Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мороз Екатерина Викторовна

Открытый урок русского языка 2 класс, по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Что такое имя существительное?

Цели урока:

• формировать понятие об имени существительном;

• развивать наблюдательность, речь;

• развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты:

- Личностные: - формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

- формировать коммуникативные умения детей;
- Предметные: - научатся различать слова - названия предметов;

- использовать специальную терминологию при определении части речи;

- находить и исправлять орфографические ошибки.

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Актуализация знаний. Орфографическая разминка.

Формулирование темы и целей.

.Открытие нового материала.

 Работа по теме урока.

Первичное закрепление.

Рефлексия

Дом задание

Рефлексия.

  • Приветствие гостей.

Ребята! Сегодня мы принимаем гостей. Давайте поздороваемся с ними.

-Повернулись, улыбнулись.

Садитесь. Начинаем наш урок.

В каждом из нас есть маленькое солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им   и любовь и помощь согревают его, как солнце. Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и тёплым, принёс много нового и интересного.

- Как обычно начнём урок с разминки.

 - Слова записаны на экране, попробуйте сами дать себе задание

(вставить пропущенные буквы, разделить на группы, найти общее, найти отличия)

Проверим

-Что заметили?

-На какие группы они разделены?

Какое слово лишнее? Почему?

 -Кто такой следопыт?

-Где можно узнать значение этого слова?

-Учитель открывает толковый словарь и зачитывает значение этого слова.

-Следопыт это охотник, отыскивающий звериные следы

Или тот, кто отыскивает следы исторического прошлого.

Следопыт-разведчик ( в переносном значении)

-Какими качествами должен обладать следопыт?

Сегодня, я предлагаю вам превратиться в следопытов.

-Итак, поступило сообщение : потерялась часть речи.

_Что будем делать?

-Помогут нам в поиске - следы

-Какую безударную гласную мы с вами проверяли в слове следопыт?

- Что мы знаем об этой букве?

- запишем сочетание заглавной буквы Е и строчной буквы, которую вы отгадаете сами. Эта буква будет стоять на втором месте в слове

Называю слова:

Оса,суп,ищу,мел,остров,стол,овощи,дивный, отец,зелёный,блестеть,льдина,гном,добрый,метель.

Получается запись:

Ес  Еу  Ещ  Ее  Ес  Ет  Ев  Еи  Ет  Ее  Ел  Еь   Ен Ео Ее

- Подчеркните самое красивое буквосочетание в тетради.

-Посмотрите внимательно на записанные буквы. Перед вами цепочка букв.

Что заметили?

- Соедините строчные буквы и вы узнаете какая часть речи потерялась.

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(появляется тема на доске)

-Какую цель мы перед собой поставим?

(выставляю опорное слово –УЗНАТЬ)

-Отметьте СВОИ знания об имени существительном на отрезке знаний

-организуем поиск информации

Какие средства помогут нам в достижении целей?

-давайте подумаем,  какие перед нами возникают вопросы?

Чему мы будем учиться?

Какие результаты мы планируем получить?

Что ТАКОЕ...

На КАКИЕ ? ...

Что ОБОЗНА...?

-Это и есть наша цель.

-Мы познакомимся с новой частью речи

Узнаем, что обозначает?

-На какие вопросы отвечает?

Научимся распознавать имя существительное среди других частей речи.

-Итак, пойдём по следам, а чьи это следы отгадайте? (БЕЛКА)

 Белка нам принесла задание:

- назвать что изображено , поставить к каждому слову вопрос, к какой части речи относится, записать сначала слова, которые отвечают на вопрос КТО?, затем слова отвечающие на вопрос ЧТО? Подчеркнуть орфограммы.

После устного разбора

2 ученика у доски.

Появляется запись в тетрадях:

Кто? Девочка, сорока, заяц, снегирь, обезьяна.

Что? Яблоко, машина, капуста, коньки, чаша, карандаш, пенал, молоток.

Вывод: Давайте вспомним какие цели мы перед собой поставили?

-Что же обозначают имена существительные?

-На какие вопросы отвечают имена существительные?

(открываю ответы на вопросы)

- Продолжаем идти по следам, а это чьи следы?  (СОВА)

   тётушка Сова  отправляет нас  на с.45
-Сравните свой вывод со словами тётушки Совы. об имени сущ.

-Следующий след ведёт нас в картинную галерею.

Слайд.

Перед вами картина

И.э Грабаря «Февральская лазурь»

Что же такое лазурь?

Лазурь (др. русск. - из греч.)  1) светло-синий цвет, голубизна;

2) краска светло-синего цвета.

Какое время года изображено?

-Что дает основание Вам для такого предположения?

- Удалось ли художнику передать красоту зимнего леса?

- Какое время суток?

- Почувствовали ли вы ликование природы?

- С помощью каких красок создает художник впечатление февральских праздников в природе?

- Рассмотрите задний план картины. Что виднеется на горизонте? Что можно сказать о березках?

- Рассмотрите небо. Как меняется его цвет , какое оно наверху, какое у горизонта? Есть ли на нем облака?

- Рассмотрите снег. Много ли его? Какого он цвета на солнце? В тени?

- Какова береза на переднем плане? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, о цвете прошлогодней листвы на её верхушке?

- Приходилось ли вам наблюдать удивительную красоту в природе?

- Что Вы чувствуете, когда смотрите на картину?

(учитель рассказывает о картине)

 На картине художника Игоря Грабаря «Февральская лазурь» нарисован зимний пейзаж. На переднем плане картины изображена береза, форма березы, ее ветки выглядит как-то нереально, фантастично.

  Поражают цвета на картине. Хотя изображен февральский день, но на картине мало белого цвета – цвета снега. Больше ярких весенних цветов. Художник этим передает, что скоро кончится зима и на смену ей придет весна. Голубой цвет на картине имеет много оттенков. Художник применяет и светло-зеленый, почти голубой цвет и ультрамариновый, для окрашивания зимнего неба.  Сиреневый снег, лазоревое небо, жемчужная береза – все фантастические оттенки голубого цвета сливаются и переходят друг в друга, создают какое-то праздничное настроение. На заднем плане картины изображен лес, который нарисован такими же очаровательными цветами. Картина понравилась своей таинственностью. Взгляд притягивает форма дерева. Береза на картине отличается тем, что на нее смотришь от самой земли. Необычный взгляд на дерево, его огромные раскидистые ветки выделяются на фоне голубого неба.

 Не зря художника Игоря Грабаря называли «поэтом русской зимы».

- Что такое берёза?

-К какой группе слов отнесём деревья?

- на какой вопрос отвечают растения? (появляется табличка - растения)

Физминутка.

1. Погрозить пальцем одной руки, затем другой.

Если утром ты зарядку
Делать очень ленишься, 
То в походе от неё 
Никуда не денешься.

2. И. п. - руки вверх, в замок. Наклоны туловища - "рубить дрова".

Занимаешься костром -
Поработай топором.
И не раз, и не пять,
Трудно даже сосчитать.

3. И. п. - о. с. Махи руками вверх и вниз.

Чтобы жар костру задать,
Всем руками помахать.
И не раз, и не пять, 
Трудно даже сосчитать.

-Следующий след ведёт нас в тарабарскую грамоту.  Буквы русского алфавита перемешались с чужеземными.

Слайд

ОZДVЕWЖLДFA

-Придумайте слова из этой группы

-На какой вопрос отвечают предметы этой группы?

(появляется табличка « одежда»

Поиграем?

Я буду называть имена существительные, вы хлопайте в ладоши

Если я буду называть другие части речи, закрывайте глазки руками.

Попугай, крокодил, бегемот,

Бежит, красивый, замечательный,

Медведь, тигр, пантера, дикобраз

Снежный, ласковый, прекрасный

А чьи следы мы сегодня распознаем? Значит еще одна группа – это животные. На какой вопрос отвечает?

 

На доске:

 Имя существительное

                    Часть речи

                    Обозначает предмет

Кто?                                          Что?

Люди                                    растения

Животные                            одежда

Вывод: Что мы ещё узнали об имени существительном? Все ли цели мы достигли?

-Как вы думаете можно ли продолжать открывать новые группы сущ.?

-На вопрос КТО? Или ЧТО? Отвечают слова ,которыми люди обозначают всё то ,что они могут увидеть, услышать, потрогать или даже подумать. Как о чём -то существующем. И называются эти слова именами существительными.

 Проведём мозговой штурм.

 У каждой группы конверт со словами ,ваша задача выбрать слова со своим значением.

-явления – 1 ряд

-события – 2 ряд

-чувства -  3 ряд

слайд

Найди лишнее слово.

- линейка, ручка, карандаш, резинка.

- воробей, ручей, ночь, конь

- поле, стекло, мороз, утро.

Слайд

Сегодня на уроке я узнал.....

Сегодня на уроке я научился....

Сегодня на уроке мне запомнилось...

Итак, ребята посмотрите на наши записи, на таблички и скажите, что же такое имя существительное? Что мы узнали об этой части речи?

Как вы считаете, достигли мы своей цели на уроке?

-продвинулись ли мы в своих знаниях об имени сущ.?

-отметьте на моделях.

Действительно, ребята, хорошими мы оказались следопытами.

Если вам было легко, урок прошёл удачно, вы собой довольны прикрепите бабочку на жёлтый цветок,  если было трудно, вам нужна помощь, на красный цветок если вам было трудно, но вы справились с заданием на синий цветок

Вручение медалей

Последний след привёл нас, конечно же, к домашнему заданию, запишите домашнее задание:

Упр. 75, с.  45,правило,с. 45

Найти в толковом словаре ,значение слова   богатырь.

-Урок окончен.

Учащиеся настраиваются на урок, организуют рабочее место, записывают в тетради число, классная работа.

Р..бота            р..бочий            р..ботать

Д..журство    д..журный         д..журить

М..роз             м..розный         м..розить

Сл...допыт

Дети отвечают: Слова однокоренные, словарные,

-Все слова разбиты на 3 группы по частям речи, в 1 столбике-существительные, во 2 столбике-прилагательные, в 3 столбике-глаголы.

- Слово «следопыт» лишнее, потому что оно не словарное, безударную гласную в корне этого слова можно проверить словом след.

-Дети отвечают кто такой следопыт.

-В толковом словаре.

-быть внимательным ,уметь слушать и слышать., иметь зоркий глаз

Е

- дети отвечают: буква е может обозначать1 гласный звук [э] ,если стоит после согласной буквы,может обозначать два звука,если стоит после гласной буквы или в начале слова.

-первая заглавная буква повторяется, а строчная буква меняется.

Имя существительное.

УЗНАТЬ что такое имя существительное?

Учебник, учитель, интернет...

-Что такое имя существительное?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

Работа в парах:

Дети открывают учебники, рассматривают рисунки, называют предметы, ставят вопросы к словам-названиям. Записывают слова .

 1 вариант: слова, отвечающие на вопрос «Кто?»

2 вариант: на вопрос «Что?»

2 ученика работают у доски. Подчёркивают орфограммы.

Далее взаимопроверка, обмениваются тетрадями. Проверка у доски сигналами.

- Имена существительные обозначают предмет.

-Отвечают на вопросы Кто? Или Что?

Дети читают правило.

-Животные

-В зоопарке, в цирке.

-Люди

-дерево

- К растениям

- Что?

Дети называют несколько слов из группы Одежда

-Что?

-Имя существительное можно разделить на группы по лексическому значению

-да, можно, например: явления природы, чувства, эмоции

(если дети затрудняются дать ответ, учитель сам называет группы)

Дети распределяют существительные по группам:

1 ряд: явления  природы

2 ряд: животные

3 ряд: растения

По одному ученику с группы выходят к интерактивной доске и «перетягивают» нужные слова в свою корзину.

Ребята распределяют сущ. По группам:

Люди и животные

Самооценка:

!,+,-

Личностные УУД        

Мотивационная основа учебной деятельности учащихся (сохранять положительное отношение к учению,умение настроить себя на урок)

Познавательные ууд

Осуществление анализа объекта с выделением существенного признака

Регулятивные

Ууд  Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные-допускание возможности существования другого мнения у людей,договариваться и приход к общему решению,контролирование своих действий, умение задавать вопросы

Познавательныеосуществление , анализ объектов с выделением существенного признака.

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,строить речевое высказывание в устной речи

Познавтельные Умение ориентироваться в своей системе знаний

РегулятивныеУмение определять и формировать цель на уроке

Познавательные

Умение проводить сравнение по заданным критериям

Личностные формирование способности к самооценке

Познавательные

Осуществление необходимой информации,использование знаково-символических средств,построение речевых высказываний

Регулятивные Умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов

коммуникативные - умение осуществлять пошаговый контроль по результатам. Обобщать, выводить общность для целого ряда объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....