Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс)

Хамикоева Натела Сонгулаевна

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_1_klass_russkiy_yazyk.docx44.44 КБ

Предварительный просмотр:

                           

           Пояснительная записка.  

   Статус документа

Рабочая программа по предмету «Русский язык» автор Рамзаева Т.Г. 1 класс создана на основе ФГОС начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

         Общая характеристика учебного предмета

        В отечественной методике обучения грамоте сложился целостный подход к процессу овладения чтением и письмом, что вполне оправдано более полутора вековой практикой начальной школы. Теоретической основой этого подхода является звуковой аналитико-синтетический метод, который реализуется через следующие операции:

расчленение звучащей речи на звуки (фонемы), мельчайшие структурные единицы;

дифференцировка их  по основным признакам;

перекодирование в графические символы, т. е. печатные и письменные буквы;

обратное перекодирование букв в соответствующие звуки (фонемы), слияние их в процессе чтения;

 соотнесение звуко-буквенных комплексов с определенным смысловым значением.

Выполнение этих операций помогает ученику овладеть не только чтением, но и письмом как речевым действием. Перед учащимися раскрываются закономерности русской графики, он представляет собой фонемный состав звучащего слова, соотносит его с соответствующими печатными буквами, выполняет обратную перекодировку графической формой слова в звуко фонемную и осознает смысл произнесенного звукового комплекса (слова) в процессе его прочтения.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом (Обучение грамоте); его продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтением, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

На уроках письма учитель разнообразит виды деятельности с учетом психофизических особенностей детей, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п. Учитывая разный уровень дошкольной подготовки

первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков письма.

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения письму совершенствуются на уроках русского языка.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями.

Учебный предмет «Русский язык» в 1  классе занимает ведущее место, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.

        Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.

        Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

В 1  классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии,  морфемики.

Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие  у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному,  требует индивидуализации и дифференциации обучения.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии:   систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Учебный курс русского языка в 1 классе состоит из 8 разделов.

Важными в начальном курсе языка является разделы «Звуки и буквы» «Слово. Предложение. Текст».

«Звуки и буквы» Основные знания по этому разделу учащиеся приобретают в период обучения грамоте. Они получают сведения  о гласных и согласных звуках и буквах, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих, звонких, мягких и твердых согласных, учатся выполнять простейший фонетический анализ слов. Работа над темой «Звуки и буквы» направлена также и на совершенствование культуры речи, верное произношение слов, развитие дикции.

Особое место отводится в программе работе над словом. Слово рассматривается в лексическом и грамматическом плане. В начальных классах изучаются части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Подготовка к изучению частей речи начинается с 1 класса. Дети учатся различать слова-предметы, признаки, действия по вопросам. Вводится и понятие предлог, а также понятие о видах предложений  (повествовательных, вопросительных, побудительных, о членах предложения, о связи слов в предложении).

В 1 классе учащиеся знакомятся со знаками препинания в конце предложений, кроме точки, вопросительного и восклицательного знаков, учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания. В 1 классе формируется первоначальное понятие о главных членах предложения (подлежащее, сказуемое),  начинается  работа по установлению связи слов в предложении.

Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности.

Указанные в программе каждого раздела знания, умения и навыки по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.

На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нем, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного вида

учебные задачи с привлечением игр, упражнений занимательного характера, использовать разнообразные наглядные пособия, технические средства.

В  первом классе необходимо вводить работу в парах постоянного и сменного состава (ППС, ПСС), учить ребят работать в малой группе.

Цели обучения

Программа направлена на достижение следующих целей:

формирование специальных умений и навыков по разделам программы;

развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по государственной программе автора Т. Г. Рамзаевой  из расчета  5 часов в неделю, 165 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении;

развивать внимание к устной и письменной речи;

формировать умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания;

составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки

правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста

писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов

писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.

Результаты обучения

В конце 1 классе обучающиеся должны знать:

название букв русского алфавита;

признаки гласных и согласных звуков;

гласные ударные и безударные;

согласные твердые, мягкие, звонкие, глухие буквы для обозначения мягкости согласных (и, е, ё, ю, я, ь);

деление на слоги;

правила переноса;

употребление прописной буквы в именах собственных;

правило написания сочетаний – жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн;

        Обучающиеся должны иметь представление:

- о грамматических группах слов;

- о различии предложений по цели высказывания;

- о признаках текста и его оформлении;

- об основных признаках согласных звуков и букв;

Обучающиеся должны уметь:

вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

различать гласные и согласные звуки и буквы;

правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком;

делить слово на слоги;

выделять в слове ударный слог;

переносить слово по слогам;

вычленять слова из предложений;

четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;

правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов;

составлять предложения на заданную тему по рисунку, схеме;

употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

применять правило правописания слов с сочетаниями жи, ши,ча,ща, чу, щу, чк, чн, щн;

писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;

устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему.  

                                                               

                                                                           Календарно – тематическое планирование .

п/п

Дата

Тема урока

( страницы учеб-ка,

 тетради)

Решаемые проблемы

(цель)

Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС )

Понятие

Предметные

результаты

УУД

Личностные

 результаты

  1. 1

Язык и речь.

Какие бывают виды речи? Какие бывают типы речи? Какую речь называют устной? Какую речь называют письменной?

Познакомить с типами речи, видами речи: слушание, говорение, чтение, письмо.

Устная и письменная речь

Научится

различать виды речи: слушание, говорение, чтение, письмо.

Научится

различать типы речи: устную и письменную.

Регулятивные: ориентация в прописи.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные задавать вопросы.

Адекватная

мотивация, устойчивое следование в поведении социальным нормам

  1. 2

Предложение и текст.

Из чего состоит текст? Каковы признаки текста? Что выражает предложение?

Познакомить с признаками текста (текст состоит из предложений; предложения в тексте связаны по смыслу; текст можно озаглавить).

Текст и предложе-

ние

Научится

выделять признаки текста,  называть предложения в составе текста.

Узнает,

как отделяются предложения друг от друга  в устной и

письменной речи.

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: уметь просить о  помощи, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Адекватная

мотивация, принятие образа «хорошего ученика»

  1. 3

Предложение и текст. Знаки препинания в конце предложения.

Из чего состоит предложение? Как оформляется предложение на письме? Каковы признаки предложения?

Познакомить с признаками предложения, формировать умение оформлять предложение на письме (предложение состоит из слов; первое слово предложения записывают с заглавной буквы, после каждого предложения ставят точку, либо вопрос., либо восклиц. знак; предложение выражает законченную мысль).

Текст и предложе-

ние

Научится

называть предложение с правильной интонацией, выделять признаки предложения, называть слова в составе предложения, правильно обозначать на письме начало и конец предложения.

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: поиск и выделение информации

Коммуникативные ставить вопросы и обращаться за помощью.

Адекватная

мотивация, личностная ответственность за свои поступки

  1. 4

 Предложение, главные члены  предложения.

Что такое подле-жащее? Что такое ска-зуемое?

Познакомить с главными членами предложения, оформлением их на письме .

Подлежа-щее.

Сказуемое.

Научится

в предложении  на-ходить главные   члены.

Узнает

как подчёркиваются  главные члены  предложения.

Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат  деятельности Познавательные: использовать знаково-символические средства  и применять знания, умения  и навыки.

Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы.

Адекватная

мотивация, личностная внутренняя позиция, самооценка. Адаптация поведения в детском коллективе.

  1. 5

Связь слов в пред-ложении, связь предложений в   тексте.

Каковы признаки предложения, текста?

Познакомить с признаками  предло-жения, текста (входят в состав текста, состоят из слов,

в тексте предложения  объединены  общей    темой).

Слово

Предложе-ние

Текст

Научится   выделять предложения в составе  текста.

Узнает

признаки предло-жения, текста.

Регулятивные: применять установленные правила

Познавательные: использовать знаково-символические средства и применять простейшие навыки письма

Коммуникативные адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Адекватная

мотивация, личностная самооценка.

Главные  члены  предложения.

Каковы признаки главных членов  пред-ложения?

Продолжить знакомить с главными  членами  предложения (входят в состав предложения,  называют предмет и действие предмета).

Подлежа-щее

Сказуемое

Научится

 находить  подлежащее и ска-зуемое    в составе предложения.

Узнает

как  они выделяются на письме.

Регулятивные: формировать учебную задачу и удерживать внимание

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы.

Адекватная

мотивация, личностная самооценка.

  1. 6

Заглавная буква в словах.

Какие слова в русском языке следует писать с заглавной буквы?

Повторить правило написания заглавной буквы в словах, фор-мировать умение при-менять правило в

письме.

Заглавная  буква  в словах

Узнает

 правило написания большой буквы в словах.                    

 

Научится

применять данное правило в письме.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач и применять полученные умения и навыки.

Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Адекватная

мотивация, осознание ответственности, адаптация поведения в детском коллективе.

  1. 7

Заглавная буква в кличках животных, названиях улиц, сёл, деревень, городов, стран, морей, рек.

 Какие слова в русском языке следует писать с заглавной буквы ?  

Повторить правило написания слов с большой буквы,  уметь применять правило в письме.

Заглавная буква в словах

Узнает      

об  алгоритме написания слов с большой буквы  

Научится

писать слова с заглавной буквы.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения

Коммуникативные адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Адекватная

мотивация, принятие образа «хорошего ученика»

адаптация поведения в детском коллективе.

  1. 7

Понятие предлога, единообразие в написании предлогов.

Что такое предлог? Каковы его признаки?  

Познакомить детей с предлогом, развивать навык распознавания и написания предлогов.

Предлог

Научится

различать  и находить предлоги в предложениях.

Регулятивные: формировать учебную задачу, применять установленные правила

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения

Коммуникативные  уметь просить помощи, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, строить понятные для партнёра высказывания.

Адекватная

мотивация, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Звуки и буквы.

Чем отличаются звук и буква? Сколько букв и сколько звуков? Как соотносятся звуки в речи с буквами на письме? Как опреде-лить количество букв и звуков в слове?

Продолжить форми-ровать умение выде-лять звуки в слове и  обозначать их на пи-сьме буквами, соотно-сить звук и обозначающую его букву, определять количество звуков и букв в слове.

Звуки

Буквы

Научится

выделять звуки в слове и обозначать их на письме буквами, соотносить звук и обозначающую его букву, определять количество звуков и букв в слове.

Узнает

признаки звука и буквы  

Регулятивные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Познавательные: использовать общие приемы решения задач и применять. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Адекватная

мотивация, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

  1. 8

Согласные звуки и буквы.

Каковы признаки согласного звука? Как отличить согласный звук от гласного? Как произносится согласный звук?  Сколько согласных звуков может быть в слоге? Как характеризуется согласный звук?

Формировать умение выделять согласные  звуки, характеризо-вать их по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости, обозначать их на письме буквами,  отличать согласные  звуки от гласных, поз-накомить с признака-ми согласных звуков, (в слоге может быть разное количество согласных звуков,   согласный с гласным образует слияние, сог-ласный при произне-сении встречает преграду).

Согласные буквы и звуки

Научится

выделять согласные звуки, обозначать их на письме буквами, отличать согласные звуки от гласных.

Узнает

признаки согласных звуков, их характеристику.

Регулятивные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Познавательные: использовать общие приемы решения задач и применять. Коммуникативные: формулировать свои затруднения.

Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

Согласные звуки и буквы.

 Каковы признаки согласного звука? Как отличить согласный звук от гласного? Как произносится соглас-ный звук? Сколько согласных звуков может быть в слове?

Продолжить форми-ровать умение выделять согласные звуки, характеризо-вать их по твёрдости- мягкости, глухости-  звонкости, обозначать их на письме буквами, отличать согласные звуки от гласных.

Согласные

звуки   и буквы  

Научится

выделять согласные звуки,  обозначать их на письме буквами,  различать согласные и гласные звуки.

Узнает

признаки согласных звуков

Регулятивные: выбирать наиболее  эффективные способы решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

  1. 9

Закрепление пройденного, фонетический анализ слова.

Что такое фонетика?

Развивать внимание учеников к фонетике слов, совершенство-вать словотворчество и правильную расстановку ударений в словах.  

Научится

чётче отличать буквы от звуков.

Узнает

о правильном написании сомнительных по звучанию букв.

Регулятивные: выбирать наиболее  эффективные способы решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.

Знакомство с алфавитом.

Что такое алфавит? Что такое азбука? Откуда произошли названия? Из чего состоит алфавит? Сколько в нём букв?

Познакомить с русским алфавитом, с происхождением слов «алфавит» и «азбука», составом букв в нём,  формировать умение называть буквы русского алфавита.

       

Алфавит

Азбука

Научится

называть буквы русского алфавита.

 Узнает

о происхождении  слов «алфавит» и «азбука», о составе букв в нём.    

Регулятивные: рефлексия способов и условий действий. Познавательные: поиск необходимой информации. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.

Уточнение представления о слоге.

Что такое слог? Что такое ударение? Как выделить ударный слог в слове? Сколько в слове ударных и безударных слогов? Как на письме обозначается ударение? Где можно узнать правильную постановку ударения в слове?

Продолжить формировать умение

выделять в слове ударный слог, обозначать на письме ударение, учить пользоваться орфоэпическим словарем учебника, повторить признаки ударного слога ((на ударный слог падает ударение, ударный слог в слове всегда один).    

Ударение   Слог

Научится

выделять в слове ударный слог, обозначать на письме ударение, пользоваться орфоэпическим словарем учебника.

 Узнает

признаки ударного слога.      

Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Познавательные: контролировать и оценивать результат деятельности. Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Осознание ответственности человека за общее благополучие.

  1. 10

Закрепление материала.

Ударение.

Что такое ударение?  Как выделить удар-ный слог в слове?  Как определить количество звуков и букв  в слове?

Закрепить умение учеников находить слоги,  пользоваться ударением.

Ударение

Научится

выделять ударный  гласный звук в слове,  определять количество звуков и букв в слове.

Узнает

признаки ударного слога.

     

Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания.

Формирование этических чувств, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Распознавание в словах ударных и безударных слогов.

Чем отличается ударный гласный звук в слове? Как определить количество слогов  в слове?

Продолжить формировать умение

выделять гласные  звуки  в слове, развивать фонемати- ческий слух,  познакомить  со случаями, когда ударение не ставится.

Слоги    ударные  и    безударные

Научится

выделять гласные звуки в слове и определять  их количество.

Узнает

признаки ударного и безударного слога    

Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: слушать собеседника.

Формирование этических чувств, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Зрительный и слуховой диктанты.

Чем отличаются записанный текст от произнесённого? Чем отличается запись текста от записи стихотворения?

Продолжить форми-рование навыков письма, внимания к написанному, сказанному.

Диктант

Научится

записывать под диктовку.

Узнает

о правилах записи стихотворения.

Регулятивные: моделировать, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Развитие чувства эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.

  1. 11

Перенос слов по слогам.

Как переносятся слова с одной строки на другую? Каковы правила переноса в русском языке?

Повторить правила переноса с одной строки на другую, формировать умение применять правило в письме.

Перенос слова

Научится

применять данное правило в письме.

Узнает

правило переноса слова с одной строки на другую

Регулятивные: моделировать, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; синтез,сравнение, сериация. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование положительного отношения к обучению.

Деление слов на слоги с опорой на количество гласных звуков.

Сколько в слове м. б. гласных звуков?

Упражнения в делении слов на слоги с опорой на количество в них гласных звуков, формирование у детей умения писать слова, диктуя себе по слогам.

Слово

Слог
Гласный

звук

Научится

записывать слова диктуя себе  по слогам.

Узнает

что не бывает слов из 1 согласного звука, но есть слова из 1 гласного звука.

Регулятивные: ставить и формулировать проблемы. Познавательные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Формирование положительного отношения к обучению.

Итоговый урок по пройденным темам.

Что такое слово? Что такое слог?

Сколько в нем гласных  звуков?

Упражнять в делении слов на слоги, формировать умения писать слова, диктуя себе по слогам.

Слово

Слог

Гласный звук

Согласный звук

Научится

делить слова на слоги.

Узнает

о правилах переноса слов.

Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты в соотвествии с окружающей действительностью. Познавательные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Формирование положительного отношения к обучению.

  1. 12

Твёрдые и мягкие согласные звуки, обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами.

Почему твёрдые и мягкие согласные звуки имеют такое название? Какими буквами на письме  обозначается мяг-кость согласного звука? Какими…твёр- дость согласного звука?   Какие звуки всегда твёрдые? Какие звуки всегда мягкие? Как характеризуется согласный звук по твёрдости-мягкости?

Познакомить с твёрдыми и мягкими согласными звуками, их признаками, их произношением, фор-мировать умение различать в слове мягкий и твёрдый согласные звуки в зависимости от последующего звука.

Твёрдые, мягкие  согласные   звуки

Научится

различать в словах твёрдые и мягкие согласные звуки  в зависимости от последующего звука.

Узнает,

какие звуки всегда твёрдые, какие звуки всегда мягкие.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соотвествующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

Каковы признаки мягкого знака? Какова его роль в слове?

Познакомить с признаками Ь  ( не обозначает звука, стоит всегда после согласного, обозна- чает его мягкость), его смягчающей и разделительной функциями в словах, научить употреблять на письме.  

 Буква  Ь

Научится

употреблять на письме Ь.

Узнает

признаки Ь,  его разделительную  и смягчающую функции в словах.

Регулятивные: сличать способ действия и его результат  с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Коммуникативные: слушать собеседника.

Адекватная

мотивация, принятие образа «хорошего ученика»

  1. 13

Мягкий знак как показатель мягкости  согласных в середине слова.

Каковы признаки  Ь? Какова его роль в слове?

Продолжать обучение распознаванию мягких согласных, научить правилам переноса слов с Ь в середине слова.

Ь

в середине слова

Научится

правилам переноса слов с Ь в середине слова.

Узнает

о Ь, как о показателе мягкости согласного в середине слова.

Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: вести устный диалог в соответствии с нормами родного языка.

Адекватная мотивация. Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

  1. 14

Шипящие  Ж и Ш, правописание слов с сочетаниями  ЖИ-ШИ.

Как пишутся буквосочетания ЖИ-ШИ ?

Развивать представление учеников о звуках Ж и Ш как о всегда твёрдых, научить правильному написанию сочетаний ЖИ-ШИ.

ЖИ-ШИ

Узнает

правило написания буквосочетаний

ЖИ-ШИ

Научится

применять данное правило в письме.

Регулятивные: классификация по заданным критериям. Познавательные: установление аналогий и причинно-следственных связей. Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Адекватная мотивация. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Шипящие Ч  и Щ.

Правописание слов с сочетаниями  ЧА-ЩА,  ЧУ-ЩУ.

Как пишутся буквосочетания  ЧА-ЩА? ЧУ-ЩУ?

Объяснять детям, что звуки Ч и Щ всегда мягкие согласные, учить правописанию данных орфограмм.

Сочетания ЧА-ЩА,

ЧУ-ЩУ

Узнает

правило написания сочетаний  ЧА-ЩА,  ЧУ-ЩУ, что звуки Ч и Щ всегда мягкие.

Научится

применять данное правило на письме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные: составлять план и последовательность действий. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Адекватная мотивация. Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

  1. 15

Правописание слов с орфограммами ЧК-ЧН, ЩН.

Как пишутся буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН?

Продолжить формировать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, НЩ

Сочетания

ЧК, ЧН, НЧ, ЩН

Узнает

правило написания буквосочетаний  ЧН, НЧ, ЩН, ЧК.

Научится

применять правило на письме.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: различать способ и результат действия. Коммуникативные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермидийной, громкоречевой и умственной формах. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания.

Адекватная мотивация. Установка на здоровый образ жизни.

Закрепление пройденного.

Как пишутся буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,ЧК,ЧН,ЩН?

Продолжить формировать умение записывать слова с данными орфограммами.

Сочетания

ЖИ-ШИ,

ЧА-ЩА,

ЧУ-ЩУ,

ЧК,ЧН,ЩН

Научится

применять эти правила на письме.

Регулятивные:  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. Познавательные: классификация по заданным критериям.  Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания.

Адекватная мотивация. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

  1. 16

Написание слов с сочетаниями  ЧК, ЧН.

Как пишутся слова с сочетаниями ЧК, ЧН?

Познакомить с особенностями  произношения и  написания  сочетаний ЧК, ЧН ( звук(Ч,) всегда мягкий, сочетания пишутся без Ь.

Научится

применять это правило на письме.

Узнает

что после звука Ч в сочетаниях ЧК, ЧН   Ь не пишется.

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные: слушать собеседника.

Адекватная мотивация. Осознание отвественности человека за общее благополучие.

Понятие о парных звонких и глухих согласных звуках.

Почему глухие и звонкие согласные звуки имеют такое название? Как они произносятся? Все ли они имеют пары по глухости-звонкости? Как характеризуется согласный звук по глухости-звонкости?

Познакомить с парными и непарными звонкими и глухими согласными звуками, их признаками, произношением, формировать умение различать звонкий и глухой согласные звуки при произношении.    

Парные звонкие- глухие

звуки

Научится

различать в словах глухой и звонкие   согласные  звуки.

Узнает

парные и непарные глухие и звонкие согласные звуки.

Регулятивные: использовать установленные правила  в контроле способа решения. Познавательные: различать способ и результат действия. Коммуникативные: формулировать свои затруднения.

Адекватная мотивация. Осознание отвественности человека за общее благополучие.

Проверка написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова.

Как проверить парный по глухости-звонкости звук в слове? Что такое проверяемое и проверочное слова? Как подобрать проверочное слово?

Формировать умение проверять парный по звонкости-глухости согласный звук в слове, подбирая проверочное слово.

Глухие и звонкие согласные звуки

Узнает особенности проверочных слов.

Научится

проверять слова с парными звонкими-глухими на конце слов.

Регулятивные: формировать учебную задачу и удерживать

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью.

Адекватная мотивация. Начальные навыки адаптации в динамично развивающимся мире

  1. 17

Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова.

Как проверить по глухости-звонкости парный звук в слове? Что такое проверяемое и проверочное слова? Как  подобрать проверочное слово?

Продолжить формировать умение проверять по глухости-звонкости согласный звук в слове, обозначать правильной буквой        

Парные согласные на конце слов

Научится

соотносить парный по глухости-звонкости согласный звук в слове с обозначающей его на письме буквой, проверять по звонкости-глухости согласный звук, подбирая проверочное слово, применять данное правило в письме.        

Регулятивные: формировать учебную задачу и удерживать

Познавательные: использовать общие приемы решения задач и применять

Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы.

Адекватная мотивация. Внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

Сопоставление гласных в ударных и безударных слогах.

Как найти в слове безударную гласную? Как её проверить?

Научиться обнаруживать орфограмму – безударную гласную.

Гласные ударные и безударные

Научится

находить в словах безударные гласные.

        

Регулятивные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Познавательные: использовать общие приемы решения задач и применять. Коммуникативные: формулировать свои затруднения.

Адекватная мотивация. Начальные навыки адаптации в динамично развивающимся мире

  1. 18

Проверка написания безударных гласных в корне слов.

Как найти в слове безударную гласную? Как её проверить?

Научить детей находить ошибкообразное место в слове и проверочное слово.

Безударные гласные в корне слова

Научится

проверять безударные гласные в корне слова путём подбора проверочного слова.

Регулятивные: выбирать наиболее  эффективные способы решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Адекватная мотивация. Осознание ответственности человека за общее благополучие.

Зрительный и слуховой диктанты.

Чем отличается записанный текст от произнесённого ?

Развитие навыков письма и внимания к написанному, сказанному.

Диктант

Закрепит

умение писать под диктовку

Узнает

об орфограммах, которые встретятся в диктанте.

Регулятивные: выбирать наиболее  эффективные способы решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Адекватная мотивация. Осознание ответственности человека за общее благополучие.

  1. 19

Части речи.  Понятие существительного.

Как существует существительное ?

Познакомить детей с общим понятием существительного.

Кто?

      Что?

 предметы

существи-тельное

Научится

узнавать слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?(обозначают предметы)

 Узнает

признаки по которым можно определить существительное.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действий. Познавательные: поиск необходимой информации. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Адекватная

Мотивация. Осознание своей этнической принадлежности.

  1. 20

Понятие  одушевлённого и неодушевлённого существительного

 Что такое  одушев-лённое существитель-ное? Что такое не-одушевлённое  существительное?

Чётко проработать различие слов, отвечающих на вопрос КТО?  и на вопрос  ЧТО?  

Существи-тельное   одушевлён-ное и не-одушевлённое

Научится

отличать одушев-лённые существи-тельные от неоду-шевлённых по вопросам.

Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Познавательные: контролировать и оценивать результат деятельности. Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Адекватная

мотивация, принятие образа «хорошего ученика»

Части речи. Понятие прилагательного.

Какие слова отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? Формировать у детей представление о роли в русском языке слов, обозначающих признаки предметов.

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

прилагате-льное

Научится

находить в речи слова, отвечающие на вопросы: какой?  какая?  какое?  какие?

Узнает

признаки, по которым можно определить прилагательное.

Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания.

Адекватная

мотивация, принятие образа «хорошего ученика»

  1. 21

Закрепление пройденного.

Какие слова отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Продолжить формировать умение находить прилагательные, объяснять их значение.

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Научится

находить в речи и различать слова, обозначающие  признаки предметов.

Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: слушать собеседника.

Адекватная

мотивация, личностная внутренняя позиция, самооценка. Адаптация поведения в детском коллективе.

Закрепление материала по теме.

Какие слова отвечают на вопросы: какой? какая ? какое?  какие?

Продолжить проводить практические занятия для закрепления понимания прилагательных.

Предметы

Признаки предметов

Научится

находить в речи и различать слова,  обозначающие признаки предметов.

 

Регулятивные: моделировать, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Адекватная

мотивация, личностная самооценка

  1. 22

Знакомство со словами, отвечающими на вопросы:  что делает? что делают?

 Какие слова отвечают на вопросы: что делает? что делают?  Каковы признаки  глаголов?

Познакомить  детей с глаголами, их признаками.

Что делает?

Что делают?

Научится

находить в речи и  распознавать слова, отвечающие на вопросы:  что делает?  что делают?

Узнает

о признаках глаголов.

Регулятивные: моделировать, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; синтез, сравнение, сериация. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Адекватная

мотивация, осознание ответственности, адаптация поведения в детском коллективе.

  1. 23

Закрепление пройденного. Изучение глагола, как части речи.

Какие слова отвечают на вопросы: что делает? что делают? Каковы признаки глаголов?

Объяснить  детям, что глагол одна из главных частей речи,  практически проверить это утверждение.

Что делает?

Что делают?

Научится

применять на практике полученные знания,  находить в речи глаголы, ставить к ним вопросы.

Регулятивные: ставить и формулировать проблемы. Познавательные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Адекватная

мотивация, принятие образа «хорошего ученика»

адаптация поведения в детском коллективе.

Итоговая контрольная работа.

Диктант.

Формировать умение правильно запиписывать слова и предложения под диктовку.

  Текст

Научится

записывать  текст под диктовку.

Регулятивные: ставить и формулировать проблемы. Познавательные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Адекватная

мотивация, принятие образа «хорошего ученика»

адаптация поведения в детском коллективе.

Списывание текста.

Формировать умение верно списывать предложения .

Научится

списывать текст.

Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты в соотвествии с окружающей действительностью. Познавательные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Адекватная

мотивация, принятие образа «хорошего ученика»

адаптация поведения в детском коллективе.

  1. 24

Обобщение знаний детей.

Поддержать у детей уверенность в своих силах.

Узнает

о пройденных за год темах.

Научится

конкретизировать  пройденное.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соотвествующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Адекватная

мотивация, устойчивое следование в поведении социальным нормам

46-

50

Итоговый урок.

Повторять и закреплять пройденный материал.

 Повторение и обобщение пройденных тем за год.

Регулятивные: сличать способ действия и его результат  с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Коммуникативные: слушать собеседника.

Адекватная

мотивация, устойчивое следование в поведении социальным нормам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...