Изменение по родам глаголов прошедшего времени
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель урока:
- познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Изменение по родам глаголов прошедшего времени».
Цель урока:
- познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.
2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Развивающие:
Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение.
Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
Совершенствовать орфографические навыки.
Воспитательные:
Воспитывать внимание, усидчивость.
Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- находить суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени
Личностные:
проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
понимает причины успеха в учебной деятельности
Метапредметные УУД:
Регулятивные
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
Познавательные
использовать знако-символические средства при выделении суффикса;
делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составлять алгоритм под руководством учителя;
Коммуникативные
слушать и понимает речь других;
учиться работать в паре.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, ребята! Рада всех поприветствовать.
Меня зовут Кристина Анатольевна и сегодня, урок русского языка ребята, проведу у вас я.
- И я вам предлагаю провести урок в виде игры-квест. Кто-нибудь знает, что такое квест?
Квест – это игра, смысл которой заключается в том, чтобы выполнить задания и прийти к поставленной цели.
- Ну что, приступим?
Квест в переводе с англ. –приключенческая игра
Психологическая подготовка.
Сегодня прекрасный день! Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнемся друг другу и пусть этот урок станет для вас незабываемым приключением с открытием новых знаний и радостью общения.
Для начала мы откроем тетради и запишем число (19 апреля), классная работа, на что надо обратить внимание при написании слова классная?
Дыхательная гимнастика.
- Ребята, у меня есть письмо, здесь написано, что вам необходимо закрыть глаза, представить перед собой свечу и на счет 3 её задуть. Наберем в грудь «побольше» воздуха и задуем воображаемую свечу, 1,2,3.
-(Голос за кадром) Приветствую вас, мои дорогие друзья! Я Смотритель кабинета. Задув свечу, вы начали игру. Я намертво запер двери этого кабинета. Теперь, чтобы отворить дверь, вам необходимо будет выполнить задания, которые я для вас подготовил. Будьте внимательны и поторопитесь, ведь время у вас ограниченно. Желаю удачи!
2. Актуализация знаний.
- Ребята, а еще нам передали план-схему, в которой описывается наше передвижение и выполнение заданий. И вот, что здесь сказано о нашем первом задании.
Словарная работа. (Работа в парах)
«Одна голова хорошо, а две лучше», поэтому работая в паре раскройте секрет конверта № 1.
-Ребята, давайте откроем конверт и посмотри, что же в нем.
* Разгадай загадки и запиши отгадки.
Стоит на крыше Всех труб выше. | Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками. | Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через два К. И мяч, и шайбу, клюшкой бей, а называюсь я | Не спеши мы на работу, Отсыпаемся в |
Антенна а…..а | Троллейбус т……..с | Хоккей х…. й | Суббота с…..а |
-Давайте проверим, что же у вас получилось. Назовите отгадку на первую загадку(антенна), на вторую(троллейбус), на третью(хоккей) и на четвертую(суббота).
- Во всех этих словах есть непроверяемое написание, значит все эти слова можно назвать …….(словарными).
- Теперь эти словарные слова запишем в тетрадь. (Словарь: антенна, троллейбус, хоккей, суббота).
(Несколько учащихся записывает на доске, и выделяют орфограммы).
-Молодцы, ребята, вы замечательно справились с этим заданием, но нас уже поджидает другое.
3.Сообщение темы урока. СЛАЙД №1!!!!!!
Проблемный диалог.
Нам необходимо определить тему урока.
Обратите внимание на экран, здесь представлены опорные слова, мы должны догадаться, что за часть речи спрятана за ними.
Опорные слова:
-что делать?
- действие предмета
- ти,ть,чь
- время, число
- суффикс л
-Совершенно верно, это глагол (табличку «глагол» повесить на доску)
- Давайте вспомним, что же мы уже знаем о глаголе: СЛАЙД №2!!
-Глагол – …….часть речи
-Глаголы отвечают на вопросы……..что делать? что сделать?
-Глаголы обозначают……….действие предмета
СЛАЙД №3!!
-Глаголы изменяются по ………временам, числам, родам
- Глаголы в настоящем времени обозначают действие, которое…..
- Глаголы в будущем времени обозначают действие, которое…..
- Глаголы в прошедшем времени обозначают действие, которое…..
-Отлично ребята! Вы так замечательно справились с заданием, поэтому я уверенна, что нам удастся открыть двери.
-Время неумолимо бежит, поэтому нам необходимо переходить к следующему заданию.
Все внимание на экран. СЛАЙД №4,5!!
-Прочитайте, назовите глаголы, определите, какой глагол лишний.
Зима недаром злится,
Прошла её пора.-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
(Лишний глагол- прошла, так как он в прошедшем времени.)
-Значит, сегодня на уроке мы будем говорить о глаголах прошедшего времени (табличку «прошедшее время» повесить на доску), но это еще не все.
Для того, чтобы до конца понять какова тема нашего урока, откройте конверт №2.
4.Совместное открытие «Новых знаний». (Работа в парах)
- В нем таблица, работая в паре, заполните её и выделите окончания глаголов прошедшего времени.
глагол | Прош.вр. ед.ч. м.р. | Прош.вр. ед.ч. ж.р. | Прош.вр. ед.ч. ср.р. | Прош.вр. Мн.ч |
ходить | ходил | ходила | ходило | ходили |
играть | играл | играла | играло | играли |
- В таблице вам предлагают изменить слова в каком числе (ед.ч и во мн.ч) (табличку «ед.ч и мн.ч» повесить на доску)и в каком роде (м.р., ж.р., ср.р.) (табличку «м.р., ж.р., ср.р.» повесить на доску)
- Какой вывод вы можете сделать?
- В КАКОМ ЧИСЛЕ ПРОИСХОДЯТ ИЗМЕНЕНИЯ?
(Глаголы прошедшего времени изменяются по родам)
-Значит сегодня на уроке мы будет прослеживать как изменяются…….
Изменение по родам глаголов прошедшего времени. (табличку «с темой» повесить на доску).
- А они изменяются по родам и в ед.ч и во мн.ч.? (Нет, только в ед.ч.)
СЛАЙД №4,5!! Выключить презентацию!!!!!
- Ребята, обратите внимание на экран, у нас следующее задание.
-Проверив стр. 142, узнаешь ход действий своих ты тогда.
-Обрати внимание на символ!
-Если мы составим последовательность чисел получится число 149.
-Что это может означать?
(Это упражнение 149)
-Давайте проверим. Верно, здесь даже тема, которую мы с вами определили.
- Выполнение упр149 по учебнику.
- А теперь мы должны помочь Ане ответить ей на вопрос.
(Потому что глаголы в прошедшем времени изменяются по родам)
-Проверим, правильно ли мы ответили на вопрос Ани, прочитав сообщение от профессора Самоварова.
- А сейчас мы с вами рассмотрим таблицу на стр. 82.
-Что вы заметили?
(Окончания глаголов совпадают с окончаниями вопросов, а еще что в м.р., в ж.р. а, в ср.р. о).
(табличку «с окончаниями» повесить на доску).
-Мы уже многое сделали, и пора бы отдохнуть.
5.Физминутка.
- А сейчас мы с вами выполним упр. 150.
- Внимательно послушайте задание, вам необходимо будет выписать
Один глагол прош.вр в ж.р., один в м.р., один в ср.р.
-На доске записывают ученики по очереди, остальные в тетрадях.
6. Закрепление нового материала.
- Ребята, вы прекрасно справились с этим упражнением и мы движемся дальше.
Поступило сообщение, в котором написано следующее:
«Открой конверт ты №3
И станет ясно на уме, что выполнять теперь тебе».
-Разгадай шифр:
АНРГШДЖ1АГКМБД5РУИЦПЛВ1ПНРВАР
( ЗДЕСЬ ЗАШИФРОВАНО ЧИСЛО 151)
- Что это может означать, как вы думаете?
(Нам необходимо выполнить №151).
-Но перед тем, как приступить к выполнению упражнения, зачитаем сообщение от Совенка. (Зачитывают дети.)
- Что вы заметили, в выделенных окончания у словосочетаний день наступил - утро наступило? (Какого рода сущ. такого же и глагол)
А мы с вами уже знаем, что окончание у глаголов в прошедшем времени, в ед.ч.,
в мужском роде, какое….
- в женском роде (а)
- в среднем роде (о)
-Теперь мы можем выполнить упражнение.
Выпишем сущ+гл (словосочетания, грам.основа)
Ребята, чтобы проверить, как хорошо вы усвоили новый материал, предлагаю выполнить тест.
- Глаголы прошедшего времени изменяются по:
А) числам
Б) родам
В) по падежам
- Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам в:
А) ед.ч.
Б) во мн.ч
В) и в ед.ч. и во мн.ч
- Какое окончание у глаголов женского рода в прошедшем времени?
А) о
Б) а
В) нулевое окончание
4. Какое окончание у глаголов мужского рода в прошедшем времени?
А) о
Б) а
В) нулевое окончание
5. Какое окончание у глаголов среднего рода в прошедшем времени?
А) о
Б) а
В) нулевое окончание
- Вставь окончание и выберите верное утверждение.
Пришл… долгожданная весна.
А) окончание –а-, так как это глагол ж.р.
Б) окончание –о-, так как это глагол ср.р.
В) окончание нулевое, так как это глагол м.р.
Если нет ошибок 5, если одна 4, ну а 3 и2 сегодня мы ставить не будем., это был новый материал. Вы еще подучите этот материал и справитесь в следующий раз со всеми заданиями.
7. Рефлексия.
(Голос за кадром) И снова я. Не ожидал, что вы так хорошо и быстро справитесь с моими заданиями. Но в заключении расскажите, что вы сегодня на уроке делали, используя только глаголы.
(Писали, читали, рассуждали, узнавали новое)
- все эти глаголы, которые вы назвали, в каком времени? (прошедшем)
- а что вы узнали о глаголах прошедшего времени?
(Голос за кадром) Ваши знания и умения разрушили мою силу волшебства и двери кабинета открылись. Оставайтесь такими же умными, целеустремленными, любознательными ребятами. Желаю вам удачи!
- Ребята, если вам понравился урок, похлопайте в ладоши.
- Большое спасибо, мне было приятно с вами работать. Желаю вам успехов в обучении, пусть поставленные вами цели доходят до своего логического завершения. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "«Изменение по родам глаголов прошедшего времени»" 3 класс
Дата: 24.04.2019 ...
Конспект урока "«Изменение по родам глаголов прошедшего времени»" 3 класс
Дата: 25.04.2018 ...
Конспект урока русского языка по теме: "Изменение по родам глаголов прошедшего времени" 3 класс УМК "Перспектива"
План-конспект урока русского языка (3 класс)Тема: Изменение по родам глаголов прошедшего времениЦель: создание условий для закрепления полученных знаний об изменении глаголов по родам в прошедшем врем...
Изменение по родам глаголов прошедшего времени
Конспект урока "Изменение по родам глаголов прошедшего времени". Урок представлен в форме иргы-квест....
Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема: изменение по родам глаголов прошедшего времени
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение по родам глаголов прошедшего времени». Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении глаголов прошедшего времени ...
Конспект урока русского языка «Изменение по родам глаголов прошедшего времени»
Тема: «Изменение по родам глаголов прошедшего времени»Цели деятельности учителя: ознакомление с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты:П...
Конспект к уроку русского языка по теме «Изменение по родам глаголов прошедшего времени». УМК "Перспектива" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Изменение по родам глаголов прошедшего времени». Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении глаголов прошедшего времени и ум...