Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема: Единственное и множественное число имён существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 31.93 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 680.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 2 А март 2019г.
Предмет: Русский язык
Тема: Единственное и множественное число имён существительных
Цели:
- дать понятие об изменении имён существительных по числам;
- учить определять число имён существительных;
- употреблять в речи формы единственного и множественного числа;
Ожидаемые результаты:
Метапредметные:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения;
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;
- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;
- умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;
- овладение навыком осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Личностные:
- активизация познавательной деятельности, формирование навыков контроля, самоконтроля;
- формирование коммуникативных навыков, умения находить выходы из спорных ситуаций, умения работать в паре;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Предметные:
- определение грамматического признака имён существительных - число;
- изменять имена существительные по числам;
-использовать специальную терминологию при определении признаков части речи;
- формирование орфографической зоркости;
- развитие каллиграфического письма.
Оборудование к уроку: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В.Г. Горецкий – 2 класс, тетради, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация урока, карточки для работы в парах, карточки - смайлики для самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент 1. Приветствие 2.Психологический настрой на урок | Итак, русский язык друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! Улыбнитесь друг другу. Пожелайте хорошего настроения. - Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок. |
II. Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания 1. Минутка чистописания | -С начала проверим домашнее задание. Какое домашнее задание задано дома. Упражнение 106 стр. 62 СЛАЙД 1-2 -Условие упражнении прочитает ......, а остальные проследим. -Прочитайте. Измените число каждого имени существительного. -Запишите пары слов. Над каждым словом укажите его число. -Подчеркните в каждом слове ту часть, которая указывает на то, что имя существительное изменялось по числам. ед.ч мн.ч ед.ч мн. ч ед.ч мн.ч ед.ч мн. ч 1. Туфля - туфли, ягода-ягоды, море-моря, облако- облака. мн. ч ед.ч мн.ч ед.ч ед.ч мн.ч ед.ч мн. ч 2.Простыни-простыня, улицы-улица, блюдца-блюдцы, одеяло- одеяла. Упражнение 107 стр. 62 СЛАЙД 3-4 -Прочитайте. -Измените число имен существительных. Запишите пары слов. Над каждым словом укажите число. -Какие правила надо знать, чтобы без ошибок написать эти слова? Подчеркните орфограммы на эти правила. ед.ч мн.ч ед.ч мн.ч ед.ч мн.ч ед.ч мн.ч 1. Воробей - воробьи, дерево - деревья, крыло - крылья, стул-стулья, ед.ч мн.ч ручей-ручьи.
ед.ч мн.ч ед.ч мн.ч ед.ч мн.ч ед.ч мн.ч 2. Чиж - чижи, малыш - малыши, ёрш-ерши, стриж - стрижи -Давайте сделаем вывод, изменяются ли имена существительные по числам? -Да. -А теперь сдаем тетради. -Давайте откроем тетради, запишем число. Классная работа. - Запишите словарные слова в столбик. Берёза, карандаш, медведь -Проверьте правильно ли вы написали слова. -Давайте прочитаем слова: берёза карандаш медведь -Какой частью речи являются все эти слова? -(Имена существительные) -Что такое имя существительное? -(Имя существительное -это слова обозначающие предметы, и отвечает на вопросы кто? или что? ) -Сейчас я вам покажу картинки и вы назовете. -Напишите данные существительные в два столбика сгруппировав их по числам. Берёза - берёзы карандаш - карандаши медведь - медведи
СЛАЙД 5
|
III. Поиск решения, открытие нового знания | -Ребята, чтобы объяснить значение слов единственное и множественное число мы обратимся к правилу в учебнике (стр. 61). Эту информацию мы будем получать, работая в группах. Вспомни правила работы в группе: Говори тихо. Выслушай мнение товарища до конца. Не перебивай друг друга. Будь вежлив и сдержан. 1. Выводят правило из учебника. 1) Имя существительное может употребляться в единственном или множественном числе. 2) Если имя существительное обозначает один предмет, то оно стоит в единственном числе. (Книга, дерево) -Если имя существительное обозначает два или несколько предметов, то оно стоит во множественном числе. (книги, деревья) ВЫСЛУШАТЬ КАЖДУЮ ГРУППУ. Работа с правилом -Молодцы, ребята. Мы с вами узнали в каком числе может употребляться имя существительное? -Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе? -(один) -Сколько предметов обозначают имена существительные во множественном числе? -(много) -Повторим правило ещё раз хором стр.61 -А теперь давайте попробуем использовать полученные нами новые знания. |
IV. Физкультминутка | -Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнём. -Но мы будем хлопать и топать не просто так. -В том случае, если я назову имя существительное в единственном числе, то вы хлопаете, один раз, а если имя существительное во множественном числе, то топаете. хл. хл. топ. хл. топ. хл. Белка, ведро, деревья, город, горы, девочка, топ. топ. топ. конфеты, листья, стекла, - Молодцы! Присаживайтесь. |
V. Закрепление изученного материала 1. Работа с учебником | Упражнение 108 с. 63 -Прочитайте загадки. Объясните отгадки к ним. Спишите. -Подчеркните в словах изученные орфограммы. -Определите, в каком числе у треблены имена существительные. Не птичка, а с крыльями. Бабочка -ед.ч. Не книжка, а с листьями. Капуста -ед.ч С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. Рыба - ед.ч. |
2. Работа в парах | -Вы получаете листок, на котором записаны существительные, в единственном числе- напротив пишите это существительное во множественном числе. Работаем в парах. Письмо - письма Звезда - звёзды Стол - стулья Ведро - вёдра Корень - корни Глаз - глаза Сугроб - сугробы -Проверяем. Отмечаем свои ответы + или - Оцените свою работу. -Как называется имена существительные, обозначающие один предмет? -(Имена существительные, обозначающие один предмет называется единственное число) - Как называется имена существительные, обозначающие много предметов? -(Имена существительные, обозначающие много предметов называется множественное число) -Молодцы! А теперь будем делать физкультминутку для глаз. |
3. Работа с учебником | Упражнение 109 стр. 63 -Прочитайте. -Подберите к каждому слову проверочное, изменяя его форму. Запишите слова по образцу. 1. Сосна-сосны, трава-травы, дерево-деревья, письмо-письма, пчела-пчелы. 2. Дрозды-дрозд, хлеба-хлеб, грачи-грач, моря-море, грибы-гриб. Вывод: Имена существительные изменяются по числам. |
4. Работа по группам (по карточкам) Проверка самостоятельной работы | -Будем работать по группам. Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. 1 группа а) Тетрадь, окно, стол, ручка. Вывод: существительное обозначает ________ предмет. б) Тетради, окна, столы, ручки. Вывод: существительное обозначает _________предметов 2 группа а) Город, улица, страна, река. Вывод: существительное обозначает ________ предмет. б) Города, улицы, страны, реки. Вывод: существительное обозначает _________ предметов 3 группа а) Мальчик, картина, моряк, письмо Вывод: существительное обозначает ________ предмет. б)Мальчики, картины, моряки, письма. Вывод: существительное обозначает _________ предметов 4 группа а) Ножница, конфета, книга Вывод: существительное обозначает ________ предмет. б) Ножницы, конфеты, книги, альбомы. Вывод: существительное обозначает _________ предметов - Какое новое открытие об имени существительном вы обнаружили? (Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов). |
VI. Рефлексия | -Оцените "смайликом" свою работу на уроке. -Если урок полезен, всё понятно. -Если лишь кое-что чуть-чуть неясно -Если ещё придется потрудиться |
VII. Подведение итого урока | -Что такое имя существительное? - Как называется имена существительные, обозначающие один предмет? - Как называется имена существительные, обозначающие много предметов? -Какое задание вам было интересно выполнять? |
VIII. Домашнее задание | Выучить правила стр. 61-62. Упражнение 110 стр. 63 Упражнение 72 стр.33 (раб. тетр) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2. Чиж – чижи, ед.ч мн.ч м алыш - малыши, ед.ч мн.ч ё рш - ерши, ед.ч мн.ч с триж – стрижи. ед.ч мн.ч
УРА! НОВОЕ ОТКРЫТИЕ! ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МОГУТ ОБОЗНАЧАТЬ ОДИН ПРЕДМЕТ МНОГО ПРЕДМЕТОВ
Имя существительное единственного и множественного числа
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ ТЕМА : «Имя существительное единственного и множественного числа» МЫ УЗНАЕМ О ЕДИНСТВЕННОМ И МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НАУЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОПРОБУЕМ ИЗМЕНЯТЬ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПО ЧИСЛАМ
Упражнение 108 с. 63 Не птичка, а с крыльями - бабочка. е д.ч Не книжка, а с листьями - капуста. е д.ч С хвостом, а не зверь, с пер ья ми, а не пт ица. - рыба. ед.ч
2. РАБОТА В ПАРАХ по карточкам
Письмо - письма Звезда - звёзды Стол - стулья Ведро - вёдра Корень - корни Глаз - глаза Сугроб - сугробы
Рефлексия Урок полезен, всё понятно Лишь кое-что чуть-чуть неясно Ещё придется потрудиться
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ выучить правила на стр. 61,62 по выбору письменно: Упражнение 110 стр. 63 Упражнение 72 стр.33 (раб. тетр ) Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....