Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема: Единственное и множественное число имён существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.93 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx680.76 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2 А   март 2019г.

Предмет: Русский язык

Тема: Единственное и множественное число имён существительных

Цели:

- дать понятие об изменении имён существительных по числам;

- учить определять число имён существительных;

- употреблять в речи формы единственного и множественного числа; 

    Ожидаемые результаты:            

 Метапредметные:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения;

 -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;

- умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

- овладение навыком осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

      Личностные:

- активизация  познавательной деятельности, формирование навыков контроля, самоконтроля;

- формирование  коммуникативных навыков, умения находить выходы из спорных ситуаций, умения работать в паре;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Предметные:

- определение грамматического признака имён существительных - число;

- изменять имена существительные по числам;

-использовать специальную терминологию при определении признаков части речи;

- формирование орфографической зоркости;

- развитие каллиграфического письма.

Оборудование к уроку: учебник «Русский язык» В. П. Канакина,  В.Г. Горецкий – 2 класс, тетради, мультимедиапроектор,  мультимедийная презентация урока, карточки для работы в парах,  карточки - смайлики для самооценки.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие

2.Психологический настрой на урок 

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!   

Улыбнитесь друг другу.

Пожелайте хорошего настроения.

- Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

1. Минутка чистописания

-С начала  проверим домашнее задание. Какое домашнее задание задано дома.

Упражнение 106 стр. 62              СЛАЙД 1-2

-Условие упражнении прочитает  ......, а остальные проследим.

-Прочитайте. Измените число каждого имени существительного.

-Запишите пары слов. Над каждым словом укажите его число.

-Подчеркните в каждом слове  ту часть, которая указывает на то, что имя существительное изменялось по числам.

       ед.ч        мн.ч    ед.ч     мн. ч     ед.ч   мн.ч     ед.ч         мн. ч

1. Туфля - туфли, ягода-ягоды, море-моря, облако- облака.

         мн. ч           ед.ч            мн.ч      ед.ч        ед.ч         мн.ч         ед.ч        мн. ч

2.Простыни-простыня, улицы-улица, блюдца-блюдцы, одеяло- одеяла.

Упражнение 107 стр. 62                   СЛАЙД 3-4     

-Прочитайте.

-Измените число имен существительных. Запишите пары слов. Над каждым словом укажите число.

-Какие правила надо знать, чтобы без ошибок написать эти слова? Подчеркните орфограммы на эти правила.

       ед.ч              мн.ч         ед.ч           мн.ч        ед.ч          мн.ч      ед.ч     мн.ч

1. Воробей - воробьи, дерево - деревья, крыло - крылья, стул-стулья,

  ед.ч     мн.ч

ручей-ручьи.

       

     ед.ч    мн.ч      ед.ч           мн.ч       ед.ч   мн.ч    ед.ч        мн.ч

2. Чиж - чижи, малыш - малыши, ёрш-ерши, стриж - стрижи

-Давайте сделаем вывод, изменяются ли имена существительные по числам?

-Да.

-А теперь сдаем тетради.

-Давайте откроем тетради, запишем число. Классная работа.

- Запишите словарные слова в столбик.

Берёза, карандаш, медведь

-Проверьте правильно ли вы написали слова.

-Давайте прочитаем слова:

берёза

карандаш

медведь

-Какой частью речи являются все эти слова?

-(Имена существительные)

-Что такое имя существительное?

-(Имя существительное -это слова обозначающие предметы, и отвечает на вопросы кто? или что? )

-Сейчас я вам покажу картинки и вы назовете.

-Напишите данные существительные в два столбика сгруппировав их по числам.

            Берёза  -  берёзы

            карандаш  -   карандаши

            медведь   -    медведи

  • Что изменилось?
  • (Изменилось число существительных)
  • В каком столбике имена существительные обозначают один предмет?
  • (В первом столбике обозначает один предмет)
  • В каком столбике имена существительные обозначают много предметов?
  • (Во втором столбике имена существительные обозначают много предметов)
  • Как вы думаете,  о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
  • Попробуйте сами сформулировать  тему урока.

                                                                                                               СЛАЙД 5

  • Тема: единственное и множественное число  имен существительных. Проверьте по учебнику тему урока на стр.61 (дети по учебнику определяют тему урока стр.61)
  • Сформулируйте цель урока.
  • ( Что такое единственное, и множественное число имен существительных)
  • Что нам необходимо узнать, чтобы достичь поставленной цели?
  • Узнать, что такое единственное и множественное число имен существительных.
  • Научиться определять число имен существительных.
  • Научиться изменять имена существительные по числам.

III. Поиск решения, открытие нового знания

-Ребята, чтобы объяснить значение слов единственное и множественное число мы обратимся к правилу в учебнике (стр. 61). Эту информацию мы будем получать, работая в группах.

Вспомни правила работы в группе:

Говори тихо.

Выслушай мнение товарища до конца.

Не перебивай друг друга.

Будь вежлив и сдержан.

1. Выводят правило из учебника.

1) Имя существительное может употребляться в единственном или множественном числе.

2) Если имя существительное обозначает один предмет, то оно стоит в единственном числе.

(Книга, дерево)

-Если имя существительное обозначает два или несколько предметов, то оно стоит во множественном числе. (книги, деревья)

ВЫСЛУШАТЬ  КАЖДУЮ  ГРУППУ.

Работа с правилом

-Молодцы, ребята. Мы с вами узнали в каком числе может употребляться имя существительное?

-Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе?

-(один)

-Сколько предметов обозначают имена существительные во множественном числе?

-(много)

-Повторим правило ещё раз хором стр.61

-А теперь давайте попробуем использовать полученные нами новые знания.

IV. Физкультминутка

-Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнём.

-Но мы будем хлопать и топать не просто так.

-В том случае, если я назову имя существительное в единственном числе, то вы хлопаете, один раз, а если имя существительное во множественном числе, то топаете.

     хл.          хл.            топ.             хл.         топ.            хл.                     

Белка,   ведро,   деревья,   город,     горы,   девочка,

     топ.                топ.         топ.      

конфеты,     листья,  стекла,  

- Молодцы! Присаживайтесь.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа с учебником

Упражнение 108 с. 63

-Прочитайте загадки. Объясните отгадки к ним. Спишите.

-Подчеркните в словах изученные орфограммы.

-Определите, в каком числе у  треблены имена существительные.

Не птичка, а с крыльями. Бабочка -ед.ч.

Не книжка, а с листьями. Капуста -ед.ч

С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. Рыба - ед.ч.

2. Работа в парах

 -Вы получаете листок, на котором записаны существительные, в единственном числе- напротив пишите это существительное во множественном числе. Работаем в парах.

Письмо  - письма

Звезда  - звёзды

Стол - стулья

Ведро - вёдра

Корень - корни

Глаз - глаза

Сугроб - сугробы

-Проверяем. Отмечаем свои ответы    +    или     -        Оцените свою работу.

-Как называется имена существительные, обозначающие один предмет?

-(Имена существительные, обозначающие один предмет называется единственное число)

- Как называется имена существительные, обозначающие много предметов?

-(Имена существительные, обозначающие много предметов называется множественное число)

-Молодцы! А теперь будем делать физкультминутку для глаз.          

3. Работа с учебником

Упражнение 109 стр. 63

-Прочитайте.

-Подберите к каждому слову проверочное, изменяя его форму. Запишите слова по образцу.

1. Сосна-сосны, трава-травы, дерево-деревья, письмо-письма, пчела-пчелы.

2. Дрозды-дрозд, хлеба-хлеб, грачи-грач, моря-море, грибы-гриб.

Вывод: Имена существительные изменяются по числам.

4. Работа по группам (по карточкам)

Проверка самостоятельной работы

-Будем работать по группам. Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа.

1 группа

а) Тетрадь, окно, стол, ручка.

Вывод: существительное обозначает ________ предмет.

б) Тетради, окна, столы, ручки.

Вывод: существительное обозначает _________предметов

2 группа

а) Город, улица, страна, река.

Вывод: существительное обозначает ________ предмет.

б) Города, улицы, страны, реки.

Вывод: существительное обозначает _________ предметов

3 группа

а) Мальчик, картина, моряк, письмо

Вывод: существительное обозначает ________ предмет.

б)Мальчики, картины, моряки, письма.

   Вывод: существительное обозначает _________ предметов

4 группа

а) Ножница, конфета, книга

Вывод: существительное обозначает ________ предмет.

б) Ножницы, конфеты, книги, альбомы.

   Вывод: существительное обозначает _________ предметов

- Какое новое открытие об имени существительном вы обнаружили?

 (Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов).

VI. Рефлексия

-Оцените "смайликом" свою работу на уроке.

-Если урок полезен, всё понятно.

-Если лишь кое-что чуть-чуть неясно

-Если ещё придется потрудиться

VII. Подведение итого урока

-Что такое имя существительное?

- Как называется имена существительные, обозначающие один предмет?

- Как называется имена существительные, обозначающие много предметов?

-Какое задание вам было интересно выполнять?

VIII. Домашнее задание

Выучить правила стр. 61-62.

Упражнение 110 стр. 63

Упражнение 72 стр.33 (раб. тетр)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.Воробей - вороб ьи , ед.ч мн.ч д ерево – дерев ья, ед.ч мн.ч к рыло – крыл ья, ед.ч мн.ч с тул – стул ья, ед.ч мн.ч р учей – руч ьи . ед.ч мн.ч

Слайд 2

2. Чиж – чижи, ед.ч мн.ч м алыш - малыши, ед.ч мн.ч ё рш - ерши, ед.ч мн.ч с триж – стрижи. ед.ч мн.ч

Слайд 4

УРА! НОВОЕ ОТКРЫТИЕ! ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МОГУТ ОБОЗНАЧАТЬ ОДИН ПРЕДМЕТ МНОГО ПРЕДМЕТОВ

Слайд 5

Имя существительное единственного и множественного числа

Слайд 6

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ ТЕМА : «Имя существительное единственного и множественного числа» МЫ УЗНАЕМ О ЕДИНСТВЕННОМ И МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НАУЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОПРОБУЕМ ИЗМЕНЯТЬ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПО ЧИСЛАМ

Слайд 7

Упражнение 108 с. 63 Не птичка, а с крыльями - бабочка. е д.ч Не книжка, а с листьями - капуста. е д.ч С хвостом, а не зверь, с пер ья ми, а не пт ица. - рыба. ед.ч

Слайд 8

2. РАБОТА В ПАРАХ по карточкам

Слайд 9

Письмо - письма Звезда - звёзды Стол - стулья Ведро - вёдра Корень - корни Глаз - глаза Сугроб - сугробы

Слайд 10

Рефлексия Урок полезен, всё понятно Лишь кое-что чуть-чуть неясно Ещё придется потрудиться

Слайд 11

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ выучить правила на стр. 61,62 по выбору письменно: Упражнение 110 стр. 63 Упражнение 72 стр.33 (раб. тетр ) Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....