"Слова, противоположные по смыслу (антонимы)"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс:1 класс, УМК «Перспектива»
Тип урока: ОНЗ, базовый уровень
Технологическая карта урока
Тема | Слова, противоположные по значению (антонимы). |
Цель: Углубить представления учащихся о словах, противоположных по значению; расширять словарный запас учащихся словами, близкими и противоположными по значению, активизировать их употребление. | Задачи: Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы. Способствовать развитию связной речи, языковой интуиции; обогащению словаря учащихся. Воспитывать внимательность, аккуратность, способствовать развитию национального самосознания, патриотических чувств Формировать УУД: Личностные:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
Планируемый результат | Учащиеся научатся пользоваться словарем; выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; анализировать, делать выводы, сравнивать |
Ресурсы: - основные дополнительные |
1)Русский язык. II часть, 2 класс, Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
|
Технология проведения | Деятель-ность учеников | Деятель-ность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Психологический настрой к учебной деятельности.
| Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация
|
- Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Поприветствуйте их. Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе: Дети: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места. | Регулятивные УУД:
нацеливание на успешную деятельность | ||
II. Актуализация опорных знаний. Цель: учить применять ранее полученные знания при решении учебной задачи; активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию. | Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Организация учебного процесса на этапе актуализации опорных знаний. 1) Работа по чистописанию - Открыли тетради, какие буквы мы будем писать? Кк Казань Кама красота -Почему слова Казань и Кама написаны с большой буквы? Что это за город-Казань? Скажите на татарском: Казань-столица Татарстана. Я недаром рядом со словами Казань и Кама написала слово красота. И города нашей республики, и ее природа необыкновенно красивы. Слайды 1-3. И мы с вами должны уметь видеть эту красоту и беречь ее. 2)Орфографическая работа. Слайд 4. Кувш_н, _зык, груст_, овч_рка, печ_ль, маш_на. -Вставьте пропущенные буквы. | Актуализируются знания о синонимах, необходимые для изучения новой темы. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Личностные: чувство сопричастности к своей Родине | |
III. Самоопределе- ние к деятельности Цель: постановка совместно с классом темы, цели урока | Участие в беседе Вместе с учителем формулиру-ют тему и цели урока | Организация диалога | -Есть ли среди данных слов многозначные? -Какие слова называются многозначными? Приведите примеры. -Назовите слова, слова близкие по значению. Приведите примеры. Как по-другому называем близкие по значению слова? (Синонимы) -Давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока. Слайд 5 -Прочитаем слова, которые говорили слова-неприятели. Слайд 6. Солнце-тень, Близко-далеко, Низко-высоко - Что интересного вы заметили? (эти слова противоположные по значению) Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, противоположными по значению и научимся подбирать их к разным словам Слайд 7. | Познавательные: постановка и формулирование темы и цели урока. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя | ||
IV.Совместное открытие нового знания Цель: создать условия для «открытия» учащимися новых знаний | Участие в беседе Выполнение предложенных заданий | Организация диалога | Организация открытия нового знания. 1)- А сейчас сравните картинки. Слайд 8-11. 2) Прочитайте пары слов, которые у нас получились: чистый – грязный, плачет – смеётся, маленький - большой, грустный – весёлый. - Слова с противоположным значением называются антонимами. Слайд 12. - Чему мы должны научиться на этом уроке? - Уметь подбирать антонимы к словам, применять в речи, и узнать какую роль играют в нашей речи. -Для этого напишем столбиком три слова и вместе находим антонимы: День – Грустный- Строить - Вывод: Слова, противоположные по значению, называются антонимами. Они отвечают на один и тот же вопрос, произносятся и пишутся по-разному. - Всегда ли просто подбирать антонимы? -Для этого имеется «Словарь антонимов русского языка» | Умение слушать, отвечать на вопросы. Уметь находить противоположные по значению слова наблюдать за словами, имеющими противоположное значение ознакомление с термином «антоним» | Познавательные: Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей | |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: создать условия для закрепления нового материала с проговариванием во внешней речи | Объясняют смысл пословиц, находят антонимы, пишут слова парами, списывают пословицу | Организует и корректирует объяснение | Организация работы по учебнику - А сейчас поработаем по учебнику. Откройте учебники, найдите упражнение 62. Объясните смысл пословиц Земелька черная, а хлебец белый родит. У этой пары слов есть несколько значений. Это зависит от контекста. Например. Издавна народ наделял чёрный цвет и само слово чёрный значением плохой, связывал с понятием зла (задумал чёрное дело, настал чёрный день). Белый цвет означал доброту, чистоту, красоту. Девушки в сказках сравнивались с белыми лебёдушками. Добро помни, а зло забывай. Назовите антонимы - слова с противоположным значением. Спишите одну из пословиц. | Умение объяснять смысл пословиц, находить антонимы, выполнение задания с проговариванием. | Познавательные: общеучебные : поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли устной форме | |
VI.Самостоятельная работа с проверкой Цель: oрганизовать выполнение учащимися задания в парах | Самостоя-тельная работа учащихся, с самопровер-кой | Организация самостоятельной работы по карточкам | Организация парной работы по карточкам с последующей самопроверкой - У вас на столах карточки с двумя столбиками слов. Каждому слову из первого столбика надо найти пару – антоним из второго и провести между ними соединительную линию север далеко веселый молодой близко встал сел грустный холодно юг старый жарко Проверка: сверка с экраном. Слайд 13. Покажите результаты ! -сделали без ошибок + - допустили 1-2 ошибки ? -допустили больше 2 ошибок
| Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | |
VII.Включение в систему знаний и повторениe Цель: повторить и закрепить знания о синонимах, антонимах. | Слушают, пишут под диктовку, читают, отвечают на вопросы, подбирают антонимы | Организация учебного диалога | 1) Запись под диктовку предложения: Ласточка день начинает, а соловей (заканчивает). 2) - Давайте поиграем! А поможет нам стихотворение американского поэта Д.Чиарди об игре «наоборот». Учитель читает стихотворение, не договаривая некоторые слова. Дети должны подобрать нужное слово (антоним) и произнести его вслух. Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово Высоко, А ты ответишь Низко. Скажу я слово Далеко, А ты ответишь … (близко). Скажу я слово потолок, А ты ответишь … (пол). Скажу я слово потерял, И скажешь ты: … (нашёл). Скажу тебе я слово Трус, Ответишь ты: … (храбрец). Теперь начало я скажу. Ну, отвечай … (конец)! | Уметь подбирать антонимы к словам в тексте, уметь объяснять роль антонимов в речи | Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: умение осуществлять сравнение по заданному критерию | |
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы, самооценка | Организует фиксирование темы и цели урока Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. |
-Итак, напомните мне тему урока? - Какие слова называются антонимами? Какую роль играют антонимы в нашей речи? Что у вас получалось сегодня лучше всего? В чем испытали затруднения? Кому сегодня было легко? Кому ПОКА было трудновато? Кто доволен сегодня своей работой? Как бы вы оценили свою работу? Слайд 14. | Приобретение начального опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач | Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слова, противоположные по значению (антонимы)
Разработка открытого урока по русскому языку для 2 класса по УМК "Перспектива"...
Презентация по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)»
Презентация к уроку русского языка по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)» (2 класс «Школа России»)...
Урок открытия нового знания по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)» (2 класс «Школа России»)
Урок спланирован в соответствии с требованиями ФГОС...
3-4 кл. (2015 год) Анимированная сорбонка "Слова, противоположные по смыслу"
Тренажёр-игра анимированная сорбонка для фронтальной работы с классом в процессе изучения темы «Слова, противоположные по смыслу. Антонимы», а также для индивидуальной работы во внеурочное...
Урок русского языка во 2 классе "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов" по системе Л.В. Занкова...
Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...
Урок русского языка 2 класс по теме "Слова, противоположные по смыслу"
Тема урока «Антонимы». По программе эта тема изучается в разделе « Лексика. Состав слова»Материал урока позволит ввести слова антонимы в активный словарь учащихся....