Проект "Остров словарных слов"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Данный проект разработан для изучения словарных слов во 2 классе путем подбора и составления различного занимательного материала: загадок, ребусов, пословиц, поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений, кроссвордов.
В ходе проекта учащиеся научатся писать словарные слова без ошибок, расширят свой словарный запас, познакомятся с различными видами словарей, приобретут навыки самоорганизации, научатся работать в группах, сотрудничать, разовьют ассоциативное мышление, память, внимание, грамотную речь, научатся анализировать, систематизировать и предоставлять полученный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Остров словарных слов" 2 класс | 129.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ школа-интернат № 10
Проект
«Остров словарных слов»
Выполнила:
Каткова Елена Владимировна
учитель начальных классов
Нижний Новгород
2018
Краткая аннотация проекта
Данный проект разработан для изучения словарных слов во 2 классе путем подбора и составления различного занимательного материала: загадок, ребусов, пословиц, поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений, кроссвордов.
В ходе проекта учащиеся научатся писать словарные слова без ошибок, расширят свой словарный запас, познакомятся с различными видами словарей, приобретут навыки самоорганизации, научатся работать в группах, сотрудничать, разовьют ассоциативное мышление, память, внимание, грамотную речь, научатся анализировать, систематизировать и предоставлять полученный материал.
Обоснование необходимости
Одним из актуальных вопросов методики обучения орфографии является изучение словарных слов в начальной школе.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности. От этого зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Данные основных нормативных документов, регламентирующих образование в Российской Федерации, подтверждают актуальность темы данной работы. Не менее убедительные доказательства актуальности темы дают проведенные исследования в области орфографической грамотности.
На данном этапе развития образования сложилось противоречие не только между требованиями стандарта к уровню орфографической подготовки выпускника начальной школы и реальными результатами обучения, но и между наличием определенных методов обучения написанию словарных слов и частичного либо полного их несоответствия требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения. В частности, Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирует современного учителя на развитие у ученика «способности к саморазвитию путём присвоения опыта». Ученик, согласно действующему стандарту, должен быть субъектом собственной деятельности, а это возможно, если на смену традиционной модели передаче знаний придет активное самообучение и самопознание, то есть в учебно-воспитательном процессе будут доминировать субъект-субъектные отношения ученика и учителя.
Наблюдения показывают, что учащиеся, окончившие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин этого видится в том, что работа над орфограммами ведется на уроках изолированно и бессистемно. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается только списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Третья причина заключается в особенностях памяти младшего школьника: на этапе знакомства и нескольких последующих уроков дети достаточно хорошо запоминают и пишут правильно слова с непроверяемыми орфограммами, а спустя время, встречая эти же слова в письменных работах, допускают ошибки.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача найти новые эффективные пути запоминания словарных слов
Цель проекта:
Представить наиболее удачный прием запоминания словарных слов.
Задачи проекта:
1. Получить информацию о различных приемах запоминания.
2. Выбрать и обосновать наиболее подходящий прием запоминания.
3.Собрать занимательный материал.
4. Изобразить словарные слова для запоминания с помощью выбранного приема.
Время выполнения проекта 2 месяца.
Продукт проекта: создание презентации со словарными словами
Теоретические сведения
В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей.
Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.
Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.
Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения. В большинстве образовательных учреждениях методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить?
Нетрадиционные приемы запоминания словарных слов
1. Приём "Письмо по памяти"
1) записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор и т.д.);
2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е. и т.д.;
3) записать словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова "конёк" и т.п.
2. Зрительный диктант с предварительным разбором (с комментированием).
Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке или экране интерактивной доски трудное слово с выделенной орфограммой и записывают его по памяти.
3. Приём «Графические ассоциации»,
Графические ассоциации или рисунки-образы, - устанавливаем графическую связь между словом и образом (зовем на помощь эмоционально окрашенные зрительные образы).
Данный приём реализуется под следующим девизом:
"Слово трудное попалось –
Это, братцы, не беда.
Нарисуем в слове букву –
Не забудем никогда".
Эти задание наиболее эффективны для тех детей, у кого лучше развита зрительная память. Для запоминания особенно «трудных» слов не следует «жалеть» на уроке нескольких минут для того, чтобы обсудить, на что похожа данная буква и какие ассоциации вызывает у детей данное слово.
Приём "Фонетические ассоциации"
Следующий прием работы с использованием мнемотехники: фонетические ассоциации. Метод звуковых ассоциаций использован при составлении четверостиший автором книги «Словарь в стихах» Е.З. Солдатовой13.
Методом данных ассоциаций дети составляют предложения со словарным словом, которые созвучны по звучанию и правописанию с другим словом в предложении.
4.Приём "Аналогии"
Детям очень нравиться игра в «Аналогии» с использованием словарных слов. Играя, мы работаем над предупреждением ошибок и над развитием логического мышления.
5.Приём "Ребусы"
При работе со словарными словами использование ребусов, шарад дает возможность зафиксировать в памяти правильное написание изучаемых слов в непроизвольной форме.
Все приведенные приемы и средства также способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников.
6.Приём "Лесенки слов"
Составление кроссвордов со словарными словами – одно из любимых домашних заданий. А потом ребята на уроке обмениваются кроссвордами с друг другом и таким образом закрепляют знания правописания словарных слов. Этот прием работы даёт возможность сделать учебный процесс увлекательным и интересным, а значит и повышает учебную мотивацию.
7.Работа с фразеологизмами, пословицами и поговорками
Использование в словарно-орфографической работе пословиц, фразеологизмов, поговорок помогает не только в работе над правописанием словарных слов, а также развивает речь, обогащает её, пополняя словарный запас новыми сведениями. К числу доступных для восприятия младшими школьниками фразеологизмов, которые можно предложить для наблюдения при изучении трудных слов, могут быть такие: прокатить с ветерком, заячья душа, воробью по колено, бежать во все лопатки, язык заплетается, одна нога здесь, другая там, яблоку негде упасть.
Ресурсы
(временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).
Партнеры.
Классный руководитель 2а класса: Евдокимова М.И.
Классный руководитель 2 б класса: Карчевич О.В.
Школьный библиотекарь: Шилаева Н.Н.
Целевая аудитория
Учащиеся 2 классов школы-интерната № 10 (9-10 лет)
План реализации проекта
Подготовительный этап
1. Определение учебной темы проекта.
2. Постановка целей и задач. Подготовка вопросов по теме проекта.
3. Планирование проекта учителем.
4. Подготовка необходимых материалов
5. Определение знаний, умений, опыта у учащихся по теме проекта.
6. Вводная презентация.
7. Деление учащихся на 3 группы.
1 | Игра «Незнайка в стране словарных слов» | Сентябрь 2018 | Евдокимова М.И. Карчевич О.В. |
2. | Родительское собрание «Нетрадиционные методы запоминания словарных слов» | Сентябрь 2018 | Каткова Е.В |
3. | Классный час «Веселые словарные слова» | Сентябрь 2018 | Карчевич О.В. |
Основной этап
1. Постановка проблемных и учебных вопросов для каждой группы.
2. Работа учащихся по вопросам исследования. Обработка полученной информации.
3. Оформление результатов исследовательской деятельности каждой группы учащихся
1 | Внеклассное мероприятие «В мире словарей» | Октябрь 2018 | Шилаева Н.Н. |
2 | Игра «Веселенькие ребусы» | Октябрь 2018 | Каткова Е.В. |
3. | Внеклассное мероприятие «Не покладая рук» | Осенние каникулы | Евдокимова М.И. |
4. | Игра «Без русского языка не сколотишь и сапога» | Осенние каникулы | Шилаева Н.Н. |
5. | Игра «На завтрак рак» | Ноябрь 2018 | Карчевич О.В. |
6. | Классный час «Кипит работа» | Ноябрь 2018 | Каткова Е.В. Карчевич О.В. |
Заключительный
1. Защита работ учащихся. Основные выводы по теме исследования.
2. Оценивание работ учащихся.
3. Подведение итогов работы над проектом.
4. Методический анализ проекта учителем.
1. | Классный час «Знатоки словарных слов» | Ноябрь 2018 | Каткова Е.В. Евдокимова М.И. Карчевич О.В. |
2. | Оформление презентации «Веселые словарные слова» | Ноябрь 2018 | Каткова Е.В. Евдокимова М.И. |
3. | Защита презентации «Веселые словарные слова» | Ноябрь 2018 | Каткова Е.В. Учащиеся 2 в класса |
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Нетрадиционные методы работы со словарными словами позволяют осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Запоминание слова с непроверяемой орфограммой на основе мнемотехники позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.
Разнообразие методов и приемов словарной работы в начальных классах с учетом современных методик, при использовании которых ученик является субъектом своей собственной деятельности, согласно требованиям ФГОС, повышает эффективность усвоения материала, качество знаний младших школьников.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Составление презентации со словарными словами, изучаемыми в 3 и 4 классах, используя изученные приемы и новые приемы запоминания словарных слов.
Литература.
1.Никишина Н.В. Комплексная методика повышения грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе: Методическое пособие. - М: Восход, 2017. - 60 с.
2.Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. -М.: Просвещение,1991.-112с.
3. Агафонов В.В. Ассоциативный орфографический словарик для начальной школы. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ювента, 2007. — 64 с.
Приложение.
Игра «Незнайка в стране словарных слов»
Тема: «Словарные слова»
Форма проведения: игра
Цели: развитие речи; закрепление знаний по теме «Словарные слова»; развитие мышления, памяти, способности высказывать собственное мнение.
Оборудование: картинки с предметами, карточки с пословицами, алфавит, словари антонимов и синонимов, карточки со словарными словами.
Ход игры.
I. Вступление.
Незнайка: Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашей игры. Сегодня мы проведем игру «Знаю я словарные слова» и узнаем лучших знатоков русского языка.
Участвуют две команды. Команды заранее придумали себе название и девиз (названия связаны с темой игры). Победителей нашей игры определит жюри.
II. Конкурсы
1 конкурс « Загадка»
Отгадайте загадки
Окраской сероватая,
повадкой вороватая,
крикунья хрипловатая
известная персона.
Кто она? (ворона)
Маленький мальчишка
в сером армячишке
по дворам шныряет,
крохи собирает,
по полям ночует,
коноплю ворует (воробей).
2 конкурс « Когда так говорят»
Объясните, когда так говорят.
Заячья душа
Медведь на ухо наступил.
3 конкурс «К истокам слова»
Узнайте слова по описанию.
Это дерево мы считаем нашим, исконно русским, хотя название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню «bhe», уходящему в глубокую древность и означающую «блеск», «белизна» (берёза).
Самое любопытное в названиях этой ягоды то, что разные языки строят их очень сходно, непременно связывая с понятием земля. У поляков она именуется позёмка, у немцев эрдберэ-«земляная ягода» (земляника)
4 конкурс «Родственные слова»
Подберите к данным словам родственные слова.
Собака (Собачата, собачий, собачка, собачонка, собаковод, собачник)
Медведь (медведица, медведюшка, медвежонок, медвежий, медвежатник, медвежатина)
5 конкурс «Синонимы, антонимы»
Подберите к данным словам синонимы и антонимы. Можете воспользоваться словарями.
Мороз-холод, стужа (синонимы)
Мороз-жара, зной (антонимы)
Родина-отечество, отчизна (синонимы)
Родина-чужбина (антонимы)
6 конкурс « Скороговорки»
Произнесите быстро и правильно скороговорки.
У мосточка под кусточком две лисички, две сестрички.
На осинке росинки засверкали утром перламутром.
7 конкурс «Пословицы»
Соберите пословицы и объясните их смысл.
Солдатское дело - воевать смело.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Не спеши языком - торопись делом.
В гостях хорошо, а дома лучше.
8 конкурс «Зашифрованное слово»
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово
2, 10 ,13, 6, 20 (билет)
26,16, 22,7,18 (шофёр)
III. Подведение итогов. Награждение победителей.
Молодцы! Вы настоящие знатоки русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный тренажер. Система работы со словарными словами "Восстанови слово"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27664-20...
Презентация-тренажер "Система работы со словарными словами "Словарные слова от А до Я"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27643-20...
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....
Конспект урока "Словарные слова. Словарный диктант.
Цель урока: закрепить правописание словарных слов.Образовательные задачи: упражнять в правописании словарных слов, составлении и записи словосочетаний и предложений со словарными словами, закрепление ...
Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.
Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....
Нетрадиционные методы и приёмы словарной работы, способствующие прочному запоминанию правильного написания словарных слов
Как сделать процесс усвоения правописания непроверяемых слов более эффективным...