Изменение по родам глаголов прошедшего времени
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гончар Кристина Анатольевна

Цель урока:

 

- познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc279 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Изменение по родам глаголов прошедшего времени».

Цель урока:

- познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.

2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Развивающие:

Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение.

Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

Совершенствовать орфографические навыки.

Воспитательные:

Воспитывать внимание, усидчивость.

Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.

Планируемые результаты:

Предметные:

- находить суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени

Личностные:

проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу

понимает причины успеха в учебной деятельности

Метапредметные УУД:

Регулятивные

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

Познавательные

использовать знако-символические средства при выделении суффикса;

делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

составлять алгоритм под руководством учителя;

Коммуникативные

слушать и понимает речь других;

учиться работать в паре.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, ребята! Рада всех поприветствовать.

Меня зовут Кристина Анатольевна и сегодня, урок русского языка ребята, проведу у вас я.

- И я вам предлагаю провести урок в виде игры-квест. Кто-нибудь знает, что такое квест?  

Квест – это игра, смысл которой заключается в том, чтобы выполнить задания и прийти к поставленной цели.

- Ну что, приступим?

Квест в переводе с англ. –приключенческая игра

Психологическая подготовка.

Сегодня прекрасный день! Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнемся друг другу и пусть этот урок станет для вас незабываемым приключением с открытием новых знаний и радостью общения.

Для начала мы откроем тетради и запишем число (19 апреля), классная работа,  на что надо обратить внимание при написании слова классная?

Дыхательная гимнастика.

- Ребята, у меня есть письмо, здесь написано, что вам необходимо закрыть глаза, представить перед собой свечу и на счет 3 её задуть. Наберем в грудь «побольше» воздуха и задуем воображаемую свечу, 1,2,3.

-(Голос за кадром) Приветствую вас, мои дорогие друзья! Я Смотритель  кабинета. Задув свечу, вы начали игру. Я намертво запер двери этого кабинета. Теперь, чтобы отворить дверь, вам необходимо будет выполнить задания, которые я для вас подготовил.  Будьте внимательны и поторопитесь, ведь время у вас ограниченно. Желаю удачи!

2. Актуализация знаний.

- Ребята, а еще нам передали  план-схему, в которой описывается наше передвижение и выполнение заданий. И вот, что здесь сказано о нашем первом задании.

Словарная работа. (Работа в парах)

«Одна голова хорошо, а две лучше», поэтому работая в паре раскройте секрет конверта № 1.

-Ребята, давайте откроем конверт и посмотри, что же в нем.

* Разгадай загадки и запиши отгадки.

Стоит на крыше

Всех труб выше.

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу, клюшкой бей, а называюсь я

 Не спеши мы на работу,

Отсыпаемся в

Антенна

а…..а

Троллейбус

т……..с

Хоккей

х…. й

Суббота

с…..а

-Давайте проверим, что же у вас получилось. Назовите отгадку на первую загадку(антенна), на вторую(троллейбус), на третью(хоккей) и на четвертую(суббота).

- Во всех этих словах есть непроверяемое написание, значит все эти слова можно назвать …….(словарными).

- Теперь эти словарные слова запишем в тетрадь. (Словарь: антенна, троллейбус, хоккей, суббота).

(Несколько учащихся записывает на доске, и выделяют орфограммы).

-Молодцы, ребята, вы замечательно справились с этим заданием, но нас уже поджидает другое.

3.Сообщение темы урока.                             СЛАЙД №1!!!!!!

Проблемный диалог.

Нам необходимо определить тему урока.

Обратите внимание на экран, здесь представлены опорные слова, мы должны догадаться, что за часть речи спрятана за ними.

Опорные слова:

-что делать?

- действие предмета

- ти,ть,чь

- время, число

- суффикс л

-Совершенно верно, это глагол (табличку «глагол» повесить на доску)

- Давайте вспомним, что же мы уже знаем о глаголе:                СЛАЙД №2!!

        -Глагол – …….часть речи

        -Глаголы отвечают на вопросы……..что делать? что сделать?

        -Глаголы обозначают……….действие предмета

                                                                                СЛАЙД №3!!

        -Глаголы изменяются по ………временам, числам, родам

        - Глаголы в настоящем времени обозначают действие, которое…..

        - Глаголы в будущем времени обозначают действие, которое…..

        - Глаголы в прошедшем времени обозначают действие, которое…..

-Отлично ребята! Вы так замечательно справились с заданием, поэтому  я уверенна, что нам удастся открыть двери.

-Время неумолимо бежит, поэтому нам необходимо переходить к следующему заданию.

Все внимание на экран.                                                СЛАЙД №4,5!!

                -Прочитайте, назовите глаголы, определите, какой глагол лишний.

                                Зима недаром злится,

Прошла её пора.-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

(Лишний глагол- прошла, так как он в прошедшем времени.)

-Значит, сегодня на уроке мы будем говорить о глаголах прошедшего времени (табличку «прошедшее время» повесить на доску), но это еще не все.

Для того, чтобы до конца понять какова тема нашего урока, откройте конверт №2.

4.Совместное открытие «Новых знаний». (Работа в парах)

 - В нем таблица, работая в паре, заполните её и выделите окончания глаголов прошедшего времени.

глагол

Прош.вр.

ед.ч.

м.р.

Прош.вр.

ед.ч.

ж.р.

Прош.вр.

ед.ч.

ср.р.

Прош.вр.

Мн.ч

ходить

ходил

ходила

ходило

ходили

играть

играл

играла

играло

играли

 

- В таблице вам предлагают изменить слова в каком числе (ед.ч и во мн.ч) (табличку «ед.ч и мн.ч» повесить на доску)и в каком роде (м.р., ж.р., ср.р.) (табличку «м.р., ж.р., ср.р.» повесить на доску)

- Какой вывод вы можете сделать?

- В КАКОМ ЧИСЛЕ ПРОИСХОДЯТ ИЗМЕНЕНИЯ?

(Глаголы прошедшего времени изменяются по родам)

-Значит сегодня на уроке мы будет прослеживать как изменяются…….

 Изменение по родам глаголов прошедшего времени. (табличку «с темой» повесить на доску).

- А они изменяются по родам и в ед.ч и во мн.ч.? (Нет, только в ед.ч.)

                                                                        СЛАЙД №4,5!!                                                         Выключить презентацию!!!!!                

- Ребята, обратите внимание на экран, у нас следующее задание.

                -Проверив стр. 142, узнаешь ход действий своих ты тогда.

                -Обрати внимание на символ!

-Если мы составим последовательность чисел получится число  149.

-Что это может означать?

(Это упражнение 149)

-Давайте проверим. Верно, здесь даже тема, которую мы с вами определили.

- Выполнение упр149 по учебнику.

- А теперь мы должны помочь Ане ответить ей на вопрос.

(Потому что глаголы в прошедшем времени изменяются по родам)

-Проверим, правильно ли мы ответили на вопрос Ани,  прочитав сообщение от профессора Самоварова.

- А сейчас мы с вами рассмотрим таблицу на стр. 82.

-Что вы заметили?

(Окончания глаголов совпадают с окончаниями вопросов, а еще что в м.р.,         в ж.р.  а,   в ср.р. о).

(табличку «с окончаниями» повесить на доску).

-Мы уже многое сделали, и пора бы отдохнуть.

5.Физминутка.

- А сейчас мы с вами выполним упр. 150.

- Внимательно послушайте задание, вам необходимо будет выписать

Один глагол прош.вр в ж.р., один в м.р., один в ср.р.

-На доске записывают ученики по очереди, остальные в тетрадях.

6. Закрепление нового материала.

- Ребята, вы прекрасно справились с этим упражнением и мы движемся дальше.

Поступило сообщение, в котором написано следующее:

                «Открой конверт ты №3

 И станет ясно на уме, что выполнять теперь тебе».

-Разгадай шифр:

        АНРГШДЖ1АГКМБД5РУИЦПЛВ1ПНРВАР

( ЗДЕСЬ ЗАШИФРОВАНО ЧИСЛО 151)

- Что это может означать, как вы думаете?

(Нам необходимо выполнить №151).

-Но перед тем, как приступить к выполнению упражнения, зачитаем сообщение от Совенка. (Зачитывают дети.)

- Что вы заметили,  в выделенных окончания  у словосочетаний день наступил - утро наступило? (Какого рода сущ. такого же и глагол)

А мы с вами уже знаем, что окончание у глаголов в прошедшем времени, в ед.ч.,

        в мужском роде, какое….

                                        - в женском роде (а)

                                        - в среднем роде (о)

-Теперь мы можем выполнить упражнение.

Выпишем сущ+гл (словосочетания, грам.основа)

Ребята, чтобы проверить, как хорошо вы усвоили новый материал, предлагаю выполнить тест.

  1. Глаголы прошедшего времени  изменяются по:

А) числам

Б) родам

В) по падежам

  1. Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам в:

А)  ед.ч.

Б)  во мн.ч

В)  и в ед.ч. и во мн.ч

  1. Какое окончание у глаголов женского рода в прошедшем времени?

А)  о

Б)   а

 В) нулевое окончание

4.  Какое окончание у глаголов мужского рода в прошедшем времени?

А) о

Б)  а

В)  нулевое окончание

5.  Какое окончание у глаголов среднего рода  в прошедшем времени?

А)  о

Б)   а

В)  нулевое окончание

  1. Вставь  окончание и  выберите верное утверждение.

  Пришл… долгожданная весна.

А) окончание –а-, так как это глагол ж.р.

Б)  окончание –о-, так как это глагол ср.р.

В)  окончание нулевое, так как это глагол  м.р.

Если нет ошибок 5, если одна 4, ну а 3 и2 сегодня мы ставить не будем., это был новый материал. Вы еще подучите этот материал и справитесь в следующий раз со всеми заданиями.

7. Рефлексия.

(Голос за кадром)  И снова я. Не ожидал, что вы так хорошо и быстро справитесь с моими заданиями. Но в заключении расскажите, что вы сегодня на уроке делали, используя только глаголы.

(Писали, читали, рассуждали, узнавали новое)

- все эти глаголы, которые вы назвали, в каком времени? (прошедшем)

- а что вы узнали о глаголах прошедшего времени?

(Голос за кадром)  Ваши знания и умения разрушили мою силу волшебства  и двери кабинета открылись. Оставайтесь такими же умными, целеустремленными, любознательными ребятами. Желаю вам удачи!

- Ребята, если вам понравился урок, похлопайте в ладоши.

-  Большое спасибо, мне было приятно с вами работать. Желаю вам успехов в обучении, пусть поставленные вами цели доходят до своего логического завершения. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "«Изменение по родам глаголов прошедшего времени»" 3 класс

Дата:  24.04.2019                                                  ...

Конспект урока русского языка по теме: "Изменение по родам глаголов прошедшего времени" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока русского языка (3 класс)Тема: Изменение по родам глаголов прошедшего времениЦель: создание условий для закрепления полученных знаний об изменении глаголов по родам в прошедшем врем...

Изменение по родам глаголов прошедшего времени

Конспект урока "Изменение по родам глаголов прошедшего времени". Урок представлен в форме иргы-квест....

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема: изменение по родам глаголов прошедшего времени

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение по родам глаголов прошедшего времени». Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении глаголов прошедшего времени ...

Конспект урока русского языка «Изменение по родам глаголов прошедшего времени»

Тема: «Изменение по родам глаголов прошедшего времени»Цели деятельности учителя: ознакомление с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты:П...

Конспект к уроку русского языка по теме «Изменение по родам глаголов прошедшего времени». УМК "Перспектива" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Изменение по родам глаголов прошедшего времени». Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении глаголов прошедшего времени и ум...