Слова, противоположные по значению (антонимы)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Разработка открытого урока по русскому языку для 2 класса по УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Антонимы | 112.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 2 «а» класс, учитель Давыдкова С.П.
Тема: «Слова, противоположные по значению (антонимы)»
Цель урока:
1.Систематизировать представления учащихся о словах, противоположных по значению, дать понятие «антоним», обогатить речь учащихся антонимами разных частей речи.
2. Узнать, для чего нужны антонимы, какие слова называются антонимами.
3.Учть находить и подбирать антонимы, правильно употреблять антонимы в речи.
Ход урока.
- Орг .момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ножки вместе,
Спинки ровно
И к уроку всё готово.
II. Актулизация знаний.
- Орфографическая пятиминутка
/повторение слов на изученные правила по перфокартам/
- Какие орфограммы повторяли?
- Минутка чистописания
Н нн Н нн Н нн
Настроение необычайное,
Необыкновенное, изумительное,
Восхитительное.
- Что мы знаем о букве Нн? Дайте характеристику букве и звукам.
- На какие вопросы отвечают слова …./перечислить все прилагательные/?
-Что они обозначают? /признаки предметов/
- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлых уроках и подумаем, что объединяет все эти слова? /это слова – синонимы/
- А какие слова в русском языке называются синонимами? /слова, близкие по значению/
III. Самоопределение к деятельности.
- Послушайте внимательно разговор двух подружек.
/Сценка./ На улице было прохладно. Подружки были одеты по-разному.
Ира: Ну и жарко!
Настя : Да ты что? Холодно!
Ира : Я вся покраснела!
Настя: А я побелела!
Ира: Ты что такая кислая?
Настя: А ты что – сладкая?
Ира: Нет, я бодрая. А что это мы всё спорим: жарко - холодно, покраснела - побледнела, кислая - сладкая? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?
Настя: Конечно, это слова – спорщики, как мы с тобой.
- Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о так называемых словах спорщиках. Вы их все хорошо знаете и употребляете в своей речи.
- Давайте проверим. Договорите строчки стихотворений за мной.
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь:…(низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь:…(близко)
А ты ответишь:…(пол)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты…(нашёл)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты…(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай:…(конец).
- А теперь прочитайте слова парами:
высоко - низко
далеко – близко
потолок – пол
потерял – нашёл
трус – храбрец
начало - конец
- Вы уже догадались, что это не просто слова спорщики, а слова с…. / противоположным значением. / А кто знает научное название таких слов? /антонимы/
- Вы уже догадались, какова тема и цель сегодняшнего урока?
/ А Н Т О Н И М Ы /- на доске слайд 1,2,3.
IV. Работа по теме урока.
- Давайте послушаем и профессора Самоварова и уточним, верны ли наши предположения .
- Сообщение профессора Самоварова./диск слушаем только до цифры 2/
- Какие же слова называются антонимами? / слова с противоположным значением/
- В одном городе живут 2 приятеля, давайте познакомимся с ними./ слайд 4 и 5/
Задание: Записать слова парами.
солнце – тень
близко – далеко
низко – высоко
- Таких слов очень много. Давайте посмотрим./слайды 6-12/
2. Игра «Подбери антонимы»
- А сейчас давайте вспомним двух сказочных героев, которые также всё делали наоборот и подберём для них антонимы.
/картинки Знайки и Незнайки/
-Если Знайка скажет: трудиться - работать Незнайка: отдыхать - лениться
-
строить - ломать
хвалить - ругать
хороший - плохой
умный – глупый
утро – вечер
плач – смех
правда – обман
/ игра в парах с мячом один Знайка, другой – Незнайка/
- Вы заметили, что антонимы можно подобрать к словам, обозначающим предметы, признаки и действия предметов. /слушаем профессора Самоварова от цифры 2 до цифры 3/
3. Создание проблемной ситуации и выход из неё.
-Посмотрите на эти пары слов, я считаю, что это тоже антонимы. Права ли я? Докажите.
День – ночной
Добрый – зло
Работать – отдых
/Не являются антонимами, т.к. антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос/
4.работа с учебником
- Очень часто антонимы используют в пословицах и поговорках. Ведь эта народная мудрость воспитывает лучшие качества, лучшее поведение, а это очень удобно делать на примере противопоставлений.
- Мы сейчас с вами поработаем с пословицами.
С.33 упр 46
- Объясните смысл пословиц. Сравните по значению выделенные слова в каждом предложении. /они имеют противоположное значение/
-Выпишите слова парами. / взаимопроверка, самооценка/
- Какие слова называют антонимами?
V. Физминутка.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. - Ребята, а как вы думаете, кроме пословиц, где ещё могут быть использованы антонимы?
— С помощью антонимов можно охарактеризовать например, животных.
Лев – заяц (по храбрости).
Муха – слон (по величине).
Лисица – ворона (по уму).
Стрекоза – муравей (по трудолюбию).
— Ребята, мы также можем встретить антонимы, например, на уроке математики или литературного чтения?
— На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление)
— В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом. )
-Вы знаете, что есть словарь синонимов. Как вы думаете, учёные составили словарь антонимов?
-Да, словарь антонимов составлен. Для школьников существует «Словарь синонимов и антонимов». В первой части вы можете поработать с синонимами, а во второй – с антонимами. Но не к каждому слову в нашем языке можно подобрать антоним, уточнить это можно по словарю, который называется словарь антонимов./
/Профессор Самоваров – цифра 3/
2. работа по учебнику
С. 33- 34 упр.47-48
VII. Рефлексия.
а/ - А теперь давайте поиграем и отгадаем загадки. /слайды 13-22/
б/ задания
- У вас на столах карточки с двумя столбиками слов. Каждому слову из первого столбика нужно найти пару – антоним из второго и провести между ними соединительную линию.
1 вариант 2 вариант
молодость старость лёгкий чемодан молодой
веселье грусть лёгкая задача тяжёлый
север лето старый человек трудная
верх юг старый учебник чёрствый
зима низ свежий хлеб новый
свежая рубашка грязная
/проверка заданий игра «Паучок » см. диск/
в/ задания./Если останется время/
Работа с пословицами.
— Найди недостающие слова и восстанови пословицы.
Знай больше, а говори…(меньше).
Ученье — свет, а неученье..(тьма).
Мир строит, а война…(разрушает).
Труд человека кормит, а лень … (портит).
г/ задания
Подбери слова с противоположным значением (антонимы) и запиши. Здоровый — …, сахар — …, жадность — …, медленный — …, до свидания — …, чёрный — … .
VIII. Подведение итогов урока.
-Итак, о каких словах вы сегодня узнали?
- Что такое антонимы?
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
– Посмотрите на 1-е личико. У него хорошее настроение, оно улыбается, у него всё получилось.
– А у 2-го ещё есть трудности, ему грустно. –
Сейчас вы подойдёте по очереди к доске.
– Если у вас всё получилось на уроке и хорошее настроение – подарите его первому личику, если были какие – то трудности на уроке и настроение невесёлое, то другому личику. Рядом со смайликами напишите своё имя.
IX. Домашнее задание.
Р.т.с.13 упр 126
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)»
Презентация к уроку русского языка по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)» (2 класс «Школа России»)...
Урок открытия нового знания по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)» (2 класс «Школа России»)
Урок спланирован в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...
Урок русского языка.2 класс .Программа "Перспектива" Тема урока "Слова противоположные по значению (антонимы )
Данный урок был проведен во время методической недели русского языка. Урок имел свою цель,а именно, показать как можно мотивировать детей,особенно тех кто имеет трудности в обучении.На уроке была созд...
Русский язык. «Слова, противоположные по значению (антонимы)»
Конспект и презентация урока по русскому языку во 2 классе....
Урок русского языка "Слова, противоположные по значению (антонимы)"
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Тема урока: Слова, противоположные по значению (антонимы)Цель: Систематизировать представления учащихся о словах противоположных по значению; ...
Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...