Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Литвиненко Ирина Юрьевна

Конспект урока русского языка во 1 классе УМК «Школа России»

Тема. Правописание  слов с буквосочетаниями жи-ши

 

Цели: продолжить работу по получению знаний о правописании сочетаний жи - ши, закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и ; продолжить формирование умений выделять слова с сочетаниями жи – ши среди других слов; развивать устную речь, мышление, внимание; воспитывать интерес к процессу обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект урока русского языка во 1 классе УМК «Школа России»

                        Учитель: Литвиненко Ирина Юрьевна

Предмет: русский язык

Класс: 1-б

Дата проведения: 07.02.19г.

Урок № 102

Тема. Правописание  слов с буквосочетаниями жи-ши

Цели: продолжить работу по получению знаний о правописании сочетаний жи - ши, закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и ; продолжить формирование умений выделять слова с сочетаниями жи – ши среди других слов; развивать устную речь, мышление, внимание; воспитывать интерес к процессу обучения.

Тип урока. УОНЗ

Планируемые результаты:

Предметные:

- выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие согласные звуки;

- находить шипящие звуки в слове и вне слова;

- анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши;

- соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши и их обозначение буквами.

Личностные:

- проявлять положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу, первичное умение оценки ответов одноклассников.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

-находить правильные варианты учебной задачи (при поддержке учителя и класса).

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- проводить сравнение изученных фактов языка;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в игровой групповой работе;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

- доказывать своё мнение.

Оборудование. Звуковые схемы, презентация, компьютер, мультимедиа

                                

                                        Ход урока

1. Организационный этап

 По звонку учитель приветствует детей и дает психологическую установку на работу.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись от души-

До чего ж мы хороши!

- К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. Так пусть вашими помощниками станут внимание , находчивость, смекалка!

2.Актуализация знаний

Фронтальный опрос

- Чем отличаются звуки и буквы? ( Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем)

- На какие две большие группы делятся все звуки русского языка? (Гласные и согласные)

- Что вы знаете о гласных звуках? (состоят из голоса, свободно произносятся, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, их можно петь)

- Какие бывают гласные? (ударные и безударные)

- Что вы знаете о согласных звуках? (выдыхаемый воздух встречает преграду – язык, нёбо, зубы, губы, и от этого получается шум).

-А согласные согласны шелестеть, скрипеть, шипеть, но не хочется им петь.

- Какие бывают согласные? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)

- Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.

- Назовите шипящие парные согласные звуки, которые всегда твёрдые.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Отгадайте загадки

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (Жираф)

Кот живёт у нас на крыше,

а в чулане живут… (Мыши)

Составляем звуковые схемы (в парах)

-  С какими гласными буквами эти шипящие согласные образуют буквосочетания, которые являются орфограммами?

  • Что такое орфограмма?
  • Зачем нужно знать орфограммы?

Хорошо, продолжим изучение новых орфограмм, чтобы стать грамотными. А о каких, узнали, выполнив задание?

-  Буквосочетания жи-ши являются орфограммами

-  Какая тема урока «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши»

-  Поставьте цели урока, используя запись на доске

- Цель урока - учиться грамотно писать слова с буквосочетаниями жи-ши

4. Усвоение новых знаний и способов деятельности

Пальчиковая гимнастика (Пальчики обеих рук здороваются)

- Мама, мама! (Большие)

- Что? Что? Что? (Мизинцы)

- Гости едут! (Указательные)

- Ну и что? (Безымянные)

- Здравствуй! Здравствуй! (Средние обнимаются)

- Чмок! Чмок! Чмок! (Средние целуются)

- Здравствуй! Здравствуй! (Средние обнимаются)

- Чмок! Чмок! Чмок! (Средние целуются)

- Открываем тетрадь, записываем число.

- Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

- Какое сегодня число?

Плакат «Сиди правильно»

Вспомним правила при письме.

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спинка? – Прямая!

Минутка чистописания (ищут закономерность)

Жж Жи Жии Жиии

Шш Ши Шии Шиии

- Вставь пропущенную букву

Лыжи, машина, груши, живёт, дыши, кувшин, жизнь, снежинка.

- Какое задание? Какова его цель? Какая орфограмма? Что нужно знать, чтобы выполнить упражнение?

5. Физминутка

- А теперь немного отдохнём и проведём физминутку. Я прошу всех встать. Все будут двигаться и повторять движения с доски.

6. Продолжение работы по теме

Прочитайте

Вот шмель пушистый, жирный

В шиповнике жужжит.

Поужинать душистым

Нектаром он спешит.

Играем в игру «Ты мне - я тебе». (Дети задают вопросы друг другу по содержанию текста. Объясняют написание ответов. Ответы пишут через запятую, подчеркивая орфограммы (у доски по одному).

Работа с деформированным предложением

Загадка

Нет ушей, не видно ножек.
Шар в колючках – это 
(ёжик).

- Какое ошибкоопасное место встретилось в слове ёжик?

                    как         шуршит        слышит         камыш          Ёжик

Ёжик приехал к нам на поезде и просит составить с ним предложение

 (Ёжик слышит как шуршит камыш.)

- Ставим вагончики в нужном порядке.

- Какие правила нужно вспомнить прежде, чем записать это предложение?

Дети повторяют правила

1)Первое слово в предложении пиши с заглавной буквы.

Буква обычная выросла вдруг.

Но почему, за какие заслуги?

Буква расти не сама захотела.

Букве поручено важное дело.

2)В конце предложения-точка.

Достойна точка уважения

В конце любого предложения.

Не убежит слово из строчки,

Когда стоит на страже точка.

3)Все слова пишутся отдельно.

-Запишем это предложение с новой рабочей строки.

Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка).

7. Закрепление знаний. Списывание с печатного шрифта. Заучивание

- Согласные шипящие звуки [ж], [ш] всегда твердые. Но в ударных слогах после «ж», «ш» пишется буква «и».

О чем говорит правило? Чему учит? Вспомните слова, где встречается наша орфограмма.

Есть запоминалка.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины камыши.
Запомни слоги жи и ши
Ты с буквой и всегда пиши.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

        Оцените свою работу, выберите смайлик: если урок понравился, и у вас всё получилось – то 1 смайлик, если не всё получилось то – второй, совсем не получилось - третий.

Выбирают смайлики.

Давайте подведем итог урока по данной схеме.

Я узнал…                

Я научился...

Какие цели мы поставили себе на уроке?
Справились ли мы с поставлеными задачами?
Какие орфограммы повторили? Как пишем жи-ши?

- А сейчас,  я попрошу вас показать мне, какое настроение у вас оставил сегодняшний урок.

- Оцените свою работу, выберите смайлик: если урок понравился, и у вас всё получилось – то 1 смайлик, если не всё получилось то – второй, совсем не получилось  - третий.

Выбирают смайлики.

Окончен урок,

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам!

За то, что упорно и

Дружно трудились.

И знания точно

уж вам пригодились.

Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс "Образование сложных слов"

Урок - исследования нового материала. Обучающие работают в группах, выполняя  различные задания под руководством учителя....

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.

Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с....

Конспект урока русского языка 2 класс ПНШ "Состав слова"

УМК «Перспективная начальная школа     Русский язык 2 класс    Тема :  Состав слова     Тип урока: урок обобщения знаний.Дидактическая...

Конспект урока русского языка 4 класс. Тема: "Сложные слова"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Простые и сложные предложения» Цели деятельности учителя: Формирование представления о простых и сложных предложениях; развитие умения различать про...