Конспект урока по русскому языку "Что мы знаем о словах?" 4 класс УМК Гармония
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема урока: Что мы знаем о словах?
Класс: 4 класс
УМК: «Гармония»
Тип урока: Обобщение и систематизация.
Цель: Систематизировать знания о роли слова в речи.
Задачи:
- развивать умение различать понятия: слово, часть речи, член предложения;
- повторить, что главное в слове – его значение, вспомнить с каких точек зрения можно смотреть на слово;
- развивать речь, наблюдательность, орфографическую зоркость, память, внимание, мышление;
- создать условия для достижения следующих метапредметных результатов:
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебные задачи с помощью учителя; учитывать выделенные действия в учебном материале в сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Коммуникативные: работать в паре; слушать и вступать в диалог; высказывать своё мнение; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: проявлять уважительное отношение к иному мнению; проявлять познавательный интерес к учебному материалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_4_klass_umk_garmoniya.docx | 159.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Провела: Бардукова Регина Эдуардовна
Тема урока: Что мы знаем о словах?
Класс: 4 класс
УМК: «Гармония»
Тип урока: Обобщение и систематизация.
Цель: Систематизировать знания о роли слова в речи.
Задачи:
- развивать умение различать понятия: слово, часть речи, член предложения;
- повторить, что главное в слове – его значение, вспомнить с каких точек зрения можно смотреть на слово;
- развивать речь, наблюдательность, орфографическую зоркость, память, внимание, мышление;
- создать условия для достижения следующих метапредметных результатов:
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебные задачи с помощью учителя; учитывать выделенные действия в учебном материале в сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Коммуникативные: работать в паре; слушать и вступать в диалог; высказывать своё мнение; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: проявлять уважительное отношение к иному мнению; проявлять познавательный интерес к учебному материалу.
Оборудование: Интерактивная доска, презентация к уроку, карточки с заданиями.
Литература:
- УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Учебник «Русский язык» для 4 класса. В двух частях. Часть 2. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск. 2012 год.
- УМК «Гармония». М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Тетрадь –задачник к учебнику по русскому языку для 4 класса. В трёх частях. Часть 2. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск. 2015 год.
Технологическая карта урока
Ресурсы: - основные -дополнительные |
| ||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов. (Содержание учебного материала) |
Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся. | - Здравствуйте. Сегодня на урок к нам пришли гости. Поприветствуем их.
- Я вижу, что к уроку вы уже приготовились. Предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и улыбнёмся. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало. | Приветствуют. Проверяют рабочее место, настраиваются на работу. | Пятнадцатое апреля. Классная работа. (запись в тетради) |
Цель: обобщение знаний учащихся по теме: «Слово» Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | - Сегодня у нас будет необычный урок. Мы проведем урок-исследование. Вы будете исследователями, а я ваш научный руководитель. - Что такое исследование? Как вы это понимаете? - Чем занимаются в исследовании? - Как вы думаете, с чего начинается исследование? - Как правило, исследование начинается с определения темы. - И мы начнем наш урок-исследование с определения темы. - Ваша задача, прочитать высказывания, дополнить и узнать, о чем идёт речь. Это….является подлежащим. Это …. имя существительное в именительном падеже. |
Высказывания учащихся. (-поиск нового; - изучение какой-либо проблемы и написание научной работы - С определения темы исследования. - О слове. |
|
Цель: Актуализировать знания и наблюдения детей, формировать тему и задачи урока. | - Кто может сформулировать тему исследования? - Я как научный руководитель, считаю, что мы сможем решить следующие задачи исследования: Задача 1: Рассмотреть слово с разных точек зрения; Задача 2 – будет определена по ходу работы. Задача 3:Составить схему. - Продуктом исследования будет схема, которую мы заполним по ходу работы. Созданная нами схема будет вашей опорой в дальнейшем изучении русского языка. - Для заполнения схемы, нам понадобятся ручки красного, зеленного и синего цвета. - Что из литературы нам понадобится для исследования? - Итог: сегодня нам с вами предстоит действительно трудная работа. Мы постараемся вспомнить все о главном работнике в языке, рассказать, что вы о нем теперь знаете после 4 лет обучения. | - «Что мы знаем о словах?» - Привести наши знания о слове в порядок. - Учебник, словари. |
|
Цель: развивать умение находить новый способ действия | - Давайте еще раз уточним, кого же мы называем главным работником в языке? - Почему? - В речи мы выражаем свои мысли и чувства, о чем-то сообщаем, спрашиваем, но делая это, мы должны что-то называть, на что-то указывать. Общаться, обмениваться мыслями мы можем только тогда, когда воспользуемся словами. - Возьмите вашу схему, впишите в центральную часть (тему) «Слово» и отодвиньте её в сторону. - Начинаем работу. Прочитайте предложение. На проталинке прямо перед окном вспыхнул золотой огонёк. - Итак, вы дополняли высказывания, которые являются еще и загадкой. В них идет речь об одном слове из этого предложения, догадайтесь, что это за слово? Запишите его в тетради. - О каком огоньке идет речь? - Это предложение из текста, автором которого является русский писатель - Георгий Алексеевич Скребицкий. - Как вы думаете, что увидел автор? - Легко ли нам понять, не видя текста, о чем идет речь и в каком значении употребляется слово «огонек»: в прямом или переносном? - Почему автор называет мать-и-мачеху золотым огоньком? - В каком значении употреблено слово огонёк? Почему? - Проверим ответ, прочитав о прямом и переносном значении в упр. 590. - Иногда участники разговора не понимают, что какое-то слово употреблено в переносном значении. Такую ситуацию описывает Агния Барто в стихотворении «Разговор с дочкой». - Прочитайте Текст 2, который лежит у вас на столе. - О чем идет речь в тексте? - Какое слово самое важное в этом тексте? - На данном этапе урока, я ставлю перед вами, задачу № 3 - выявить, какую работу выполняет слово в тексте. (читает подготовленный ученик) - Прочитайте то значение, в котором слово «теплота» употребляется в тексте. - Какой частью речи является слово «теплота»? - Слова «теплота» многозначное или однозначное слово? Почему? - Подберите и запишите слова, показывающие отношение людей друг к другу, с тем же суффиксом, что и в слове «теплота», отметьте суффикс. доброта, чистота, простота, красота - Подберите синонимы к слову теплота. - Сделайте вывод, о каком значении слов мы вели речь? | - Слово. Высказывания учащихся. - Она яркая, желтая, словно огонек. - В переносном значении. Ответы учащихся.
- Спросить у взрослых, найти значение в словаре, в Интернете.
- Доброта, чистота, простота, красота. Синонимы: приветливость, мягкость, нежность, ласковость. -Говорили о словарном, т.е., лексическом значении слова. | Текст 1 По Г. Скрибицкому Текст 2 Разговор с дочкой «Мне не хватает теплоты», - Она сказала дочке. Дочь удивилась: «Мерзнешь ты И в летние денечки?» «Ты не поймешь, еще мала», - Вздохнула мать устало. А дочь кричит: «Я поняла!» - И тащит одеяло. А. Барто ТЕПЛОТА это: ТЕПЛОТА ТЕПЛОТА ТЕПЛОТА́, теплоты, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к теплый в 1 знач. Теплота тела. Теплота воздуха. || Исходящее от чего-нибудь тепло (см. тепло1 во 2 знач.). «Оно (солнце) своею теплотой огромные дубыи недра согревает.» Крылов. 2. перен. Доброе, сердечное, отзывчивое отношение к кому-чему-нибудь, способность к такому отношению.Он говорил о тебе с большой теплотой. Душевная теплота. 3. Кинетическая энергия, создаваемая движением молекул тела и обусловливающая его нагревание,создающая тепло (см. тепло1 во 2 знач.), то же, что тепло1 во 1 знач. и тепловая энергия (см. тепловой;физ.). Единица теплоты. Лучистая теплота. Теплота парообразования. Животная теплота (см. животный). Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Синонимы – это слова, близкие по значению. |
Цель: Сохранение здоровья детей, снятие усталости. Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. | Проводиться по видео. | Повторяют движения за анимационным персонажем. |
|
| - Продолжаем наше исследование. - Что мы уже выяснили? - В какой форме употреблены глаголы в тексте? - Ваша задача изменить форму глаголов, поставить их в прошедшее время, и в тетради записать полученный текст. - Соотнесите заголовки с текстами: «Салат из творога с картофелем», «Как мы делали салат». Вы сейчас немного побыли волшебниками: всего-навсего изменили форму глагола, и один текст превратили в другой. Какое значение глагола при этом изменилось: о лексическое или грамматическое? - Итак, подведем итог. Возьмите схему. - Что мы исследовали сейчас? - Запишите. - Какие значения мы рассмотрели? - Запишите «Имеет значение» - Что вы запишете про лексическое значение? - Вернитесь к тексту. - Во втором тексте можно в предложения подставить подлежащие, но их нет. Почему? - В предложении «Заправили салат кефиром, сметаной, солью и перцем.» определите и подчерните главные и второстепенные члены предложения. - Давайте, обобщим, дополните схему. Мы поняли, как важно понимать значение слова, его состав, форму и признаки для того, чтобы лучше понимать текст. - Продолжаем исследование. - Вы догадались, как по форме глагола определить, где рассказ, а где рецепт. - А сейчас мы прочитаем необычный текст, который написан от лица собаки. - Мы прочитаем только отрывок «Разные вопросы и мои собачьи мысли» - Кто такой Фокс Микки? - А почему Фокс не понял фразеологизма? - Поговорим о глаголах в разном времени из этого текста и их роли. - Просмотрите отрывок про ответ Зининого папы. В каком времени стоит большинство глаголов? - А в другом отрывке про фоксов на луне в каком времени употреблено большинство глаголов? - Почему же в одном рассказе используются глаголы разного времени? Этот вопрос сложный, кто на него ответит, получит сразу пятёрку. - Почему в рассказе о том, как «глаза на лоб полезли», используется глаголы прошедшего времени, а в следующей части про фоксов на луне - глаголы настоящего времени? - А сейчас необычное творческое задание. Представьте себя любым животным и подумайте, как смотрит на наш мир (мир людей) это животное, о чем мечтает, размышляет, и запишите 2-3 вопроса. - Спасибо за интересные тексты. | - У слова есть лексическое значение. Оно бывает прямое и переносное. Слова бывают многозначными и однозначными. К словам можно подобрать синонимы и антонимы. - Глагол. - Глаголы неопределенной формы. - в Т.1 дана инструкция к приготовлению салата. - Грамматическое значение слова. - Значение слова. -Рассмотрели лексическое и грамматическое значения слов. -Бывает прямое и переносное. -Второй текст - это рассказ о том, как делали салат. В предложения можно подставить подлежащее (мы или они), но нет смысла повторять в каждом предложении, кто его делал, это были одни и те же люди. Высказывания учащихся. - Фокстерьер – порода собак. - Сильно удивлен. - Он понял слова во фразеологизме в прямом значении, а их используют в переносном.
- А во втором отрывке, настоящее время говорит, о том, какие бывают события, что обычно происходит. Это не рассказ, а размышление. | Текст 3 Картофель нарезать ломтиками и смешать с творогом. Мелко нарубить яйца и лук. Заправить салат кефиром, сметаной, солью и перцем. Готовый салат украсить зеленью. Итоговый текст Картофель нарезали ломтиками и смешали с творогом. Мелко нарубили яйца и лук. Заправили салат кефиром, сметаной, солью и перцем. Готовый салат украсили зеленью. Текст 3 Разные вопросы и мои собачьи мысли Текст 3 Разные вопросы и мои собачьи мысли. Вопросом называется такая строчка, в конце которой стоит рыболовный крючок: вопросительный знак. Меня мучает пять вопросов: Почему Зинин папа сказал, что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своем месте. Живут ли на луне фоксы, что они едят и воют ли они на землю, как я иногда на луну? И куда они деваются, когда лунная тарелка вдруг исчезает на много дней неизвестно куда?.. Микки, Микки, ты когда-нибудь сойдешь с ума! (Саша Черный. Дневник Фокса Микки). Разные вопросы и мои …… мысли Вопросом называется такая строчка, в конце которой стоит рыболовный крючок: вопросительный знак. Меня мучает …вопроса. |
Цель: Продолжение работы над восприятием и усвоением нового теоретического материала. | - Уже много говорили о глаголах, какие еще части речи знаете. - Заполните, пожалуйста, схему. | - К самостоятельным частя речи относятся слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Имя существительное - Служебные части речи: Частицы |
|
| - Рассмотрите вашу схему. Всё ли заполнили? - Давайте подведем итоги, опираясь на схему, ответим на вопрос, который поставили в начале урока. «Что мы знаем о словах?» - Ребята, сегодня мы с вами вспоминали, что знаем о словах. А почему весь урок работали с текстами? (вопрос на 5) Чтобы хорошо понимать тексты и уметь их создавать, нужно знать значение слов, понимать, чем является слово ( какой частью речи и каким членом предложения). | Рассказ учащихся о слове. Главный работник в языке слово. Слово состоит из звуков, которые обозначаются буквами. Каждое слово имеет значение – лексическое. Значение бывает прямым и переносным. У слова бывает лексическое значение и грамматическое. Слово является частью речи, Части речи бывают самостоятельными или служебными. Слово является членом предложения. Члены предложения бывают главными: подлежащее, сказуемое и второстепенными: обстоятельство, определение, дополнение. Слово играет очень важную роль в устной и письменной речи. |
|
Цель: Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты. Проанализировать и дать оценку успешности достижения цели. Формирование умения осуществлять самооценку совместной учебной деятельности. Домашнее задание | - Давайте сделаем выводы по нашему исследованию. - Какую цель мы поставили в начале урока? - Получилось ли решить поставленные задачи? - Схему вы забираете себе, это ваша опора и шпаргалка. Оценивание учеников. – У вас на столах лежат листки, на них лесенка. Это ваша лесенка успеха Оцените себя на уроке: 1-ая ступень – испытал трудности в усвоении нового материала; 2-ая – были сложности, но понял новый материал; 3-ая – сложностей не испытывал, всё было понятно | Цель: Обобщить, что мы знаем о словах. Задачи: - рассмотреть слово с разных точек зрения; - выявить, какую работу выполняет слово в тексте; - составить схему. Анализ своей работы. |
Приложение Схема «Слов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 г классе УМК « Гармония » «Парные согласные звуки [п],[п’],[б],[б’] и буквы П,п и Б,б» ( с исользованием ИКТ )
Конспект урока по обучению грамоте проведенный в 1классе.Цель урока: формирование умений различать парные согласные звуки [п],[п;],[б],[б;] и буквы П,п, Б,б. Урок с яркой презентацией....
конспекты уроков по русскому языку на 2 четверть 2 класс ФГОС
развернутые планы конспекты уроков по русскому языку...
Конспект урока "Правописание окончаний имен существительных и прилагательных". 4 класс Программа "Гармония"
Данные материалы могут пригодиться учителю при подготовке к урокам...
Конспект урока по теме "Семейные заботы и традиции" 2 класс ОС "Гармония"
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Семейные заботы и традиции" ОС "Гармония" в соответствии с ФГОС...
Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.
Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...
Конспект урока «Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»» 4 класс УМК "Гармония"
laquo;Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»»...
Конспект урока «Контрольная работа № 7 за 3 четверть» 4 класс УМК"Гармония"
Конспект урока математики «Контрольная работа № 7 за 3 четверть» 4 класс УМК"Гармония"...