Нетрадиционные методы и приёмы словарной работы, способствующие прочному запоминанию правильного написания словарных слов
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Как сделать процесс усвоения правописания непроверяемых слов более эффективным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 52.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Федотова А.В.,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 13 Им. П.А.Леонова
г. Южно - Сахалинска
Выступление на тему:
" Нетрадиционные методы и приёмы словарной работы, способствующие прочному запоминанию правильного написания словарных слов"
Проблема: Как сделать процесс усвоения правописания непроверяемых слов более эффективным? Для этого при обучении старалась создать в педагогическом процессе такие условия ..., которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо - ученик.
Актуальность: Выбранная мною тема актуальна, поскольку:
- Проблема правописания словарных слов возникает у учащихся всех возрастов.
- Но не у всех учащихся отмечалась мотивация к изучению словарных слов.
Возникла проблема: Как сделать процесс усвоения правописания непроверяемых слов более эффективным?
Это – задача сложная и трудоемкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. Для лучшего усвоения словарных слов должна быть организована целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание.
Исходя из возникшей проблемы, целью и задачами являются.
Цель: Использование нетрадиционных методов, приёмов и форм словарной работы на уроках русского языка.
Задачи: сформировать умение обнаруживать ошибкоопасные места и осуществлять их проверку, применяя нетрадиционные методы и приёмы; расширить словарный запас младших школьников; развивать у учащихся познавательную активность, творческое мышление, самостоятельность, интеллектуальность, а также коммуникативные умения (при работе в паре, группе); повысить мотивацию к изучению словарных слов, к их безошибочному написанию;
УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ * Опора на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку; * Активная роль учащихся; * Использование различных приёмов; * Систематичность.
Для этого при обучении я старалась создать в педагогическом процессе такие условия …, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, ведь роль учителя состоит в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо – ученик.
Работая над этой темой, я пришла к выводу, что на уроке словарная работа может быть проведена на любом этапе урока:
В начале урока цель этапа: проверка домашнего задания. Ознакомительный цель этапа: объяснение нового материала В конце урока цель этапа: отработка навыков работы
В своей работе при обучении письму словарных слов применяю следующие методы и приёмы работы:
- Чтение слова ребёнком;
- Объяснение значения слова
(если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем) - Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы;
- звукобуквенный анализ слова;
- деление слова на слоги и на слоги для переноса. - Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов;
- составление словосочетания, предложения с этим словом;
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом - Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов;
- составление словосочетания, предложения с этим словом;
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом - Составление рассказа из группы словарных слов
(декабрь, мороз, коньки, ребята). - Составь предложение со словарным словом (словами).
- Комментатор
(вставь пропущенную орфограмму, объясни).
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Важно научить детей классифицировать орфограммы. - «Немой» словарик.
Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают, комментируя. - «Толковый» словарь.
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет его лексическое значение.
Дети угадывают и записывают с проговариванием. - «Этимологический» словарик.
Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием. - «Картинный» словарь.
- «Мнемонический» словарик.
Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.
Например: УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ. - Схемы - угадайки.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.
___О___О___ (воробей, молоко..)
_______ЛЛ__ (коллектив, коллекция…) - «Копилка - минутка.
На доске записана группа словарных слов. . Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы. - «Лишнее слово».
- Буквы – липучки (магниты).
Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. - «Шифровки».
- «Недостающие пазлы»
По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием: вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова. - «Тематическое меню»
Очень часто в рамках определённой темы работают со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова. К ним предлагаются разные задания:
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам (в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).
3. Измени форму числа, падеж (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».
4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).
5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.
Например:
М_ШИНА – МАШИНИСТ
6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например:
К_РОВА – ( Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д.
7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например: Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д.
- «Загадки – шутки (игры)».
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
2. В каких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. - Запись слов по алфавиту.
- Выборочный диктант
Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. - Группировка и запись слов по орфографическим признакам
- Выбрать слова.
Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: к…пуста, м..л..ко, с..рень, уч..ник, в..р..бей. - Подобрать слова:
Подбери слова к данным схемам (схемы состава слова) - Выпиши из словаря.
Выпишите из словаря по 3 слова
1-го склонения, 2-го склонения,
3-го склонения. - Сочинение по опорным словам
Предлагается записать сочинение по определенной теме используя опорные слова с непроверяемыми орфограммами.
Мне хочется поделиться своим опытом, как повысить уровень качества знаний у учащихся при написании словарных диктантов.
На протяжении шести лет я работаю по своей методике. Она заключается в следующем: при изучении словарных слов, я каждый урок провожу словарный диктант и проверку осуществляю следующим образом. В понедельник тетради на проверку сдаёт 1-ый ряд, во вторник второй ряд и дети с первого ряда только те, кто получил «2» и «3», в среду сдаёт 3-ий ряд и дети, которые получили «2» и «3» соответственно. Итак я работаю несколько недель, пока не отработаем старые и новые словарные слова. Плюс в этом: 1) накопляемость оценок; 2) даю детям возможность исправить оценки, т.е. «2» я не ставлю, пока не получит положительную оценку.
Например:
I четверть словарный диктант: II четверть:
КЗ - 52%, УО - 83% КЗ – 81% УО – 88%
Из результатов видно, что моя методика работает.
Аналогичную работу я провожу и на уроках математики, когда идут темы «Сложение и вычитание в пределах 10, 20», «Умножение и деление». «Нахождение P и S» В начале урока провожу математический диктант и отрабатываю устные навыки сложения, вычитания, умножения и деления. И также собираю тетради по рядам. Если на начало первой четверти больше половины детей не знали таблицу умножения, то к концу 3-ей четверти они знают таблицу почти все.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными
В данном материале представлены фрагменты уроков русского языка: «словарная работа с новым словом». При изучении нового слова, для лучшего запоминания его учащимися провожу работу последовательно по с...
Итеграция методов и приёмов в работе логопеда и учителя начальной школы
Методы и приёмы работы с детьми с ДЦП...
« Использование методов и приёмов профориентационной работы в воспитании младших школьников»
Данная разработка выступления знакомит с методами и приёмами профориентационной работы в начальной школе...
Использование методов и приёмов профориентационной работы в воспитании младших школьников
презентация к разработке выступления на тему "Использование методов и приёмов профориентационной работы в воспитании младших школьников"...
Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов в ло-гопедической работе с детьми с речевыми нарушениями
Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка....
Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционно-логопедической работе с учащимися с речевыми нарушениями
Создание условия для повышения речевой активности и изменения мотивационной сферы учащихся с различным речевым недоразвитием....
Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов в ло-гопедической работе с детьми с особыми потребностями
Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка....