблема. Как обозначаются звуки речи на письме? Чем отличаются звуки от букв?

Цели: дать общее представление о звуках и буквах русского языка, о различении звуков
и букв; развивать умения правильно произносить звуки
и называть буквы

Звук, бук-ва, устная, письменная речь

17

1

Звуки

и буквы. Звуковая запись слов

Проблема. В какой речи мы используем звуки, а в какой – буквы?

Цели: дать первоначальное представление об условном обозначении звуков речи в звуковой записи слов; учить сопоставлять звуковые и буквенные записи слов, различать звуки в услышанном слове и правильно обозначать звуки буквами

Словарные слова, условные звуковые обозначения слов

РУССКИЙ АЛФАВИТ, ИЛИ АЗБУКА (2 ч)

18

1

Русский алфавит,
или азбука

Проблема.  Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?

Цели: познакомить с алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; упражнять в запоминании названия букв и порядка букв в алфавите; развивать умение пользоваться алфавитом

Алфавит, азбука, правильное название букв

 

19

1

Алфавит,
или азбука

Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно, в алфавитном порядке, записывать буквы, слова?

Цели: отрабатывать умения правильно называть буквы алфавита, определять место буквы в алфавите, записывать слова

в алфавитном порядке, находить слова в словарике учебника

Словарь, алфавитный порядок, орфографический словарь

.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч)

20

1

Буквы, обозначающие гласные звуки

Проблема. Как различать гласный звук среди других звуков

в слове?

Цели: показать слогообразу-

ющую и смыслоразличительную роль гласных звуков, закрепить знания о гласных звуках и буквах, развивать умение различать гласные по их характерным особенностям, правильно произносить гласные звуки

Гласный звук, буква, слогообразующая

и смыслоразличи-тельная роль гласных звуков

21

1

Буквы е, ё, ю, я и их функции

в слове

Проблема. Какую «работу» выполняет в слове буква, обозначающая гласный звук?

Цели: совершенствовать знания о гласных звуках, роли букв для гласных в слове; учить проводить наблюдения над смыслоразличительной функцией гласных в слове, распознавать гласные среди других звуков в слове, рассуждать по предложенной теме

Функции букв е, ё, ю, я, сло-варные слова

 

 22

1

Слова

с буквой э. Составление развернутого ответа на вопрос

Проблема. Что мы знаем о словах с буквой э?

Цели: познакомить со словами с буквой э; показать, что словарь русского языка включает слова, заимствованные из других языков; развивать умение различать звук [э] и обозначать его на письме буквой э; состав-лять развернутый ответ на вопрос по содержанию сказки

Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»

Заимствованные слова, толковый словарь

УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (5 ч)

23

1

Ударные
и безударные гласные звуки

Проблема. Когда надо проверять написание гласной буквы

в слове? Как это сделать?

Цели: уточнять представления об ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные

в ударных и безударных слогах; провести наблюдение над произнесением и написанием ударных и безударных гласных

в слове

Ударные

и безударные гласные, памятка

 

 

24

1

Наблюдение над обозначением гласных звуков

буквами в ударных и безударных слогах (общее представление)

Проблема. Каким способом можно подобрать проверочное слово для проверки безударной гласной?

Цели: провести наблюдения

над соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и возможным несоответствием гласного звука и буквы в безударном слоге; учить одному из способов проверки написания гласной буквы в безударном слоге, подбирать проверочное слово для обоснования написания гласной в безударном слоге

Проверочное слово, проверя-
емое слово, двус-

ложные и односложные слова, безударный слог

25

1

Обозначение гласных звуков буквами
в ударных
и безударных слогах

Проблема. В каких случаях написание гласной надо проверять? Почему?

Цели: учить правильному обозначению гласных звуков в ударных и безударных слогах; развивать умение подбирать провероч-ное слово разными способами и обосновывать правильность написанного; соотносить заголовок с рисунком; составлять по рисунку предложения; познакомить с орфографическим словарём

Ударный

и безударный слоги, форма слова, проверочное

и проверяемое слова, орфографический словарь

26 

1

Обозначение гласных звуков буквами
в ударных
и безударных слогах двуслож-

ных слов

Проблема. Всегда ли можно проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук?

Цели: учить писать двусложные слова с безударной гласной, проводить наблюдения над написанием гласной в одинаковой

части однокоренных слов, обосновывать правильность написания безударной гласной

Словарные слова, форма слова, проверочное и проверяемое слова

27

1

Правило обозначения буквой ударного гласного звука в двусложных словах. Проверочный диктант

Проблема. Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании гласной в безударном слоге?

Цели: учить подбирать проверочное слово, обосновывать написание проверяемой и не проверяемой ударением гласной

в безударном слоге двусложных слов, работать с орфографическим словарём

Способы проверки безударных гласных, общая часть слов

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч)

28

1

Буквы, обозначающие согласные звуки

Проблема. Как различить согласные звуки в слове?

Цели: проверить знания об особенностях согласных звуков; уточнить способы различения согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове

Согласный звук, буква, признаки согласного звука, рифма

 

 

29

1

Согласные звуки

и буквы. Слова

с удвоенными согласными

Проблема. Чем интересны слова с двойными согласными? Как можно переносить эти слова?

Цели: развивать умения различать согласные звуки в слове, обозначать их буквами; познакомить со словами с удвоенными согласными, способом переноса слов (ван-на, кас-са)

Слова
с удвоенными согласными, перенос слов, словарные слова

30

1

Буквы

й и и. 

Звуки [й’]
и [и]

Проблема. Чем различаются звуки [и] и [й’]? Почему звук

[й’] не образует слог?

Цели: воспроизвести знания
о звуках [й’] и [и]; учить различать согласный звук [й’] и гласный звук [и], совершенствовать умение обозначать эти звуки буквами, составлять слова

из слогов, в одном из которых есть звук [й’], определять способы переноса слов с буквой

«и краткое»

Словарные слова, толковый словарь, перенос слов, форма слова

ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч)

31

1

Твёрдые
и мягкие согласные звуки

Проблема. Как обозначается

на письме твердый и мягкий согласный звук?

Цели: развивать умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки в слове; обобщить знания об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных

Твёрдые

и мягкие согласные звуки, буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков

32

1

Парные твёрдые

и мягкие согласные звуки

Проблема. От чего зависят твердость и мягкость согласных звуков в слове?

Цели: учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове, воспроизводить знания о парных и непарных по твёрдости–мягкос-ти согласных звуках, а также о ро-ли букв е, ё, ю, я в слове, правильно обозначать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки

Парные твёрдые
и мягкие согласные звуки, словарные слова

33 

1

Твёрдые
и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме

Проблема. Чего больше – твердых и мягких согласных звуков или букв, обозначающих эти согласные звуки?

Цели: развивать умения обозначать буквами твёрдые и мягкие согласные звуки; обосновывать

написание слов на изученные правила; различать роль букв е, ё, ю, я в слове

Звуковая запись слова, интонация

МЯГКИЙ ЗНАК КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА (3 ч)

34

1

Мягкий знак.

Роль мягкого знака в слове

Проблема. Как на письме обозначается мягкость (твердость) согласных звуков?

Цели: показать роль мягкого знака в слове; развивать умение различать на слух и зрительно слова с мягким согласным в конце и середине слова перед другим согласным, обозначать мягкость согласного в конце слова мягким знаком

Мягкий знак – по-казатель мягкости, кроссворд

35

1

Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце и середине слова

Проблема.  Какими буквами обозначается мягкость согласного на письме?

Цели: развивать умение обозначать на письме мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком, объяснять правила переноса слов с мягким знаком

Обозначение мяг-кости согласного на письме, перенос слов

36

1

Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Восстановление текста

с нарушенным порядком предложений

Проблема. Как подобрать заголовок к тексту?

Цели: учить обозначать мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком; развивать умение устанавливать последовательность предложений в тексте, подбирать к тексту заголовок; обогащать лексику словами-названиями качеств

и свойств человека

Деформи-рованный текст, порядок предложений в тексте, заголовок, качества человека

СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ (5 ч)

37

1

Звонкие

и глухие согласные звуки в конце слова

Проблема. Как различить глухие и звонкие согласные звуки

в слове?

Цели: знать способы различения согласных звуков; учить наблюдать над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков, дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки

Глухие
и звонкие согласные звуки

38

1

Парные звонкие

и глухие согласные

Проблема. Почему не всегда легко обозначить буквой парный согласный в конце слова?

Цели: познакомить со способом обозначения буквой парного согласного в конце слова; учить различать парные звонкие

и глухие согласные, наблюдать за произнесением парных звонких согласных в конце слова

Парные
и непарные глухие

и звонкие согласные звуки

39

1

Особенности проверочных

и проверяемых слов для согласных (об-щее представление)

Проблема. Каким способом можно проверить написание буквы, обозначающей парный согласный звук в конце слова?

Цели: познакомить с особенностями проверочного и проверяемого слов, со способом обозначения буквой парного согласного в конце слова, с этимологическим словарем русского языка; учить различать проверочное и проверяемое слова

Этимологический словарь, проверочные и про-веряемые слова для согласных

40

1

Упражнения в написании слов с парным согласным звуком

в конце слов

Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно обозначить буквой парный согласный

в конце слов?

Цели: развивать умение распознавать в слове парный согласный, требующий проверки; учить обозначать парный согласный буквой

Словарные слова, проверочные
и проверяемые слова для согласных

41

1

Упражнения в написании слов с парным согласным звуком

в конце слов

Проблема. Расходится ли произношение непарных согласных звуков в конце слов с их обозначением на письме?

Цели: развивать умение правильно обозначать буквой согласный звук в конце слов; провести наблюдение над правописанием гласных и согласных в одинаковой части однокоренных слов

(без введения термина); проверить умение пользоваться приобретёнными знаниями при письме; учить рассматривать рисунок и составлять по нему текст

Омофоны, «тире», ди-алог, слова, противоположные по значению, текст

ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ч)

42

1

Буквы шипящих согласных звуков. Проект «Скороговорки»

Проблема. Что такое шипящие согласные звуки?

Цели: учить наблюдать особенности произношения шипящих звуков, различать шипящие звуки среди других звуков; развивать навык правильного написания слов с изученными орфограммами, умение составлять текст по рисунку и отвечать на вопросы по содержанию рисунка

Шипящие согласные звуки, сло-варные слова, скороговорка

БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧН, ЧК, ЧТ (1 ч)

43

1

Правописание слов с буквосочетаниями чн, чк, чт

Проблема. Почему надо запомнить написание буквосочетаний чн, чк, чт?

Цели: учить правильно произносить слова с шипящими звуками; познакомить с правилом написания слов с буквосочетаниями чн, чк, чт; учить правильно обозначать буквами слова с буквосочетаниями чн, чк, чт и с мягким согласным звуком в конце и середине слова перед согласным

Буквосочетания, рифма, словарные слова

БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ (3 ч)

44

1

Правописание слов с сочетаниями жи–ши

Проблема. Почему написание гласных букв после шипящих надо запомнить?

Цели: уточнять знания о написании слов с сочетаниями жи– ши, ча–ща, чу–щу и других изученных правилах письма; объяснять, почему в сочетаниях

жи–ши написание гласной

и надо запомнить; учить писать слова с сочетаниями жи–ши

Буквосочетания, словарные слова, один предмет, много предметов

45

1

Правописание слов с сочетаниями 

ча–ща,

чу–щу

Проблема. Почему в сочетаниях ча–ща, чу–щу пишутся гласные а, у?

Цели: уточнять знания о написании слов с сочетаниями ча–ща, чу–щу, объяснять, почему

в этих сочетаниях написание гласных а и у надо запомнить; учить писать слова с сочетаниями ча–ща, чу–щу

Скороговорка, буквосочетание, предложение

46

1

Правописание слов

с сочетаниями 

жи–ши,

ча–ща,

чу–щу.

Проверочный диктант

Проблема. Какие секреты письма вы для себя открыли?

Цели: проверить знания о написании слов с изученными орфограммами; учить составлять текст на определённую лингвистическую тему

Буквосочетание, звуковой разбор слова, диалог, вежливые слова

ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ (3 ч)

47

1

Заглавная буква

в именах,

фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок

Проблема. Какие слова надо писать с заглавной буквы?

Цели: уточнить и обобщить

знания о написании слов с боль-шой (заглавной) буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказки; учить применять эти знания на практике

Заглавная буква, фа-милия,

имя, отчество, название города, топонимы, словарные слова

48

1

Заглавная буква

в именах собственных

Проблема. Что надо знать

о написании имён собственных? Как подбирают кличку животному?

Цели: развивать умение правильно писать имена собственные, познакомить с правилами употребления в речи форм обращения к собеседнику; учить различать слова-названия животных и слова-клички животных, составлять из предложений текст

Полное, краткое имя, кличка, геогра-фические названия, омофоны

49

1

Заглавная буква

в именах собственных.

Проект «Сказоч-

ная страничка»

Проблема. Какие секреты вы открыли, изучая тему «Заглавная буква в словах»?

Цели: совершенствовать умение писать слова с заглавной буквы, составлять текст по рисунку

 

Заглавная буква, русская народная сказка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование. русский язык ФГОС 2 класс

пояснительная записка + поурочно-тематический план...

календарно- тематическое планироование уроков русского языка для 3 класс по УМК "Школа России".

предлагаю тематическое планирование, расписанное со всеми метапредметными и предметными результатами....

Рабочая программа и календарно-тематический план уроков русского языка во 2 классе. В.П.Канакина.УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету  «Русский язык»  для 2 класса  МКОУ Куйбышевская общеобразовательная  школа разработана в соответствии с основными положениями федерального государств...

Календарно-тематический план по русскому языку для 3 класса

Календарно-тематический план для 3 класса по русскому языку для тувинских школ...

Календарно-тематическое планированиек по русскому языку для 4 класса , "Школа России"

Рабочие программы, включающие пояснительную записку и календарно-тематическое планирование, по русскому языку и литературном у чтению для 4 класса по УМК "Школа России"....

Календарно-тематическое планирование "Русский язык", "Школа России", 3 класс

Контрольно-тематическое планирование предмета "Русский язык". ОС "Школа России". 3 класс....