Формирование орфографической зоркости у младших школьников
статья по русскому языку

Иванова Валентина Александровна

Орфографическая грамотность- это составная часть общей языковой культуры. Она обеспечивает точность выражения мысли  и взаимопонимание в письменном общениии, кроме того является одним из условий для дальнейшего успешкого обучения. Именно поэтому формирование орфографической грамотности является важнейшей задачей обучения русскому языку младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание.

Н.С. Рождественский

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры. Она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении, кроме того является одним из условий для дальнейшего успешного обучения.

Именно поэтому формирование орфографической грамотности является важнейшей задачей обучения русскому языку младших школьников.

Немного теории

Что такое «орфограмма» и «орфография»?

Орфограмма (от греч. orthos – правильный + gramma – письменный знак, черта, линия) – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, то есть написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики (Е.И.Литневская).

Орфография (греч. orthographia, от orthos - правильный и graphio - пишу) – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма (Е.И.Литневская).

Орфография состоит из нескольких разделов:

1) Написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой.

Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами – морфологическим (фонематическим), традиционным, фонетическим.

Морфологический принцип (или фонематический, морфематический) является ведущим и регулирует более 90 % всех написаний. Его суть заключается в том, что на письме не отражаются фонетические позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как и под ударением, а согласные – как в сильной позиции - перед гласным или звонким согласным. 

Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека), корней с чередованиями (прилагать – приложить), дифференцирующих написаний (ожёг – ожог).

Фонетический принцип орфографии: в отдельных группах морфем на письме может отражаться реальное произношение, т. е. позиционные изменения звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в трёх орфографических правилах – правописание приставок, заканчивающихся на з/с (разбить – распить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание – роспись) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история – предыстория, искать – сыскать).

2) Слитное, раздельное и дефисное написания

Слитное, раздельное и дефисное написание регулируется традиционным принципом с учётом морфологической самостоятельности единиц. Отдельные слова пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределённых местоимений с предлогами (не с кем) и некоторых наречий (в обнимку), части слов – слитно или через дефис (по моему мнению и по-моему).

3) Употребление прописных и строчных букв

Употребление прописных и строчных букв регулируется лексико-синтаксическим правилом: с прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный университет), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы.

4) Правила переноса.

Правила переноса слов с одной строки на другую основываются на следующих правилах: при переносе учитывается прежде всего слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: лай-ка, раз-рисовать, а не «ла-йка», «ра-зрисовать». Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Не отрываются от предыдущей буквы ь и ъ. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: мас-са.

5) Правила графических сокращений слов

Сокращение слов на письме также основывается на определённых правилах:

1) может опускаться только цельная, нерасчленённая часть в составе слова (физ-ра – физкультура, в/о – высшее образование);

2) при сокращении слова опускается не менее двух букв;

3) нельзя сократить слово выбрасыванием его начальной части;

4) сокращение не должно приходиться на гласную букву или буквы й, ъ, ь.

Что такое «орфографическая зоркость»?

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы в слове при письме, определять их типы с целью дальнейшей работы над ними (проверки правильности написания); «применительно к буквенным орфограммам это умение предполагает прежде всего способность обнаруживать при письме звуки в слабой позиции (или буквы, находящиеся на их месте)» (Соловейчик М.С.). Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (ошибки собственные или чужие).

Психологические процессы, оказывающие влияние на формирование орфографической зоркости

В структуре орфографической зоркости можно выделить следующие компоненты (А.Р.Лурия, М.С.Шехтер, П.И.Зинченко и др.): мотивационный, операционный, контролирующий.

Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи. Он позволяет учащимися осознать необходимости грамотного письма и постановки орфографической задачи.

Операционный компонент связан с опознанием орфограммы на основе знания её признаков и их определением в речевой ситуации. На первоначальном этапе формирования орфографической зоркости этот компонент предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах – целенаправленное зрительное восприятие.

Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного сличением воспринимаемых зрительных образцов с их следом в памяти.

Таким образом, можно сказать, что на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие процессы:

а) активное зрительное и слуховое восприятие, которые включают в себя целенаправленный анализ;

б) логические операции (сравнение, конкретизация, систематизация, классификация);

в) зрительная память (запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм);

г) непроизвольное и произвольное внимание, именно оно обеспечивает действие самоконтроля и самопроверки.

Виды восприятия орфограммы и их факторы

1) Зрительное восприятие

При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм, упражнять в их сравнении и анализе (зрительный, объяснительный диктанты, письмо по памяти, выборочное списывание, графическое выделение орфограмм, анализ заданий и текста упражнений, корректировка письма и т.п.).

Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний, которых много в русском языке. Ученые-психологи доказали: стоит ребенку один раз неправильно написать слово, то в большинстве случаев он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Поэтому каждому ученику важно помнить: «Никогда не пиши, если точно не знаешь, как. Сначала предупреди ошибку».

В данном случае достаточно эффективными являются следующие приёмы: письмо с «окошками», какографическое письмо, «письмо с зелёной пастой», «диктант с обоснованием», работа с сигнальными карточками и др.

2) Слуховое восприятие

Это умение определять последовательность звуков составляет основу развития не только устной, но и письменной речи. Как графические, так и орфографические написания возможны при фонологической оценке звукового состава языковой единицы, то есть при сопоставлении произношения и написания. Звуки в сильных позициях передаются на письме однозначно – это графическое написание. Если же возникает выбор, какую букву написать на месте звука в слабой позиции – это орфографическое написание. Таким образом, развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождение орфограммы и определение его типа.

Слуховой фактор: когда ребёнок пишет, он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. Поэтому очень важно, чтобы у ребёнка был развит фонематический слух. Начинать работу по развитию фонематического слуха нужно с 1 класса. Помощниками учителя могут стать следующие игровые приемы: «Зажги маячок», «диктант с постукиванием» и пр.

3) Речедвигательное восприятие

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение имеет орфографическое проговаривание слова. Орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать, играет важную роль в формировании орфографического навыка. Это приём даёт неплохие результаты. Такую работу необходимо вести с 1-го класса. Пусть ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически: «Пишу слово “ли-са”. Пишу слог “ли” с гласной “и”, пишу слог “са” с гласной “а”. Проверяю – “лиса”». Сама артикуляция в данном случае является составной частью письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт своеобразный «запоминательный» слуховой образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.

4) Рукодвигательное восприятие

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Рукодвигательный фактор: орфографический навык можно сформировать только при помощи упражнений, то есть при ритмичном движении пишущей руки. Сама рука, двигаясь по строке, создаёт графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

Наибольший эффект для выработки орфографической зоркости даёт комбинированное восприятие и запоминание. Чем больше органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память (К.Д.Ушинский).

Работа по формированию орфографической зоркости

Главным в обучении правописанию является умение решать орфографические задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, что ученик не только знает орфографическое правило, но и видит объект применения правила – орфограмму.

М.С.Соловейчик в одной из лекций курса «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» говорит: «Сначала проведём традиционный опрос. Смогут ли ученики повторить изученное правило и привести примеры? Наверное, да. Теперь предложим им карточки со словами, в которых пропущены буквы. Решат ли они поставленные задачи? Скорее всего, да. Большая часть учеников вставит пропущенные буквы. Третий способ проверки – диктант. Он, конечно, будет написан, но вероятность появления ошибок возрастает. И вот настает момент, когда ученикам потребуется применить полученные знания и умения при создании собственных письменных высказываний... Чаще всего детские тексты будут испорчены (в большей или меньшей степени) ошибками на изученное правило. В чем же дело? Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки...».

К сожалению, многие ученики, даже зная орфографическое правило, не замечают «ошибкоопасных» мест (Г.Г. Граник). А ведь отсутствие орфографической зоркости делает бесполезной ещё одну операцию, о которой всегда напоминают учителя при завершении любых письменных работ – проверку написанного, так как неумение обнаруживать орфограммы мешает детям полноценно воспользоваться знанием правил, чтобы устранить возможные ошибки.

Таким образом, крайне важно организовать работу по формированию у учащихся орфографической зоркости. При этом начинать столь важную работу нужно заблаговременно, до изучения основных орфографических правил, поскольку применение правила – это решение уже обнаруженной и поставленной перед собой орфографической задачи.

Известные психологи С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев, определяют «действие» как произвольную и преднамеренную активность человека, направленную на достижение осознаваемой цели. Если это определение применить к письму, то получится, что орфографическое действие имеет место только тогда, когда пишущий намеренно обращается к правилу, так как осознаёт наличие орфографической проблемы в слове (М.С.Соловейчик).

Орфографическое действие, как и любое сложное психическое образование, обладает определенной структурой. Например, М.Р. Львов выделяет 6 шагов, которые должен совершить ученик, выполняя орфографическое действие:

1) Найти орфограмму.
2) Определить её тип: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
3) Наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы.
4) Определить последовательность шагов решения задачи, то есть составить алгоритм задачи.
5) Выполнить намеченную последовательность действий по алгоритму.
6) Написать слово в соответствии с решением орфографической задачи и сделать самопроверку.

Фактически, у младших школьников следует формировать четыре собственно орфографических умения, а именно:

1) Ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью).
2) Устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило).
3) Применять правило (правильно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи).
4) Проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

Процесс формирования орфографических умений и навыков можно представить как последовательность шести шагов, которые должен пройти ребёнок на пути к грамотному письму:

1-ый шаг (учебная ситуация, которая порождает потребность проверить орфограмму) - ученик ставит перед собой цель, осознаёт задачу.

2-ой шаг (поиск способа решения орфографической задачи) – ребёнок, опираясь на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт ищет способы проверки орфограммы.

3-ий шаг (составление алгоритма выполнения действия по правилу) – учащийся простраивает свою работу с орфограммой согласно орфографическому правилу.

4-ый шаг (выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану) – школьник работает над орфограммой по намеченному плану.

5-ый шаг (повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму) - работая в изменяющихся условиях и вариантах, ученик постепенно «сворачивает» алгоритм.

6-ой шаг (появление автоматизма безошибочного письма, постепенный отказ от правила) – орфографический навык доведён до автоматизма, ребёнок, встречая в тексте слово с орфограммой, уже не задумывается, он знает, как писать и проверять.

Эта работа не завершается в начальных классах, она продолжается и в среднем звене школы.

Опознавательные признаки нахождения орфограмм

Для постановки и решения орфографической задачи, прежде всего, необходимо увидеть орфограмму при письме – именно это умение обеспечивает сознательное отношение к письму, мотивирующее обращение к правилу, к словарю. Орфографическая зоркость предполагает обнаружение орфограммы (процесс восприятия и осознания орфограммы) и определение её типа (классификация). Следовательно, для того чтобы ребёнок научился обнаруживать орфограммы, необходимо познакомить его с признаками наиболее частотных орфограмм.

При обучении орфографии в начальных классах учителю следует организовать работу над следующими группами опознавательных признаков:

  1. Фонетические признаки включают в себя фонетическую позицию в слове, при которой нельзя доверять произношению, например: для гласных – положение в безударном слоге; для парных согласных – положение в конце слова или перед глухим согласным.
  2. Звуки, звукосочетания, буквы содержащие возможность выбора верного нормативного написания из графически возможных, например:

- гласные а, о, е, и, я;

- парные звонкие и глухие согласные б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с;

-сочетания стн (сн), здн (зн), и др., в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу и др.

  1. Морфемные признаки учитывают положение звука и буквы в слове по отношению к морфеме:

- морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание;

- соединительные гласные в сложных словах;

- возвратная частица -ся (-сь) и др.

  1. Приставка: учащиеся младших классов уже знают из практики, что её проверять не нужно - достаточно только убедиться, что "под-" - это приставка, а не начало корня (подъехал), так как приставок "пад - “ и "пот - “ в русском языке нет (приставки пре-, при- в начальной школе не изучаются; приставка па-, в отличие от приставки по-, всегда стоит в ударном положении и не является продуктивной).
  2. Корень: ученик уже знает, что в корне весьма вероятны безударные гласные, возможны звонкие/глухие согласные, и что их надо проверять путём подбора однокоренных слов или путём изменения формы слова.
  3. Сочетание морфем: на стыке приставки и корня ученик может ожидать такие орфографические трудности, как двойные согласные (рассыпал, оттянул), необходимость проверки звонких и глухих согласных на стыке морфем (отдохнул, подсел); на стыке корня и суффикса также возможны двойные согласные (настенный).
  4. Морфологические признаки указывают на положение звука или буквы в слове определенной части речи, например: безударное падежное окончание имени существительного (на улице) – и усваиваются при изучении основных грамматических категорий.
  5. Семантические признаки выделяют собственные имена и наименования и усваиваются в процессе наблюдения над собственными и нарицательными именами существительными.
  6. При переносе слов с одной строки на другую учитывается слоговой и морфемный состав слова.

Знание типов орфограмм и элементарный опыт их определения помогает ученику в поиске орфограммы, придают этому действию определенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...

Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В сатье представлены  понятие  об орфографической зоркости, приведён теоретический  и  парктический материал по её формированию....

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в преподавании русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся в начальной школе. В данной статье представлены приемы  обучени...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая...

Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач  изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания...

Доклад с презентацией "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В работе представлены приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях ФГОС...