Урок развития речи "Экскурсия в осенний лес" Осень, осень...
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё становится по-настоящему таинственным. Это время года, словно художник, раскрашивает природу в яркие цвета. Но есть у него и другая, менее красочная сторона, когда начинается сезон дождей. Многие считают это временем грусти и размышлений. Но этим период и прекрасен, ведь он даёт нам возможность насладиться жизнью и в то же время погружает в самих себя. И видеть эту красоту я хочу научить своих учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen_osen._urok_razvitiya_rechi._korshunova_v.g.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в природу “Осень, осень...”
Цели деятельности учителя: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эстетические чувства.
Планируемые результаты
Личностные: учить положительному отношению к учению, привить понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
- Предметные: Развивать воображение и творческие способности детей;
- учить их видеть красоту осени, восхищаться этой красотой, замечать осенние изменения в природе;
- воспитывать чувство красивого через поэтическое восприятие осенней природы;
- подготовить учащихся к письму сочинения «Осень, осень…»
Тип урока: урок развития речи
Ход экскурсии
Учитель:
Бродит осень по дорогам,
Ищет осень, где присесть,
Чтобы с грустью и тревогой
О себе оставить весть..
Дети, сегодня с вами мы пойдём в осенний лес.
- Вот и к нам заглянула вечная странница – осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила.
- Ребята что же меняется в лесу, из которого уходит лето? (ответы детей)
- А что вы можете сказать о погоде? Изменилась ли она
Конечно же, вы абсолютно правы, когда встречаются лето и осень в лесу, мы можем наблюдать удивительную картину: березках шелестят рядом зеленые и желтые листочки, на рябинках - зеленые и розово-красные. На земле кое-где наблюдается просто необыкновенное буйство красок: здесь и красные листья княженики и коричневые стебельки грушанок, и зеленые листочки костяники, и бледно- желтая кисличка, а еще рыже-коричневый папоротник, салатово-желтый хвощ. И погода уже не та, что раньше. Отдает нам лето последние теплые денечки, в народе их называют « бабье лето» Именно на начало сентября приходится прекраснейшая пора года « бабье лето». Существует несколько версий происхождения этого названия. По одной из них, тонкие паутинки, летающие в это время по воздуху, напоминают женские волосы
Сентябрь - рябинник: рябина становится вкусной. По ее урожаю можно предсказывать погоду и на осень, и на зиму. Много рябины - к сырой осени и морозной зиме. На Руси рябина - особо почитаемое дерево, оно упоминается во множестве обрядов и заговоров, призванных спасти человека от болезней и порчи. Большим грехом было сломать рябину.
Сентябрь - золотой месяц осени, красивейшая пора года. Рубинами рдеют ягоды калины и рябины. Черемуха пылает красно-вишневым пламенем. Осины выделяются ярко- красной кроной. Задумчивые березы красуются в золотисто - желтом наряде.
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых.
Подольше б золото не сбросили,
Стоял бы лес, багрян и тих.
Осень властно вступила в свои права.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила,
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите, роща, золотом одета!
II. Любование осенней природой
Учитель: Вот пенек. На нем несколько осенних листочков. Это осень оставила записки о себе. Прочитайте весточки осени.
Дети подходят, берут с пенька осенние листья рябины, берёзы и любуются ими.
– На что похожи осенние листочки?
Дети. На желтые кораблики.
– Последние послания лета и первые – осени.
– Слезы осени.
– Брошки осени. Она ими себе украсила платье.
- А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев?
Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный...
– Береза машет “на ветру крылом оранжевой расцветки”.
– ...В багрец и золото одетые леса.
Учитель: Вы прочитали первые весточки-листочки осени и хорошо о них сказали. А теперь обратите внимание на особенности этого года. Подходят ли к осени этого года такие слова:
Затерялась осень где-то.
Уж кончается сентябрь.
А теплом все дарит лето.
Не спешит с дождем октябрь.
III. Звуки осени
- Садитесь вот здесь или встаньте, прижавшись спиной к стволу берёзы, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.
Дети: Листья шуршат под ногами.
– Листья опадают, как будто осень плачет.
– Под ногами живой ковер из листьев, листья на нас ворчат за то, что мы их топчем.
– Птицы тоскливо переговариваются.
– Ветерок еле шелестит листвой.
– Прошуршала мышка.
– Солнышко тихо и ласково греет щеку...
Учитель:. Какая музыка подходит под эту осень?
Дети: Спокойная и грустная: Бетховен, Чайковский, Брамс.
Учитель: А какие инструменты могут озвучить осень?
Дети: Скрипка. Осень играет на скрипке, а смычок у нее из листьев.
– Гитара. Переборы струн – точно рябь по осенней воде.
– Саксофон. У него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо.
IV. Наброски плана сочинения
Учитель: Посмотрите на осеннюю природу и набросайте на листочках в блокноте план. О чем бы вы написали в сочинении “Осень, осень...”? План, ребята, у каждого должен быть свой. Я вам дам условный план.
Остальные строки пусть подскажет ваше воображение и ваше видение осени. Можно представить план, как кадры фильма об осени.
Условный план:
1. Вот я любуюсь...
2. У осени такие звуки...
3. Я вижу осень...
4. Я чувствую: мы с осенью близки...
Ребята составляют план и попутно к каждому пункту плана записывают опорные слова. Выполняя это задание, они вспоминают описание осени у Аксакова.
Затем дети зачитывают свой план, рассказывают о творческих находках.
V. Спасибо, осень
Учитель: За что же, ребята, мы можем сказать осени спасибо?
Дети: За лист, дрожащий на ветру, и прелесть листопада.
Учитель: А чем вам в душе отзываются звуки осени? Ее краски, ее весточки?
Дети говорят, что осень отзывается грустью в душе, светлой печалью, яркой красотой, одиночеством, небрежностью художника-осени и т.д.
Затем дети собирают букеты из осенних листьев.
VI. Домашнее задание
Учитель: Во-первых, перечитайте стихи и попробуйте написать стихи про осень сами. Во-вторых, на основе сегодняшних наблюдений сделайте небольшие письменные зарисовки к сочинению об осени, которое мы будем завтра писать.
Сочинение ученика
Осень, осень…
Мне кажется, наша северная Осень похожа на танцовщицу. В конце августа, когда листья на деревьях только начинают желтеть, Осень - это маленькая девочка. Она впервые примеряет платье, в котором будет танцевать. Осень робкая и несмелая, её танец – вальс.
Но вот девочка подросла. Скорее - это юная девушка. Наряд для неё придумала весёлая художница – Природа. Самые яркие краски на платье: красные, оранжевые, золотые, ярко- голубая шаль неба, серые туфельки из мха - красота! Осень собралась на карнавал!
А в октябре Осень напоминает мне уставшую женщину. Она сняла свой красивый наряд и присела отдохнуть. Осени грустно, и только её лучший друг Дождь грустит вместе с ней. Он проливает холодные слёзы. Жаль, что она поссорилась с ветром, и он срывает последние листочки с её бального платья.
Я люблю Осень, цветную и весёлую, серую и печальную. Было бы скучно, если бы не было осени!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.
Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...
Урок развития речи (УМК «Начальная школа XXI века, 3 класс) «Сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». Подготовила Асейкина Л.В.
Развитие речи-одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Эффективным средством является изобразительное искусство. Рассматривание картин, беседа ...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".
Тема: Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели: 1.Расширение представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....
конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».
Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...
Урок развития речи. Изложение по вопросам "Осенние наряды". УМК "Школа России". Презентация
Презентация к уроку развития речи....
Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим!"
Этот сценарий осеннего праздника подойдёт и для учителей начальной школы, и для воспитателей....